Конспект урока по ЧТЕНИЮ на тему: "Н.Н Носов Федина задача" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Хохрякова Полина Владимировна

Конспект урока по ЧТЕНИЮ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 16.04. 2019

ФИО учителя: Гараина Светлана Ивановна

Школа: 4

ФИ студента: Хохрякова Полина

Класс: 3 «а»

ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 8

Конспект урока по литературному чтению

Тема: « Н. Н. Носов «Федина задача»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».

Планируемые результаты

Предметные:

- знать биографию писателя

- уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

- уметь прогнозировать содержание текста;

- уметь воспринимать на слух художественное произведение.        

                                                                       

Личностные:

- проявлять интерес и творческое отношение;

- проявлять уважительное отношение к своим сверстникам;

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: учебник УМК «Школа России», 3 класс, 2 часть, творческая тетрадь, презентация к уроку.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

- Повернитесь  друг к другу, улыбнитесь и пожелайте своему соседу успехов на уроке. Присаживайтесь.

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

- А для чего вам нужны эти знания?

- Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок. 

- Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

- Читать. Изучаем виды фольклора,   узнаём об историях, которые случаются  с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов.

- Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

        

Практический: выборочное чтение

4 мин

Речевая разминка

- Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку.
Для разминки мы с вами возьмем скороговорку.

Ах, вы сени, сени, сени

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

- Читаем про себя.

- Читаем хором по слогам.

- Читаем хором словами.

- Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией.

- Читаем медленно, быстро.

- Кто хочет прочитать самостоятельно?

- Молодцы, ребята! А теперь выполним ещё задание. У каждого на парте лежит карточка с разными буквами. Вам нужно  найти и обвести только гласные буквы. А теперь найдите и обвести только парные согласные.

- Сверьте с эталоном. Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки.

- Читают скороговорку по заданию учителя.

- Ищут гласные буквы, парные согласные.

- Выполняют самопроверку.

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа, подводящий диалог

3 м

- Посмотрите на слайд. Кто является автором этих книг?

- Вы уже догадались, о каком писателе мы сегодня будем говорить?

- Верно. А с каким произведением мы познакомимся, вы узнаете, если отгадаете анаграмму.

Ачадаз анидеф

- Отлично. Теперь сформулируйте тему урока.

- Поставьте цель.

- Н. Носов.

- О Николае Носове.

- Федина задача.

- Николай Носов, Федина задача.

- познакомиться с жизнью и творчеством Н. Носова и его произведением «Федина задача».

П: синтез.

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа , слово об авторе

Практический: работа со словарными словами.

Работа с книгой: чтение текста.

17 м

Писатель родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Его отец был артистом, а заодно подрабатывал железнодорожником. Все свое детство Николай провел в небольшом городишке Ирпень под Киевом, где он и пошел учиться в гимназию. Биография Николая Носова рассказывает о том, что у своих родителей будущий писатель не был единственным ребенком, у него были еще два брата и сестра. Маленький Коля обожал ходить на концерты и выступления отца. И родители начали всерьез задумываться над тем, что, возможно, их мальчик станет артистом. Коля захотел играть на скрипке, но дело оказалось ему не под силу, и он забросил это занятие.

Биография Носова Николая Николаевича дальше рассказывает, что детство и юность писателя пришлись на тяжелые годы Первой мировой и Гражданской войн. Голод и холод были спутниками его семьи. В итоге все ее члены переболели тифом, но Бог миловал, никто из них не умер. Сам Николай потом вспоминал, что он болел дольше и тяжелее всех, надежды на выздоровление почти не оставалось. Но, вопреки всему, он выжил, и его мама просто плакала от радости, когда он выздоровел. Так он понял, что слезы бывают не только от горя. Кроме музыки и театра Носова влекло к фотографии, шахматам, электротехнике. Времена были тяжелые, поэтому ему приходилось с 14 лет подрабатывать торговлей газетами, косарем, землекопом. После революции их гимназия стала школой-семилеткой. После ее окончания в 1924 году Носов сначала идет разнорабочим на Ирпеньский бетонный завод, а затем - на кирпичный завод в Буче.

- Откройте стр. 164 в учебнике. Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?

Словарная работа

-Когда мы будем читать произведение, вам попадутся незнаковые для вас слова. Давайте сейчас их разберем.

  • Рокочущим басом – низким мужским голосом
  • Титулярный советник – гражданский чин 9 класса
  • Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.
  • Борзая – быстрая.

- Сейчас мы прослушаем аудиорассказ «Федина задача». Слушайте внимательно, потому что потом вам нужно будет ответить на вопросы.

1) Воспроизведение 1 части аудиорассказа (до слов: "и сел за стол … ").

-Откуда пришёл Федя?

- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?

- А что же сделал, Федя?

-Что можно сказать про Федю?

-А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя? - Поднимите руки.

2) Воспроизведение 2 части аудиорассказа  (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…").

-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа?

- А как бы вы поступили?

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.

3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста).

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши?

- Почему Федя не мог решить задачу?

-Чем заканчивается рассказ?

Динамическая пауза

- Слушают биографию автора.

- Предположения детей.

- Словарная работа.

- Читают и анализируют 1 часть.

- С катка.

- Может быть сестра, брат.

- Включил радио, решил делать уроки под музыку.

- Несосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки.

- Поднимают руки.

- Читают и анализируют 2 часть.

- Делает сразу несколько дел.

- Предполагают.

- Читают и анализируют 3 часть.

- Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио.

- Предположения детей.

- Пошёл к другу.

- Выполняют динамическую паузу.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания в устной форме.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

V. Первичное закрепление

Словесный: разъяснение, беседа

4 м

-Кому понравился рассказ? Чем?

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

- Прочитайте пословицу на слайде.

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

- Как вы её понимаете?

-Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?

- О чем вы задумались, прочитав рассказ?

-Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

-Чему учит рассказ Н. Н. Носова?

- Отвечают на вопросы.

- Читают пословицу.

- Если делать 2 дела одновременно, не получится сделать качественно ни одного.

- Да.

- Нужно сначала сделать одно, а потом другое.

- Выключить телевизор и убрать все, что мешает, а потом в тишине делать домашнее задание.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический : восстановление цепи событий в рассказе.

3 мин

- Посмотрите на слайд. Что вы увидели?

  1. Из репродуктора послышались звуки рояля.
  2. Дома никого не было.
  3. Он отрегулировал репродуктор.
  4. Пойду лучше к Юре Сорокину.
  5. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново.

- Верно. И он перепутан. Вам нужно восстановить цепь событий в рассказе и записать правильный порядок цифр в тетради.

- Сверьте с экраном. У кого все верно, поставьте знак +.

- Цитатный план.

- 2, 3, 1, 5, 4.

Р: саморегуляция.

П: анализ.

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: разъяснение.

Практический: упражнение.

3-4 мин

Математический диктант ( в парах)

  1. Сколько мелодий прослушал Федя?
  2. Сколько задач прочитал Федя?
  3. Сколько раз Федя прочитал задачу?
  4. Сколько раз звучало слово «колокольчик ?

- 6.

- 2.

- 5

- 2.  

К: планирование учебного сотрудничества.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – беседа.

4 мин

 Какая была цель урока?

- Вы её достигли?

- Чему вас научил рассказ?

- Домашнее задание: сочинить рассказ «Федя у друга».

- Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами лесенка успеха.

1. Поставьте себя на 1 ступеньку, если вы плохо работали на уроке и не поняли о чем рассказ.

2 . Поставьте себя на 2 ступеньку, если вы слабо работали на уроке, но поняли смысл рассказа.

3. Поставьте себя на 3 ступеньку, если вы хорошо работали на уроке и поняли смысл рассказа, вынесли из него урок.

- Кто поставил себя на 1 ступеньку, кто на 2, кто на 3?

Спасибо за урок!

- Познакомиться с биографией Н. Носова и с произведением «Федина задача»

- Да.

- Обдумывать свои действия.

- Записывают домашнее задание.

- Оценивают свою деятельность на уроке.

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Н.Носов "Федина задача"

Конспект урока составлен с учётом применения технологии продуктивного чтения...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: Н.Н. Носов " Федина задача" 3 класс.

Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК " Школа России". Урок открытия новых знаний....

конспект урока литературного чтения по теме : Н. Н. Носов "Затейники"

Конспект урока литературного чтения по теме : Н. Н. Носов "Затейники", 2класс. Школа России....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Н.Н Носов "Телефон"" (УМК "Школа России" Климанова Л.Ф, 3 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова.Задачи урокаДидактические:знать о жизни и творчестве Н. Н. Носова, знать содержание произведения «Телефон...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Н.Н Носов "Федина задача"" (УМК "Школа России" Климанова Л.Ф, 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве  Н.Н.Носова, произведении «Федина задача» Задачи урокаДидактические:уметь находить слова...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н. Носов «Федина задача» для 3 класса УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н. Носов «Федина задача» для 3 класса УМК "Школа России"...