Урок литературного чтения в 1 классе. Е. Чарушин. "Теремок". УМК "Школа России".
методическая разработка по чтению (1 класс)
На уроке обучающиеся просматривают народную сказку "Теремок", затем знакомятся с авторской сказкой.Сравнивают оба произведения, находят главную мысль, дают характеристику персонажам. В конце урока выполняют творческое задание и формулируют выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.docx | 24.84 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе
Е. Чарушин « Теремок »
Цель: Создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить плавному выразительному чтению, пересказу; научить различать народные и авторские сказки.
Задачи:
Обучающие:
учиться работать с текстом, продолжать работу над навыками чтения: правильностью, скоростью,
активизировать « вдумчивое чтение »;
развивающие:
развивать устную речь, образное мышление;
воспитывающие:
воспитывать нравственность через анализ содержания произведения.
Оборудование: учебник, презентация, конверты с цветными фигурками для теремка.
Тип урока: Изучение новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; различать народную и литературную сказки.
Метапредметные:
Регулятивные: отбирать средства достижения деятельности;
Познавательные: контролировать результат деятельности;
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, расширение представлений об общих нравственных категориях.
Ход урока:
Организационный момент. (2 мин)
Приветствие.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Будем думать, рассуждать
Ни минуты не терять.
Речевая разминка.
- Прочитайте правильно.
Научились мы читать –
Важнее нет науки.
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки!
- Прочитайте первую строку с вопросительной интонацией, вторую – с утвердительной интонацией, третью – сердито, четвёртую –весело.
I этап до чтения (9 мин)
Актуализация знаний, постановка целей.
- Попробуйте догадаться, о чём будем говорить на уроке. Разгадайте ребус. (Слайд 1)
- Да. Мы будем говорить о сказках. Это тема нашего урока. (Открыть на слайде)
- Вы любите сказки? За что?
- Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведениями нового раздела. Откройте учебники на с. 29 и прочтите его название.
- Все слова вам понятны?
- Что такое небылицы?
- С чем мы познакомимся?
- Чему научимся?
- Какова же цель нашего урока? (Слайд 2)
- Почему так говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»? (Слайд 3)
- Можно ли сказать, что в сказках отражается мудрость народа?
- Это действительно так. (Слайд 4)
- Рассмотрите выставку книг со сказками внизу страницы. На всех ли книгах указаны авторы? Почему? (Есть сказки народные, а есть литературные) (Слайд 5)
- Какие народные сказки вы знаете?
II этап во время чтения (22 мин)
Слушание текста
- А теперь догадайтесь, о какой сказке загадка.
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко.
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать.
- Почему эта сказка называется народная? (Открыть видео)
- Сейчас мы её посмотрим. А вы внимательно слушайте, с какой интонацией говорит рассказчик за сказочных героев.
- В каком порядке появлялись герои в сказке? (Мышка-норушка) (Слайд 6)
- Какой у неё характер, голос? (Тихая, голосок слабенький) (Лягушка-квакушка – весёлая, громкая; зайчик-побегайчик – звонкий, быстрый; лисичка-сестричка – хитрая, ласковая; волчок-серый бочок – осторожный; медведь косолапый – неуклюжий))
Физминутка (1 мин)
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок.
(присели, встали - руки вытянуты)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк
(показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк.
(сели)
Подготовка к чтению сказки.
- Сейчас мы будем читать сказку, которую рассказал нам Евгений Иванович Чарушин. (Слайд 7) Этот талантливый человек был не только писателем, но и художником детских книг.
- Рассмотрим иллюстрацию к этой сказке на с. 32. Как называется эта сказка?
Прочитаем под иллюстрацией.
- Вы удивлены? Какая это сказка? (Народная)
- Верно, она народная. Но в то же время в учебнике она какая? (Литературная)
- Сказка действительно была сначала народная. Но она очень понравилась многим писателям, в том числе и Евгению Ивановичу Чарушину, поэтому писатели решили её пересказать по- своему. Добавим название сказки к теме нашего урока.
Чтение текста.
- При чтении постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки. (Чтение о мышке)
- Как вы думаете, что будет дальше? ( Прибежит лягушка )
- Давайте узнаем. (Чтение о лягушке)
- Как вы думаете, что произойдёт дальше? ( Прибежит заяц )
- Давайте прочитаем.
- Как вы понимаете слово «увёртыш»? (Умеет уворачиваться от опасности)
-А дальше? ( Прибежит лисичка-сестричка)
- Оцените своё чтение.
Физминутка (1 мин)
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Перечитывание текста.
- Чем сказка Евгения Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку? Сравните героев, окончания сказок.
- Сможете вы узнать героев по их словам? Откройте рабочие тетради на с. 31, выполните задания в парах. (Проверка)
III этап после чтения (7 мин)
Беседа.
- Ребята, так много героев, и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленьком теремочке?
- Как лиса жила вместе с зайцем? А волк мог находиться рядом с лисой, да ещё и песни распевать? (Они уступали друг другу, помогали и пр.)
- А что бы могло произойти, если бы они ссорились?
- Какая из пословиц подходит к сказке «Теремок»?
В тесноте, да не в обиде.
Знает сорока, где зиму зимовать.
Согласие крепче каменных стен.
Творческие задания
- Попробуйте придумать продолжение и окончание сказки. (Проверка)
- Какой конец вам больше понравился? Почему?
Рефлексия. (3 мин)
- Чему можно поучиться у героев? (Дружелюбию, взаимовыручке, умению уступать, желанию помочь)
- Вернёмся к выводу (на доске)
В сказках отражается мудрость народа.
- Подходит этот вывод к сказке «Теремок»?
- Возьмите из конвертов цветные фигурки. Давайте из этих кирпичиков построим дружный, гостеприимный Теремок.
Зелёный – я работал с удовольствием, в полную силу
Жёлтый – работал, но могу лучше
Коричневый – не хотел работать
(Дети прикрепляют листочки на плакат, получается домик )
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка
Сказки, загадки, небылицы. Цель: Познакомимся со сказками, научимся правильно читать.
В сказках отражается мудрость народа. Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
Сказки
Сказка «Теремок»
В тесноте, да не в обиде. Знает сорока, где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен.
В сказках отражается мудрость народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Литературное чтение. 1 класс Е. Чарушин "Теремок"
Конспект урока по литературному чтению...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Конспект урока литературного чтения 1 класс Е.И.Чарушин "Теремок"
цели урока: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Были использованы формы и методы ...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»
Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...
Урок литературного чтения 2 класс.Писатели - детям. УМК Школа России
Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям»...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...