Литературная гостиная по творчеству И.А.Крылова
методическая разработка по чтению (3 класс)

Емельянова Ольга Владимировна

Методическая разработка по литературному чтению составлена и проведена для учащихся 3 класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по литературному чтению

Литературная гостиная, посвященная творчеству И.А. Крылова

"Ларец мудрости" для учащихся 3 класса

Учителя начальных классов Емельяновой О.В.


Звучит скрипка

Девиз: “Поэт и мудрец слились в нем воедино” Н.В. Гоголь

1 вед: В Петербурге в Летнем саду, недалеко от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Андреевичем Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен. О чем он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает свое нелегкое детство?

2 вед: (На экране портрет). Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера, который до капитанского чина дослужился из рядовых. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить, в детстве, хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых жила тогда в Твери, довелось ему учиться “из милости”. У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам (русскому и французскому языкам, арифметике), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.

3 вед: Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше было не богата, теперь лишилась последних средств к существованию. Одиннадцатилетнему  Ване пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд – канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь ни компьютеров, ни даже пишущих машин в то время еще не было), разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.

1 вед: (На экране: “Его басни переживут века” К.Н. Батюшков). Позже, в 1782 году, семья – Крылов с матерью и младшим братом Левушкой, перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал и этим восполнял недостаток образования. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Он написал 13 пьес, которые были опубликованы и поставлены в театре.

Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: “Нави Волырк”. Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете.

2 вед: А теперь давайте вспомним некоторые басни И.А. Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеетесь. А может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСНИ: «Стрекоза и Муравей»,

«Мартышка и очки»

Учитель: Скажите, ребята, а вам жаль Стрекозу? А почему? А бывает такая ситуация у людей? А как должны люди поступить в таких ситуациях?

Перед вами галерея ваших работ. Спасибо вам, вашим родным за ваше творчество. Помните ли вы, к какой басне вы приготовили рисунок? А почему именно к этой басне?

3 вед:  С 1812 года Иван Андреевич Крылов работал библиотекарем в Петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была Крылову по душе, ведь его окружали книги - спутники всей его жизни. Крылов заведовал русским отделом. В начале работы в библиотеке было всего 4 русских книги. Библиотека росла и множилась, в этом немалая заслуга принадлежала Ивану Андреевичу. 30 лет жизни Крылова связаны с Петербургской Публичной библиотекой.  Этот труд, конечно, заслуживает большого уважения. В 1841 году Крылов вышел в отставку, но продолжал трудиться: готовил новое издание своих басен – выправлял, переделывал, переписывал их.

1 вед: Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

2 вед: Мы представляем вашему вниманию еще несколько басен. Послушайте их. В них мудрость, суть которой распространяется и на прошлое, и на будущее.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСНИ: «Две собаки»,

«Зеркало и Обезьяна»

Учитель: Ну а теперь мы приглашаем вас принять участие в конкурсе знатоков творчества Крылова. За каждый верный ответ – приз конфета.

Кто сказал такие слова:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!

(Лисица, “Ворона и лисица”)

Все про очки мне лишь налгали, 
А проку на волос нет в них.

(Мартышка, “Мартышка и очки”)

Друзья! К чему весь этот шум? 
Я, ваш старинный сват и кум.

(Волк, “Волк на псарне”)

Не оставь меня, кум милый! 
Дай ты мне собраться с силой.

(Стрекоза, “Стрекоза и муравей”)

Погодите!
Как музыке идти? 
Ведь вы не так сидите.

(Мартышка, “Квартет”)

Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.

(К соловью, “Осел и соловей”)

Смори-ка, – говорит, – кум милый мой! 
Что это там за рожа?

(К медведю, “Зеркало и обезьяна”)

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?

(К стрекозе, “Стрекоза и муравей”)

Соседушка, я сыт по горло.

(К Демьяну, “Демьянова уха”)

 В какой басне:

“К кому-то принесли от мастера ларец...”

(“Ларчик”)

“Кошка... попалась в когти льву”

(“Мышь и крыса”)

“Голодная кума лиса залезла в сад...”

(“Лиса и виноград”)

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

(“Лебедь, щука и рак”)

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад.

(“Щука и кот”)

Учитель:

Творчество Крылова многогранно, бессмертно. Оно находит отражение в современной поэзии .Мы представляем стихотворение Виктора Пицмана “Лебедь, щука и рак”

1"Лебедь, щука и рак", -

Будто какой дурак

Повторяю слова

Дедушки КрЫлова.

2 Мне он простит, старик,

Мой фамильярный сдвиг

В нём ударения...

Грустен сегодня я.

Лебедь, щука и рак, -

Нынче ведь точно так

Всё в житие моём.

Тянем семью втроём.

4 Тянем, но сдвига нет,

Даже идёт на нет,

Кажется мне, она...

Дочка, я сам, жена.

Каждый - конечно, прав.

В каждом - безмерно прав.

Каждый - другому враг.

Лебедь, щука и рак.

В каждом - другой язык,

Каждый - к нему привык,

В каждом - для чужака

Нет переводчика...

...Что тут поделать, что?

Вряд ли поможет кто!

Что тут поделать, как?..

Лебедь, щука и рак.

2 вед: Официальное признание Крылова как поэта-баснописца произошло. В феврале 1812 года ему назначено: пожизненная пенсия, в 1820 году он получает ордена Святого Владимира IV степени, в 1838 году – Станислава II степени, в 1830 году писателю был присвоен чин статского советника. В 1838 году был торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова – 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности. В 1841 году Крылов оставил службу и поселился с семьей своей “усыновленной крестницы” (вероятнее всего, родной дочери). 9 ноября 1844 года Крылова не стало.

1 вед:  Творчество Ивана Андреевича Крылова не утратило своих актуальностей, интерес к нему растет во все времена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостинная, посвящённая творчеству К.И. Чуковского

Учащиеся четвертого класса проводили урок - литературную гостинную в первом классе....

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского"

Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского....

Литературная гостинная к юбилею И.А. Крылова "В гостях у дедушки Крылова".

Обобщение знаний воспитанников о жизни и творчестве И.А. Крылова. Знакомство с интересными фактами его биографии и творчества. Занимательная викторина, которая может использоваться, как материал для и...

Литературная гостиная «В гостях у дедушки Крылова».

                 Кто не слыхал его живого слова?...

Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"

Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....

Литературная гостиная " В гостях у дедушки Крылова"

Сценарий  общешкольного праздника...