Урок литературного чтения В. Астафьев "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок по литературному чтению составлен для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений (УМК "Школа России"). Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. –Леднева Светлана Сергеевна

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Екатериновка Саратовской области.

Предмет: литературное чтение

Класс: 3 класс

Учебник: Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.В. Виноградская, М.В. Бойкина). Учебник для 3 класса в 2-х частях. Часть 2. – Москва «Просвещение», 2018

Тема урока: В. Астафьев «Капалуха»

Тип урока: урок «открытия»  нового

Цель урока: создать условия для формирования типа правильной читательской деятельности на основе произведения  В. Астафьева «Капалуха»

Задачи:

- способствовать формированию умения   работать с текстом, анализировать и оценивать поступки героев, развитию внимания на основе выборочного чтения, мыслительных операций через работу с пословицами, умения выделять главное в тексте  на основе произведения      В. Астафьева «Капалуха»

 

- выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам героев

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный, ИКТ и т.д.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная,  групповая

Средства обучения (для учащихся, для учителя): учебник, портрет писателя В. Астафьева, ИКТ, Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.:ИТИ Технологии, 2009, экран, компьютер,  монитор; презентация

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

           Этап урока

                           Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося                                

              УУД

1. Самоопределение к деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

На доске написано четверостишие.

Остановись. Постой.

И под ноги взгляни.

Живой живому удивись:

Они ж тебе сродни.

- О чём просит нас автор этих строк?

- Зачем использует строки:

«Они ж тебе сродни»

Запомните  эти строки, они  нам ещё пригодятся на уроке.

Сообщают о готовности к уроку.

Читают четверостишие.

Отвечают на вопросы.

Остановиться, постоять, взглянуть, удивиться.

Всё живое вокруг нас – это братья наши меньшие.

К.Умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Р. Принимают и сохраняют организационные задачи.

2.  Актуализация  знаний. Фиксация затруднений в деятельности

а)Организует речевую разминку, развивающую технику чтения  и осознание читаемого текста( с доски)

- Прочитайте пословицы по слогам. Объясните их значение

  • Береги природу – мать свою.
  • Природа хороша, да беречь её надо.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.

- Прочитайте  сердито.

- Прочитайте с удивлением.

- Прочитайте скороговоркой.

- Сделайте вывод, чему учат пословицы?

- Запомните  свой  вывод.

SLВИWGKТSVIОLРS ПGIЕSТРSWVОВLИЧLI WАVСSТLIАФLЬGЕВSL

Виктор Петрович Астафьев

- Что за слова у вас получились?

Как вы думаете, кто такой В.П.Астафьев?

А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Разгадав слово, мы узнаем название произведения, которое будем изучать на уроке

1 буква – такая же, как первая буква в слове класс (К)

2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А)

3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П)

4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А)

5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л)

6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У)

7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х)

Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение:

В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А)

- Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА)

- Можем по названию предположить  о чём или о ком пойдёт речь в рассказе?

- Можем ли мы ответить на вопрос: кто такая капалуха?

- Рассмотрите иллюстрацию к нему.

- Можем ли мы сказать, что художник правильно изобразил содержание рассказа?

Выполняют речевую разминку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Делают  вывод

( учат любить природу, бережно относиться к ней

Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя.

Ф.И.О. писателя, с которым мы будем знакомиться

Можем

Нет, т.к. мы ещё не читали рассказ.

П. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

К. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Р.  Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.  

 К.Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания.

П. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

П. Делают  выводы, анализ

3. Постановка учебной задачи.

- Определите цели урока, используя опорные слова:

           - Мы познакомимся с …

-Мы узнаем…

-Мы вспомним..

-Мы научимся…

-Мы сможем поразмышлять…

-  Знаете  ли  вы  какие - либо сведения  о В.П. Астафьеве?

 

Формулируют цель урока

Р. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

П. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы.

П.  Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

4.  Построение проекта выхода из затруднений

А) Рассказывает о творчестве В.П. Астафьева, свой рассказ сопровождает показом  слайдов.

Б) Проводит словарную работу.

-Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

  • альпийские уральские луга
  • луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы;
  •  альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах;
  •  уральские по названию гор;
  • валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
  • коряга - суковатое дерево или часть его, лежащая на земле.
  • просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев;
  • черничник - заросли черники;
  • пастьба – луг, где пасут скот.
  • Космы - 1. Пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные.

                          2. перен. что-л., напоминающее такие пряди.

Физкультминутка

 

В)Чтение  рассказа   учителем  и  хорошо читающими детьми.

 - Начнем знакомство с произведением. Читать начинаю я, а вы внимательно слушаете и следите.

Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

- Почему ребята шли устало?

- Какую ягоду нам подробно описывает автор?

- Кто создал шум у черничного бугорка?

- Предположите, что могло вызвать такой переполох?

- Давайте проверим наши предположения.

Чтение 2 части (до слов «Капалуха металась…») Читает ученик

-Что нашли ребята?

- Что почувствовал автор, когда увидел гнездо?

-Что решили сделать мальчики с находкой? Для чего?

- Как могли поступить ребята?

-Как вы думаете, как повела себя капалуха?

Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...)

- Почему капалуха не могла взлететь?

- Почему живот у капалухи был голый?

- Что нового для себя вы узнали?

- Какой матерью была капалуха?

- Как вы думаете, как поведут себя дети? (затрудняются ответить)

Чтение 4 части (до конца)Жужжащее чтение

- Почему дети весело побежали?

- Почему оказавшись опять в гнезде, капалуха всё равно не могла расслабиться?

- Почему её сердце билось сильными толчками?

Организует  выборочное чтение и обсуждение содержания произведения

- От чьего лица ведется повествование?

 Какой жанр этого произведения? (рассказ)  Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят.

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?

-Можем ли сейчас ответить на вопрос: кто такая капалуха? (самка глухаря)

- Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)

-Почему птицы носят такое название?

- Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

- Какие чувства вызвала у них эта находка?

- Как вела себя капалуха?

 - Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха.

- Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце?»

- Какие строки говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам?

- Прочитайте их внимательно.

- В образе капалухи он воплотил черты всех мам.

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала капалуха.  Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

_ Как выдумаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора, эпизоды  из  жизни.

Задают вопросы о творчестве автора.

Работают с толковым словарём.

Выполняют  движения  в соответствии с текстом

Внимательно слушают учителя.

Отвечают  на поставленный вопрос. Аргументируют свою точку зрения.

Взаимодействуют с учителем во время  фронтального   опроса

 П. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание  в устной форме, обосновывают свое мнение.

Р.  Согласовывают усилия по решению учебной задачи.

К. Слушают партнёра, не перебивая .

К. Строят понятные для собеседника высказывания.

 К. Аргументируют свою точку зрения.

 Л. Формулируют свое мнение и позицию.

П. Выявляют непонятные слова, пользуются толковым словарем

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

.

Организует дискуссию,  выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

На с. 101 отвечают на вопрос 4.

- Перечитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? Что этим хотел сказать?

- Чему учил В.П. Астафьев  ребят и нас своим рассказом?

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста

произведения.

П. Осуществляют анализ произведения.

П. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание  в устной форме, обосновывают свое мнение.

Р. Согласовывают усилия по решению учебной задачи.  

К. Понимают на слух ответы обучающихся.

К. Аргументируют свою точку зрения.

Л.  Формулируют свое мнение и позицию.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

( работа  в  группе)

Организует  работу  в  группах

Задание для групп  «Собери пословицу»

- Подходят ли  пословицы к рассказу Астафьева?

Выполняют задание в группе.

Проверяют по шаблону

Отвечают на вопрос.

Р. Формирование  умения  прогнозировать  предстоящую  работу

К. Формирование  готовности  к  сотрудничеству, умение  договариваться

7. Включение в систему знаний и повторения.

 -Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто

его автор?

-Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

-О  чем  заставляет  задуматься?

 ( связываю  с  работой  над  пословицами  и четверостишием   в  самом  начале  урока)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Р. Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи.

Р. Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.

Л.Формирование  умения  описывать  свои  чувства

8.   Рефлексия

-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Заканчивается  урок. С какими  чувствами  и  мыслями  вы  уходите  с  занятия?

Урок интересный,  потому что…

- взволновал…

- заставил  задуматься…

-дал  понять…

Объясняет домашнее задание

1 ряд - подготовить сообщение о жизни и творчестве В. Астафьева;

2 ряд – сообщение о глухаре;

3 ряд – нарисовать иллюстрацию к данному произведению.

 Проводят самооценку,     рефлексию.

Р. Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.

     ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Портрет В. Астафьева
  2. Рассказ учителя о В. Астафьеве

Виктор Петрович Астафьев пишет о том, что отлично знает. У писателя было очень трудное детство, Когда мальчику было 7 лет, его мать утонула в реке Енисей и всю заботу о ребенке взяли на себя дедушка с бабушкой, которые не только заботились о нём, но и научили любить природу. Все было в жизни Вити: болезни, голод, обиды, но были и радости. Радостями он обязан в первую очередь бабушке, которая выбивалась из сил, старалась, чтобы ее сиротинушке - внуку жилось не хуже других. Пришлось будущему писателю испытать и горькую долю беспризорника, пожить в детском доме. На войну Астафьев попал в 19 лет. Был дважды ранен, контужен. После войны сменил много профессий, но стал писателем.

  1. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ  Технологии, 2009
  2. Физминутка

На носочки встанем,
Облачко достанем.
На корточки присели,
Травушку погладим.
Руками- крыльями взмахнем,
Как капалуха поклюём.
В стайки соберемся,
Друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...