Конспект урока по чтение на тему "Золотые слова" М.М.Зощенко 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока по чтение на тему "Золотые слова" М.М.Зощенко 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Класс: 3 | ФИО учителя: Устьянцева Д.А |
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова». Смысл названия. Особенности юмористического произведения.
Цели деятельности учителя:
- знакомство с биографией М.М.Зощенко»;
- формирование умения работать с текстом;
- отработка навыка находить нужную информацию в тексте.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать биографию М.М. Зощенко;
- уметь определять главную мысль произведения;
- уметь рассказывать о героях произведения;
- уметь подтверждать свои высказывания тексом.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: учебник: Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс (2 часть, «Школа России»), презентация.
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (УУД) | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 2 мин | - Здравствуйте, ребята! - Меня зовут Дарья Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Проверьте, все ли вы приготовили к уроку. - Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. - Садитесь. | Приветствуют учителя Слушают учителя Показывают готовность к уроку | Р: выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения Наглядный: демонстрация | 3 мин | - Прежде чем узнать тему нашего урока мы познакомимся с небольшим рассказом Валентина Александровны Осеевой, который называется «Навестила» После прочтения постарайтесь ответить на вопрос: «Муся – воспитанный человек?» Ответ свой обоснуйте. -Я читаю, вы внимательно слушаете - Муся – воспитанный человек? -А как вы думаете, какого человека можно назвать воспитанным? - Верно, молодцы ребята. | Слушают учителя Выполнять задание -У каждого на парте лежит текст. Дети внимательно слушают учителя, глядя в текст. -Муся безразлична к просьбам больной подруги. Посещая Валю, Муся не облегчила её страдания. Вряд ли Вале захочется, чтобы Муся ещё раз к ней пришла. Я считаю, что Муся – невоспитанный человек. -Человека с хорошими манерами, который не будет ставить людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться. | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности П: анализ объектов с целью выделения признаков К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: выдвижение гипотез и их обоснование |
3. | Постановка учебной задачи Наглядный: демонстрация Словесный: учебный диалог | 3мин | -Ребята, откройте учебник на стр 144 и прочитайте тему нашего урока. -Как вы думаете, как может быть связанна наша тема с данным рассказом? -Какие цели мы перед собой поставим? | - Тема нашего урока рассказ «Золотые слова» М.М.Зощенко Предположение ребят -познакомится с биографией с М.М.Зощенко -познакомится с рассказом М.М.Зощенко «Золотые слова» | П: построение логической цепочки рассуждений Р: целеполагание |
4. | Открытие детьми нового знания Словесный: слово учителя Наглядный: демонстрация Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя Динамическая пауза Практический: выполнение физических упражнений | 7ми мин 1 мин | - Ребята, посмотрите, пожалуйста на слайд. На слайде вы видите М.М. Зощенко. Давай познакомимся с биографией поближе. Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии. Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне». Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. -Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова».Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? -Какие слова могут считаться «золотыми»? -Ребята, а вы употребляете в своей речи «волшебные слова»? Какие? -Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова, которые встреться Вам в тексте и что они обозначают. Прельщала – стала заманчивой, приятной. Угореть – отравиться угаром, потерять соображение. Развязно –излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. Раскаяться –сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом. - Сейчас мы с вами немного отдохнём. Встаём все. На болоте две подружки, (основная стойка) Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, (имитируют процесс умывания) Полотенцем растирались. (имитируют процесс растирания — правую и левую руки согнуть в локтях и отвести слегка назад (за спину)) Ножками топали, (ходьба на месте) Ручками хлопали. (дети хлопают в ладоши) Вправо, влево наклонялись. (наклон вправо, наклон влево) И обратно возвращались. И тихонечко сели на свои места. | Слушают учителя -Слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота. -Волшебные, дорогие, ценные, нужные. -Спасибо, простите, извините, доброй ночи, до свидания, доброе утро и т.д. Слушать учителя | П: выдвижение гипотез и их обоснование Р: целеполагание Р: планирование П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
5. | Первичное закрепление Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог | 9мин | -Ребята, данный рассказ мы разобьём на несколько частей, на которых предлагается ответить на вопросы. Поэтому нужно слушать очень внимательно. 1 часть рассказа, я прочитаю вам сама, а вторую мы продолжим читать по цепочке (заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) Вопросы: -От чего имени ведётся рассказ? -Почему дети любили ужинать со взрослыми? -Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? -Как наказал отец Миньку и Лёлю? -Расскажите, как, нужно себя вести за столом во время еды. -Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе? | Слушать учителя -Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора. Подтверждать ответами из текста. Предполагать, орнаментируя свои ответы | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: доказательство |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения | 9мин | -2-ю часть рассказа мы будем читать по цепочке. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».) | Слушать учителя | П: самостоятельное создание способов решения проблем К: управление поведением партнёра |
7. | Включение в систему знаний, повторение Наглядный: демонстрация
Словесный: учебный диалог | 3 мин | -Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? -Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? -Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. -Как изменилось поведение Лёли и Миньки? -Почему это произошло? -Как вы думаете, чем закончится рассказ? - А как закончится рассказ вы узнаете на следующем уроке. | Находить ответы в тексте рассказа. Высказывают свои предположения. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Практический: выполнение задания Наглядный: демонстрация Словесный: учебный диалог | 3 мин | - А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Составить список "золотых" слов. - Кому не понятно задание? - Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. - Над какой темой мы работали? - А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока? - С каким рассказом мы сегодня познакомились? - О чем это произведение? - Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.
– Вы сегодня замечательно потрудились. – Какое настроение у вас в конце урока? – Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. | Записывают домашнее задание Выполняют задание Отвечают на вопросы | Р: оценка Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Однозначные и многозначные слова", русский язык, 1 класс
На современном этапе развития образования основная форма обучения в начальной школе - урок. Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова» разработан для учащихся 1 класса ...
Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"
Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Золотые слова» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...
Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Золотые слова» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к близким людям.Пла...
Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова» 3 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмор...