А.С. Пушкин. Зимнее утро.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
План- конспект интегрированного урока по чтению и развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Зимнее утро. А. С. Пушкин.
Цель:
Создать условия для первоначального ознакомления с творчеством А.С. Пушкина.
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Зима» средствами художественной литературы, и применить эти знания в творческой ситуации.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с биографией и творчеством А.С. Пушкина;
- формировать умение работать с художественными особенностями текста;
- создать условия для развития навыка правильного вдумчивого чтения;
- осуществлять взаимосвязь предметов: окружающего мира чтения др.
2. Развивающие:
- способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса обучающихся;
- развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их фантазию и любознательность;
- помочь в становлении самосознания, самооценки и самоконтроля.
3. Воспитательные:
-воспитывать вкус и чувства у детей, интерес к художественному слову;
- создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности, заботливого отношения к другим людям;
- воспитывать любовь к природе и бережного отношения к ней.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданием), зеркала, портрет А.С. Пушкина, выставка книг, зимние пейзажи,, костюм зимы, снежинки.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковского «Времена года».
Структура урока:
- Организационный момент- 2 мин.
- Актуализация знаний, постановка целей- 5 мин
- Объявление темы урока- 1 мин.
- Биографическая справка – 5 мин.
- Работа над новым материалом- 10 мин.
- Физкультминутка и дыхательная гимнастика- 2 мин.
- Продолжение работы над новым материалом- 5 мин.
- Выполнение творческих заданий- 5 мин.
- Итог урока, самооценка- 4 мин.
- Домашнее задание- 1 мин.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Цель: улучшение работоспособности, снятие речевого режима пр.
1. Игра-энергизатор «Массаж»:
- поглаживание по голове;
-массаж мочек ушей;
-разомнем плечи;
-похлопаем и погладим по спине;
-Сядет тот у кого день рождения в это время года (осень, лето, весна, зима).
2. Артикуляционная гимнастика.
Ну- ка зеркальце, смотри,
Все нам верно повтори.
Сяду я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной.
«улыбочка», - «хоботок».( Динамические упражнения для губ).
«лопатка», «грибок». (Статические упражнения для языка).
«гармошка», «маляр», «лошадка», «моторчик». (Динамические упражнения для языка).
3. Вступительная беседа.
Цель:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Зима» средствами художественной литературы, и применить эти знания в творческой ситуации.
-Приходилось ли вам ребята, удивляться чему – то обычному, видеть в этом что – то чудесное, поразительное? А ведь это можно назвать чудом, а чудес на свете очень много. Нужно только суметь увидеть их, не пропустить мимо себя.
К нам в гости идет волшебница, а как ее зовут, узнаете, отгадав загадку:
Птица- тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром. (Зима)
- Что за тройка на которой примчалась зима? (Зимние месяцы)
- Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль).
- Объясните, что значит «все покрылось серебром»? (снегом)
II. Актуализация знаний, постановка цели.
Цель:положительная мотивация, активизация учебной деятельности, повторение ранее изученного.
- Какое стихотворение о снеге вызнаете?
1. Белый снег пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
- Кто написал это стихотворение? (И.З.Суриков) О чем оно? Как догадались?
- Сегодня мы с вами вспомним все, что знаем о зиме.
2. Работа в группах.
- Обсудите в группах и назовите приметы наступления зимы.
- Проверьте себя по таблице.
Приметы зимы |
Солнце ниже, чем осенью, дни короче, рано темнеет. |
Деревья стоят голые, без листьев. |
Стоят морозы, выпадает снег. |
Водоёмы покрываются льдом. |
Почва замерзает и покрывается снегом. |
У некоторых животных мех становится гуще. |
- Назовите главный признак наступления зимы. (Похолодание)
Именно этот признак влияет на изменения в неживой и живой природе.
С приходом зимы мы встречаем зимних гостей: холодных, морозных, снежных.(Музыка. «Здравствуй, гостья зима!» Входит Зима.)
Учитель: - Здравствуй, гостья – Зима! Зимушка – зима!
- Почему все дети тебя так любят?
Зима:
– Да и я вас очень люблю хоть порой и носики щиплю. Приготовила я вам испытания. Готовы ли вы к ним? Давайте сейчас и проверим.
- Поставьте слова так, чтобы получилась пословица. (Раздаются вразброс написанные слова, дети складывают пословицу).
