Конспект урока . Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Планируемые результаты
Предметные
Знать: | информацию об авторе Л.А. Кассиль; содержание рассказа «Отметки Риммы Лебедевой»; |
Понимать: | с чем связаны те или иные поступки героев; |
Применять: | уметь предполагать события в рассказе; |
Анализировать: | содержание рассказа; |
Синтезировать: | отвечать на вопросы учителя; |
Оценивать: | поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Метапредметные:
Регулятивные: | умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом; |
Познавательные: | умение на основе анализа объектов делать выводы; |
Коммуникативные: | умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме; |
Личностные
умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Межпредметные связи: | Русский язык |
Основные понятия: | Кисет |
Методы, технологии: | Приём ТРКМ, беседа |
Ресурсы урока для учителя: | Презентация, фрагменты рассказа, вопросы по фрагментам. |
Ресурсы урока для учащихся: |
План урока с распределением времени
Подготовительная работа – 19 мин
Работа со стихотворением– 5 мин
Слово об авторе – 6 мин
Работа с названием текста– 2 мин
Словарная работа – 5 мин
Физминутка – 1 мин
2. Первичный синтез и анализ художественного произведения – 23 мин
3. Подведение итогов – 2 мин
Оформление доски
1 слайд
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
2 слайд
Оформление тетради ученика на конец урока
Ход урока:
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности |
1 Подготовительная работа | |
-Ребята, прочитайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись ребёнок – Последний гражданин села. Испуганный котёнок белый, Обломок печки и трубы – И это всё, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс. - О ком это стихотворение? ( о ребёнке, о мальчике) - Когда происходят события в стихотворении? (во время войны) - Я согласна с вами, это стихотворение о детях войны. - Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. «Отметки Риммы Лебедевой) -Автор данного рассказа Лев Абрамович Кассиль. - Итак, тема нашего урока? – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы сможем поразмышлять… Слово об авторе. Лев Абрамович Кассиль (1905−1970) — прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу. Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль. В 1927 году был привлечен Маяковским к работе в журнале «Новый ЛЕФ» (здесь были напечатаны отрывки из первой книги «Кондуит»), в конце 1920−1930-х годов сотрудничал с журналом «Пионер». Кассиль писал также рассказы, многие из которых посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу (в т.ч. «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!»), В 1965 году Кассиль был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького. Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. -Давайте вернёмся к стихотворению С.Я. Маршака и подумаем, как может быть связано оно с произведением Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». -Посмотрите на иллюстрацию. Что Вы можете о ней сказать? - Предположите, какая история могла произойти с этой девочкой? (плохо училась, пропускала уроки, не было родителей) Словарная работа. -Откройте свои словарики и запишите два определения, представленные на доске. Кисет - небольшой мешочек для хранения вещей, затягиваемый шнурком. Часто в кисете хранят табак. Госпиталь-Лечебное учреждение, больница, преимущественно военная. Физкультминутка (Видеофрагмент) | Работают со стихотворением. Отвечают на вопросы. Записывают словарные слова. Слушают слово об авторе. |
2 Первичный синтез и анализ произведения | |
Приём ТРКМ «Чтение с остановками» - Сейчас я начну читать сказку Л.А Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». А вы внимательно слушайте – во время чтения будут задаваться вопросы. 1 остановка 1)- Зачем Римма Лебедева приехала с мамой в город Свердловск? 2)- Выполнила просьбу тетки Анастасия Дмитриевна ? 3)- Римма старалась учиться? 4)- Соглашались ребята с Риммой или спорили? 2 остановка -Почему ребята не брали Римму с собой? - О чем попросил лейтенант Римму? - Почему лейтенант нахмурился и огорчённо просвистел? 3 остановка - Почему Римма отвернулась? - О чем узнал лейтенант от Мани Петлиной? - Что лейтенант и Римма делали после уроков? 4 остановка -Что принесла Римма Лебедева лейтенанту через два месяца? -Какие отметки увидел лейтенант в ведомости Риммы? -Что попросила Римма Лебедева сделать лейтенанта? Беседа по тексту. - Что вас удивило в рассказе? - Что было самым интересным? | Слушают чтение учителя, отвечают на вопросы. |
3 Подведение итогов | |
- С какой целью был написан рассказ? -Чему он вас может научить? - Какова главная мысль рассказа? - Выполнили задачи, поставленные на уроке? Достигли цели? Рефлексия Домашнее задание. Прочитать страница 175-178. Ответить на вопросы. Вспомнить рассказы о войне. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности учащихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая) | Дидактические средства. оборудование | Формы самоконтроля | Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные (П – познавательные., Р – регулятивные, К – коммуникативные) | личностные | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения.Тема: Л. А. Кассиля « Отметки Риммы Лебедевой »(3 кл)
Тема: Л. А. Кассиля « Отметки Риммы Лебедевой »(3кл)...
Конспект урока по литературе «Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» 3 класс , УМК "Школа России"
Конспект урока по литературному чтениюТема: «Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»Цели деятельности учителя: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая с...
Конспект урока по литературному чтению: "Отметки Риммы Лебедевой"(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по литературному чтению: "Отметки Риммы Лебедевой"(УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению (3 класс). Тема: Л. А. Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:- совершенствование навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важныепо смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и час...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» ( 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом Л. А. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой», с жизнью и творчеством Л.Кассиля. Планируемые результаты:Предметные: знать приемы ан...
Конспект урока литературного чтения "Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой" (3 класс)
Цели деятельности учителя: - совершенствование навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и ч...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»"
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»...