Конспект урока по литературному чтению, 4 класс: С.Д.Дрожжин "Родине"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.d.drozhzhin_rodine.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 29.04.19

ФИО учителя: Максимова Н.А __________

Школа: 141

ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»

ФИО методиста: Кондратьева И.И _________

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: С.Д. Дрожжин «Родине»

Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся с биографией и творчеством писателя; развитие навыка анализа литературоведческого произведения; развитие словарного запаса.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь анализировать произведение; уметь осознанно выразительно читать лирическое стихотворение.

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» (4 кл. 2ч., стр.116-117), презентация, аудиоматериал.

Челябинск, 2019 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

В это солнечное утро я шла к вам на урок и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

А сейчас я предлагаю каждому из вас пройти к столу и взять смайлик.Посмотрите на смайлики и распределитесь по группам.

Сегодня очень важно установить между нами обратную связь. Давайте сделаем так: если вы услышите хлопок, то должны его повторить синхронно. Давайте попробуем.

Итак, начнем урок!

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – Беседа)

(Практический - дыхательная гимнастика)

(Практический – проверка домашнего задания)

7 минут

(проверка домашнего задания)

Речевая разминка

  1. Упражнения для дыхания:
    вдох – выдох
    вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш
    вдох, а на выдохе произносим слоги за. ша, вавдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II. Упражнения для дикции:

  1. И – Э – А – О – У – Ы
    Произнесите гласные протяжно.
  1. Слоги:
    ащ ощ ищ ющ
    щу ща щи ще
    щащ щок щус щан
    кыщ лащ лщи щпе щза

Прочитайте слоги в полголоса (шепотом, с ускорением, с замедлением)

III. Упражнения для развития речевого аппарата.
Ща – ща – ща – мы несем домой леща,
Ащ – ащ – ащ – мы надеемся на плащ.
Щит – щит – шит – птенец в гнезде пищит.
Щик – щик – щик – ящик, выдумщик, сыщик.

IV.Упражнения для интонации:
Два щенка, щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.

Прочитайте с вопросительной (восклицательной, утвердительной; веселой, грустной, серьезной) интонацией.

(выполняют проверку домашней работы)

(выполняют упражнения в соответствии с заданием учителя)

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л:целеполагание.

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

5 минут

Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.Слова бывают разные : веселые и грустные, маленькие и большие, есть вежливые слова, есть родные слова, но есть самое важное, самое дорогое слово.

Что это за слово?!

Верно, сегодня на уроке мы будем говорить о Родине. Подберите синонимы к слову Родина.

А что для каждого из вас означает слово Родина? Продолжите фразу «Родина для меня – это…,потому что….

Возьмите с парты листочки и запишите одним словом. Подпишите свои листочки.Сейчас возьмите свои листочки и прикрепите на доску. Давайте совершим небольшое путешествие . Посмотрите, что написали ваши одноклассники.

Пройдите на свои места.

Откройте учебники на странице 133. Прочитайте имя автора, с которым мы сегодня познакомимся.

Итак, ребята, скажите, какая тема нашего урока?

Какие цели вы поставите себе на урок?

-познакомиться…

-научиться…

-упражняться в…

Желаю вам удачи в достижении сегодняшних целей.

-«Родина».

-Россия, Отечество, Отчизна.

(высказывают мнение)

(выполняют задание)

-С.Д. Дрожжин «Родине»

(формулируют цели на урок)

Л: формулировка проблемы; 

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV.Открытие нового знания

(Словесный - слово об авторе)

(Наглядный – работа с учебником)

(Практический – лексическая работа)

10 минут

Слово об авторе.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 году в семье крепостного, учился у деревенского дьяка ( церковный служитель) грамоте « две не полных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в г. Петербург, « в люди». Юному Спиридону было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело быть на чужой стороне.

Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет, впервые будет самостоятельно сочинять. В 1873 году в журнале « Грамотей», впервые, появится его публикация. Постепенно начнет знакомится с другими писателями, будет знаком с Толстым, у которого он вызвал большой интерес. Другие писатели были заинтересованы его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа.

Объединитесь в группы и расскажите друг другу, что нового вы узнали.

Какое дерево является символом нашей Родины - России?

Образ Родины - один из главных в поэзии поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Это мы узнаем, познакомившись с его стихотворением.

Кому или чему автор посвящает стихотворение?

Как вы думаете, о чём мог писать поэт?

(слушают учителя)

(работают в группах)

-Береза.

-Родине.

(высказывают предположения)

П: смысловое чтение.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

П: поиск и выделение необходимой информации

Динамическая пауза

1 минута

По родному краю

Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)

Справа от нас – зелёный луг. (Поворот.)

