Конспект урока по литературному чтению на тему "Е.И. Чарушин. "Кабан". 4 класс, УМК "Школ России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 17.04.19 ФИО учителя: Прилипухова Наталья Александровна
Школа: МБОУ СОШ № 115 ФИО студента Бондарь Александра
Класс:4 в ФИО методиста: Галлиулина Н.К.
Кабинет: 214
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: Е.И. Чарушин. "Кабан"
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с творчеством Е. И. Чарушина; развитие навыка осознанного, беглого, выразительного чтения, умения работать с иллюстрацией;
воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты
Предметные:
знать фактическое содержание текста,
уметь: работать с иллюстрацией;
Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», учебник Литературное чтение: 4 кл.: Учебник: В 2 ч \ Учебник, 2011.-Ч.2., презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хронометр. | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1-2 мин | Парная форма работы Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок. Фронтальная форма работы -Я хочу начать урок с изречения Д.Дидро-французкого писателя, философа: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» -Как понимаете высказывание? -На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация
Наглядный: рассматривание иллюстрации Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации | 4-5мин | Фронтальная форма работы - В начале урока литературного чтение выполним дыхательную гимнастику. Упражнение 1. Сели, спинки выпрямили, голову подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верх живота. Вдохнули... Плавно, не спеша, выдохнули. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 5–6 раз. Упражнение 2. Сели прямо, улыбнулись. Вдохнули. На выдохе считаем от 1 до 10. Слова произносим громко, четко, красиво. Особо выделяем гласные звуки. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 3–4 раза - С чем вы познакомились уроком ранее? - Кто их автор? | Выполняют гимнастику в соответствии с заданием - С произведением М.М. Пришвина «Выскочка» | П: осмысление читаемого текста П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных) |
III. Постановка учебной задачи Практич.: заполнение таблицы Словес.: подводящий диалог | 4-5м | Повторение изученного Фронтальная форма работы - Посмотрите на портрет автора. Вы знаете кто это? - Это Евгений Иванович Чарушин - Что вы уже знаете об этом человеке? - Родился в Вятке в 1901 г. в семье губернского архитектора И. А. Чарушина. Будучи шестилетним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал. Отец Жени Чарушина был архитектором и художником. Ватман, тушь, краски - все это нравилось мальчику. Художник, который рисует животных, называется анималист. Для того чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Умер Е. И. Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 г. - Теперь догадайтесь из загадки о ком будет произведение, которые мы будем сегодня изучать. Этот зверь с двумя клыками, С очень мощными ногами И с лепешкой на носу. Роет землю он в лесу. Кабан - крупное животное. У кабанов, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана — страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников, как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами. -Какова тема нашего урока? -А цель? | Высказывают предположения Воспринимают на слух Отгадывают загадку - кабан Воспринимают на слух Тема: Е.И. Чарушин. "Кабан" Цель: познакомиться с произведением Е.И. Чарушина. "Кабан" | П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Практич: слушание и чтение Т | 2м | Первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы Учитель выразительно читает рассказ. -Оправдались ли наши предположения? | Слушают образец чтения | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания |
V. Первичное закрепление Практич: чтение Т, сам.работа с словами. | 3м | Словарная работа. Индивидуальная и фронтальная формы работы - подумайте, какие слова вам непонятны. -Объяснение лексического значения слов: сопеть, гуськом, зоосад, марал. | Ищут необходимую информацию. | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
