КТП по литературному чтению 2 класс УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)
КТП по литературному чтению 2 класс УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование. Литературное чтение . 2 класс.
№ | Наименование раздела и темы урока (тип урока) | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Творческая, исследовательская, проектная деятельность | Форма контроля Конр./работы, Проверочные раб.; тесты и др. | Дата проведения | |
Предметные умения (освоение предметных знаний) | Универсальные учебные действия. У У Д | ||||||
Раздел №1 «Любите книгу» (9ч) | |||||||
Цели раздела | Сформировать представление о книге, о способах общения с ней. Ввести алгоритмы работы с пословицей; работы с художественным (поэтическим) текстом. Научить использовать приобретённые знания и умения в презентации выбранной книги. |
Основное содержание раздела. Термины и понятия. Межпредметная связь | Определение значения книги для человека. Знакомство с историей создания книги и её первыми образцами: книга в форме свитка, складная книга Древнего Востока, книги из пергамента и берёсты. Первые рукописные книги Древней Руси. Определение значения иллюстрации в книге, детские художники иллюстраторы. Абзац, алгоритм, берёста, заставка, значимость, концовка, летописец, макет книги, наставник, пергамент, переносное значение слова, презентация, репродукция, рукописная книга, свиток, скульптура, точка зрения, художники- иллюстраторы, ценность книги, энциклопедия. Русский язык :Тема «Мир общения». ИЗО: Тема «Обложка для книги». Художественный труд - Тема «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру». Музыка- Тема «Расскажи сказку». | ||||||
Тема «Любите книгу» 3 ч | |||||||
1 | Вводный урок раздела. Любите книгу.(изучение нового материала) | Предметные: •Использовать в активном словаре новые термины и понятия. •Выразительно читать произведение. •Выбирать и иллюстрировать отрывок из произведения. •Работать с художественным текстом. • Составлять рассказ о прочитанном произведении | Личностные умения • Проявлять: — интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу; — позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать; — творческое отношение к составлению рассказа о прочитанном произведении. Метапредметные: Познавательные умения: — определять значение и смысл новых слов и понятий; — осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение; — определять значимость книги, её иллюстраций и обосновывать своё мнение; — составлять пословицу о книге и объяснять её смысл; — использовать приобретённые умения в презентации прочитанного произведения. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя алгоритм; — выполнять задание по плану; — осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания; — адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение и позицию; — взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение; — адекватно использовать речевые средства для представления результата работы. | Проект «Моя любимая книга» | Форма контр. Презентация Любимой книги. | ||
2 | Ю.Энтин «Слово про слово» (изучение нового материала) В. Боков «Книга – учитель…»,(комбинированный) | Выразитель ное чтение. | |||||
3 | Г. Ладонщиков «Лучший друг», М. Горький о книгах (комбинированный) | Исследование «Для чего нужны книги?» | Работа в паре. Ответы на вопросы. | ||||
Тема «Книги из далёкого прошлого» | 3ч | ||||||
4 | Книги из далёкого прошлого и современные книги . Славянская письменность. (изучение нового материала) | Исследование «Кто и как писал первые книги на Руси?» | Определение ключевых слов в тексте учебника. | ||||
5 | Н. Кончаловская «В монастырской келье» (Комбинированный) | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | |||||
6 | Мы идём в библиотеку. Энциклопедия. Справочная литература для детей. (Изучение нового материала) | 1ч | Исследование «Как работать с энциклопе- дией?» | Подготовить выступление на тему «Это интересно знать». | |||
7 | Мои любимые художники – иллюстраторы. Владимир Лебедев. Александр Пахомов. Евгений Чарушин. | 1 ч | Выполнить иллюстрацию к любимому произведению. | ||||
8 | По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка» (изучение нового материала) | 1ч | Исследование «Что такое иллюстрация? Как создаются иллюстрации?». Творческая работа - рисунок любимому произведению. | ||||
9 | По следам семейного чтения. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. | 1ч | Техника чтения. (Входное тестирование) | ||||
Раздел №2 «Краски осени».(13 ч) | |||||||
Цели раздела: | Сформировать представление о красоте осенней природы посредством произведений художественной литературы. Сформировать личностное эмоционально-ценностное отношение к природе родного края. Ввести алгоритм работы с художественным (прозаическим) текстом. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | ||||||