Слева находится лес. (Поворот.)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух!  (Махи руками.)

(выполняют задания за учителем)

Р: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

(Наглядный – словесное рисование)

(Наглядный – выразительное чтение

стихотворения)

(Практический – языковой анализ стихотворения)

10 минут

Прочитаем это произведение вслух, отметьте по ходу чтения непонятные слова, выражения.

  • Молитвенно - когда просим Бога, вскидываем глаза, просим, благодарим за чистое, светлое
  • Чарующий (простор)- прекрасный, великолепный
  • Приветных (деревень)- гостеприимные, рады гостям

Какие чувства испытывает поэт к Родине?

Подберите однокоренные слова к слову Родина.

А ведь только родному, близкому человеку можно посвятить сказать нежные строки.

Чтобы передать эти чувства поэт использует поэтические приёмы. Какие?

Какие средства выразительности использует автор в поэтической речи?

Вспомните, что такое эпитеты? Найдите в стихотворении эпитеты и назовите их.

Найдите и назовите в стихотворении олицетворение.

Чтобы лучше понять произведение, поработаем вместе над содержанием:

Где Родина поэта?

Объясни строки «стою недвижим я»

Как вы представляете «чарующий простор», как бы изобразили красками?

Когда, в какое время года более красивой находит поэт Родину?

С чем сравнивает приход весны? Почему?

Чем восхищается поэт?

А когда труд приносит радость?

Каким поэт называет труд?

Что значит «грудь наполняется восторгом»?

Когда поэт испытывает наибольший восторг?

Что значит «наедине».

Что слышит поэт?

А в чем он проявляется?

А какие ещё голоса у Родины?

А что еще видит поэт?

В чём?

Какой называет Родину?

Давайте рассмотрим иллюстрацию на стр. 134-135.

Кто, по вашему мнению, здесь изображен? Где?

Что видит? Что слышит?

Какие краски использует художник?

Сделайте вывод, как относится Дрожжин к Родине?

(читают вслух по цепочке)

-Любовь, нежность.

-Род, родной, родитель.

- Эпитеты, олицетворение.

-Сравнение.

-Эпитеты- определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета. Волгою родной, чарующий простор, тёмные леса, приветных деревень, великой и святой.

-«В каждом шелесте листов, твой голос узнаю.»

-Он вырос у берегов Волги.

(высказывают мнение)

-Весной.

-С простором, свободой.

-Красотой природы, трудом людей в полях.

-Когда люди и сами радуются труду.

-«Свободный труд»

-Автор переполнен счастьем.

-Когда смотрит на родные просторы наедине с собой.

-Один на один.

-Голос Родины.

-В шелесте.

-Голоса людей, лугов, лесов.

-Мощь, силу, красоту.

- В силе народа, в его трудолюбии, в готовности защищать Родину.

-Великой, святой.

-Простой русский человек, он находится на берегу реки.

-Он видит свою деревню, слышит голоса природы.

-Теплые, нежные.

- Поэт использовал тёплые, нежные слова о Родине, и художник тоже, он использует нежные, тёплые краски.

П: поиск и выделение необходимой информации

П: смысловое чтение.

К: осознанное построение речевого высказывания.

Л: анализ, синтез. 

VI. Самостоятельная работа самопроверкой

(Практический –фронтальная, групповая работа)

7 минут

Сочинение- миниатюра (эссе)

Много тёплых слов посвятил Дрожжин своей Родине. Давайте и мы посвятим ей несколько теплых слов. Напишите, пожалуйста, небольшое сочинение и расскажите в нем о том, почему вы любите свою Родину.

На доске:

Родина…для меня – это….

(выполняют работу самостоятельно на листочках)

П: структурирование знаний;

К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

Л:синтез

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

 

1 минута

Ребята, вашим домашним заданием будет:

1. Выучить стихотворение наизусть

2.Творческое задание по выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.

(записывают домашнее задание)

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

2 минуты

Ребята, скажите, какой была тема нашего урока? С каким автором мы познакомились сегодня?

Какие цели мы ставили на урок? Добились ли мы их?

Сейчас посмотрите на слайд. Вы видите незаконченные предложения. Дополните их:

Я считаю, что…

Сегодня мне было…

Я чувствую, что…

Мне было сложно…

Вы сегодня хорошо постарались. Не расстраивайтесь, если что-то не получилось – все еще впереди.

Спасибо за урок, до свидания.

-С.А. Клычков «Весна в лесу»

(делятся мнениями)

(выполняют самооценку деятельности)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

В данном конспекте применена технология проблемного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...