Литературное чтение. 1 класс Е. Чарушин "Теремок"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 1 класс
Тема. Е. Чарушин «Теремок»
Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; выявить особенности народных и авторских сказок; познакомить с творчеством Е. Чарушина; учить называть действующих лиц, характеризовать с помощью учителя их поступки; формировать интерес к самостоятельному чтению; совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа, развивать память, речь, мышление.
Тип урока: изучение новых знаний.
Планируемые результаты.
Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка», умение читать целыми словами, по ролям; делить текст на части и пересказывать их.
Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков, ответственности за общее благополучие.
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, вносить коррективы; уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Познавательные: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров; уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки, выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их.
Коммуникативные: уметь формулировать ответ на вопрос учителя, аргументировать свою позицию; высказывать своё отношение; уметь сотрудничать и договариваться, участвуя в коллективной деятельности;
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Образовательные ресурсы: видеофрагмент на песню в исполнении В. Толкуновой «Сказки гуляют по свету»; презентация о творчестве Е. Чарушина, выставка книг писателя, рисунок теремка, маски с изображением героев сказки; схема; карточки с частями пословиц; иллюстрации автора к сказке «Теремок».
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Актуализация знаний
Подведение итогов конкурса индивидуальных проектов «Город букв».
III. Постановка учебных задач урока
-Сегодня мы начинаем новый раздел. А какие произведения в нём будем изучать, вы узнаете, посмотрев видеоролик (По мотивам песни «Сказки мчатся по свету»)
- О чем эта песня? (О сказках) Учитель выставляет на доску карточку со словом «сказки»
- Послушайте четверостишие.
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. (Теремок)
- Что за стихотворение я вам прочитала? (Это загадка) Отгадайте её. Учитель выставляет на доску карточку со словом «загадки».
- В сказках часто разные предметы заколдованы. Вот и у нас есть заколдованное слово. Давайте его расколдуем. Может кто-то догадается, как расколдовать эту запись? (Нужно читать только русские буквы)
RНQGЕSБZЫYЛVLИWЦNЫJ Учитель выставляет на доску карточку со словом «небылицы»
- Как вы думаете, с какими произведениями мы встретимся в новом разделе учебника? – Попробуйте самостоятельно определить цели нашего урока. Дети прогнозируют, знакомятся со шмуцтитулом (с. 29).
- Сегодня на уроке мы встретимся с произведениями устного народного творчества: с известными вам сказками и познакомимся с новыми, будем учиться пересказывать сказку по картинкам, отгадывать загадки.
- А вы любите сказки? Почему?
- Сказка всегда учит чему-либо. Не зря говорится: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». В сказках отражается мудрость народа. А ещё в сказках добро всегда побеждает зло.
IV. Изучение нового материала.
- - Рассмотрите обложки книг (с.30). Везде ли указаны авторы сказок? (Нет)
- Те сказки, чьи авторы известны, называются авторскими сказками. А есть еще народные сказки. Их авторы нам неизвестны. Принято говорить, что их сочинил народ. На доске оформляется таблица:
- - Рассмотрите рисунки (с. 31 учебника или на отдельных карточках.).
- Вспомните название этой сказки.
- Это народная сказка.
- Восстановите последовательность событий в ней. (Дети работают с карточками, проставляют нумерацию картинок).
- Кто расскажет эту сказку? (Желающий ученик пересказывает сказку по картинкам).
- - Вспомните русскую народную сказку «Теремок». Не так давно мы читали её. Назовите её героев. ( Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, мишка косолапый)
- Физкультминутка «Изобрази героев сказки». (Дети под музыку изображают героев сказки.)
- - Сюжет этой сказки стал интересен многим писателям. Её пересказывали и А. Толстой, и С. Маршак. Свой вариант этой сказки предложил и замечательный писатель Евгений Чарушин. (Учитель знакомит с творчеством писателя, используя презентацию).
- – А сейчас мы с вами побываем в театре.
– Кто из вас был в театре?