Основное содержание: Термины и понятия: | Изучение стихотворных и прозаических произведений о красоте родной природы осенью. Анализ произведений живописи и литературы, посвящённых осени. Освоение средств художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) в литературных произведениях об осени. Изучение народных примет, пословиц и поговорок, посвящённых осенней природе. Жанр, олицетворение, рассказ, рифма, сборник, сказка, сравнение, стихи, титульный лист, эпитет. | ||||||
Межпредметные связи | Окружающий мир - Тема «Осень». ИЗО - Тема «Осенний пейзаж». Технология -Темы «Корзина с цветами», «Семейка грибов на поляне». | ||||||
Тема: «Краски осени» 4ч | |||||||
1 | А.С. Пушкин «Унылая пора…», А. Аксаков «Осень» (изучение нового материала) | Предметные: •Читать выразительно текст. • Работать с художественным текстом, используя алгоритм. •Формулировать значение слов «сравнение», «эпитет», «олицетворение» • Составлять рассказ описание об осенней природе, используя образные выражения. Иллюстрировать произведение, отрывок из текста. •Инсценировать произведение, составлять текст полезного совета. | Личностные: Проявлять: — интерес к самостоятельному общению с книгой; — эмоционально-ценностное отношение к красоте осенней природы; — интерес и творческое отношение к созданию и оформлению полезного совета. •Осознавать важность образных выражений, посредством которых передаются чувства, эмоции, представления автора. Метапредметные умения: Познавательные умения: — определять тему, главную мысль текста и обосновывать своё мнение; — сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать своё мнение; — определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения и обосновывать своё мнение; — определять смысл народных примет и пословиц и обосновывать своё мнение; — использовать разные источники информации для выполнения учебного задания; — анализировать ситуацию и определять порядок действий при подготовке к школьному празднику; — использовать приобретённые знания при составлении полезных советов «Как подготовиться к школьному празднику „Осенины“». Регулятивные умения: выполнять учебное действие по плану; — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение и позицию; — строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. | Выразитель- ное чтение. | |||
2 | Осень в произведениях живописи В. Поленов «Осень в Абрамцево» А. Куинджи «Осень» (комбинированный ) | Продолжить ряд слов – ассоциаций. | |||||
3 | А. Майков «Кроет уж лист золотой…» Эпитет и сравнение.(комбинированный) | Творческая работа – создание стихотворения «Осенний день» создание «палитры настроений» с помощью красок. | |||||
4 | С. Есенин «Закружилась листва золотая» Средства художественной выразительности(комбинированный) | ||||||
Тема: «Осень наступила» | 3 ч | ||||||
5 | А. Плещеев «Осень наступила» (изучение нового материала) | Подписать фотографии, используя фразы из «Народных примет» | |||||
6 | И. Токмакова «Опустел скворечник» Темп чтения.(комбинированный) | Работа в паре: подбор слов из стихотворения, которые созвучны осеннему настроению. | |||||
7 | Произведения устного народного творчества. Осенние загадки (изучение нового материала) | Проект «Осенние загадки» | Найти или сочинить осенние загадки, записать в РТ. | ||||
Тема: Мы идём в библиотеку. | 2 ч | Работа в паре: определение ключевых слов в стихотворении. | |||||
8 | Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе. С. Маршак «Октябрь» | ||||||
9 | По следам самостоятельного чтения Н. Сладков «Сентябрь», Л. Яхнин «Осень в лесу» | Исследовательская работа по стихотворению Л. Яхнина «Осень в лесу» | Подобрать слова ассоциации к слову ОСЕНЬ | ||||
10 | Тема: Наш театр. Н. Сладков «Осень» (изучение нового материала) | 1 | Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень» | ||||
Тема: Маленькие и большие секреты страны Литературии | 3 ч | Передать красками настроение осени. | |||||
11 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Чем стихи отличаются от прозы.(изучение нового материала) | Проект «Газета «Прогулки по осеннему лесу». | |||||
12 | Н. Никитин «Встреча зимы», И. Бунин «Листопад» Обобщение по разделу.(комбинированный) | Определение в тексте эпитетов и сравнений. Работа в паре: какие секреты осени вы открыли, прочитав произведения этого раздела? | |||||
13 | Проверочная работа по разделу: Краски осени. | Тест.№1 (ПоУУД)работа с текстом | |||||
Раздел № 3 «Мир народной сказки» (17 ч) | |||||||
