Конспект урока по литературному чтению (УМК «Планета знаний», 3 класс) Тема: Ю.Яковлев «Полосатая палка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели:
- речевое развитие учащихся; развитие навыков беглого, выразительного,
осознанного чтения художественных произведений; формирование навыков
комплексного анализа текста;
- формирование целостного восприятия литературного произведения и
развитие способности эмоционального выражения собственного отношения
к нему;
- нравственное воспитание и формирование адекватных межличностных
отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palka.docx | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
(УМК «Планета знаний» : учебник Э.Э Кац «Литературное чтение» 3 класс)
Тема: Ю.Яковлев «Полосатая палка"
Цели:
- речевое развитие учащихся; развитие навыков беглого, выразительного,
осознанного чтения художественных произведений; формирование навыков
комплексного анализа текста;
- формирование целостного восприятия литературного произведения и
развитие способности эмоционального выражения собственного отношения
к нему;
- нравственное воспитание и формирование адекватных межличностных
отношений.
Ход урока.
1. Мобилизующее начало урока.
Звонок голосистою птицей
Опять нас зовёт на урок.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру.
2. Мотивация учебной деятельности
- Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, – когда грустно и одиноко. Творчество писателя такой дом. Сегодня мы с вами заглянем в гости к детскому писателю Юрию Яковлеву.
- О чём его книги? Давайте обратимся к словам самого писателя: “Мои книги – моя душа. Всё, что я пережил, – всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их вам. Может быть, они помогут вам в жизни”.
- Главными героями рассказов являются дети, и сам Ю.Яковлев так сказал об этом: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека”.
- Сегодня мы с вами обратимся к рассказу с простым названием “Полосатая палка”.
- О чём подумали, когда прочитали заголовок?
3. Постановка цели урока
- Сегодня на уроке:
- мы с вами попытаемся увидеть, как же удаётся писателю в ребёнке разглядеть завтрашнего взрослого человека,
- попытаемся понять мысли человека, услышать их нравственное звучание,
- постараемся понять, что в человеке главное – личность, а не внешний вид. Он, к сожалению, часто бывает обманчив.
- Сколько частей мы выделили в рассказе?
4. Основной этап:
- Как зовут главного героя произведения? (Мишка)
- Портрет героя покажем через два образа Мишки: до появления палки и палка в руках Мишки.
- Вспомните своё первое впечатление от знакомства с ним.
(наглый, грубый, забияка, задира, хулиган)
- Прочитайте строчки, характеризующие его.
(всё сходило с рук,
бил стёкла, вывинчивал лампочки, срывал уроки, дрался, обижал ребят,
привык к сценам мамы,
давал обещание исправиться (лишь бы отвязались),
угрозы не пугали его,
нащупывал слабые места взрослых,
пользовался этим с большой выгодой для себя,
лучшая оборона – нападение (девиз жизни)
- Это авторская характеристика?
(Нет. Таким он был в жизни).
- Таким же видим его и мы.
- Родной человек – мама, но и её он не слушал.
- Прочитайте строчки о маме.
(молча выслушивала жалобы,
виновата опускала глаза,
пожимала плечами,
дрогнувшим голосом говорила,
начинала тихо плакать)
- К сожалению, мама не знала, что с Мишкой делать, только сильно переживала за сына.
- В рассказе описан эпизод встречи с дворником.
- Прочитаем отрывок по ролям.
Дворник | Мишка |
огрел метлой | не бросился бежать |
нерешительно опустил метлу | ринулся в наступление |
выкатил глаза, сплюнул, | |
пошёл прочь от греха подальше. | провожал насмешливым взглядом |
- Таким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка.
- Таким он был всегда.
- Прочитайте, как автор описывает его внешний вид.
(расхаживал по двору,
засунуты руки в карманы,
руки сжаты в кулаки,
брюки топорщились, как будто в карманах яблоки или камни)
- И вот однажды Мишка появился во дворе с палкой.
- Как выглядел этот предмет? Прочитайте.
- Палка в руках Мишки. Какое применение он нашёл ей? Прочитайте.
- В рассказе появляется следующий главный герой – старушка.
- Давайте проследим, какое влияние оказала на мальчика встреча с ней.
- Прочитайте диалог по ролям.
- Как ведёт себя Мишка?
(Как обычно, грубо, но его одолевает любопытство).
- Как слова старушки подействовали на Мишку? Прочитайте.
(не оставляли в покое,
как крючья вцепились в его мысли и тащили на перекрёсток)
- Итак, старушка – главный герой рассказа, т.к. после встречи с ней в сознании Мишки произошёл переломный момент.
- Интересно авторское построение сюжета: сначала рассказывает о палке, о её применении Мишкой и только потом, как она попала в руки героя (через его мысли и чувства).
- Прочитайте эпизод, как палка попала в руки Мишки.
- Что побудило мальчика совершить этот поступок?
(Желание Мишки овладеть этой палкой.)
- Прочитайте строчки, которые говорят нам о неспособности управлять своим поведением.
(манила, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами,
нетерпеливо повёл плечами,
рука сама по себе стала тянуться,
рука коснулась палки,
рука вцепилась в палку)
- И вот Мишка получил желаемое.
- Мишка – обладатель полосатой палки! Конечно, он испытывал радость. Прочитайте строчки счастья и радости.
(мчался по улице,
прижимал к себе полосатую палку)
- Мишка испытал спокойствие и уверенность. Прочитайте эти строчки.
- Но самого главного не понял Мишка! Ведь человек был слепым!
- В рассказе появляется следующий главный герой – слепой человек.
- В этой истории он не произносит ни одного слова, но постоянно присутствует в мыслях Мишки.
- Второй портрет Мишки: палка в руках главного героя.
- Чем была палка в руках Мишки до встречи со старушкой?
(предметом игры, забавы)
- Чем стала палка после встречи со старушкой? Прочитайте нужные строки.
(стала обузой,
перечеркнула всё хорошее настроение,
решил немедленно избавиться от палки,
не хотел вспоминать о случае на перекрёстке,
появились мысли об избавлении палки)
- Мысли и представления – это сильные чувства, которые одолевали Мишку и не давали ему спокойно жить.
- Мысли о человеке на перекрёстке перечеркнули в сознании Мишки все желания избавиться от палки. Прочитайте.
- Какими были его действия? (Решил вернуться на перекрёсток).
- Возвращение на перекрёсток – кульминационный момент истории – важный для главного героя.
- Мысли и чувства Мишки:
(противно на душе,
всыпал бы другому, себе не может,
порывался повернуть обратно,
уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал, рассорился сам с собой)
- Сильное чувство, которое не давало покоя – это мысли о слепом человеке.
- Мишка не расставался с палкой. Он не встретил человека на перекрёстке. Чем стала теперь палка в руках героя? Прочитайте строчки.
(не размахивал, волочил за собой)
- Что думал о встречных людях на перекрёстке? Прочитайте.
- Значит себя он считал несчастным.
- Что больше всего напугало Мишку после услышанного на перекрёстке?
- Какое он принял решение? Почему?
(Палка – глаза слепого, его проводник, его неизменный друг).
- Итак, Мишка начал поиски героя.
- Он хорошо запомнил образ незрячего человека, ведь Мишка долго за ним наблюдал на перекрёстке, прежде чем подойти.
- Мишка всматривался в лица прохожих. Но поиски были безуспешными.
- И вот наш герой встречается с другим незрячим человеком. Что он почувствовал?
- Выделите основное.
(покраснел,
спрятал палку за спину,
прижимаясь к стене, проскользнул мимо,
решил его охранять, проводил до дому)
- Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек.
- Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью.
- Каково теперь отношение Мишки к предмету в руках?
(остался один с тяжёлой палкой,
желание перебросить через крыши домов в другой город, в другую страну,
но не может, палка словно приросла к руке)
- Мысли героя о себе.
(палки выдают преступникам,
безжалостный буравчик сверлил сознание, заставлял думать о человеке,
нет радости в жизни,
какая радость, если из-за тебя погиб человек?)
- Как вы думаете, пошел бы Мишка к перекрестку, если бы его заставили вернуть палку?
(Нет, т.к. Мишка делал все назло, нарушал правила поведения)
5. Творческий этап (с предварительной подготовкой в паре)
- Прочитайте часть “Возвращение на перекрёсток” от лица Мишки.
6. Актуализация знаний:
1) Главная мысль произведения.
- Почему Мишка решил идти с ней на перекресток?