ГОД КОНЧАЕТСЯ, А ЗИМА НАЧИНАЕТСЯ.
- Как вы понимаете эту пословицу?
2. Приглашаю вас в зимний лес. Там вы встретите лесных жителей. Им нужна ваша помощь.
На этих снежинках ваше второе испытание.
Вставь пропущенные слова в рассказ:
(Приложение 1).
- Игра «Волшебные ворота».
(Зима и учитель держатся за руки, образуя ворота.)
- Через эти ворота может пройти только тот, кто назовет слово или словосочетание, относящееся к теме «Зима».
Зима:
- Вы отлично прошли все испытания! Молодцы! И на память о нашей сегодняшней встрече, я дарю вам снежинки. До скорых встреч!
III. Объявление темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Зимнее утро». Написал его замечательный поэт Александр Сергеевич Пушкин.
IV. Биографическая справка.
Цель: Создать условия для первоначального ознакомления с творчеством А.С. Пушкина.
6 июня 1799 года родился А.С. Пушкин.( Приложение 5)) В 9 лет Саша уже хорошо читал, обладал исключительной памятью. В 11 лет знал наизусть множество стихотворений не только русских, но и французских поэтов. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его родители отдали его учиться в Лицей. 6 лет Александр учился в Лицее. Здесь кончились его мальчишеские годы и началась бурная творческая деятельность юноши- поэта.
Произведения Пушкина сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяя души чудесной сказкой, с синим ее лукоморьем, морскими его богатырями, таинственной золотой рыбкой, озорным и лукавым работником Балдой. Но стихи всегда являлись самой сильной страстью поэта, Александр Сергеевич повсюду читал свои пламенные произведения. Он всегда считался и считается, одним из самых лучших русских поэтов, того времени.
V. Работа над новым материалом.
Цель: воспитывать вкус и чувства у детей, интерес к художественному слову;
- Чтение стихотворения учителем. (Детям предлагается послушать и подобрать подходящую иллюстрацию к произведению, предложенные учителем.) (Приложение 5)
Зимнее утро.
…Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
2. Словарная работа с объяснением значения слова:
Великолепными.
3.Что говорится о зимнем утре? Какое оно- хмурое или солнечное?
Почему ты так думаешь? Какие слова подтверждают твою мысль?
Прочитай, как сказано про снег, про лес, про речку. С чем сравнивает поэт снег?
VI. Физкультминутка и дыхательная гимнастика:
Цель: коррекция и развитие внимания, моторной и мыслительной деятельности
- Подуем на снежинку.
- Фикультминутка (Приложение 2)
VII.Продолжение работы над новым материалом. Цель:создать условия для развития навыка правильного, выразительного вдумчивого чтения.
1. Чтение стихотворения уч-ся в полголоса.
2. Чтение « Цепочкой».
3. Чтение «Спотыкаясь о камушки». (При чтении обратить внимание на знаки препинания).
- Какая музыка подошла бы к этому стихотворению: танец, вальс, марш, песня?
4. Чтение под музыку.
(Вальс П. И. Чайковского из альбома «Времена года»).
VIII. Выполнение творческих заданий группами.
Цель: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности, заботливого отношения к другим людям
(Приложение 3).
IX. Итог урока.
Цель:помочь в становлении самосознания, самооценки и самоконтроля.
А) Одна из групп выполняет работу экспертов, используя схему
анализа. Приложение 4).
Б) Самооценка.
– Продолжите предложения:
Я доволен своей работой, потому что…
Я допустил ошибку…
Мне следует поработать над…
X. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть. Приготовиться к конкурсу чтецов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро"
Данный урок разработан в соответствии с принципами концепции УМК "Перспективная начальная школа"....
Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.
В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....
А.Пушкин. "Зимнее утро" (урок-мастерская)
урок литературного чтения в 3 классе А.Пушкин "Зимнее утро"...
Изображение зимнего пейзажа по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро».
- учить рисовать зимний пейзаж, используя линейную и воздушную перспективу; - учить сопоставлять словесные, музыкальные и живописные образы через работу над репродукциями ...
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс, по теме А.С.Пушкин. Зимнее утро. Зимний вечер.
программа Школа России, 2 четверть...
Урок литературного чтения. «А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Средства художественной выразительности. Приём контраста»
Урок разработан по программе "Школа России" для 3 класса....
А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Сравнительный анализ
в помощь учителю по литературе...