Цели раздела | Сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах. Ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования вопросов по содержанию текста; составления плана текста (для пересказа); краткого пересказа текста. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | ||||||
Основное содержание | Изучение сказок народов России: о животных, бытовых и волшебных. Знакомство с известными собирателями народных сказок. Анализ текста народной сказки. Освоение особенностей жанра народной сказки. | ||||||
Термины и понятия | Быт, бытовая сказка, вымысел, гордость, гордыня, гримёр, композиция, обычай, персонаж, собиратель сказок, традиции. | ||||||
Межпредметные связи | Окружающий мир - Тема «Как разные животные готовятся к зиме». ИЗО - Тема «Рисуем сказку». Технология- Тема «Как сделать маску» | ||||||
1 | Мир народной сказки. Собиратели русских народных сказок.(изучение нового материала) | 1 ч |
| Сравнивать сказку«Заюшкина избушка» с другими.нар. сказками | |||
Тема: «Битый небитого везёт» | 3 ч | Предметные: Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок. • Работать с содержанием текста сказки. •Пересказывать сказку, используя план. •Читать сказку по ролям. •Инсценировать сказку. | Личностные: Проявлять: — интерес к народной сказке и её героям; —позитивное отношение к чтению народных сказок; — желание создать (написать) народную сказку. Метапредметные умения: Познавательные умения: — определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; — определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение; — определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану; — определять структуру сказки и обосновывать своё мнение; — формулировать вопрос и адекватно на него отвечать; — использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки. Регулятивные умения: — выполнять учебное действие по плану; — выполнять учебное задание, используя алгоритм;— выполнять учебное задание в соответствии с целью; — осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. — использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Творческая работа «Рисунок к сказке» | Создание иллюстраций к сказке. | ||
2 | Русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый волк»(изучение нового материала) | ||||||
3 | Битый небитого везёт. | Выразительное чтение по ролям. | |||||
4 | Корякская сказка «Хитрая лиса» | Сравнить главных героев русской и корякской сказки. | |||||
5 | Русская народная сказка «Зимовьё» | 1 | Чтение по ролям. | ||||
6 | РНС «У страха глаза велики» | 1 | Выразительное чтение по ролям. | ||||
7 | Белорусская народная сказка «Пых» | Пересказ по плану. | |||||
8 | Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки. Работа с каталогом.(изучение нового материала) | 1 | Исследовательская работа «Тематический каталог» | Рассказ о выбранной в библиотеке книги. | |||
9 | По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. «Идэ» | 1 | Выделить основные эпизоды сказки, составить план своего рассказа. | ||||
10 | Семейное чтение. Русская нар. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | Анализ сказки по вопросам учебника. | ||||
11 | Тема: Ближе матери друга нет. Нанайская сказка «Айога» | 4 | Исследование «Чему учит сказка» | Выразительное чтение по ролям. | |||
12 | Ненецкая сказка «Кукушка» (комбинированный) | Творческая работа«Рисунок к сказке». | Создание иллюстраций. | ||||
13 | Инсценирование ненецкой сказки «Кукушка»(применение знаний и умений) | Выразительное чтение по ролям. | |||||
14 | Сравнение нанайской и ненецкой сказки.(применение знаний и умений) | Пересказ понравившейся сказки. | Пересказ понравившейся сказки. | ||||
15 | Тема: «Наш театр» Сказка «Лиса и журавль» (изучение нового материала) | 1 ч | Творческая работа «Инсценирование сказки». | Инсценирование сказки. | |||
16 | Тема: «Маленькие и большие секреты Литературии». Работа со сказками. | 2 ч | Проект «Моя сказка». | Создание своей сказки. | |||
17 | Лиса – сказочный герой и животное. (комбинированный) | Творч. работа – нарисовать лису-сказочного героя и животного. | Проверочная работа(тест)№2 УУД | ||||
Раздел №4. «Весёлый хоровод» (10 ч) | |||||||
Цели раздела: | Сформировать представление об особенностях устного народного творчества. Ввести план сравнения фольклорного произведения с литературным авторским текстом в рамках одного жанра. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности | ||||||
Основное содержание раздела: | Изучение малых жанров фольклора и его особенностей. Изучение элементов народного творчества и прикладного искусства. Знакомство с традициями русского народа посредством освоения малых жанров фольклора. | ||||||
Термины и понятия: | Заклички, исток(и), культура, литературный перевод, небылицы, перевёртыши, пестушки, приговорки, прикладное искусство, потешки, сценарий, традиция, экспозиция, экспонаты музея. | ||||||
