Литературное чтение. 1 класс Е. Чарушин "Теремок"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Стрельцова Татьяна Васильевна

Конспект урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e._charushin_teremok.docx49.91 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение  1 класс

Тема. Е. Чарушин «Теремок»

Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; выявить особенности народных и авторских сказок; познакомить с творчеством Е. Чарушина; учить называть действующих лиц, характеризовать с помощью учителя их поступки; формировать интерес к самостоятельному чтению; совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа, развивать память, речь, мышление.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты.

Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка», умение читать целыми словами, по ролям; делить текст на части и пересказывать их.

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков, ответственности за общее благополучие.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя  и ориентиром на правильность их выполнения,  вносить коррективы; уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

Познавательные: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров; уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки, выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их.

Коммуникативные: уметь формулировать ответ на вопрос учителя, аргументировать свою позицию; высказывать своё отношение; уметь сотрудничать и договариваться, участвуя в коллективной деятельности;

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Образовательные ресурсы: видеофрагмент на песню в исполнении В. Толкуновой «Сказки гуляют по свету»; презентация о творчестве Е. Чарушина, выставка книг писателя, рисунок теремка, маски с изображением героев сказки; схема; карточки с частями пословиц; иллюстрации автора  к сказке «Теремок».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Подведение итогов конкурса индивидуальных проектов «Город букв».

III. Постановка учебных задач урока

-Сегодня мы начинаем новый раздел. А какие произведения в нём будем изучать, вы узнаете, посмотрев видеоролик (По мотивам песни «Сказки мчатся по свету»)

- О чем эта песня? (О сказках) Учитель выставляет на доску карточку со словом «сказки»

- Послушайте четверостишие.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том,  в конце концов,

Стало множество жильцов. (Теремок)

- Что за стихотворение я вам прочитала? (Это загадка) Отгадайте её. Учитель выставляет на доску карточку со словом «загадки».

- В сказках часто разные предметы заколдованы. Вот и у нас есть заколдованное слово. Давайте его расколдуем. Может кто-то догадается, как расколдовать эту запись? (Нужно читать только русские буквы) 

RНQGЕSБZЫYЛVLИWЦNЫJ Учитель выставляет на доску карточку со словом «небылицы»

- Как вы думаете, с какими произведениями мы встретимся в новом разделе учебника? – Попробуйте самостоятельно определить цели нашего урока. Дети прогнозируют, знакомятся  со шмуцтитулом (с. 29).

- Сегодня на уроке  мы встретимся с произведениями устного народного творчества: с известными вам сказками и познакомимся с новыми, будем учиться пересказывать сказку по картинкам, отгадывать загадки.

- А вы любите сказки? Почему?

- Сказка всегда учит чему-либо. Не зря говорится: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». В сказках отражается мудрость народа. А ещё в сказках добро всегда побеждает зло.

IV. Изучение нового материала.

  1. - Рассмотрите обложки книг (с.30). Везде ли указаны авторы сказок? (Нет) 

- Те сказки, чьи авторы известны, называются авторскими сказками. А есть еще народные сказки. Их авторы нам неизвестны. Принято говорить, что их сочинил народ.  На доске оформляется таблица:

  1. - Рассмотрите рисунки (с. 31 учебника или на отдельных карточках.).

- Вспомните название этой сказки.

- Это народная сказка.

- Восстановите последовательность событий в ней. (Дети работают с карточками, проставляют нумерацию картинок).

- Кто расскажет эту сказку? (Желающий ученик пересказывает сказку по картинкам).

  1. - Вспомните русскую народную сказку «Теремок». Не так давно мы читали её. Назовите её героев. ( Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, мишка косолапый)

  1. Физкультминутка «Изобрази героев сказки». (Дети под музыку изображают героев сказки.)

  1. - Сюжет  этой сказки стал интересен многим писателям.      Её  пересказывали и А. Толстой,  и С. Маршак. Свой вариант этой сказки предложил и замечательный писатель Евгений Чарушин. (Учитель знакомит с творчеством писателя, используя презентацию).

  1. – А сейчас мы с вами побываем в театре.

– Кто из вас был в театре?

