Конспект урока по литературному чтению.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Филина Елена Николаевна

Задачи урока:

совершенствовать навык правильного, выразительного чтения;

вызвать эмоциональный отклик, постижение авторского замысла,

умение высказывать собственное отношение к тому, что написано;

развивать самостоятельную познавательную активность учащихся;

углублять, совершенствовать духовно-нравственное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Библейские сказания. Сельма Лагерлёф. "Святая ночь".

Задачи урока:

совершенствовать навык правильного, выразительного чтения;

вызвать эмоциональный отклик, постижение авторского замысла,

умение высказывать собственное отношение к тому, что написано;

развивать самостоятельную познавательную активность учащихся;

углублять, совершенствовать духовно-нравственное воспитание.

Ход урока

1. Установочно-мотивационный целевой этап.

1 слайд. Библейские сказания.

– В каком разделе мы работаем?

– Как можете объяснить слово Библия? (книга)

– О чём рассказывает Библия? (О жизни и деятельности Иисуса Христа)

– Как вы думаете, почему этот раздел авторы поместили в учебник? (История России тесно связана с христианством. А мы должны знать свою историю. Мы – христиане.)

2. Организационно-деятельный этап.

2 слайд. Портрет Сельмы Лагерлёф.

- Посмотрите на экран.

– Знаете ли вы эту писательницу? Вы читали её произведения?

– Сельма Лагерлёф – иностранное имя. Она шведская писательница.

– Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф.

Легенды родились в сердце Швеции – Вермланде – и поселились в дворянской усадьбе Морбакка. Это они шуршали на чердаке, играли ветвями огромных рябин, плотным кольцом окружавших Морбакку, порхали вокруг колыбели, где лежала дочь отставного военного и учительницы, хозяев усадьбы.

Но, увы, легенды не были всемогущи. Они не сумели уберечь ребенка от тяжелой болезни, лишившей возможности ходить. Единственным развлечением девочки стали рассказы ее тетушек и бабушки. А в 5 лет девочка потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.

Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.

Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться. Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции. Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений. В книге “Сказания о Христе” писательница собрала легенды, рожденные на Востоке. А начала она эту книгу с рассказа о Спасителе, услышанного от бабушки в рождественскую ночь.

3 слайд. Фото Стокгольма

– Прочитайте название произведения.

4 слайд. Название произведения

– Сможете ли вы сказать, о чём будет это произведение?

(О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)

3. Словарная работа.

– В этом сказании встретится много незнакомых слов. У вас на столах лежат словари, ваша задача вместе с соседом по парте найти значения этих слов.

5 слайд. Словарная работа.

Святой -1 ряд
молитва – 1 ряд
псалом – 1 ряд
лютня – 2 ряд
посох – 2 ряд
головня – 3 ряд
обиталище – 3 ряд

4. Первичное восприятие текста

Чтение учителем отрывка о бабушке.

– Послушайте отрывок из воспоминаний Сельмы Лагерлёф

– Какие чувства испытывала Сельма Лагерлёф к своей бабушке?

6 слайд. “… И я помню, как сказки и песни уехали с нашего двора,  уложенные в длинный чёрный ящик…”

– Почему так дороги нам наши бабушки?

Расскажите о них.

7 слайд. Фотоальбом, сочинения.

Учащиеся читают о своих бабушках из мини-сочинений.

Чтение сказания учителем и учениками.

– А сейчас послушайте историю, которую рассказала бабушка маленькой Сельме.

– Что особенно поразило вас в этом произведении?

– О каком младенце идёт речь?

– Что побудило писательницу рассказать нам эту историю?

(Собирает легенды о Христе. Отложилось в памяти, слышанное в детстве от любимой бабушки)

Вопросы по тексту.

– Какая опасность подстерегала человека, которому был необходим огонь?

– Какие чудеса происходили с этим человеком?

– Какой поступок показал, что пастух тоже может быть милосердным?

