Конспект урока по литературному чтению на тему "Е.И. Чарушин. "Кабан". 4 класс, УМК "Школ России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бондарь Александра Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_17_04.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 17.04.19                                                                                                         ФИО учителя: Прилипухова Наталья Александровна

Школа: МБОУ СОШ № 115                                                                                                 ФИО студента Бондарь Александра                                                    

Класс:4 в                                                                                                              ФИО методиста: Галлиулина Н.К.                                  

Кабинет: 214

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: Е.И. Чарушин. "Кабан"

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с творчеством Е. И. Чарушина; развитие навыка осознанного, беглого, выразительного чтения, умения работать с иллюстрацией;

воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные:

знать фактическое содержание текста,

уметь: работать с иллюстрацией;

                                                                                                                                                                                 

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник Литературное чтение: 4 кл.: Учебник:  В 2 ч \ Учебник, 2011.-Ч.2., презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометр.

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Парная  форма работы

Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

Фронтальная форма работы

-Я хочу начать урок с  изречения Д.Дидро-французкого писателя, философа:

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

-Как понимаете высказывание?

-На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

         

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-5мин

Фронтальная форма работы

- В начале урока литературного чтение выполним дыхательную гимнастику.

Упражнение 1.

Сели, спинки выпрямили, голову подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верх живота. Вдохнули... Плавно, не спеша, выдохнули. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 5–6 раз.

Упражнение 2.

Сели прямо, улыбнулись. Вдохнули. На выдохе считаем от 1 до 10. Слова произносим громко, четко,  красиво.  Особо выделяем гласные звуки. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 3–4 раза

- С чем вы познакомились уроком ранее?

- Кто их автор?

Выполняют гимнастику в соответствии с заданием

- С произведением М.М. Пришвина «Выскочка»

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Практич.: заполнение таблицы

Словес.: подводящий диалог

4-5м

Повторение изученного

Фронтальная форма работы

- Посмотрите на портрет автора. Вы знаете кто это?

- Это Евгений Иванович Чарушин

- Что вы уже знаете об этом человеке?

- Родился в Вятке в 1901 г. в семье губернского архитектора И. А. Чарушина.

Будучи шестилетним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал. Отец Жени Чарушина был архитектором и художником. Ватман, тушь, краски - все это нравилось мальчику.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Для того чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

Умер Е. И. Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 г.

- Теперь догадайтесь из загадки о ком будет произведение, которые мы будем сегодня изучать.

Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу.

Кабан - крупное животное. У кабанов, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана — страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников, как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами.

-Какова тема нашего урока?

-А цель?

Высказывают предположения

Воспринимают на слух

Отгадывают загадку

- кабан

Воспринимают на слух

Тема: Е.И. Чарушин. "Кабан"

Цель: познакомиться с произведением Е.И. Чарушина. "Кабан"

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практич: слушание и чтение Т

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

Учитель выразительно читает рассказ.

-Оправдались ли наши предположения?

Слушают образец чтения

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практич: чтение Т, сам.работа с словами.

        Словарная работа.

Индивидуальная и фронтальная формы работы

- подумайте, какие слова вам непонятны.

-Объяснение лексического значения слов: сопеть, гуськом, зоосад, марал.

Ищут необходимую информацию.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Практич:  чтение и анализ Т

Чтение и первичный анализ.

Фронтальная форма работы

Прочитайте рассказ очень внимательно и приготовьтесь ответить на вопросы.

–Соответствует ли название рассказа его содержанию?

- Когда происходит действие рассказа? Прочитайте.

- Почему так рано? Прочитайте.

- Чем занимался Евгений Иванович в зоосаде? Прочитайте.

Каких животных описывает Чарушин?

- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?

-Найдите и прочитайте в тексте, чем заняты животные.

- Кто испугал автора?

- Кабан - страшный зверь?

Почему автор его испугался?

-Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как автор

-Почему Е.И.Чарушин назвал рассказ именно так?

Анализируют язык произведения

Читают выборочно

-да
- сохранить и познакомиться с разными видами животных и редкими видами, уже исчезающими с лица земли

- олень, ягуар, медведь, слон, волки, журавли-красавки, серый журавль.

- Художественный слог и понимание животных

- кабан

Ответы детей

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: осмысленное чтение худож. текста

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: осмысленное чтение худож. текста

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выборочное чтение, чтение в парах с анализом, поиск авторских оценок;

Словесный: обобщение по наблюдениям по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой;

7-8мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

Фронтальная и парная формы работы.

 - Проследите, как развивались действия и эмоциональный настрой автора.

- Что насторожило художника?

Как повёл себя художник, увидев непрошеных гостей? Каким было его эмоциональное состояние?

- Понравилось ли это Серёжке? Прочитайте.

Прочитайте эпизод, где описан внешний вид кабанов.

Знаете ли вы, что в старину кабана называли вепрь. Клыки кабана – страшное оружие, позволяющее ему защищаться от сильных хищников. Охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами.

-Какие чувства он испытывает?

- Что он решает делать?

Прочитайте, как описаны его действия.

Что происходит в самый кульминационный момент? Прочитайте.

От слов «Вдруг - крик!

Работа с иллюстрацией в учебнике стр.98

- Рассмотрите иллюстрацию и дочитайте рассказ до конца.

- Найдите предложения в тексте соответствующие иллюстрации.

-  Почему взрослый человек испугался кабанов?

- Хрустнуло что – то сзади…

- И полез я на Серёжкину загородку. Залез и сижу

- Всё из рук попадало!

- сшибить – сразить, побить, уронить

- Громадные, с жёлтыми клыками, в щетине, в щётке. Сверху узкие, как рыбы, - только клыки торчат в стороны

ролевое чтение – без слов автора

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознанное построение речевого высказывания

П: осмысленно читают худож Т

П: осуществляют синтез

VII. Включение в систему знаний, повторение

Частично-поисковый: чтение и анализ

4-6мин

Фронтальная и парная формы работы

– Игра «Завершите фразу»

Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с..

Е.И. Чарушин правдиво изображал животных, потому что...

Из его книг можно узнать о...

Художник, который рисует животных, называется...

- Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с животными и природой. Е.И. Чарушин правдиво изображал животных, потому что много наблюдал за ними. Из его книг можно узнать о повадках, поведении и образе жизни животных. Художник, который рисует животных, называется анималистом.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: заполнение признаков басни в таблице;

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

– С рассказом какого писателя мы познакомились на уроке?

– О чем этот рассказ?

– Какой фрагмент из этого произведения вам больше всего запомнился? Почему?

– С описанием многих животных мы сегодня познакомились.

Б. Деятельностная

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

- Что смогли сделать?

В.Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

Спасибо за урок!

- Е. Чарушина

- О животных зоосада

Воспроизводят сведения об особенностях произведения.

 Формулируют собственное понимание и навык произношения.

Смысл с собственным практическим опытом

Проводят самоанализ деятельности

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению "А. Плещеев "В бурю" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока по литературному чтению «Н. Н. Носов «Телефон», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Телефон».Планируемые результатыПредметные:- знать биографию писателя- уметь чита...

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс...