Литературная гостиная по творчеству И.А.Крылова
методическая разработка по чтению (3 класс)
Методическая разработка по литературному чтению составлена и проведена для учащихся 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
составлена мною, материалы взяты из различных источников. | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по литературному чтению
Литературная гостиная, посвященная творчеству И.А. Крылова
"Ларец мудрости" для учащихся 3 класса
Учителя начальных классов Емельяновой О.В.
Звучит скрипка
Девиз: “Поэт и мудрец слились в нем воедино” Н.В. Гоголь
1 вед: В Петербурге в Летнем саду, недалеко от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Андреевичем Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен. О чем он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает свое нелегкое детство?
2 вед: (На экране портрет). Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера, который до капитанского чина дослужился из рядовых. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить, в детстве, хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых жила тогда в Твери, довелось ему учиться “из милости”. У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам (русскому и французскому языкам, арифметике), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.
3 вед: Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше было не богата, теперь лишилась последних средств к существованию. Одиннадцатилетнему Ване пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд – канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь ни компьютеров, ни даже пишущих машин в то время еще не было), разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.
1 вед: (На экране: “Его басни переживут века” К.Н. Батюшков). Позже, в 1782 году, семья – Крылов с матерью и младшим братом Левушкой, перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал и этим восполнял недостаток образования. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Он написал 13 пьес, которые были опубликованы и поставлены в театре.
Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: “Нави Волырк”. Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете.
2 вед: А теперь давайте вспомним некоторые басни И.А. Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеетесь. А может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСНИ: «Стрекоза и Муравей»,
«Мартышка и очки»
Учитель: Скажите, ребята, а вам жаль Стрекозу? А почему? А бывает такая ситуация у людей? А как должны люди поступить в таких ситуациях?
Перед вами галерея ваших работ. Спасибо вам, вашим родным за ваше творчество. Помните ли вы, к какой басне вы приготовили рисунок? А почему именно к этой басне?
3 вед: С 1812 года Иван Андреевич Крылов работал библиотекарем в Петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была Крылову по душе, ведь его окружали книги - спутники всей его жизни. Крылов заведовал русским отделом. В начале работы в библиотеке было всего 4 русских книги. Библиотека росла и множилась, в этом немалая заслуга принадлежала Ивану Андреевичу. 30 лет жизни Крылова связаны с Петербургской Публичной библиотекой. Этот труд, конечно, заслуживает большого уважения. В 1841 году Крылов вышел в отставку, но продолжал трудиться: готовил новое издание своих басен – выправлял, переделывал, переписывал их.
1 вед: Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.
2 вед: Мы представляем вашему вниманию еще несколько басен. Послушайте их. В них мудрость, суть которой распространяется и на прошлое, и на будущее.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСНИ: «Две собаки»,
«Зеркало и Обезьяна»
Учитель: Ну а теперь мы приглашаем вас принять участие в конкурсе знатоков творчества Крылова. За каждый верный ответ – приз конфета.
Кто сказал такие слова:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
(Лисица, “Ворона и лисица”)
Все про очки мне лишь налгали,
А проку на волос нет в них.
(Мартышка, “Мартышка и очки”)
Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум.
(Волк, “Волк на псарне”)
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
(Стрекоза, “Стрекоза и муравей”)
Погодите!
Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите.
(Мартышка, “Квартет”)
Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
(К соловью, “Осел и соловей”)
Смори-ка, – говорит, – кум милый мой!
Что это там за рожа?
(К медведю, “Зеркало и обезьяна”)
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
(К стрекозе, “Стрекоза и муравей”)
Соседушка, я сыт по горло.
(К Демьяну, “Демьянова уха”)
В какой басне:
“К кому-то принесли от мастера ларец...”
(“Ларчик”)
“Кошка... попалась в когти льву”
(“Мышь и крыса”)
“Голодная кума лиса залезла в сад...”
(“Лиса и виноград”)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
(“Лебедь, щука и рак”)
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад.
(“Щука и кот”)
Учитель:
Творчество Крылова многогранно, бессмертно. Оно находит отражение в современной поэзии .Мы представляем стихотворение Виктора Пицмана “Лебедь, щука и рак”
1"Лебедь, щука и рак", - Будто какой дурак Повторяю слова Дедушки КрЫлова. | 2 Мне он простит, старик, Мой фамильярный сдвиг В нём ударения... Грустен сегодня я. | Лебедь, щука и рак, - Нынче ведь точно так Всё в житие моём. Тянем семью втроём. |
4 Тянем, но сдвига нет, Даже идёт на нет, Кажется мне, она... Дочка, я сам, жена. | Каждый - конечно, прав. В каждом - безмерно прав. Каждый - другому враг. Лебедь, щука и рак. | В каждом - другой язык, Каждый - к нему привык, В каждом - для чужака Нет переводчика... |
...Что тут поделать, что? Вряд ли поможет кто! Что тут поделать, как?.. Лебедь, щука и рак. |
2 вед: Официальное признание Крылова как поэта-баснописца произошло. В феврале 1812 года ему назначено: пожизненная пенсия, в 1820 году он получает ордена Святого Владимира IV степени, в 1838 году – Станислава II степени, в 1830 году писателю был присвоен чин статского советника. В 1838 году был торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова – 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности. В 1841 году Крылов оставил службу и поселился с семьей своей “усыновленной крестницы” (вероятнее всего, родной дочери). 9 ноября 1844 года Крылова не стало.
1 вед: Творчество Ивана Андреевича Крылова не утратило своих актуальностей, интерес к нему растет во все времена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостинная, посвящённая творчеству К.И. Чуковского
Учащиеся четвертого класса проводили урок - литературную гостинную в первом классе....
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского"
Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского....
Литературная гостинная к юбилею И.А. Крылова "В гостях у дедушки Крылова".
Обобщение знаний воспитанников о жизни и творчестве И.А. Крылова. Знакомство с интересными фактами его биографии и творчества. Занимательная викторина, которая может использоваться, как материал для и...
Литературная гостиная «В гостях у дедушки Крылова».
Кто не слыхал его живого слова?...
Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"
Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....
Литературная гостиная " В гостях у дедушки Крылова"
Сценарий общешкольного праздника...