Межпредметные связи | Окружающий мир - Тема «Народные праздники». ИЗО - Тема «Национальные узоры». Технология - Тема «Матрёшка». Музыка - Тема «Русские народные песни». | ||||||
1 | Тема: «Весёлый хоровод» (изучение нового материала) | 2 ч | Предметные: Читать осознанно, выразительно, без ошибок. •Ориентироваться в разных жанрах устного народного творчества. • Проводить наблюдения и выделять особенности разных жанров устного народного творчества. •Составлять тексты закличек, приговорок, небылиц (по аналогии), используя знание особенностей этих произведений устного на родного творчества. Умеют: Работать с толковым словарём. -подбирать тексты в соответствии с заданием; работать в группе; Выразительно рассказывать произведения устного народного творчества; - позитивно общаться друг с другом. | Личностные: — интерес к изучению темы; —позитивное отношение к чтению и желание читать произведения малых жанров устного народного творчества; — интерес и творческое отношение к созданию собственного сценария праздника устного народного творчества. Развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения, самостоятельность и личную ответственность. Развивать этические и эстетические чувства. Метапредметные: Познавательные умения: — определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение; — сравнивать произведения фольклора разных жанров; — отвечать на поставленные вопросы; — создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию; — использовать приобретённые знания для составления сценария праздника «Весёлый хоровод». Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; —выполнять учебное задание по плану; — осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. - Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение и позицию; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — использовать речевые средства для представления результата деятель | Подготовить рассказ о традициях своей семьи. | ||
2 | Музей народного творчества. Устное сочинение по картине Б. Кустодиев «Масленица»(применение знаний и умений) | Викторина. | |||||
3 | Тема: «Народные заклички, потешки, поговорки, перевёртыши, весёлые стихи, которые создали авторы» (изучение нового материала) | 3 ч | Проект «Фольклор» | Сочинение приговорок и потешек. | |||
4 | Э. Успенский «Память»,. Ю. Мориц «Хохотальная путаница» | Сравнение авторских произведений с произведениями фольклора. | |||||
5 | Мы идём в библиотеку. Знакомство со справочной литературой.(Устное народное творчество) (комбинированный) | Дать название выставке книг. | |||||
6 | Тема: «Небывальщина». (Семейное чтение) Стихи Д. Хармса.. | 1 ч | Выразительное чтение стихотворения. | ||||
7 | Маленькие и большие секреты Литературии. К. Чуковский «Храбрецы», С. Маршак «Храбрецы» (комбинированный) | 2 ч | Конкурс «Кто больше придумает загадок о животных» | ||||
8 | Обобщение по разделу: «Весёлый хоровод». | ||||||
9 | Тема: «Праздник, праздник у ворот» Подготовка проекта праздника «Весёлый хоровод» (применение знаний и умений) | 2 ч | Выразитель- ное чтение по ролям. | ||||
10 | Проект – праздник «Весёлый хоровод» | Праздник. | |||||
Раздел №5. «Мы – друзья» (10 ч) | |||||||
Цели раздела: | Сформировать представление об особенностях устного народного творчества. Ввести план сравнения фольклорного произведения с литературным авторским текстом в рамках одного жанра. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | ||||||
Основное содержание раздела: | Изучение малых жанров фольклора и его особенностей. Изучение элементов народного творчества и прикладного искусства. Знакомство с традициями русского народа посредством освоения малых жанров фольклора. | ||||||
Термины и понятия: | Заклички, исток(и), культура, литературный перевод, небылицы, перевёртыши, пестушки, приговорки, прикладное искусство, потешки, сценарий, традиция, экспозиция, экспонаты музея. | ||||||
Межпредметные связи: | Окружающий мир - Тема «Народные праздники». ИЗО Тема«Национальные узоры». Технология - Тема «Матрёшка». Музыка - Тема «Русские народные песни». | ||||||
1 | Мы друзья. Пословицы о дружбе. (изучение нового материала) | 1 ч | Предметные: Читать осознанно, выразительно, без ошибок. •Ориентироваться в разных жанрах устного народного творчества. • Проводить наблюдения и выделять особенности разных жанров устного народного творчества. •Составлять тексты закличек, приговорок, небылиц (по аналогии), используя знание особенностей этих Произведений устного народного творчества. •Работать с толковым словарём. | Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; —позитивное отношение к чтению и желание читать произведения малых жанров устного народного творчества; — интерес и творческое отношение к созданию собственного сценария праздника устного народного творчества. | Игра «Доскажи пословицу» | ||
