Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент. Подготовка к восприятию стихотворения | Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется и заплачет спросонья. К. Бальмонт Звучит произведение П. Чайковского «Осенняя песня». – Осень, осень на дворе. Листья падают с деревьев, трава увядает. Летят в небе птицы. На хвостах своих лето уносят. Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла! У тебя мы, осень, спросим: Что в подарок принесла? – Что вы представляете, когда слышите слово «осень»? | Проявляют эмоции в процессе слушания произведений, выражают их в мимике, жестах, экспрессивности высказываний. Слушают музыкальное произведение. Формулируют ответ на вопрос | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к природе |
II. Объявление темы, постановка целей урока | – Осень – это вечер года. Многие великие русские поэты писали стихи об осени. Читая эти строки, можно почувствовать разное настроение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожидание чуда. Читает стихи об осени. – Одинаково ли пишут поэты? Как они говорят об осени? – Сегодня вы познакомитесь со стихотворением А. Блока «Зайчик». Постарайтесь почувствовать настроение природы и человека. Потихоньку уходит вдаль царица по имени Осень. Она покидает свой расписной терем. Перед нами совсем другая картина. Представьте, что мы в лесу. Я начинаю читать | Слушают информацию, соблюдают нормы и правила школьной жизни | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей |
III. Работа по теме урока. Первичное чтение стихотворения учителем. Выявление первичного восприятия. Беседа | – Что я вам читала? Правильно, это стихотворение. Нарисуйте на листочке треугольник. – О ком это стихотворение? Правильно, это стихотворение о зайчике, о животном. Закрасьте треугольник коричневым цветом. – Кто написал это произведение? Автор этого стихотворения – русский поэт Александр Блок. Вы еще не умеете писать, поэтому вместо фамилии автора рисуем в верхней части листочка рамочку… | Слушают произведение. Формулируют ответы на вопросы, моделируют обложку.
– Стихотворение о животном | Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Проявлять высокий уровень учебной мотивации |
Моделирование обложки | – Как Блок озаглавил свое стихотворение? Правильно, поэт дал своему стихотворению заголовок «Зайчик». Нарисуйте на листочке в нижней части рамочку |
|
|
Работа с готовой моделью | – Покажите фамилию автора. Прочитайте: «Блок».
– Что вы прочитали? – Прочитайте заголовок. – Понравилось ли вам стихотворение? Какое чувство вызывает оно у вас? Какое настроение передает это стихотворение? | Ученики, поставив пальчик на красную рамочку, повторяют фамилию – Блок. – Фамилию автора. Указывают заголовок и читают: «Зайчик» | Использовать модели для решения учебной задачи |
Работа со схемой | На доске записан словесный ряд – словарь осенних настроений. Беспокойное | Неуютное | Сонное | волшебное | обиженное | спокойное | грустное | печальное | таинственное | доброе | приятное | теплое | загадочное | противоречивое | тихое | ленивое | радостное | торжественное | мечтательное | светлое | тревожное | мрачное | сказочное | удивленное | боязливое | солнечное | хмурое |
– Какую картину представили? Нарисуйте словами. Какие краски вам бы потребовались? Какие звуки услышали? Незримо по лесам поет и бродит Осень… Осень – долгое время года. Она начинается обычно как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья голые, грязь, дождь, сырость. – Каких животных можно встретить в осеннем лесу? Какие изменения происходят в жизни диких животных? Как они готовятся к зиме? – Отгадайте загадки. Читает учитель или хорошо читающие дети. С ветки на ветку, быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал. – Белка делает запасы орехов, желудей и сушеных грибов. К зиме обрастает пушистым голубоватым мехом. Устраивает себе теплое гнездо в дупле ели и спит там в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом. Он зимой лежит в берлоге, Добровольно одинокий, Спит и видит сны о том, Как весной пройдет по лесу, Как все будет интересно, | А пока все подо льдом… А чтоб сон хороший снился, Не давил чтоб груз забот, Как проказник-шалунишка, Лапу он свою сосет. |
– Зимой медведь ничего не ест. Он спит в берлоге и живет за счет накопленного летом и осенью жира. У кого вот нет берлоги, не нужна ему нора? От врагов спасают ноги, а от голода – кора. – Кому из животных будет труднее пережить зиму? Помните сказку «Заюшкина избушка»? Представьте, что действие происходит не весной, а осенью, и избушка у Лисы не изо льда, а из листьев | Работают со схемой. Слушают информацию учителя. Отгадывают загадку.
– Серая, черная, коричневая, темно-синяя.
– Белка.
– Медведь.
– Заяц
| Осуществлять анализ объектов. Контролировать выполненные задания. Анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками |
Инсценирование начала сказки заранее подготовленными детьми | Ведущий. Была у Зайчика избушка лубяная, а у Лисы лиственная. Подул сильный ветер и раздул все листья. Осталась Лиса без жилья. Впереди холодная зима. Пошла она к Зайцу на постой проситься. Лиса (просит жалобно). Зайчик, зайчик! Пусти меня погреться, я у двери постою, лапки погрею. Зайчик. Заходи, Лиса, не замерзать же тебе! Лиса заходит в избушку и начинает толкать Зайчика. Зайчик. Эй, Лиса-соседка, что же ты делаешь? Лиса (стучит ногами). Уходи сейчас же, а то съем! Ведущий. Делать нечего – пошел Зайчик, плачет | Принимают участие в инсценировании. Проявляют эмоции в процессе инсценирования, выражают эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний | Проявлять индивидуальные творческие способности в инсценировании |
Работа с иллюстрацией | – Рассмотрите иллюстрацию в хрестоматии. Осень – сырое время года. Частые дожди, не просыхающие лужи. Зябко на улице. С наступлением сумерек становится холодно. Учитель повторно читает стихотворение А. Блока «Зайчик». – Как начинается стихотворение? Что изменилось в природе с приходом осени? Как поэт относится к осени? Какой стала жизнь зайчика? Как об этом сказано в стихотворении? | Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы | Проявляют интерес к чтению |
Работа по группам | – Послушайте лесные диалоги с зайчиком, как он сам говорит о своей жизни с приходом глубокой осени. 1-я группа. Заяц зайцу говорит: – Мне бы волчий аппетит! – В аппетите мало толку, Мне бы зубы, как у волка. В. Викторов 2-я группа. Заяц. Здравствуй, Ушан – летучая мышь. Ушан. Здравствуй, Заяц – длинные уши. Заяц. Как живешь-поживаешь? Ушан. Лучше всех живу, горя не знаю. Заяц. Как же ты так ухитряешься? Ушан. Это проще простого. Как плохо мне, зима там пришла или дождь, ветер, я на боковую. Сплю да сладкие сны смотрю. Иной год месяцев десять просплю. Заяц. Ну, брат, тут я тебе не товарищ. Я так не могу. Я если и сплю, так и то с открытыми глазами. 3-я группа. Снегирь. Заяц белый, куда бегал? Заяц. На деревню. Снегирь. Для чего? Заяц. Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капусты найти. Снегирь. И нашел? Заяц. Как бы не так. Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки кусачие. Снегирь. А теперь куда? Заяц. Осинку глодать. Снегирь. Да она, поди, горькая? Заяц. Сладкая. Вчера не поел, сегодня не поел, куда как осинка сладкая покажется | Работа по группам (в каждой группе должны быть читающие дети) | Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться. Контролировать выполненные задания |
Пересказ стихотворения | – Представьте ситуацию, что нам надо снять по этому стихотворению мультфильм. Каким будет его начало? Учитель снова читает первые два столбика. – Что было дальше?
Читает следующие два столбика. – Чем заканчивается стихотворение?
Читает последние два столбика. – Какая картинка вам нравится больше? Почему? | Дети на листочках моделируют первую картину: цветными карандашами рисуют летний пейзаж (солнышко) и зайчика. Дети на листочках моделируют вторую картину: цветными карандашами рисуют изменения в природе (дождь) и волка. Дети рисуют «мечты зайчика». – Последняя самая позитивная, зайчик думает о лете, когда трудности кончатся и все будет хорошо | Восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин |
Речевая разминка | ЗАЯЦ Я боюсь, я боюсь волка и кукушку. Я боюсь, я боюсь жабу и лягушку. Я боюсь, я боюсь муравья и мушку, И ужа, и ежа, и чижа, и стрижа. Поглядите, как дрожат ушки на макушке. Е. Тараховская – Прочитайте так, чтобы все поняли, как боится заяц | Участвуют в речевой разминке | Воспринимать на слух различные виды текстов |
Словарная работа | – Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам и мы более глубоко смогли бы понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений. Ложбинка – ямка, впадина, борозда, выем, вогнутость, вмятина, овражек, вмятость, лунка, пазуха, щербинка, выемка, углубление, выщербинка, бороздка. Тешить – забавлять, развлекать, доставлять веселье, потешать. Хмурый – суровый, угрюмый, насупившийся. Ступать – шагнуть, сделать шаг, стать ногой куда-нибудь. Упражнение в чтении слов, которые особенно запомнились и понравились | Объясняют лексическое значение слов. Находят нужную информацию в учебных книгах, словарях.
Называют слова, учитель записывает их печатными буквами на доске. Ученики упражняются в чтении слов: «зайчик, волк, осень, лето, холодно, тепло» | Находить нужную информацию в учебниках, книгах, словарях |
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия | – Отгадайте загадку: Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы – Уши больше головы? (Зайчик.) – Какие загадки про зайчика знаете вы? Когда для зайчика наступает тяжелое время? – Объясните пословицу: «Осень – перемен восемь». Аукцион «Какая бывает осень?». ОСЕНЬ дождливая золотая щедрая сырая багряная урожайная слякотная кормилица – Какое стихотворение подарил нам замечательный поэт А. Блок? Какова тема это стихотворения? Какие еще произведения о животных вы можете назвать? В каком жанре они написаны? – Прочитайте выразительно наизусть ту часть стихотворения А. Блока, которую запомнили.
| Отвечают на вопросы, формулируют вывод.
– Погода осенью постоянно меняется: то тепло, то морозно, то ясно, то пасмурно, то летняя погода, то осенняя, выпадает первый снег, а днем – оттепель.
– Сказка о животных В. Сутеева «Дядя Миша» | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |