Тема урока «Знакомство с буквой Г, г».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_znakomstvo_s_bukvoy_g_g.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Знакомство с буквой Г, г».
Цели: познакомить с буквой Г, г; дать учащимся общее представление об ударении в слове и формировать умение определять место ударения в слове; совершенствовать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
– Отгадайте слово, если:
волк – зубы
еж – иголки
слон – бивни
лось – ? (рога)
песня – звучит – гимн
орел – изображен – герб
полотно – развевается – ? (флаг)
– Измените слово, чтобы оно называло несколько предметов. (Флаги.)
– Какие звуки слышите в словах рог-г-га, флаг-г-ги? (Звуки [г], [г’].)
– Эти звуки обозначаются одной буквой.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой г, узнаем, что такое ударение.
II. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слов «рога», «флаги».
– Рассмотрите схемы слов. Выполните звукобуквенный анализ слов.
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Слово «рога», [г] – твердый согласный звук. Слово «флаги», [г’] – мягкий согласный звук.)
– Определите, какой буквой можно обозначить эти звуки. (Буквой Г, г.)
2. Знакомство с буквой Г, г.
– Звуки [г], [г’] обозначают буквой Г, г.
– Замените соответствующие фишки в схемах слов буквами.
– На что похожа буква? Вот гном (показ иллюстрации).
Букву на плече носил,
На лугу траву косил.
Е. Тарлапан
– Разделите слова на слоги.
– Назовите только первый слог в слове «рога».
– Назовите гласную букву в этом слоге.
– Назовите второй слог этого слова. Назовите гласную букву в этом слоге.
– Назовите первый слог слова «флаги».
– Назовите гласный звук в этом слоге.
– Чем похожи и чем различаются звукобуквенные модели этих слов?
– Придумайте имя гному. Как вы думаете, на какую букву оно должно начинаться?
– Какое у него может быть имя, если оно начинается со звука [г’]? (Гера, Гена и т. д.)
На доске записано стихотворение.
Гном гулял. Гном играл.
Грянул гром. Где гном?
– Прочитайте стихотворение.
– Выскажите свое мнение, понравилось? Почему? (Почти все предложения начинаются на букву г.)
– Гном любит играть – перекликаться, слоги составлять, чтобы потом с ними слова придумывать. Давайте поиграем.
Гном скажет а, вы отвечаете «га».
Гном скажет я, вы отвечаете «гя».
Аналогичная работа проводится с буквами о, у, и, ы, е, ю.
– Подберите слова, в которых есть слоги «га», «го, «гу», «ги», «ге». (Галя, горы, город, гусь, гиря, генерал.)
– Придумайте движения к этому стихотворению про гнома.
Физминутка
3. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов и предложений.
Задание для читающих детей: самостоятельное чтение рассказов, состоящих из двух предложений (можно поработать в парах).
Задания для нечитающих детей (под руководством учителя):
– Прочтите слоги, используя «окошечки».
– Прочитайте слоги по строкам, столбцам.
– Прочитайте слова.
4. Работа по учебнику. Введение понятия «ударение». Соотнесение рисунка и слогоударной схемы слова.
– Выполните звуковой анализ слова «слива».
– Определите, сколько гласных в этом слове. (2 гласных.)
– Сколько слогов в слове? (2 слога.)
– Произнесите слово «слива» хором, разделяя слово на слоги. (Сли-ва.)
– Рассмотрите модель этого слова на доске. Как показано в модели, что в слове «слива» два слога? (Проведена вертикальная линия, каждый слог выделен дугой.)
– Послушайте: какой слог в этом слове произносится громче, протяжнее? Назовите этот слог. (Слог сли-.)
– Очень важно: запомните, что в слове один из слогов всегда произносится чуть громче и чуть длиннее, чем другие. Такой слог называется ударным. Над ударным слогом ставится косая черточка – так обозначается ударение. Ударение ставится в схеме над гласным звуком.
– Договоримся, что гласный звук, на который падает ударение, и слог, где стоит ударение, будем назвать ударным.
– Над каким слогом в слове «слива» стоит косая черточка? (Над слогом сли-.)
– Какая часть слова произносится громче, протяжнее? (Часть сли-.)
– Как называется этот слог? (Ударный.)
– Выделяя ударный слог, мы как бы ударяем по нему голосом. Не случайно появилось такое стихотворение:
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
А. Шибаев
– Как определить в слове ударный слог? (Надо произнести слово целиком, но не быстро, а нараспев; или как бы позвать, окликнуть слово.)
Мы в слове слог ударный
Найдем э-ле-мен-тар-но.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем!
А. Шибаев
– Рассмотрите рисунки в учебнике. Произнесите каждое слово. (Ландыш, бабочка, шиповник, стрекоза, мак, пчела.)
– Рассмотрите схемы между картинками. Чем отличаются друг от друга первая и вторая схемы? (В первой схеме ударный первый слог, а во второй схеме – третий слог.)
– Чем отличаются третья, четвертая, пятая схемы? (Третья схема показывает, что слово состоит из одного слога. Знак ударения в ней отсутствует. В четвертой схеме ударный слог первый. В пятой схеме ударный слог второй.)
– Определите, какое слово какой схеме соответствует. На что надо обратить внимание? (На слоговой состав и на место ударения.)
– Если рисунки с изображением бабочки и мака поменять местами, то как можно было бы назвать все предметы левого столбца? (Растения.)
– А правого столбца? (Насекомые.)
III. Итог урока.
– Расскажите, что такое ударение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Знакомство с буквами Т т»
Знакомство с новыми звуками; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах....
Урок для дошкольников по теме: "Весна. Знакомство с буквой Вв, звуками (в, в*)".
Данный материал позволяет в занимательной форме познакомить дошкольников с новыми звуками и новой буквой, развивать интерес к чтению, совершенствовать навык переключения с одного вида деятельнос...
Тема урока: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ М, м
урок литературного чтения...
Конспект урока по предмету "Литературное чтение. Обучение грамоте" в 1 классе.Тема урока: "Знакомство с буквой Ю,ю"
Урок открытия новых знаний. Используются технологии: системно-деятельностного подхода к обучению, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...
Тема урока «Знакомство с буквой З,з.
Цели: познакомить с новой буквой; читать слова с буквой З, з; учить проводить звуковой анализ слов; развивать фонематический слух....
Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».
Тема урока: «Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...
Тема урока: Знакомство с буквой С,с.
Предмет: обучение грамотеКласс: 1УМК "Начальная школа 21 ...