Тема урока: Знакомство с буквой С,с.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Петрик Людмила Владимировна

Предмет:    обучение грамоте

Класс:         1

УМК             "Начальная школа 21 века"

Тип урока     Открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_s.docx105.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Знакомство с буквой С,с.

Тип урока: комбинированный.

Дата проведения: 28.11.2017г

Учитель: Петрик Людмила Владимировна

Цели:

  • организовать работу по ознакомлению с новой буквой С, с ;

       

  • вовлечь учащихся в процесс поиска «открытия» нового знания;

     

  • способствовать формированию читательских умений,

         развитию мотивов учения, логического мышления,  

         фонематического слуха;

  • создать условия для развития умений логически обосновывать

        суждения, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли,

        выполнять звуковой анализ слов.

Планируемые результаты образования:

  • Предметные: знают букву С,с; умеют выполнять звуковой анализ слов, характеризовать согласные звуки по звонкости-глухости.

  • Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
  • Познавательные: общеучебные – осмысление прочитанного произведения; логические – разгадывание «зашифрованных» слов.
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

  • Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителями, сверстниками).
  • Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель.                         Ой, ребята, тише, тише,

                Что-то странное я слышу:

                Гость какой-то к нам спешит

                И как будто бы свистит.

                Кто бы ни был, заходи

                Да ребяток научи!

II. Объявление темы и постановка целей урока.

– Сегодня к нам на урок пришел гость. Отгадайте, кто это:

                Днем спит, ночью летает,

                Прохожих пугает. (Сова.)

                Совушка-сова, большая голова,

                На суку сидит, головой вертит,

                Во все стороны глядит.

– Кто видел сову? Какая она? (Учитель показывает картинку.)

– Мудрая сова пришла познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения. Но прежде чем дать новые знания, мудрая сова интересуется, насколько прочные знания у вас уже есть.

III. Повторение изученного материала.

– Произнесите звуки, которые обозначены буквами (к доске прикреплены карточки-буквы А, О, Ы, И, У, Н).

– Как образуются звуки? (Воздух проходит через горло, нос, рот; участвуют зубы, губы, язык.)

– Почему получаются разные звуки? От чего это зависит? (Разные звуки получаются в зависимости от того, в каком положении находятся губы, язык, зубы, как широко открывается рот.)

– Как называются буквы, записанные на доске? (Гласные и согласные.)

– Почему они так называются? (Гласные – голосовые, голос льется свободно, легко, плавно, их можно петь. Согласные при произнесении наталкиваются на преграду: зубы, губы, язык.)

IV. Работа по теме урока.

1. Наблюдение.

– Сова предлагает вам первое испытание: найти «заблудившийся» звук.

                Говорят, один рыбак

                В речке выловил башмак.

                Но зато ему потом

                На крючок попался… дом!

                (С-с-сом.)

                На пожелтевшую траву

                Бросает лев свою… листву.

                (Лес-с-с.)

                Лежит лентяй на раскладушке,

                Грызет, похрустывая, пушки.

        (С-с-сушки.)

– Какой звук «заблудился»? ([с].)

– Отгадайте загадку.

                По лужку он важно бродит,
                Из воды сухим выходит,
                Носит красные ботинки,
                Дарит мягкие перинки.

                (Гусь.)

                Кто-то в сумке носит книжки,

                Кто-то – нужные вещички,

                Кто-то – телефон, игру,

                А детишек – ... (кенгуру).

– Как называется карманчик, в котором носят детенышей кенгуру? (Сумка.)

2. Звуковой анализ слов «гуси», «сумка».

– Рассмотрите схемы, расположенные справа от рисунков.

– Выполните звуковой анализ слова «сумка».

– Разделите слова «гуси», «сумка» на слоги.

– Определите, какой слог ударный.

– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.

– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [с], [с’]. (Буква с.)

– Рассмотрите букву С, с. На что похожа? (Луна, подкова и т. д.)

                

3. Звуковая разминка

-Как свистит чайник при кипении?

 -Как воздух выходит из шарика?

Чистоговорки: 

-Повторяйте за мной:

Са- Са- Са- в лесу бегает лиса.

Со-Со-Со- у Вовы колесо.

Ос- Ос- Ос- на поляне много ос.

Су- Су- Су- было холодно в лесу.

Усь- Усь- Усь- на лугу пасётся гусь.

– Вспомните и назовите как можно больше слов с буквой с, которая обозначает мягкий согласный звук. (Сила, сено, семья, усики и т. п.)

– Назовите слова с буквой с, которая обозначает твердый согласный звук. (Свет, свеча, нос, колос и т. п.)

4. Чтение слогов, слов и предложений. «Делу – время, потехе – час».

– Прочитайте слоги с буквой с, используя «окошечки».

– Прочитайте слоги по строкам.

– Прочитайте по столбцам.

– Прочитайте только те слоги, в которых согласный звук произносится мягко.

– Прочитайте только те слоги, в которых согласный звук произносится твердо.

– Прочитайте слова по столбцам.

– Прочитайте слова парами.

– Рассмотрите таблицу на доске.

в

с

о

р

н

в

о

р

е

г

и

а

ж

м

м

ж

а

н

е

й

– Зачеркните буквы, которые повторяются. Из оставшихся букв соберите два слова. (Иней, снег.)

– Чувствуете, как сразу стало холодно?

                      Замело в лесу пригорки,

                      И овражки замело.

                      Ни души нет на полянке.

                      Тихо. Холодно. Бело.

– Но это только так кажется. Зимняя лесная сказка самая таинственная. Попробуйте объяснить, почему?

5. Чтение текста «Зимняя сказка».

– Какие слова повторяются в тексте?

– Сколько предложений в тексте?

– Что заметили? (Три одинаковых предложения, состоящие из одного слова.)

– Как вы думаете, зачем автор написал предложение «Снег» три раза подряд? (Ответы детей.)

– Мудрая сова довольна вашими ответами. Она решила поделиться с вами своими наблюдениями. Оказывается, буква с очень любит зиму. Назовите «зимние» слова, в которых есть буква с. (Снежинки, снеговик, санки, сосулька, снегурочка, снежки.)

СНЕГОПАД

                Сыплет снег, осторожен и робок,

                От него даже ночью светло.

                Деревенька увязла в сугробах,

                Белым пухом ее занесло.

                Тихо вьется поземка седая,

                Только слышно, как, снег разгребая,

                У калиток лопаты скрипят.

                М. Пляцковский

6. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

1) Закрепление зрительного образа буквы С, с.

– Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква С.

2) Развитие внимания при буквенной записи слов.

– Прочитайте слова парами.

– Определите, отличаются ли слова «лоси» и «лис» по количеству слогов.

– Прочитайте все пары, которые отличаются по количеству слогов.

– Найдите и прочитайте слова, в которых ударным является звук [о].

– Найдите и прочитайте слова, в которых ударным является звук [а].

– Найдите и прочитайте слова, в которых буква с обозначает мягкий согласный звук [с’].

– Найдите буквы, которыми отличаются слова в парах.

– Впишите эти буквы в пустые клеточки и прочитайте получившиеся по вертикали слова. (Колесо, космос.)

– Объясните значения слов. (Колесо – круг со спицами или сплошной, насаживаемый на ось повозки и посредством вращения ее на втулке передвигающий повозку. Космос – мир, вселенная.)

3) Задание «Пары слов».

– Найдите и подчеркните буквы, которыми отличаются слова в парах.

– Разделите эти слова на слоги.

– Поставьте знак ударения в словах.

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.                      

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.    

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова.      

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

7. Работа по учебнику. Чтение стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».

– Надоела холодная зима!

Задание для читающих детей: прочитать стихотворение.

Задание для нечитающих детей: подчеркнуть знакомые буквы и слова, которые могут прочитать.

Выразительное чтение стихотворения.

– Что придумала А. Барто? (Ответы детей.)

– Давайте и мы попробуем. Закройте глаза, слушайте и представляйте.

                Растопило солнце снег,

                Радость на сердце у всех,

                Птицы весело запели,

                Слышен звонкий стук капели,

                И ручьи бурлят, и птички

                В гнездах сели на яички.

                Небо чисто-голубое.

                Что с природою такое?

                (Весна.)

– Весной природа оживает, радуется, «расправляет крылья».

– Послушайте стихотворение и подумайте, что в нем необычного?

                Семь суток сорока старалась, спешила,

                Себе сапоги сыромятные шила.

                Сказала со смехом соседке синица:

                – Стать самой скрипучей сорока стремится!

                М. Пляцковский

– Что необычного в этом стихотворении? (Все слова на букву С.)

По желанию можно выучить это стихотворение наизусть.

8. Игра «Кто внимательный».

Учитель читает стихотворение Т. Синицыной «Алфавитная семья».

– Посчитайте количество слов на букву с.

                Как старательно трудился

                Звук согласный – буква С!

                В результате получился

                Слов прекрасных целый лес:

                Солнце, счастье, свет, страна,

                Серебристая луна,

                Синий вечер, звезд сияние,

                Сон, волшебное сказание.

                Вот трещит в траве сверчок,

                Светит нежно светлячок,

                Соловей залился трелью,

                Звонкой, радостной свирелью.

                Сани, снег, слеза, снежинка,

                В море рыбка есть – сардинка,

                Скрипка, струны и смычок,

                Гриб растет в лесу – сморчок.

                Есть на С любые птицы:

                Совы, снегири, синицы,

                Страус, сокол и скворец.

                Буква С, ты – молодец!

                (Всего 32 слова.)

9. Работа по учебнику. Расшифровка закодированных слов.

– Прочитайте слова в левом столбике таблицы.

– Заполните правый столбик таблицы: поставьте под каждым числом соответствующую букву.

– Прочитайте слова, которые получились. (Навес, сосна.)

– Какие разные буквы использовались для записи слов? Назовите их. (В, е, с, н, а, о.)

– Составьте из этих букв другие слова. (Вес, сев, нос, сон, вена, ванна, оса и т. д.)

Задание для читающих детей: чтение по ролям.

Задание для нечитающих детей: работа по карточкам.

– Найдите слова на букву с.

V. Итог урока.

– Наша гостья осталась довольна вашей работой. А своей работой вы довольны? Какие задания вам особенно понравились? Какие оказались трудными?

– Попробуйте сделать вывод по уроку.

        Директор школы                                   Арчегова В.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Знакомство с буквами Т т»

Знакомство с новыми звуками; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах....

Урок для дошкольников по теме: "Весна. Знакомство с буквой Вв, звуками (в, в*)".

Данный материал позволяет в занимательной форме познакомить дошкольников с новыми звуками и новой буквой, развивать  интерес к чтению, совершенствовать навык переключения с одного вида деятельнос...

Тема урока: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ М, м

урок литературного чтения...

Конспект урока по предмету "Литературное чтение. Обучение грамоте" в 1 классе.Тема урока: "Знакомство с буквой Ю,ю"

Урок открытия новых знаний. Используются технологии: системно-деятельностного подхода к обучению, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...

Тема урока «Знакомство с буквой З,з.

Цели: познакомить с новой буквой; читать слова с буквой З, з; учить проводить звуковой анализ слов; развивать фонематический слух....

Тема урока «Знакомство с буквой Г, г».

Цели: познакомить с буквой Г, г; дать учащимся общее представление об ударении в слове и формировать умение определять место ударения в слове; совершенствовать навык чтения слов, предложений с изуч...

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...