8 слайд. Иллюстрация из учебника

– Что означает слово милосердие? Найдите в словаре.

9 слайд. Милосердие.

5. Вторичное восприятие и анализ текста.

(Чтение детьми законченными частями.)

1-я ч. “Когда мне было…” до слов “Никаким другим детям…”

– От чьего имени идет повествование?

(Повествование идет от имени автора рассказа.)

– Какое настроение автора вы почувствовали?

(Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами.)

– Что было для детей настоящим счастьем?

(Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)

– Прочитайте, как об этом пишет автор?

(Выборочное чтение.)

2-я ч. “Лишь немногое …” до слов “Ветер холодный …”

– Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти?

(Выборочное чтение.)

– Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка.

(Выборочное чтение.)

– Как вы думаете, зачем она это делала?

(Я думаю, бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми. Может быть поэтому Сельма Лагерлеф стала писательницей.)

3-я ч. “Затем помню …” до слов “…когда она покинула нас.”

– Что из рассказанного бабушкой, запомнила писательница?

(Она помнила маленькие молитвы, стихи псалма, но больше всего ей запомнился рассказ о Рождестве Христовом.)

4-я ч. “Я помню то утро, …” до « …отпереть эту дверь».

– Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?

(Из дома ушли сказания и песни, будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир.)

– Подтвердите ответ текстом.

(Выборочное чтение.)

– Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?

(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)

6. Физкультминутка.

А сейчас мы встанем дружно
Отдохнуть немножко нужно.
Повернитесь вправо, влево,
Наконец присядьте смело!
Поработайте ногами,
Поработайте руками!
Улыбнемся, день хороший!
И похлопаем в ладоши!

7. Чтение второй части текста.

– Прочитайте фрагмент текста, изображённый на рисунке.

– Прочитайте, что случилось в тот миг, когда пастух показал, что он может быть милосердным.

10 слайд. Ангелы.

– Почему в природе всё радовалось?

Чтение стихотворения Бориса Пастернака “Рождественская звезда”.

11 слайд. Б Пастернак.

- Что же произошло в эту ночь?

(Родился Иисус Христос и вся природа радовалась этому. Даже злой пастух сжалился над Матерью и Младенцем.)

– Как вы думаете, ребята, зачем Господь пришел к людям на землю?

(Любя людей, заботясь о них, Господь хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Иисус-значит Спаситель. Христос-помазанник Божий.)

– А в чем, по – вашему, счастье?

(Счастье-это когда люди не болеют. Когда на земле нет войны – это тоже счастье.  Люди должны любить друг друга и заботиться друг о друге. Господь пришел на землю, чтобы очистить людей от греха.)

– Заканчивая свой рассказ, бабушка произнесла такие слова:

Дело не в свечах и не в лампадах, и не в солнце и не в месяце дело; одно только нужно: чтоб мы имели очи, которые могут видеть славу Божию.”– как вы их понимаете?

– Подумайте, как еще можно было озаглавить рассказ?

(“Рождество”. “Ночь перед Рождеством”. “Рождение Господа”.)

8. Домашнее задание:

– Дома, чтобы прочувствовать каждое художественное слово и образ, перечитайте текст еще раз. Подготовьте по содержанию вопросы, которые будете задавать друг другу.

9. Подведение итогов.

– Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает что-то для себя. Какие же открытия вы сделали?

12 слайд.

(Высказывания детей.)

– Ребята, помогите мне оценить наш урок. У вас на столах лежат солнышко и тучка. Чтобы вы взяли: солнышко или тучку? Почему? Наклейте их на наше небо.

– Пусть ваши добрые дела просветляют нашу душу, как солнечные лучики, а грехи и пороки только затемняют ее, как тучки небо.

У наших предков была традиция: в Святки “сжигать” все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, вспоминайте про себя, кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом пламени и больше не повторятся никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...