Урок литературного чтения В. Астафьев "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок по литературному чтению составлен для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений (УМК "Школа России"). Урок разработан в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. –Леднева Светлана Сергеевна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Екатериновка Саратовской области.
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 класс
Учебник: Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.В. Виноградская, М.В. Бойкина). Учебник для 3 класса в 2-х частях. Часть 2. – Москва «Просвещение», 2018
Тема урока: В. Астафьев «Капалуха»
Тип урока: урок «открытия» нового
Цель урока: создать условия для формирования типа правильной читательской деятельности на основе произведения В. Астафьева «Капалуха»
Задачи:
- способствовать формированию умения работать с текстом, анализировать и оценивать поступки героев, развитию внимания на основе выборочного чтения, мыслительных операций через работу с пословицами, умения выделять главное в тексте на основе произведения В. Астафьева «Капалуха»
- выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам героев
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный, ИКТ и т.д.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Средства обучения (для учащихся, для учителя): учебник, портрет писателя В. Астафьева, ИКТ, Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.:ИТИ Технологии, 2009, экран, компьютер, монитор; презентация
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | УУД |
1. Самоопределение к деятельности. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность. На доске написано четверостишие. Остановись. Постой. И под ноги взгляни. Живой живому удивись: Они ж тебе сродни. - О чём просит нас автор этих строк? - Зачем использует строки: «Они ж тебе сродни» Запомните эти строки, они нам ещё пригодятся на уроке. | Сообщают о готовности к уроку. Читают четверостишие. Отвечают на вопросы. Остановиться, постоять, взглянуть, удивиться. Всё живое вокруг нас – это братья наши меньшие. | К.Умеют слушать в соответствии с целевой установкой Р. Принимают и сохраняют организационные задачи. |
2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности | а)Организует речевую разминку, развивающую технику чтения и осознание читаемого текста( с доски) - Прочитайте пословицы по слогам. Объясните их значение
- Прочитайте сердито. - Прочитайте с удивлением. - Прочитайте скороговоркой. - Сделайте вывод, чему учат пословицы? - Запомните свой вывод. SLВИWGKТSVIОLРS ПGIЕSТРSWVОВLИЧLI WАVСSТLIАФLЬGЕВSL Виктор Петрович Астафьев - Что за слова у вас получились? - Как вы думаете, кто такой В.П.Астафьев? А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Разгадав слово, мы узнаем название произведения, которое будем изучать на уроке 1 буква – такая же, как первая буква в слове класс (К) 2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А) 3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П) 4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А) 5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л) 6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У) 7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х) Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение: В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А) - Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА) - Можем по названию предположить о чём или о ком пойдёт речь в рассказе? - Можем ли мы ответить на вопрос: кто такая капалуха? - Рассмотрите иллюстрацию к нему. - Можем ли мы сказать, что художник правильно изобразил содержание рассказа? | Выполняют речевую разминку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. Делают вывод ( учат любить природу, бережно относиться к ней Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя. Ф.И.О. писателя, с которым мы будем знакомиться Можем Нет, т.к. мы ещё не читали рассказ. | П. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. К. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Р. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. К.Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. П. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. П. Делают выводы, анализ |
3. Постановка учебной задачи. | - Определите цели урока, используя опорные слова: - Мы познакомимся с … -Мы узнаем… -Мы вспомним.. -Мы научимся… -Мы сможем поразмышлять… - Знаете ли вы какие - либо сведения о В.П. Астафьеве? |
Формулируют цель урока | Р. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. П. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. П. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
4. Построение проекта выхода из затруднений | А) Рассказывает о творчестве В.П. Астафьева, свой рассказ сопровождает показом слайдов. Б) Проводит словарную работу. -Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
2. перен. что-л., напоминающее такие пряди. Физкультминутка
