Литературное чтение 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема урока: «Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»».
Цели деятельности учителя:
- ознакомление учащихся с автором Л.Кассилем:
- ознакомление учащихся с произведением Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой:
Планируемые результаты
Предметные:
- знать содержание рассказа Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой:
- уметь анализировать произведение.
Личностные:
- оценивать конкретные поступки;
- высказывать своё отношение к герою произведения;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отметки Риммы Лебедевой | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 30 .04.2019 | ФИО Учителя: Оглобличева Л.Н. |
Школа: МОУ «Богдановская школа» | ФИО Методиста: Солопова Т.В. |
Класс: 3 «А» | ФИО Студента: Безенкова Е.А. |
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема урока: «Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»».
Цели деятельности учителя:
- ознакомление учащихся с автором Л.Кассилем:
- ознакомление учащихся с произведением Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой:
Планируемые результаты
Предметные:
- знать содержание рассказа Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой:
- уметь анализировать произведение.
Личностные:
- оценивать конкретные поступки;
- высказывать своё отношение к герою произведения;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: 3 класс. 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., презентация, материал для рефлексии.
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приёмы | Хроно-метраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин | -Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс ваш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. | ПРИВЕТСТВУЮТ УЧИТЕЛЯ | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: презентация | 2 мин | Ребята, напомните, чем вы занимались на прошлом уроке. Хорошо. Вчера вам было задано домашнее задание: принести какой-нибудь детский журнал и рассказать о нём. Рассказывать вы будете по плану. На рассказ не более 2 минут Ребята, мы с вами знаем, что журнал Мурзилка был основан ещё в 1924 году. Предположите, рассказы и стихотворения о чём в него вошли? Правильно! | Мы знакомились с журналами «Мурзилка» и «Весёлые картинки» Представляют свои журналы по плану.
О войне. | П: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнении |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: Беседа Практический: Работа с учебником | 3 мин | Сегодня мы познакомимся с первым рассказом нового раздела. Прочтите, как он называется. Кто автор данного рассказа? - Итак, тема нашего урока? – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориенти-роваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией |
«Отметки Риммы Лебедевой» Л.Кассиль. Мы познакомимся с творчеством Л.А. Кассиля. Мы узнаем содержание рассказа. Мы сможем поразмышлять над действиями Риммы Лебедевой. | П: формулирование познавательной цели; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
4. | Открытие детьми нового знания Словесный: Беседа, слово учителя Наглядный: презентация Практический: Читают стихотворение, анализируют его Словесный: беседа | 8 мин | Стихотворение С.Маршака «Мальчик из села Поповки» Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись, ребенок - Последний гражданин села. Испуганный котенок белый, Обломки печки и трубы - И это все, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик, без слез, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенес! При нем избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра. Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребенка на снегу. Итак, вы прослушали стихотворение. О ком оно? Подумайте, почему я именно его прочитала сегодня. Верно. Но перед тем как познакомиться с содержанием рассказа, скажите, вы знакомы с этим автором? Слушайте информацию внимательно, после я задам вам несколько вопросов. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Л. А. КАССИЛЕ Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу. Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки и где издавался рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль. По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз. В 1923 году поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 г. в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики. В 1927 году выходят в свет первые книги Кассиля для детей – научно-популярные очерки «Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933), принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века. Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького. Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Что вы узнали об авторе? Сейчас я предлагаю вам прослушать рассказ «Отметки Риммы Лебедевой» в аудиохрестоматии. Следите за текстом, отмечайте слова, которые вам непонятны. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения Какие слова вам были непонятны? Проводит словарную работу. Попробуйте найти значение этих слов в толковом словаре. | Читают стихотворение О маленьком мальчике – Пете, который остался одним из живых в селе Поповка. Стихотворение о войне. Потому что рассказ Л.А. Кассиля тоже связан с войной. Нет. Слушают рассказ учителя Высказывают своё мнение. Да Восхитительное, прекрасное, грустное. Ответы детей Это произведение учит тому, что не нужно погружаться полностью в свою беду, ведь она отнимает много полезного времени. От автора. Римма, Маня, тетка, Анастасия Дмитриевна, Лейтенант. Фронт, госпиталь, кисет. Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы. Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих). Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком. | К: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Р: Саморегуляция: мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. |
5. | Первичное закрепление Словесный: беседа Практический: составление плана Наглядный: презентация | 3мин | Организует повторное чтение и обсуждение содержания – В какой город приехала со своей мамой девочка Римма Лебедева? – В какой класс она поступила? – Что сказала учительнице тетка девочки? – Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста. – Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста. – Куда часто ходили ребята? – Что сшила Римма? – Кому подарила Римма табачный кисет? – Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой? Прочитайте. | Читают по цепочке Свердловск. В третий класс. Читают отрывок: «Вы к ней, пожалуйста, строго не подходите…» Находят отрывки В госпиталь. Табачный кисет. Лейтенанту, лежавшему в палате № 8. | К: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: составление рассказа Наглядный: презентация | 20мин | «Весеннее с олнце» Андрей Семёнович Захаров (Ковр. поэт) Ты открой нам тайну малость, Где ты, солнышко скрывалось? Солнце чуточку стеснялось, И, конечно, улыбалось. И от ласковых лучей Ожил шустренький ручей. Возле лужи воробьи Чистят крылышки свои. Все сегодня солнцу рады! Только плач1. В какой город приехала Римма Лебедева с мамой? А. Москва Б. Красноярск В. Свердловск
2. В каком классе предстояло учиться Римме? А. в 4 классе Б. во 2 классе В. в 3 классе
3. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама? А. сожгли немцы Б. бомбили немцы В. захватили немцы
4. Назови имя учительницы. А. Анастасия Дмитриевна Б. Алёна Сергеевна В. Арина Ивановна
5. Кто усадил Римму на своей парте, рядом с собой? А. Инна Воробьёва Б. Маня Петлина В. Сергей Холодов ет снег в овраге. | Свердловск В 3 классе Бомбили Анастасия Дмитриевна Маня Петлина | П: выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания ; - синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
7. | Включение в систему знаний, повторение Словесный: беседа Домашнее задание инструктаж | 4 мин | – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? | Ответы детей: прочтение стихотворения, биография автора. Узнали новое произведение. Отметки Риммы Лебедевой, Л.А. Кассиль. Да, чувство сопереживания. | П: выведение следствий К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: беседа | 1 мин | А. Предметная - Понравился ли вам рассказ? - Чему вас научил этот рассказ? Б. Деятельностная -Что нового вы узнали? -Что запомнили? - Что смогли сделать? В.Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? | ОЦЕНКА СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ | П: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результативность деятельности; Р: самооценка на основе критерия успешности; К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....