- Кто знает, как нужно вести себя в театре? (Не бегать, не шуметь, не разговаривать во время просмотра спектакля, не вертеться и т.д.)

- К нам в гости пришла литературная (авторская) сказка Е. Чарушина «Теремок». Давайте с ней познакомимся.

(Учитель катит яблочко по тарелочке.)

Катись, катись, яблочко наливное

По блюдечку, по серебряному.

Чудо-яблочко катись,

Наша сказка расскажись.

  1. Инсценировка сказки подготовленными учащимися.

  1. Беседа.

- Почему мышка назвалась норушкой? (роет норку) Лягушка – квакушкой? (квакает) Заяц – на горе увёртыш? (умеет «увёртываться» от опасности) Лисичка – сестричкой? (сестра волку)

- Ребята, так много героев и все они разные.

- Как же они могли дружно жить в таком маленьком теремочке, да еще и песни распевать? (Уступали друг другу, помогали и т.д.)

  1. Подготовка к самостоятельному чтению.

- Прежде чем вы начнёте читать сказку самостоятельно, давайте научимся быстро и правильно читать трудные слова.

оста-но-ви-лась

те-ре-мо-чке

не-вы-со-ком

рас-пе-вать

  1.  Самостоятельное чтение.

  1.  - Так как сказка в учебнике дана в сокращении, отгадайте её следующих героев.

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.  (Волк)

- Волка в сказке зовут «волк-из-за куста хватыш». Почему? (прячется в кустах и хватает добычу)

- Рассмотрите иллюстрацию к сказке (с.35)

- Как вы думаете, кто из героев сказки на ней не изображён? (Медведь)

 - Медведь в сказке назвался так: «медведь-всем пригнётыш». Как вы понимаете эти слова? («Гнёт» - это груз. Медведь может придавить своей тяжестью).

- В других вариантах сказки его зовут: медведь-тяпыш-ляпыш-всех вас давишь.

12. Разминка для глаз. Выполняют движения глазами согласно указанию учителя:

  • Закрыть ладонями глаза – волк спрятался в кустах;
  • Движения глазами влево, вправо – пытаемся заметить опасность;
  • Прищурились – волк высматривает добычу;
  • Раскрыли широко глаза – заметили волка и испугались.
  • Поморгали быстро – убегаем от волка сквозь заросли.
  1.   - Вы заметили, что реплика каждого нового персонажа предваряется словами-звукоподражаниями: Пик! Пик! Ква! Ква! Чук! Чук! Тяф! Тяф!

Слова-звукоподражания выстраиваются в цепочку, и в конце сказки из них образуется целая песенка.

Автор намеренно использует этот приём, так как сказка предназначена для малышей, чтобы они развивали свою речь. Поэтому и читать эти слова нужно соответствующим голосом.

  1.  Чтение учащимися «цепочкой».

  1.  - Давайте составим картинный план сказки. А для этого расположим героев сказки в том порядке, в котором они появляются в сказке. (Выставляются картинки, дети  расставляют их в нужном порядке)

  1. - Как ведут себя герои сказки? (дружно)

- Чему можно поучиться у героев этой сказки? (дружелюбию, взаимовыручке, желанию жить в мире и согласии, умению уступать, желанию помочь)

По ходу ответов учащихся на доску выставляются карточки и  появляется изображение:

 

  1. Творческое задание.

- Писатель закончил сказку тем, что медведь навалился на  теремок, он рассыпался, а все звери разбежались.?

- Придумайте свой вариант окончания сказки. (Указать на мораль сказок)

18.  Собери пословицу (Работа в группах)

  • В тесноте, да не в обиде.
  • Не учись разрушать, а учись строить.
  • Согласие крепче каменных стен.
  • Без друга в жизни туго.
  • Дружба и братство дороже богатства.
  • Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

V. Рефлексия

- С какой сказкой познакомились?

- Кто автор этой сказки?

- Чему научил вас этот урок?

- Что для вас на уроке было самым интересным?

- Выскажите своё отношение к уроку. (Памятка на доске с началом фраз: «На уроке я узнал…», «Я научился…» «Теперь я знаю…», «Я смог…», «Стало понятно…», «Было интересно…» и т.д.)

- Оцените свою работу на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...