Конспект урока по литературному чтению: "Отметки Риммы Лебедевой"(УМК "Школа России) 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению: "Отметки Риммы Лебедевой"(УМК "Школа России) 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 27.04. 2019 | ФИО учителя: Иванова Светлана Анатольевна |
Школа:№ 14 | ФИ студента: Иванова Ольга |
Класс: 3 | ФИО методиста: Галиуллина Н.К. |
Кабинет: 3 |
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Л.Кассилем и с рассказом «Отметки Риммы Лебедевой».
Планируемые результаты
Предметные:
- знать биографию писателя
- уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
- уметь прогнозировать содержание текста;
- уметь воспринимать на слух художественное произведение.
Личностные:
- проявлять интерес и творческое отношение;
- проявлять уважительное отношение к своим сверстникам;
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: учебник УМК «Школа России», 3 класс, 2 часть, творческая тетрадь, презентация к уроку.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1 мин | -Здравствуйте, ребята, присаживайтесь! - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте своему соседу успехов на уроке. Присаживайтесь. - Чему мы учимся на уроках литературного чтения? - А для чего вам нужны эти знания? - Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок. | - Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. - Читать. Изучаем виды фольклора, узнаём об историях, которые случаются с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов. - Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация
Практический: выборочное чтение | 4 мин | Речевая разминка - Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку. Ах, вы сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени. - Читаем про себя. - Читаем хором по слогам. - Читаем хором словами. - Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией. - Читаем медленно, быстро. - Кто хочет прочитать самостоятельно? - Молодцы, ребята! Ребята, напомните, чем вы занимались на прошлом уроке. | - Читают скороговорку по заданию учителя. Мы знакомились с журналами «Мурзилка» и «Весёлые картинки» Представляют свои журналы по плану.
О войне. | П: осмысление читаемого текста П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных) |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа, подводящий диалог | 3 м | Сегодня мы познакомимся с первым рассказом нового раздела. Прочтите, как он называется. Кто автор данного рассказа? - Итак, тема нашего урока? – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориенти-роваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией | - Отметки Риммы Лебедевой - Л.Кассиль. - Мы познакомимся с творчеством Л.А. Кассиля. - Мы узнаем содержание рассказа. - Мы сможем поразмышлять над действиями Риммы Лебедевой. | П: синтез. П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Словесный: беседа , слово об авторе Практический: работа со словарными словами. Работа с книгой: чтение текста. | 17 м | Стихотворение С.Маршака «Мальчик из села Поповки» Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись, ребенок - Последний гражданин села. Испуганный котенок белый, Обломки печки и трубы - И это все, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик, без слез, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенес! При нем избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра. Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребенка на снегу. Итак, вы прослушали стихотворение. О ком оно? Подумайте, почему я именно его прочитала сегодня. Верно. Но перед тем как познакомиться с содержанием рассказа, скажите, вы знакомы с этим автором? Слушайте информацию внимательно, после я задам вам несколько вопросов. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Л. А. КАССИЛЕ Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу. Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки и где издавался рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль. По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз. В 1923 году поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 г. в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики. В 1927 году выходят в свет первые книги Кассиля для детей – научно-популярные очерки «Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933), принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века. Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького. Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Что вы узнали об авторе? Сейчас я предлагаю вам прослушать рассказ «Отметки Риммы Лебедевой» в аудиохрестоматии. Следите за текстом, отмечайте слова, которые вам непонятны. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения Какие слова вам были непонятны? Проводит словарную работу. Попробуйте найти значение этих слов в толковом словаре. | - Читают стихотворение - О маленьком мальчике – Пете, который остался одним из живых в селе Поповка. - Стихотворение о войне. - Потому что рассказ Л.А. Кассиля тоже связан с войной. - Нет. - Слушают рассказ учителя - Высказывают своё мнение. - Да - Восхитительное, прекрасное, грустное. - Ответы детей -Это произведение учит тому, что не нужно погружаться полностью в свою беду, ведь она отнимает много полезного времени. -От автора. Римма, Маня, тетка, Анастасия Дмитриевна, Лейтенант. -Фронт, госпиталь, кисет. -Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы. -Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих). -Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком. | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания в устной форме. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
V. Первичное закрепление Словесный: разъяснение, беседа | 4 м | Организует повторное чтение и обсуждение содержания – В какой город приехала со своей мамой девочка Римма Лебедева? – В какой класс она поступила? – Что сказала учительнице тетка девочки? – Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста. – Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста. – Куда часто ходили ребята? – Что сшила Римма? – Кому подарила Римма табачный кисет? – Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой? Прочитайте. | Читают по цепочке Свердловск. В третий класс. Читают отрывок: «Вы к ней, пожалуйста, строго не подходите…» Находят отрывки В госпиталь. Табачный кисет. Лейтенанту, лежавшему в палате № 8. | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: восстановление цепи событий в рассказе. | 3 мин | - Ответьте на несколько тестовых заданий. 1. В какой город приехала Римма Лебедева с мамой? | - слушают задание; - выполняют тест; - проверяют на экране; | Р: саморегуляция. П: анализ. |
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный: разъяснение. Практический: упражнение. | 3-4 мин | – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? | Ответы детей: прочтение стихотворения, биография автора. Узнали новое произведение. Отметки Риммы Лебедевой, Л.А. Кассиль. Да, чувство сопереживания. | К: планирование учебного сотрудничества. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный – беседа. | 4 мин | Какая была цель урока? - Вы её достигли? - Чему вас научил рассказ? - Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами лесенка успеха. 1. Поставьте себя на 1 ступеньку, если вы плохо работали на уроке и не поняли о чем рассказ. 2 . Поставьте себя на 2 ступеньку, если вы слабо работали на уроке, но поняли смысл рассказа. 3. Поставьте себя на 3 ступеньку, если вы хорошо работали на уроке и поняли смысл рассказа, вынесли из него урок. - Кто поставил себя на 1 ступеньку, кто на 2, кто на 3? Спасибо за урок! | - Познакомиться с биографией и с произведением. - Да. - Обдумывать свои действия. - Записывают домашнее задание. - Оценивают свою деятельность на уроке. | Р: осуществление итогового контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России
Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Листопадничек" Школа России
Технологическая карта урокаТема: И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Цели деятельности учителя: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе из...
Конспект урока по литературному чтению "А. Плещеев "В бурю" 2 класс, Школа России
Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....
Конспект урока по литературному чтению "Про Мальку"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по литературному чтению...
Конспект урока по литературному чтению "Гроза днем"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по литературному чтению...
Конспект урока . Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»...