Конспект урока по литературному чтению, 4 класс: С.Д.Дрожжин "Родине"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 29.04.19 | ФИО учителя: Максимова Н.А __________ |
Школа: 141 | ФИ студента: Шерстобитова Д. |
Класс: 4 «В» | ФИО методиста: Кондратьева И.И _________ |
Кабинет: |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема: С.Д. Дрожжин «Родине»
Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся с биографией и творчеством писателя; развитие навыка анализа литературоведческого произведения; развитие словарного запаса.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь анализировать произведение; уметь осознанно выразительно читать лирическое стихотворение.
Личностные:
Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России» (4 кл. 2ч., стр.116-117), презентация, аудиоматериал.
Челябинск, 2019 г.
Этапы урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I.Самоопределение к деятельности (Словесный – Беседа) | 1 минута | В это солнечное утро я шла к вам на урок и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. А сейчас я предлагаю каждому из вас пройти к столу и взять смайлик.Посмотрите на смайлики и распределитесь по группам. Сегодня очень важно установить между нами обратную связь. Давайте сделаем так: если вы услышите хлопок, то должны его повторить синхронно. Давайте попробуем. Итак, начнем урок! | (приветствие учителя и учащихся) | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
II.Актуализация знаний и мотивация (Словесный – Беседа) (Практический - дыхательная гимнастика) (Практический – проверка домашнего задания) | 7 минут | (проверка домашнего задания) Речевая разминка
II. Упражнения для дикции:
Прочитайте слоги в полголоса (шепотом, с ускорением, с замедлением) III. Упражнения для развития речевого аппарата. IV.Упражнения для интонации: Прочитайте с вопросительной (восклицательной, утвердительной; веселой, грустной, серьезной) интонацией. | (выполняют проверку домашней работы) (выполняют упражнения в соответствии с заданием учителя) | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Л:целеполагание. |
III.Постановка учебной задачи (Словесный – Формулировка темы и цели урока) | 5 минут | Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.Слова бывают разные : веселые и грустные, маленькие и большие, есть вежливые слова, есть родные слова, но есть самое важное, самое дорогое слово. Что это за слово?! Верно, сегодня на уроке мы будем говорить о Родине. Подберите синонимы к слову Родина. А что для каждого из вас означает слово Родина? Продолжите фразу «Родина для меня – это…,потому что…. Возьмите с парты листочки и запишите одним словом. Подпишите свои листочки.Сейчас возьмите свои листочки и прикрепите на доску. Давайте совершим небольшое путешествие . Посмотрите, что написали ваши одноклассники. Пройдите на свои места. Откройте учебники на странице 133. Прочитайте имя автора, с которым мы сегодня познакомимся. Итак, ребята, скажите, какая тема нашего урока? Какие цели вы поставите себе на урок? -познакомиться… -научиться… -упражняться в… Желаю вам удачи в достижении сегодняшних целей. | -«Родина». (высказывают мнение) (выполняют задание) -С.Д. Дрожжин «Родине» (формулируют цели на урок) | Л: формулировка проблемы; Л: анализ; П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; К: владение диалогической формой речи; Л.: самоопределение. Р.: целеполагание. |
IV.Открытие нового знания (Словесный - слово об авторе) (Наглядный – работа с учебником) (Практический – лексическая работа) | 10 минут | Слово об авторе. Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет, впервые будет самостоятельно сочинять. В 1873 году в журнале « Грамотей», впервые, появится его публикация. Постепенно начнет знакомится с другими писателями, будет знаком с Толстым, у которого он вызвал большой интерес. Другие писатели были заинтересованы его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа. Объединитесь в группы и расскажите друг другу, что нового вы узнали. Какое дерево является символом нашей Родины - России? Образ Родины - один из главных в поэзии поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Это мы узнаем, познакомившись с его стихотворением. Кому или чему автор посвящает стихотворение? Как вы думаете, о чём мог писать поэт? | (слушают учителя) (работают в группах) -Береза. -Родине. (высказывают предположения) | П: смысловое чтение. П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. П: поиск и выделение необходимой информации |
Динамическая пауза | 1 минута | По родному краю Дружно мы шагаем. (Марш на месте.) Справа от нас – зелёный луг. (Поворот.) Слева находится лес. (Поворот.) В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.) Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! (Махи руками.) | (выполняют задания за учителем) | Р: саморегуляция |
V. Первичное закрепление во внешней речи (Наглядный – словесное рисование) (Наглядный – выразительное чтение стихотворения) (Практический – языковой анализ стихотворения) | 10 минут | Прочитаем это произведение вслух, отметьте по ходу чтения непонятные слова, выражения.