- Кто знает, как нужно вести себя в театре? (Не бегать, не шуметь, не разговаривать во время просмотра спектакля, не вертеться и т.д.)
- К нам в гости пришла литературная (авторская) сказка Е. Чарушина «Теремок». Давайте с ней познакомимся.
(Учитель катит яблочко по тарелочке.)
Катись, катись, яблочко наливное
По блюдечку, по серебряному.
Чудо-яблочко катись,
Наша сказка расскажись.
- Инсценировка сказки подготовленными учащимися.
- Беседа.
- Почему мышка назвалась норушкой? (роет норку) Лягушка – квакушкой? (квакает) Заяц – на горе увёртыш? (умеет «увёртываться» от опасности) Лисичка – сестричкой? (сестра волку)
- Ребята, так много героев и все они разные.
- Как же они могли дружно жить в таком маленьком теремочке, да еще и песни распевать? (Уступали друг другу, помогали и т.д.)
- Подготовка к самостоятельному чтению.
- Прежде чем вы начнёте читать сказку самостоятельно, давайте научимся быстро и правильно читать трудные слова.
оста-но-ви-лась
те-ре-мо-чке
не-вы-со-ком
рас-пе-вать
- Самостоятельное чтение.
- - Так как сказка в учебнике дана в сокращении, отгадайте её следующих героев.
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
- Волка в сказке зовут «волк-из-за куста хватыш». Почему? (прячется в кустах и хватает добычу)
- Рассмотрите иллюстрацию к сказке (с.35)
- Как вы думаете, кто из героев сказки на ней не изображён? (Медведь)
- Медведь в сказке назвался так: «медведь-всем пригнётыш». Как вы понимаете эти слова? («Гнёт» - это груз. Медведь может придавить своей тяжестью).
- В других вариантах сказки его зовут: медведь-тяпыш-ляпыш-всех вас давишь.
12. Разминка для глаз. Выполняют движения глазами согласно указанию учителя:
- Закрыть ладонями глаза – волк спрятался в кустах;
- Движения глазами влево, вправо – пытаемся заметить опасность;
- Прищурились – волк высматривает добычу;
- Раскрыли широко глаза – заметили волка и испугались.
- Поморгали быстро – убегаем от волка сквозь заросли.
- - Вы заметили, что реплика каждого нового персонажа предваряется словами-звукоподражаниями: Пик! Пик! Ква! Ква! Чук! Чук! Тяф! Тяф!
Слова-звукоподражания выстраиваются в цепочку, и в конце сказки из них образуется целая песенка.
Автор намеренно использует этот приём, так как сказка предназначена для малышей, чтобы они развивали свою речь. Поэтому и читать эти слова нужно соответствующим голосом.
- Чтение учащимися «цепочкой».
- - Давайте составим картинный план сказки. А для этого расположим героев сказки в том порядке, в котором они появляются в сказке. (Выставляются картинки, дети расставляют их в нужном порядке)
- - Как ведут себя герои сказки? (дружно)
- Чему можно поучиться у героев этой сказки? (дружелюбию, взаимовыручке, желанию жить в мире и согласии, умению уступать, желанию помочь)
По ходу ответов учащихся на доску выставляются карточки и появляется изображение:
- Творческое задание.
- Писатель закончил сказку тем, что медведь навалился на теремок, он рассыпался, а все звери разбежались.?
- Придумайте свой вариант окончания сказки. (Указать на мораль сказок)
18. Собери пословицу (Работа в группах)
- В тесноте, да не в обиде.
- Не учись разрушать, а учись строить.
- Согласие крепче каменных стен.
- Без друга в жизни туго.
- Дружба и братство дороже богатства.
- Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
V. Рефлексия
- С какой сказкой познакомились?
- Кто автор этой сказки?
- Чему научил вас этот урок?
- Что для вас на уроке было самым интересным?
- Выскажите своё отношение к уроку. (Памятка на доске с началом фраз: «На уроке я узнал…», «Я научился…» «Теперь я знаю…», «Я смог…», «Стало понятно…», «Было интересно…» и т.д.)
- Оцените свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....