Конспект урока по литературному чтению. Л.Н.Толстого «Лев и собачка». 3 класс УМК «Школа России».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
В данной разработке можно найти полезный материал для урока по чтению по теме "Лев и Собачка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.docx | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению. Л.Н.Толстого «Лев и собачка». 3 класс УМК «Школа России».
Ф.И.О. учителя: Чванова Светлана Владиславовна.
Класс: 3 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России») Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. М.: Просвещение (учебник 2013)
Предмет: литературное чтение
Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
Тип урока: приобретение новых знаний.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 3 «В» класса в предметной области литературное чтение по теме: Л.Н.Толстой «лев и собачка».
Учебные задачи урока:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – отзывчивости.
2. .Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)
1) формирование умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умение взаимодействовать в статичных парах, группах.
3) развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1) формирование навыка чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
2) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
3) формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре, дружбе, любви; формирование потребности в систематическом чтении;
4) развитие творческих способностей.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, проектор.
Орг. момент
Прозвенел звонок на наш урок. Доброе утро, дети! Доброе утро, гости! Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение.
Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, произнося следующие слова:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
2. Актуализация знаний учащихся
1.Работа в парах.
Ребята, каждая пара получает карточку №1, на котором напечатаны названия произведений: "Акула", " Ворона и лисица", " Прыжок".
- Прочитайте названия произведений.
- Какое произведение "лишнее" и почему?
- К какому жанру относится? (ответ: Басня)
- Что такое басня? (ответ: Басня- небольшое нравоучительное произведение, где автор высмеивает недостатки людей.)
- Кто автор данной басни? (ответ: И.А.Крылов)
- К какому жанру отнесете остальные произведения? (ответ: рассказ)
- Что такое рассказ? (ответ детей: Рассказ – небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые бывают в жизни.)
- Кто написал эти рассказы ? (ответ: Л.Н.Толстой)
- С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?
(появляется портрет Л.Н.Толстого).
- Что о нём, вы можете рассказать? (ответы детей) - Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.
2. Проверка домашнего задания
-С какими рассказами Л.Н.Толстого мы познакомились на прошлом уроке? (ответ детей)
- А насколько внимательно вы изучили эти произведения, мы узнаем, проведя игру «Школа разведки».
Правила игры: Два ученика: Лиза К. и Кирилл О.- разведчики, они получают карточки с написанным словом: у одного - «Прыжок», у другого - «Акула». Карточки никому не показывают. Остальные учащиеся – агенты, они тоже получают карточки, на которых написаны слова к 1 карточкам. По сигналу учителя (хлопок) разведчики начинают двигаться по классу, подходя к любому ученику, здороваются с ним и смотрят в его карточку, если его слово или фраза подходит к его заданию, то агент идёт за разведчиком, если нет, то разведчик идёт дальше. Игра продолжается, до тех пор, пока не будут разобраны все агенты. В итоге все выстраиваются у доски, и учитель просит озвучить, что же получилось у ребят.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого. Расшифруйте пожалуйста шифровку и прочитайте название нового произведения. Для этого вам надо выбрать буквы русского алфавита.
Карточка №2 LSЛWEGVВ SИW IL СОWБVАSLЧKWIАS.
(ответы детей: Лев и собачка)
Демонстрируется запись на слайде:
Название произведение: «Лев и собачка».
Жанр: быль.
- Что означает слово быль? (предположения детей)
- Обратимся к «Большому толковому словарю русского языка» Ожегова и уточним значение этого слова.
БЫЛЬ – 1.то, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.
- Ребята, посмотрите на слайд, кто это? (Лев)
- Что вы знаете о таком животном, как лев? (ответы детей)
- А это кто? (собака)
- Что можете сказать о собаке? (ответы детей)
- Могут ли 2 абсолютно разных животных ( по темпераменту, по среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да - нет)
Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением и к этому вопросу вернёмся в конце урока.
Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
Первичное восприятие текста.
- Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далёком городе Лондон – столице Англии. Сам Лев Николаевич никогда не был в городе Лондон. Возможно, эту историю ему рассказали моряки, которые бывали в Лондонском порту. Услышав её, Лев Николаевич не остался, к ней равнодушен и написал об этом рассказ. – «Лев и собачка»
- Внимательно послушайте эту историю. И потом вы должны ответить на вопрос: О чём эта быль?
Включается аудиозапись были «Лев и собачка».
- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (печаль, грусть, тревогу)
- Где происходит действие? (в зверинце)
- Кто герои этой были? (лев и собачка)
- Было ли вам кого – нибудь жалко? Почему? (ответы детей)
Словарная работа
Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
Смысл, каких слов вам был непонятен?
подле – около, близко, совсем рядом.
зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).
Барин-богатый человек, который имеет прислугу (помещик).
Бился-ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался - беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла - умерла.
Засовы - большие дверные задвижки.
Повторное чтение текста.
Для того, чтобы прочитать текст выразительно, чётко, громко поработаем над дикцией и артикуляцией.
Упражнение (хоровое чтение, затем с ускорением)
ТА – ТА – ТА, всем нужна доброта,
ТЫ – ТЫ – ТЫ, не жалейте доброты,
ТУ – ТУ – ТУ, всем подарим доброту.
- Вчитываемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.
-Чтение детьми были «цепочкой» (по абзацу)
Физкультминутка
Все ребята дружно встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)
А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.)
Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.
- Зачем человек поймал собачку и принёс её в зверинец? Найдите и прочитайте в тексте ответ на мой вопрос. (За смотрины диких зверей брали деньгами или животными на корм зверям. У этого человека не было денег, но ему хотелось поглядеть на зверей в зверинце).
- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (люди безжалостны – вместо того чтобы брать только деньги, они уничтожают животных и смотрят на эту расправу).
- Прочитайте в тексте: Как лев встретил собачку? (посмотрел с любопытством, интересом, удивлением).
- Кем стала собачка для льва? (другом).
- В чём выражалась эта дружба? Прочитайте (лев не трогал её, делился едой, играл, спали вместе).
- Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца, вернуть собачку владельцу? (ощетинился, зарычал).
- Сколько прожили лев и собачка вместе? (1 год).
- Что произошло с собачкой? (умерла).
- Как ведёт себя лев? Прочитайте. (Горюет, не выдерживает разлуки).
- Что значит быть преданным? (верным кому-то)
-Чем заканчивается эта история? (лев умирает).
- Какой конец этой истории? (печальный)
- Скажите, пожалуйста, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу? (ответы детей)
Творческая работа в группах
Приступая к творческой работе, давайте вспомним правила работы в группе.
Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.
Перед вами конверты с заданиями. Возьмите конверт №1 прочитайте задание и выполните. Составление синквейна. Вспомним правила составления синквейна.
Синквейн (собачка)
Название (1 сущ.) собачка
Описание (3 прил.) маленькая, ласковая, беззащитная
Действия (3 глагола) прижалась, вскочила, заболела
Чувства (фраза из 3-х слов) Собачка понравилась льву.
Суть (существ.) дружба
Синквейн (лев)
Название (1 сущ.-ное) лев
Описание (3 прил.- ных) сильный, верный, заботливый
Действия (3 глагола) понюхал, играл, тосковал
Чувства (фраза из 3-х слов). Лев полюбил собачку.
Суть (существ.) верность
Расскажите о результатах своей работы. Чтение детьми составленных синквейнов.
Ребята другой группы оцените пожалуйста работу своих товарищей.
А сейчас выполним 2 творческое задание. Ребята первой группы составляют логические цепочки:
- -Жизнь льва и собачки.(5)
- -Лондонский зверинец. (1)
- -Собачка попадает в клетку.(2)
- -Печальный конец. (7)
- -Встреча со львом. (3)
- -Лев делится едой.(4)
- -Беда.(6)
Вторая группа составляет картинный план (приложение1).
Ребята, оцените работы ваших групп.
Домашнее задание вам предлагается на выбор.
- Придумайте другую концовку рассказа.
- Подготовьте пересказ.
- Нарисовать иллюстрации.
- Составить вопросы по произведению.
Итог урока. Рефлексия
Вам нужно выбрать пословицу соответствующую теме урока и объяснить смысл этой пословицы.
1) Жить вместе – и умереть вместе.
2) Ленивому всегда праздник.
3) Не топор кормит, а работа.
Ребята, сердце наш главный орган, он постоянно работает. А жить мы можем, если в нашем сердце будут только чистые, светлые мысли и чувства. Давайте очистим наши сердца? Скажем себе: «Я вернусь домой с благородным сердцем. Я буду нести всем свет и тепло своего сердца».
Ребята у вас на столах лежат смайлики, с помощью которых вы можете показать мне ваше настроение от проведённого урока.
Мне хотелось бы вам подарить на память от нашего урока небольшие сердечки с надписью «Самому доброму и чуткому!» СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).
Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...
Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"
Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ВО 2-3 КЛАССЕ - КОМПЛЕКТЕ. (Система обучения «Школа России») Форма урока: урок – игра «В цирке».
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ВО 2-3 КЛАССЕ - КОМПЛЕКТЕ. (Система обучения «Школа России», авторы учебников: М. И. Моро, М. А. Бантова и др. ...
конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Этап урокаСодержаниеДеятельностьучителяДеятельностьученикаУУДМотивационный На доске таблички:Ясная Поляна, муравейное братство, зеленая палочка.- Что означает каждое из этих словосочетаний ...
конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Этап урокаСодержаниеДеятельностьучителяДеятельностьученикаУУДМотивационный На доске таблички:Ясная Поляна, муравейное братство, зеленая палочка.- Что означает каждое из этих словосочетаний ...
Конспект урока по теме Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
Урок проводится в 3 классе. Дети работают в парах и группах....