(Его стала мучить совесть)
- Автор говорит читателям о безжалостном буравчике. О чём идёт речь?
(о совести человека)
- Автор заканчивает историю словами: “Ещё есть надежда, и надо спешить”. Куда спешить? Кому надо спешить? Зачем надо спешить?
(Мишка должен спешить найти слепого, отдать ему палку и попросить прощения.)
- Сделать это непросто. Но герой идёт к этой цели. А значит надо спешить стать хорошим человеком, внимательным к другим людям, пока ты слышишь голос своей совести.
- Каким стал Мишка в конце рассказа? (понял свою ошибку, пытается её исправить)
- Какова главная мысль произведения?
2) Выбор пословицы к идее произведения.
- Выберите из данных пословиц ту, которая раскрывает идею произведения.
- Совесть без зубов, а загрызёт.
- Стыд не дым, а глаза ест.
(Надо вовремя задумываться о своих поступках.
Хорошо, если просыпается совесть.
Никогда не поздно отказаться от плохих дел).
- Как вы понимаете выражение “угрызения совести”, “мучает совесть”?
- Что же такое “совесть”?
Из словаря Ожегова:
Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.
3) “Продолжи высказывания” (работа в паре).
- Давай подумаем и поработаем в паре.
Продолжите высказывания:
Никогда не поздно ...
Надо вовремя ...
7. Итог урока.
- Человек должен учиться жить со своей совестью в согласии, чтобы быть счастливым и дарить радость другим. - В нашей стране много людей с ограниченными возможностями.
- Чтобы они не чувствовали себя ущемленными, существуют общества, которым помогает государство и просто окружающие.
- Созданы специальные книги для слепых. Печатаются они на специальной бумаге шести точечным рельефным шрифтом. Для каждой буквы - своя комбинация. Люди могут читать самостоятельно при помощи кончиков пальцев.
- У слепых тактильная память особенно развита. Существуют целые библиотеки для слепых людей. В городах работают необычные предприятия, на которых трудятся слепые и слабовидящие люди. Слепые рабочие производят провода для двигателей, снеговые лопаты, щётки, мышеловки. Движения рук слепых отточены до мелочей. В работе такие люди нуждаются больше из-за потребности в общении.
- К сожалению, здоровые люди не всегда с пониманием относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья, могут пройти мимо и не предложить помощь, если она требуется.
- Так что же такое доброта, милосердие, о которых мы сегодня говорим?
Из словаря Ожегова:
Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим.
Милосердие - готовность помочь или простить из сострадания.
8. Рефлексия.
- Вернёмся к словам Ю.Яковлева: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего человека”.
Я хочу вас попросить написать ответ на вопрос:
“ А какого завтрашнего человека я вижу в себе?”
- Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни не было места поступкам, после которых у вас было тяжело на душе.
Что счастье?
Счастье нам прямое
Жить с нашей
Совестью в покое.
- Автор размышляет о своём герое:
Ещё есть надежда.
9. Домашнее задание (творческое).
- Придумать продолжение истории о Мишке. Записать свой рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению УМК "Планета Знаний" 2 класс А.С. Пушкин "Золотая рыбка"
В разработанном мною уроке содержится обобщение материала по теме сказки А.С. Пушкина "Золотая рыбка". Урок состоит из конспекта с презентацией, кроссворда, эектронной физкультминутки....
Конспект урока по литературному чтению.УМК "Планета знаний"2 класс.
Тема урока "Очень Высокий Человек"...
Конспект урока по литературному чтению в 3 «В» классе Тема: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»
Тема урока: Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза».Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза», обучать правильному чтению стихов; развивать память, ре...
Конспект урока по литературному чтению в 3 «В» классе. Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».Цели: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В....
Урок по литературному чтению в 3 –а классе Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (Обобщающий урок)
Цели:1.Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказать, создать творческие работы.2.Развивать устную речь. Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.3.Воспитыват...
Конспект урока по литературному чтению с презентацией. 2 класс. Тема: "Н. Носов "Живая шляпа".
Конспект урока по литературному чтению с презентацией. 2 класс. Тема: "Н. Носов "Живая шляпа"....
Технологическая карта урока по литературному чтению для 4 классов Тема: Ю. Я. Яковлев «Полосатая палка»
Эта технологическая карта будет полезна учителям 4 классов....