Какие чувства испытывает поэт к Родине? Подберите однокоренные слова к слову Родина. А ведь только родному, близкому человеку можно посвятить сказать нежные строки. Чтобы передать эти чувства поэт использует поэтические приёмы. Какие? Какие средства выразительности использует автор в поэтической речи? Вспомните, что такое эпитеты? Найдите в стихотворении эпитеты и назовите их. Найдите и назовите в стихотворении олицетворение. Чтобы лучше понять произведение, поработаем вместе над содержанием: Где Родина поэта? Объясни строки «стою недвижим я» Как вы представляете «чарующий простор», как бы изобразили красками? Когда, в какое время года более красивой находит поэт Родину? С чем сравнивает приход весны? Почему? Чем восхищается поэт? А когда труд приносит радость? Каким поэт называет труд? Что значит «грудь наполняется восторгом»? Когда поэт испытывает наибольший восторг? Что значит «наедине». Что слышит поэт? А в чем он проявляется? А какие ещё голоса у Родины? А что еще видит поэт? В чём? Какой называет Родину? Давайте рассмотрим иллюстрацию на стр. 134-135. Кто, по вашему мнению, здесь изображен? Где? Что видит? Что слышит? Какие краски использует художник? Сделайте вывод, как относится Дрожжин к Родине? | (читают вслух по цепочке) -Любовь, нежность. -Род, родной, родитель. - Эпитеты, олицетворение. -Сравнение. -Эпитеты- определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета. Волгою родной, чарующий простор, тёмные леса, приветных деревень, великой и святой. -«В каждом шелесте листов, твой голос узнаю.» -Он вырос у берегов Волги. (высказывают мнение) -Весной. -С простором, свободой. -Красотой природы, трудом людей в полях. -Когда люди и сами радуются труду. -«Свободный труд» -Автор переполнен счастьем. -Когда смотрит на родные просторы наедине с собой. -Один на один. -Голос Родины. -В шелесте. -Голоса людей, лугов, лесов. -Мощь, силу, красоту. - В силе народа, в его трудолюбии, в готовности защищать Родину. -Великой, святой. -Простой русский человек, он находится на берегу реки. -Он видит свою деревню, слышит голоса природы. -Теплые, нежные. - Поэт использовал тёплые, нежные слова о Родине, и художник тоже, он использует нежные, тёплые краски. | П: поиск и выделение необходимой информации П: смысловое чтение. К: осознанное построение речевого высказывания. Л: анализ, синтез. |
VI. Самостоятельная работа самопроверкой (Практический –фронтальная, групповая работа) | 7 минут | Сочинение- миниатюра (эссе) Много тёплых слов посвятил Дрожжин своей Родине. Давайте и мы посвятим ей несколько теплых слов. Напишите, пожалуйста, небольшое сочинение и расскажите в нем о том, почему вы любите свою Родину. На доске: Родина…для меня – это…. | (выполняют работу самостоятельно на листочках) | П: структурирование знаний; К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися; Л:синтез |
VII. Включение в систему знаний (Словесный – инструктаж)
| 1 минута | Ребята, вашим домашним заданием будет: 1. Выучить стихотворение наизусть 2.Творческое задание по выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений. | (записывают домашнее задание) | П: рефлексия способов и условий действия; К: управление поведением партнера – коррекция. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) (Словесный – Беседа) (Практический – Подведение итогов) | 2 минуты | Ребята, скажите, какой была тема нашего урока? С каким автором мы познакомились сегодня? Какие цели мы ставили на урок? Добились ли мы их? Сейчас посмотрите на слайд. Вы видите незаконченные предложения. Дополните их: Я считаю, что… Сегодня мне было… Я чувствую, что… Мне было сложно… Вы сегодня хорошо постарались. Не расстраивайтесь, если что-то не получилось – все еще впереди. Спасибо за урок, до свидания. | -С.А. Клычков «Весна в лесу» (делятся мнениями) (выполняют самооценку деятельности) | К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме; П: рефлексия способов и условий действия; Р: оценка. |
В данном конспекте применена технология проблемного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...