Литературное чтение 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Безенкова Евгения Алексеевна

Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

 

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.

 

Планируемые результаты

 

Предметные:

- знать о жизни и творчестве Б. Шергин ;

- знать содержание произведения «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

- уметь сравнивать эпизоды одного текста между собой ;

- уметь делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач;

 

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Собирай по ягодке28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.2019

ФИО учителя: Оглобличева Л.Н.

Школа: МОУ «Богдановская школа»

ФИ студента: Безенкова Е.А.

Класс: 3 «а»

ФИО методиста: Солопова Т.В.  

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать о жизни и творчестве Б. Шергин ;

- знать содержание произведения «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

- уметь сравнивать эпизоды одного текста между собой ;

- уметь делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач;

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мульти-медиа-проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - разъяснение

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Ровно встали,

Тихо сели,

На меня все посмотрели.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

- А для чего вам нужны эти знания?

- Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок.

- Приветствуют учителя.

Высказывают свое мнение

Л: самоопределение.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический – задание на соотнесение;

Словесный – объяснение, беседа;

6 мин

Речевая разминка.

-Проведём речевую разминку. Поможет нам Егорка. Я произношу стих, вы делаете вот так (пляшут языком во рту).

- Чики-чики-чики-чок. Пусть попляшет язычок.

Повторите цо-цо-цо! Вышла цапля на крыльцо.

Повторите жа-жа-жа! Цапля встретила ежа!

Чики-чики-чики-чок. Ты пляши, мой язычок.

Хлоп в ладошки. У Егорки хороши скороговорки!

А одна-то перед нами. Произнесём – ка вместе с вами.

Дети ягодки искали.

Вместе все их собирали.

Раз,два,три,четыре,пять

Кузовок полный опять!

(дети хором повторяют)

Чики-чики-чики-чок. Побыстрее язычок!

(повторяют, увеличивая темп)

Чики-чики-чики-чок. Ещё быстрее язычок!

(повторяют очень быстро, но чётко)

Чики-чики-чики-чок. Отдохни мой язычок!

Как вы думаете, почему Егорка приготовил нам скороговорку про ягодку?

Выполняют речевую разминку

 

-высказывают свои предположения

Р: саморегуляция.

Р: оценка результатов работы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

- подводящий диалог;

Наглядный:

- работа с презентацией;

1 мин

– Мы начинаем, ребята, чтение произведений новой темы. Посмотрите, как она называется. 

– Как вы понимаете название темы?

– Лучше раскрыть смысл темы нам поможет рассказ Бориса Шергина с таким же названием. Но прежде чем приступить к чтению произведения, прочитаем, что говорят об этом авторы учебника.

Учитель и несколько учащихся читают вступительную статью.

– Какие мысли, слова вам показались самыми главными, важными? 

Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
Какую цель мы поставим для себя?

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Высказывают свое мнение

Читая хорошую книгу, человек становится более умным, сердечным, добрым. Важно не пройти мимо хорошей книги, не пропорхать по её страницам, а читать вдумчиво, вникая в содержание.

-Познакомиться с произведением «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Р: целеполагание как постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словесный – рассказ учителя, беседа;

Практический – подчеркивание непонятных слов;

16 мин

-Кто знает биографию писателя?

- Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)

Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в  художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации.

В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.

Ответьте на мои вопросы.

- В каком году и где родился писатель? Как он называл свою мать? Где учился писатель и почему?

И так, теперь давайте прочитаем рассказ.

– Что хотите сказать?

– Какой мудрости научил Митю мастер?

– В какой из пословиц заключена эта мудрость?

– Какие другие пословицы встретились в рассказе?

– Как вы их понимаете?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слушают информацию о писателе

1896 год. Город Архангельск. «Хранительница слова» Учился в художественном училище. 

каждый день выполнять небольшой участок работы так, чтобы и «дело продвигалось» и чтобы выполнено оно было с душой и «красовито, тщательно» «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». «Работа любит не молодца, а незалёжливого», «Глаза страшатся, а руки делают».

Ответы детей

К: планирование учебного сотрудничества с учителем.

П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения.

К: восприятие текстов художественного стиля.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: произвольное построение высказывания в устной форме.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный – беседа.

Практический – подчеркивание непонятных слов;

2 мин

– Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.

– Какой она вам представляется?

– Как Ваня относился в своей бабушке?

– Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

- Какую особенность вы заметили в тексте?

- Сейчас некоторые дети будут работать в группах. Ваша задача  заключается в том, чтобы как можно точнее передать смысл пословицы или фразеологизма.

Но для начала мы вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе

1. Выслушивай товарища до конца.

2. Говори только по делу.

3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы

4. Работай дружно.

5.Изберите секретаря и презентатора группы.

6. Хорошее настроение – успех в работе.

Можете приступать к работе.

А мы с вами  продолжим работу.

- Рассмотрите картинку на стр.124. Кто на ней изображён?

- Что они делают?

- Как вы думаете, о чём они беседуют? К какому отрывку из произведения относится эта картинка? Зачитайте его.

- А теперь откройте стр. 127, кто изображён на ней?

Видел ли Витя на самом деле работы Мити?

- А как он узнал о них?

- Молодцы, ребята! Всё верно.

- Я приглашаю презентаторов и доложить о результатах проделанной работы вашей группы.

доброй, весёлой, мудрой, она могла и утешить, и рассмешить, знала много ремёсел.

гордился ею.

- Встретилось много пословиц и фразеологизмов.

- На картинке изображены Ваня с бабушкой.

- Они беседуют.

Дети читают отрывок из произведения.

- На картинке изображены бабушка и Ваня, они наблюдают за работой Мити.

-Нет, не видел.

- О Митиных работах Вите рассказала бабушка.

Объяснение смысла пословиц и фразеологизмов.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: произвольное построение высказывания в устной форме

П: анализ с целью выделения существенных признаков

К.: - участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

VII. Включение в систему знаний

Словесный – беседа.

2 мин

 С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

- «собирай по ягодке – наберешь кузовок»

- Б. Шергин

Ответы детей

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – разъяснение;

Практический – заполнение карточек.

2 мин

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.

Вопросы

«Да»

«Нет»

Я хорошо работал на уроке.

Я без ошибок выполнил самостоятельную работу.

Я много нового узнал на уроке.

- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да».

- Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет».

- Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да».

- Запишите домашнее задание: с 129-135 пересказ по плану.

- Ребята, спасибо за урок, до свидания!

- Оценивают свою работу на уроке.

- Записывают домашнее задание и прощаются с учителем.

Р: оценка – осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...