2 | Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский «Настоящий друг»(комбинированный) | 1ч | Написать записку для заболевшего друга. Р.Т.с.45-46 | ||||
3 | В. Орлов «Я и мы» (комбинированный) | 1 | Составление анкеты «мой настоящий друг» (РТ, с.47) | Работа в паре: Р.Т. с48. Определить пословицы о дружбе. | |||
4 | Н. Носов «На горке» План – пересказ. (Изучение нового материала) | 1 | Метапредметные умения: Познавательные умения: — определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение; — сравнивать произведения фольклора разных жанров; — отвечать на поставленные вопросы; — создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию; — использовать приобретённые знания для составления сценария праздника «Весёлый хоровод». Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; —выполнять учебное задание по плану; — осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение и позицию; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — использовать речевые средства для представленного результата деятельности. | Рассказать о самом смешном или грустном эпизоде рассказа. | |||
5 | Мы идём в библиотеку: Рассказы о детях. Т. Коти «Замок на песке» (комбинированный) | 1 | Сделать картинный план к рассказу Т. Коти «Замок на песке» | ||||
6 | Сам.чтение. «Друзья познаются в беде». С. Михалков «Как друзья познаются» /главная мысль/. | 1 | Назвать специф особенности басни в произведении | ||||
7 | Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | 1 | Создание каталожной карточки на книгу. | ||||
8 | Наш театр И. А. Крылов «Стрекоза и муравей» | 1 | Инсценировка басни. | Объяснить почему басня включена враздел. | |||
9 | «Маленькие и большие секреты Литературии» басня. Мораль басни. | 2 ч | |||||
10 | Обобщ. по разделу: «Мы – друзья». Как пересказать произведение? | ||||||
Раздел №6 «Здравствуй, матушка Зима!» (11 ч) | |||||||
Цели раздела: | Сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы. Сформировать эмоциональноценностное отношение к природе родного края. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | ||||||
Основное содержание раздела; | Изучение лирических произведений русских поэтов, посвящённых зимней природе. Знакомство с особенностями лирических произведений. Анализ художественных произведений о зиме. Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение. | ||||||
Термины, понятия: | Виртуоз, волхвы, знаки препинания, лирическое произведение, олицетворение, пастухи, пауза, ритм, рифма, Рождество Христово, Святки, синквейн, сравнение, сюрприз, эпитет. | ||||||
Межпредметные связи: | Окружающий мир - Тема «Как разные животные готовятся к зиме». ИЗО - Темы «Рисуем сказку», «Зимнее дерево». Технология - Тема «Готовимся к празднику». Музыка - Тема «Наши праздники». | ||||||
1 | Готовимся к празднику.(Применение знаний и умений) | 1 | Предметные: •Читать лирические произведения осознанно, выразительно, без ошибок. • Проводить наблюдения и выделять особенности лирических произведений. •Выделять в тексте произведения эпитет, сравнение, олицетворение. •Составлять текст загадки,используя разные способы их создания. •Рассказывать о зиме и зимних праздниках | Личностные: Проявлять: — интерес к изучению темы; — эмоционально ценностное отношение к красоте зимней природы; — желание читать произведения о зиме и зимних праздниках; — интерес к созданию творческого новогоднего сюрприза Метапредметные: Познавательные умения: — определять тему и главную мысль поэтического текста и обосновывать своё суждение; — определять отличительные признаки лирических произведений и обосновывать своё мнение; — сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и обосновывать своё мнение; — определять способы создания загадок и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания и умения для подготовки творческого сюрприза. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; —выполнять учебное задание по плану; — осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывания, используя новые термины; — представлять собственное мнение и позицию; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Выполнение заданий по группам. | ||
2 | Здравствуй, матушка Зима! (применение знаний и умений) | 1 | Организация и проведение праздника. | Проект «Новый год!» | |||
3 | Тема: Лирические стихотворения о зиме. А. С. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…» | 3 | Выразительное чтение стихотворения. | ||||
4 | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | Сделать разметку стихотворения | |||||