В)Чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми. - Начнем знакомство с произведением. Читать начинаю я, а вы внимательно слушаете и следите. Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»). - Почему ребята шли устало? - Какую ягоду нам подробно описывает автор? - Кто создал шум у черничного бугорка? - Предположите, что могло вызвать такой переполох? - Давайте проверим наши предположения. Чтение 2 части (до слов «Капалуха металась…») Читает ученик -Что нашли ребята? - Что почувствовал автор, когда увидел гнездо? -Что решили сделать мальчики с находкой? Для чего? - Как могли поступить ребята? -Как вы думаете, как повела себя капалуха? Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...) - Почему капалуха не могла взлететь? - Почему живот у капалухи был голый? - Что нового для себя вы узнали? - Какой матерью была капалуха? - Как вы думаете, как поведут себя дети? (затрудняются ответить) Чтение 4 части (до конца)Жужжащее чтение - Почему дети весело побежали? - Почему оказавшись опять в гнезде, капалуха всё равно не могла расслабиться? - Почему её сердце билось сильными толчками? Организует выборочное чтение и обсуждение содержания произведения - От чьего лица ведется повествование? Какой жанр этого произведения? (рассказ) Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят. - Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему? -Можем ли сейчас ответить на вопрос: кто такая капалуха? (самка глухаря) - Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят) -Почему птицы носят такое название? - Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? - Какие чувства вызвала у них эта находка? - Как вела себя капалуха? - Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. - Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце?» - Какие строки говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? - Прочитайте их внимательно. - В образе капалухи он воплотил черты всех мам. – Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала капалуха. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает. - Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? _ Как выдумаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора, эпизоды из жизни. Задают вопросы о творчестве автора. Работают с толковым словарём. Выполняют движения в соответствии с текстом Внимательно слушают учителя. Отвечают на поставленный вопрос. Аргументируют свою точку зрения. Взаимодействуют с учителем во время фронтального опроса | П. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Р. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. К. Слушают партнёра, не перебивая . К. Строят понятные для собеседника высказывания. К. Аргументируют свою точку зрения. Л. Формулируют свое мнение и позицию. П. Выявляют непонятные слова, пользуются толковым словарем |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. . | Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. На с. 101 отвечают на вопрос 4. - Перечитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? Что этим хотел сказать? - Чему учил В.П. Астафьев ребят и нас своим рассказом? | Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. | П. Осуществляют анализ произведения. П. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Р. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. К. Понимают на слух ответы обучающихся. К. Аргументируют свою точку зрения. Л. Формулируют свое мнение и позицию. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой ( работа в группе) | Организует работу в группах Задание для групп «Собери пословицу» - Подходят ли пословицы к рассказу Астафьева? | Выполняют задание в группе. Проверяют по шаблону Отвечают на вопрос. | Р. Формирование умения прогнозировать предстоящую работу К. Формирование готовности к сотрудничеству, умение договариваться |
7. Включение в систему знаний и повторения. | -Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? -Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? -О чем заставляет задуматься? ( связываю с работой над пословицами и четверостишием в самом начале урока) | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Р. Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи. Р. Осуществляют самоконтроль учебной деятельности. Л.Формирование умения описывать свои чувства |
8. Рефлексия | -Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Заканчивается урок. С какими чувствами и мыслями вы уходите с занятия? Урок интересный, потому что… - взволновал… - заставил задуматься… -дал понять… Объясняет домашнее задание 1 ряд - подготовить сообщение о жизни и творчестве В. Астафьева; 2 ряд – сообщение о глухаре; 3 ряд – нарисовать иллюстрацию к данному произведению. | Проводят самооценку, рефлексию. | Р. Осуществляют самоконтроль учебной деятельности. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Портрет В. Астафьева
- Рассказ учителя о В. Астафьеве
Виктор Петрович Астафьев пишет о том, что отлично знает. У писателя было очень трудное детство, Когда мальчику было 7 лет, его мать утонула в реке Енисей и всю заботу о ребенке взяли на себя дедушка с бабушкой, которые не только заботились о нём, но и научили любить природу. Все было в жизни Вити: болезни, голод, обиды, но были и радости. Радостями он обязан в первую очередь бабушке, которая выбивалась из сил, старалась, чтобы ее сиротинушке - внуку жилось не хуже других. Пришлось будущему писателю испытать и горькую долю беспризорника, пожить в детском доме. На войну Астафьев попал в 19 лет. Был дважды ранен, контужен. После войны сменил много профессий, но стал писателем.
- Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2009
- Физминутка
На носочки встанем,
Облачко достанем.
На корточки присели,
Травушку погладим.
Руками- крыльями взмахнем,
Как капалуха поклюём.
В стайки соберемся,
Друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....