Конспект урока . Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_24.04.docx413.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

информацию об авторе Л.А. Кассиль; содержание рассказа «Отметки Риммы Лебедевой»;

Понимать:

с чем  связаны те или иные поступки героев;

Применять:

уметь предполагать события в рассказе;

Анализировать:

содержание рассказа;

Синтезировать:

отвечать на вопросы учителя;

Оценивать:

поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Метапредметные:

Регулятивные:

умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

Познавательные:

умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Межпредметные связи:

Русский язык

Основные понятия:

Кисет

Методы, технологии:

Приём ТРКМ, беседа

Ресурсы урока для учителя:

Презентация, фрагменты рассказа, вопросы по фрагментам.

Ресурсы урока для учащихся:

План урока с распределением времени

Подготовительная работа – 19 мин

Работа со стихотворением– 5 мин

Слово об авторе – 6 мин

Работа с названием текста– 2 мин

Словарная работа – 5 мин

Физминутка – 1 мин

2. Первичный синтез и анализ художественного произведения – 23 мин

3. Подведение итогов – 2 мин

Оформление доски

1 слайд

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок –

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

2 слайд

Оформление тетради ученика на конец урока

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности
обучающихся

1 Подготовительная работа

-Ребята, прочитайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок –

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

- О ком это стихотворение? ( о ребёнке, о мальчике)

- Когда происходят события в стихотворении? (во время войны)

- Я согласна с вами, это стихотворение о детях войны.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.

«Отметки Риммы Лебедевой)

-Автор данного рассказа Лев Абрамович Кассиль.

- Итак, тема нашего урока?

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы сможем поразмышлять…

Слово об авторе.

 Лев Абрамович Кассиль (1905−1970) — прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

 Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.

 Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

В 1927 году был привлечен Маяковским к работе в журнале «Новый ЛЕФ» (здесь были напечатаны отрывки из первой книги «Кондуит»), в конце 1920−1930-х годов сотрудничал с журналом «Пионер».

Кассиль писал также рассказы, многие из которых посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу (в т.ч. «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!»),

 В 1965 году Кассиль был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.

 Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

-Давайте вернёмся к стихотворению С.Я. Маршака и подумаем, как может быть связано оно  с произведением Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

-Посмотрите на иллюстрацию. Что Вы можете о ней сказать?

 - Предположите, какая история могла произойти с этой девочкой? (плохо училась, пропускала уроки, не было родителей)

Словарная работа.

-Откройте свои словарики и запишите  два определения, представленные на доске.

Кисет - небольшой мешочек для хранения вещей, затягиваемый шнурком. Часто в кисете хранят табак.

Госпиталь-Лечебное учреждение, больница, преимущественно военная.

Физкультминутка

(Видеофрагмент)

Работают со стихотворением.

Отвечают на вопросы.

Записывают словарные слова.

Слушают слово об авторе.

2 Первичный синтез и анализ произведения

Приём ТРКМ «Чтение с остановками»

- Сейчас я начну читать сказку Л.А Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». А вы внимательно слушайте – во время чтения будут задаваться вопросы.

1 остановка

1)- Зачем Римма Лебедева приехала с мамой в город Свердловск?

2)- Выполнила просьбу тетки Анастасия Дмитриевна ?

3)- Римма старалась учиться?

4)- Соглашались ребята с Риммой или спорили?

2 остановка

 -Почему ребята не брали Римму с собой?

- О чем  попросил лейтенант Римму?

- Почему лейтенант нахмурился и огорчённо просвистел?

3 остановка

- Почему Римма отвернулась?

- О чем узнал лейтенант от  Мани Петлиной?

- Что лейтенант и Римма делали после уроков?

4 остановка

-Что принесла Римма Лебедева лейтенанту через два месяца?

-Какие отметки увидел лейтенант в ведомости Риммы?

-Что попросила Римма Лебедева сделать лейтенанта?

 Беседа по тексту.

- Что вас удивило в рассказе?

- Что было самым интересным?

Слушают чтение учителя, отвечают на вопросы.

3 Подведение итогов

- С какой целью был написан рассказ?

-Чему он вас может научить?

- Какова главная мысль рассказа?

- Выполнили задачи, поставленные на уроке? Достигли цели?

Рефлексия

Домашнее задание.

Прочитать страница 175-178. Ответить на вопросы.

Вспомнить рассказы о войне.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность.

        


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

урока

Образовательная

задача этапа

урока

Методы
и приемы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности учащихся

(Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная,

Г – групповая)

Дидактические

средства.
Интерактивное

оборудование

Формы
контроля, взаимоконтроля и

самоконтроля

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

(П – познавательные., Р – регулятивные, К – коммуникативные)

личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе «Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» 3 класс , УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»Цели деятельности учителя: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая с...

Конспект урока по литературному чтению: "Отметки Риммы Лебедевой"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: "Отметки Риммы Лебедевой"(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению (3 класс). Тема: Л. А. Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- совершенствование навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важныепо смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и час...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» ( 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом Л. А. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой», с жизнью и творчеством Л.Кассиля. Планируемые результаты:Предметные:  знать приемы ан...

Конспект урока литературного чтения "Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой" (3 класс)

Цели деятельности учителя: - совершенствование навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и ч...