Практич: чтение и анализ Т | 4м | Чтение и первичный анализ. Фронтальная форма работы Прочитайте рассказ очень внимательно и приготовьтесь ответить на вопросы. –Соответствует ли название рассказа его содержанию? - Когда происходит действие рассказа? Прочитайте. - Почему так рано? Прочитайте. - Чем занимался Евгений Иванович в зоосаде? Прочитайте. Каких животных описывает Чарушин? - Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных? -Найдите и прочитайте в тексте, чем заняты животные. - Кто испугал автора? - Кабан - страшный зверь? Почему автор его испугался? -Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как автор -Почему Е.И.Чарушин назвал рассказ именно так? | Анализируют язык произведения Читают выборочно -да - олень, ягуар, медведь, слон, волки, журавли-красавки, серый журавль. - Художественный слог и понимание животных - кабан Ответы детей | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: осмысленное чтение худож. текста П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: осмысленное чтение худож. текста |
1м | Физминутка | |||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: выборочное чтение, чтение в парах с анализом, поиск авторских оценок; Словесный: обобщение по наблюдениям по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой; | 7-8мин | Повторное чтение и углубленный анализ. Анализ образов и подготовка к выразительному чтению. Фронтальная и парная формы работы. - Проследите, как развивались действия и эмоциональный настрой автора. - Что насторожило художника? Как повёл себя художник, увидев непрошеных гостей? Каким было его эмоциональное состояние? - Понравилось ли это Серёжке? Прочитайте. Прочитайте эпизод, где описан внешний вид кабанов. Знаете ли вы, что в старину кабана называли вепрь. Клыки кабана – страшное оружие, позволяющее ему защищаться от сильных хищников. Охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами. -Какие чувства он испытывает? - Что он решает делать? Прочитайте, как описаны его действия. Что происходит в самый кульминационный момент? Прочитайте. От слов «Вдруг - крик! Работа с иллюстрацией в учебнике стр.98 - Рассмотрите иллюстрацию и дочитайте рассказ до конца. - Найдите предложения в тексте соответствующие иллюстрации. - Почему взрослый человек испугался кабанов? | - Хрустнуло что – то сзади… - И полез я на Серёжкину загородку. Залез и сижу - Всё из рук попадало! - сшибить – сразить, побить, уронить - Громадные, с жёлтыми клыками, в щетине, в щётке. Сверху узкие, как рыбы, - только клыки торчат в стороны ролевое чтение – без слов автора | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; П: поиск и выделение необходимой информации П: осознанное построение речевого высказывания П: осмысленно читают худож Т П: осуществляют синтез |
VII. Включение в систему знаний, повторение Частично-поисковый: чтение и анализ | 4-6мин | Фронтальная и парная формы работы – Игра «Завершите фразу» Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с.. Е.И. Чарушин правдиво изображал животных, потому что... Из его книг можно узнать о... Художник, который рисует животных, называется... | - Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с животными и природой. Е.И. Чарушин правдиво изображал животных, потому что много наблюдал за ними. Из его книг можно узнать о повадках, поведении и образе жизни животных. Художник, который рисует животных, называется анималистом. | П: построение рассуждения; осуществление синтеза; К: планирование учебного сотрудничества; П: анализ объектов |
VIII. Рефлексия деятельности Практический: заполнение признаков басни в таблице; Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. | 2-4мин | – С рассказом какого писателя мы познакомились на уроке? – О чем этот рассказ? – Какой фрагмент из этого произведения вам больше всего запомнился? Почему? – С описанием многих животных мы сегодня познакомились. Б. Деятельностная -Что нового вы узнали? -Что запомнили? - Что смогли сделать? В.Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? Спасибо за урок! | - Е. Чарушина - О животных зоосада Воспроизводят сведения об особенностях произведения. Формулируют собственное понимание и навык произношения. Смысл с собственным практическим опытом Проводят самоанализ деятельности | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза П: построение рассуждения Р: осуществление итогового контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России
Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...
Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению "А. Плещеев "В бурю" 2 класс, Школа России
Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....
Конспект урока по литературному чтению «Н. Н. Носов «Телефон», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Телефон».Планируемые результатыПредметные:- знать биографию писателя- уметь чита...
Конспект урока по литературному чтению: Е.А.Благинина "Кукушка", "Котёнок" (УМК "Школа России) 3 класс
УМК "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс...