1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)
| Долгожданный дан звонок! Кто готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
- Начинаем урок русского языка.
Девиз урока:
«ТЕБЕ СКАЖУТ – ТЫ ЗАБУДЕШЬ,
ТЕБЕ ПОКАЖУТ – ТЫ ЗАПОМНИШЬ,
ТЫ СДЕЛАЕШЬ – ТЫ ПОЙМЁШЬ».
- Ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие по «Стране слов» полной чудес и загадок. Наше путешествие мы совершим на сказочном паровозике. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать нужные сведения. | Подготовка класса к работе
Готовность к уроку – поднятие руки.
Читает хорошо читающий ученик.
Настрой на учебную деятельность | Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
|
Слайд 1. «Сказочный паровозик». |
Минутка чистописания
Пальчиковая гимнастика
| - Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
- Правильно. А еще правильно и красиво писать. А для этого проведем минутку каллиграфии.
Ребята, я забыла у вас спросить, а вы поздоровались друг с другом?
Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие. Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом.
- Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать.
- Итак, сели поудобнее, в путь!
- Первая остановка – Станция «Подготовительная».
- Ребята! Как вы думаете, почему она так называется? (…).
Учитель: У нас урок русского языка. Мы будем готовиться к письму. Вика прочитает нам стихотворение о том, как нужно готовиться к письму. Она будет читать медленно, с остановками, а мы выполним те задания, о которых в нём говорится.
(При чтении каждой строки дети выполняют определенные движения).
***
Тихо я тетрадь открою
И с наклоном положу.
Я от всех друзей не скрою,
Ручку я вот так держу.
Не согнусь, и не ленюсь,
За работу я возьмусь.
***
- Сейчас красиво и аккуратно запишем число, классная работа.
- Ребята! Сегодня на минутке чистописания мы напишем строчные буквы алфавита иг, кл в соединении. По пол строки каждые.
(Напоминаю правила письма) | Правильно и красиво говорить, …
Подготовка пальчиков к письму.
| Формирование правильного письма букв, работа над каллиграфией.
|
Слайд 2. I остановка Станция «Подготовительная».
На экране стихотворение.
На доске:
Двадцать первое марта
Классная работа
иг кл
|
2.Мотивация учебной деятельности
| - Ребята, сейчас я вам назову предметы, а вы определите, какой предмет лишний? (Стол, стул, карандаш, шкаф, диван). Почему?
Правильно, карандаш.
- Очень расстроился Карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну…
На поляне увидел два домика, от которых доносились разные слова.
Из первого — иголка, ключ, ручка, лист. Из второго – пенал, линейка, тетрадь. Опять задумался Карандаш, в какой домик ему постучать? Почему слова не живут вместе? Кто хочет знать, почему?
Дальше мы постараемся ответить на этот вопрос.
| Учащиеся предлагают ответы, комментируют их.
Предлагают вариант –карандаш. | Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися;
создается проблемная ситуация.
Побуждает к осознанию темы урока.
|
|
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)
4.Формирование цели урока и постановка учебных задач
| - Поэтому вновь садимся в наш волшебный паровозик и отправляемся дальше. Итак, мы прибываем к следующей станции «А знаете ли вы?»
- Ребята, перед вами на столе лежат по две карточки. Сейчас выполним очень интересное задание. Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову.
- Итак, слово «Иголка».
- А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одной карточке предмет, который представили. Только друг к другу не подглядывать.
- Покажите карточку, на которой нарисовали «иголку».
(Спрашиваю нескольких учащихся, что они нарисовали на своих рисунках).
- Молодцы, ребята! Сейчас давайте посмотрим на экран. А что это за иголки нарисованы на рисунках. (Каждый рисунок объясняется). Смотрите, слово одно «иголка», а значений у него много.
- А где можно найти лексическое значение этого слова? - Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова «иголка».
А теперь закройте еще раз глаза и представьте слово «ключ».
- Представили? Открываем глаза, и на второй карточке каждый из вас рисует то, что представил.
(Несколько ребят рассказывают, что они нарисовали).
- А теперь посмотрите внимательно на экран и расскажите, что вы видите на каждом рисунке.
(Рассказывают о картинках).
- Так что же опять мы видим? Слово одно «ключ», а значений у него посмотрите сколько!
-Прочтите лексическое значение слова «ключ».
- Как вы считаете, как можно назвать слова, которые имеют много значений?
(Многозначными).
- Итак, ребята! Значит: Слова, которые имеют много значений называются многозначными.
- Запишите эти два слова: «иголка» и «ключ» у себя в тетради.
иголка ключ
- Молодцы! Хорошо справились с этим заданием.
Оцените свою работу знаковыми карточками.
А вот следующее задание у меня вот какое!
- Придумайте слова, которые бы имели только одно значение.
(Дети называют слова).
- А как вы думаете, такое слово, как «пенал» сколько имеет значений?
(Одно)
- Правильно, значит, это слово тоже называется однозначным.
- Итак: Слова, которые имеют одно значение, называются однозначными.
- Запишите в тетрадь слово пенал. Поставьте ударение в этом слове и подчеркните гласную букву е. Запомните, как пишется это слово.
- Ребята, как вы считаете, вы хорошо справились с чистописанием. Красиво, аккуратно написали слова? Оцените себя.
(Поднимают карточки).
- Итак, значит, какая у нас тема урока, как вы думаете? (…)
- Посмотрите на экран.
(Тема урока: «Однозначные и многозначные слова».)
- А как вы думаете, какие задачи урока мы с вами ставим?
Задачи урока:
1. Познакомиться с однозначными и многозначными словами.
2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи. |
В толковых словарях.
1.Тонкий металлический стержень с отверстием для вдевания нити.
2. Колючее образование на теле у некоторых животных.
3. Лист хвойного растения.
В толковом словаре:
1. Приспособление для запирания и отпирания замка.
2. Вытекающий из земли источник, родник.
3. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот. | Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
Стимулирование исследовательской деятельности.
Учатся находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.
Целенаправленно ведется исследовательская деятельность.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
| Слайд 4. II остановка – Станция «А знаете ли вы?»
Слайд 5. «Иголка».
Слайд 6. «Ключ»
Слайд 7. Тема урока и задачи. |
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
| - И опять мы мчимся на нашем паровозике по бескрайним просторам «Страны слов». Но вот мы прибываем к станции «Упражняйся».
Работа в парах (по карточкам):
- Ребята! Сейчас мы с вами поработаем в парах. На каждую парту я раздам по 4 карточки, в которых написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу – многозначные слова.
(Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением).
- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы?
- Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает…
(- Ребята сигнальными карточками оцените, все ли согласны с ответом).
- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?
- Читает…
(Сигнальными карточками оцените, согласны ли вы с ответом).
Продолжение работы по карточкам с записью однозначных и многозначных слов в тетради.
- Ребята! А теперь еще раз внимательно прочитайте слова из первой группы (однозначные). Это: линейка и тетрадь. Обратите внимание на то, как пишутся слова линейка и тетрадь.
- Внимательно посмотрели? Запомнили слова? А теперь закройте эти слова из первой группы листочком и запишите их по памяти.
- Откройте листочек, проверьте, правильно ли вы записали.
Тоже самое выполните со словами второй группы.
- Внимательно посмотрите, как пишутся слова ручка и лист. Запомните их, закройте листочком и запишите в тетрадь.
- А теперь откройте и проверьте, правильно ли вы написали.
- Оцените знаковыми карточками работу друг друга в паре.
- Вернёмся к нашему герою-Карандашу и попробуем ему помочь.
- Почему слова не живут вместе?
1. Иголка, ключ, ручка, лист. 2. Пенал, линейка, тетрадь.
- А в какой домик пойдет жить наш Карандаш?
- Докажите свой ответ.
- Молодцы! Вы помогли Карандашу. |
Одни многозначные, другие однозначные.
Карандаш к однозначным.
| Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
Коммуникативная деятельность.
| Слайд 8. III остановка – Станция «Упражняйся». |
| - А теперь мы прибываем к станции «Давай подумаем!».
Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику.
- А сейчас откройте учебники на стр. 26 и рассмотрите рисунки из упражнения 16.
- Рассмотрите картинки.
- Назовите по картинкам слова, которые имеют только одно значение. (грач, карандаш). (Однозначные слова).
- Назовите по картинкам слова, которые имеют несколько значений. (колокольчик, кисть). (Многозначные слова).
- Чем похожи предметы, которые названы многозначным словом? (Колокольчик: 1. Маленький колокол; 2. Травянистое растение с лиловыми или темно-голубыми цветами, похожими на маленькие колокола. Кисть: 1. Часть руки от запястья до конца пальцев; 2. Пучок щетины или волос на рукоятке для нанесения краски или клея; 3. Несколько ягод на одном стебле (на рис. – это кисть винограда)).
- Ребята, составьте предложение с любым многозначным словом. |
|
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
| Слайд 10. V остановка «Давай подумаем!» |
6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.
| - Я сейчас прочитаю вам небольшое стихотворение из упражнения 17 на странице 27, а вы внимательно послушайте и подумайте, о чём в нём говорится.
***
- Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
- А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят.
***
Что вы можете сказать об этом четверостишии?
О чём в нём говорится?
- Ребята! Подумайте, что обозначает слово золотой.
1) сделанный из золота, драгоценного металла жёлтого цвета (например: золотое кольцо).
2) цвета золота, блестяще-желтого цвета.
3) прекрасный, замечательный, умелый.
- Какие из этих значений вы выберете, чтобы объяснить выражения золотая рожь, золотые руки.
- Ребята! Так сколько значений имеет слово «золотая» (много).
Значит какое это слово? (Многозначное)
- А по одному слову можно понять, что это многозначное слово? (Нет).
(Это можно понять только по тексту (о чём говорится в тексте) или по картинке).
Разноуровневые задания. (если ост. время)
1. Работа в тетради на печатной основе, упр. 7 стр. 15.
2. Работа по карточкам (для сил. учащихся). |
| Привлечение жизненного опыта к ответам на поставленные вопросы. |
|
7. Итог урока
| Чтобы знания были впрок, Давайте кратко повторим урок! - Какие слова мы называем однозначными? - Какие слова мы называем многозначными?
- Где мы можем узнать значение слова?
- Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
(Познакомиться с однозначными и многозначными словами, и научиться их различать и употреблять в речи).
- Мы их выполнили? (Да)
Молодцы, ребята.
| Слова, которые имеют одно значение-однозначные.
Слова, которые имеют два и более значений-многозначные
В толковых словарях.
| Формирование уменения обобщать знания, делать вывод. | Слайд 11. Вывод по уроку.
|