Литературное чтение 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Безенкова Евгения Алексеевна

Тема: «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2».

 

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.

Планируемые результаты
Предметные:
- уметь задавать вопросы по прочитанному произведению;
- уметь находить на них ответы в тексте;
- знать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; сравнивать произведения поэтов; группировать произведения по темам.

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщение67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.2019

ФИО учителя: Оглобличева Л.Н.

Школа: МОУ «Богдановская школа»

ФИ студента: Безенкова Е.А.

Класс:

ФИО методиста: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2».

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.

Планируемые результаты
Предметные:
- уметь задавать вопросы по прочитанному произведению;
- уметь находить на них ответы в тексте;
- знать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; сравнивать произведения поэтов; группировать произведения по темам.

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: рефлексия

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мульти-медиа-проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - стихотворение

1 мин

- Здравствуйте. Присаживайтесь.

Проверим готовность к уроку.

Наша речь полна величья, гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.

Потому поэта слушай, будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью хорошо владеть!

- Приветствуют учителя.

Л: самоопределение;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный – беседа.

2 мин

Упражнения на дыхание:

«Свеча» - глубоко вдохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемое пламя свечи.

«Погаси свечу» - вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох (фу-фу-фу).

«Проколотая шина» - вдох через нос и медленный выдох на звук «с».

«Надоедливый комар» - продолжительный выдох на звук «з» с хлопком в конце.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

словесный – беседа; стихотворение.

частично-поисковый  – выявление темы, цели.

наглядный – демонстрация;

практический – составление звуковой модели слова.

5 мин

Как называется раздел, над произведениями которого мы работали?

- С творчеством каких писателей мы познакомились?

-Ребята, сегодня мы подведём итог по изученному разделу «Поэтическая тетрадь №2», совершим небольшое путешествие по станциям в «Поэтический уголок», проверим ваши знания по изученной теме.

- В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

- Путешествовать мы будем тремя группами. Правила работы в группе.

За правильные ответы вы будете получать жетоны, а в конце урока мы подведём итог и выявим лучших знатоков изученных произведений.

- Перед вами также листы самоконтроля. Не забывайте на каждом этапе отметить знаками + или – свою работу.

- Усаживайтесь поудобнее. И так, в путь

- ответы детей.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи, на основе того, что уже известно и усвоено учащимися.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Метод - прием: словесный – слово учителя;

Практический – сбор букв из моделеё

4 мин

Путешествие по станциям.

1. "Узнавай-ка ".

- Вот мы оказались в Поэтическом уголке, и первая остановка называется "Узнавай-ка". Вы должны прослушать информацию о жизни и творчестве писателя и назвать полностью его фамилию, имя, отчество.

Задание 1 группе.

Детство и юность поэта прошло на Волге, близ Ярославля. Отец его, отставной офицер, был жестоким помещиком, внушавшим страх крестьянам и собственной семье. Ещё ребёнком увидел он бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжёлую баржу. Их изнурительный безрадостный труд взволновал мальчика до слёз. Очень рано он испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье. Поэт призывал каждого быть гражданином – борцом за свободу, за счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», писал он.

Задание 2 группе.

Писатель этот родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Читать он научился рано и впоследствии говорил, что не помнит, как и когда именно. До 10 лет у него был домашний учитель, который увлекательно рассказывал о литературе, музыке, живописи. Под его влиянием будущий писатель приобщался к чтению книг, к занятиям живописью. С увлечением читал Пушкина, Лермонтова, Гоголя, а в 17 лет начал писать стихи сам. Долгим и нелёгким был его путь в поэзии. Обладатель Нобелевской премии. Умер в Париже, похоронен на русском кладбище.
Задание 3 группе.

Первые 10 лет своей жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени:

Я вспоминал. Младенческие годы.

Деревня, где родился я и рос.

Мой старый сад. Речонки малой воды.

В огнях цветов береговой откос.

Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг. В историю русской литературы он вошёл и как переводчик (переводил на русский язык американскую, немецкую, болгарскую, литовскую, армянскую, испанскую, грузинскую литературу.

Для своей дочери Нины он сочинил «Фейные сказки».

2) «Поправляй-ка»

Текст стихотворения записан на доске, а слова-рифмы – на карточках. Детям раздаются тексты со стихотворением и даётся время на обдумывание.

- Попробуйте восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам: метели – ели, сияет – тает, берёз – Мороз.

Ночью в полях, под напевы … (метели),

Дремлют, качаясь, березки и … (ели)...

Месяц меж тучек над полем …(сияет), -

Бледная тень набегает и … (тает)...

Мнится мне ночью: меж белых … (берез)

Бродит в туманном сиянье … (Мороз).

- Давайте прочтём получившееся стихотворение.

Это отрывок из стихотворения И.А. Бунина «Метель»

 Как вы понимаете значение слова «мнится»?

МНИТСЯ – предполагается, кажется, мерещится.

«Отдыхай-ка»

Физминутка

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у всех на свете:

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

5) «Угадай-ка»

- Вам необходимо определить из какого стихотворения эти строки, найти произведение в учебнике и зачитать четверостишье.

1.Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они... Полевые цветы

2. Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит...

3. Родилась на воле, залила луга,

Затопила поле, стёрла берега. Золотое слово

4. ...В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога... Густой зеленый ельник у дороги…

6) «Вспоминай-ка»

- А теперь, выберите стихотворение, которое вам больше всего понравилось и прочитайте его выразительно.

-слушают задание

Николай Алексеевич Некрасов

             

Иван Алексеевич Бунин

Константин Дмитриевич Бальмонт

Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березки и ели…
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает…
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.

1.Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они... Полевые цветы

2. Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит...

3. Родилась на воле, залила луга,

Затопила поле, стёрла берега. Золотое слово

4. ...В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога... Густой зеленый ельник у дороги…

Р: осуществление итогового контроля.

Р: проверка по эталону.

VII. Включение в систему знаний

Метод - прием: словесный – беседа, слово учителя;

4 мин

- Мы обобщили ваши знания по разделу «Поэтическая тетрадь №2», а теперь пришло время проверить их.
Тест  пишите индивидуально.

Тест

1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.

А) Н.А. Некрасов

б) И.А. Бунин

в) Афанасий Афанасьевич Фет

г) К.Д. Бальмонт

2. Кто автор этих строк?

«Идёт - по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…»

а) Бальмонт

б) Н.Некрасов;

в) И.Бунин.

3. Автором какого из стихотворений является И.А.Бунин?

а) Полевые цветы;

б) Дед Мазай и зайцы;

в) Золотое слово.

4. В каком стихотворении И.А.Бунина говорится о «солнечных палатах»?

а) Полевые цветы;

б) Детство;

в) Густой зелёный ельник у дороги.

5. Узнайте произведение по его строчке

«Повсюду блеск, повсюду яркий свет…» «Детство»

6. Какое стихотворение написал К.Д. Бальмонт

а) Золотое слово

б) Полевые цветы

в) Славная осень! Здоровый ядрёный

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

VIII. Рефлексия деятельности

Метод - прием:

словесный – беседа, слово учителя.

практический – закрашивание буквы.

3 мин

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Кто доволен своей работой?

- Кто считает, что мог работать ещё лучше?

-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами листы самоконтроля. Подсчитайте знаки «+», если 5 и больше знаков поставьте оценку»5», если 4 знака, то оценку»4».

Спасибо за урок!

Гласные и согласные.

-Звуки, при произношении которых струя воздуха не встречает преграду.

- Звуки, при произношении которых струя воздуха встречает предлога.

- оценивают свою деятельность

Р: оценка результатов работы.

П: рефлексия способов, условий действия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...