5 | С. Есенин «Поёт зима, аукает…», «Берёза» (комбинированный) | Проект «Стихотворение о зиме» иллюстриров-е. | Работа в паре: создание своего стихотворения о зиме. | ||||
6 | Тема: «Зимние праздники» С. Чёрный «Рождественское», К. Фофанов «Ещё те звёзды не погасли» | 3 | Выразительное чтение. | ||||
7 | К. Бальмонт «К зиме», С. Маршак «Декабрь» (комбинированный) | Найти в стихотворении олицетворение. | |||||
8 | А. Барто «»Дело было в январе…»,С. Дрожжин «Улицей гуляет» | Творческая работа – нарисовать своё настроение. | |||||
9 | Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. | Работа в паре: составление загадки о зиме. | Сочинить зимние загадки и записать в тетрадь. | ||||
10 | Праздник начинается. Подготовка к коллективному инсценированию. | Выучить свою роль. | |||||
11 | Праздник начинается – конкурс предлагается. | ||||||
Раздел №7 «Чудеса случаются» (17 ч ) Литературные сказки (17 час ) | |||||||
Цели раздела: | Сформировать представление об особенностях литературной (авторской) сказки. Ввести алгоритм составления словесного портрета литературного героя. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | ||||||
Основное содержание раздела: | Изучение литературных сказок разных авторов. Знакомство со сказками А. С. Пушкина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. И. Чуковского, Дж. Харриса, Э. Распе, с особенностями героев разных сказок. Сравнение фольклорных и авторских (литературных) сказок. | ||||||
Термины и понятия: | Композиция сказки, литературная сказка, присказка, сказочный герой, сюжет. | ||||||
Метапредметные связи: | ИЗО - Тема «Рисуем сказку». Технология - Тема «Маски». | ||||||
1 | Тема: «Чудеса случаются» Литературная сказка. (изучение нового материала) | 5 ч | Предметные Читать осознанно, выразительно и без ошибок. • Работать с текстом: — описывать героя, его характер, поступки; — составлять словесный портрет литературного героя; — читать сказку по ролям; Подробно пересказывать сказку по плану; — инсценировать литературную сказку. | Личностные: Проявлять: — интерес к изучению темы; — интерес к чтению литературных сказок авторов; — творческое отношение к сочинению своей сказочной истории; — желание составлять словесный портрет литературного героя для викторины Метапредметные: Познавательные умения: — определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; — описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение; — сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение; — определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение; — анализировать содержание иллюстраций к сказке; — использовать приобретённые знания и умения для создания словесного портрета литературного героя для викторины. Регулятивные умения: — осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках диалога; адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Исследование «Что я знаю о Пушкине» | В чём отличие литературной сказки от народной? | |
2 | Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. Сказки.(комбинированный) | Выразительное чтение. | |||||
3 | А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (комбинированный) | Почему рыбка не выполнила последнюю просьбу старухи? | |||||
4 | Пушкин А. С. «сказка о рыбаке и рыбке». | Основная мысль сказки. | |||||
5 | Обобщение по теме «Чудеса случаются» | Творч.работа: составить кроссворд по сказке Пушкина. | |||||
6 | Тема: «Герои литературных сказок» Д. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки». | 4 ч | Творческая работа – создание образа зайца по русским народным сказкам. | Описать сказительницу. | |||
7 | Сказка про храброго зайца. | Творч.Раб.нарисовать иллюстр к сказке. | |||||
8 | Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса». | Выразительное чтение. | |||||
9 | Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» | Игра «Собери сказки о зайцах» | |||||
10 | Мы идём в библиотеку. Э. Распе. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». | 2 ч | Составление каталожной карточки. | ||||
11 | Сказки Г. Х. Андерсена. | ||||||
12 | «Мои любимые писатели» Самостоятельное чтение. К.И. Чуковский «Краденое солнце» | 3 ч | Выразительное чтение. | ||||
13 | К.И. Чуковский «Бибигон и пчела» | Рассказ о приключениях Бибигона. | |||||
14 | Бибигон и барон Мюнхгаузен. | Сравнить приключения героев. | |||||
15 | Наш театр. Этапы подготовки к спектаклю. | 2 ч | |||||
16 | Инсценирование сказки Чуковского «Краденое солнце» | Рефлексия на сыгранную роль. | |||||
17 | Семейное чтение Л. Н. Толстой « Два брата». Обобщение по разделу: Литературные сказки. | Тест №3 (УУД)Батырева С.Г «Типовые задачи по формированию УУД»- стр.20-22 | |||||
Раздел № 8 «Весна, весна! И всё ей радо!» (11 ч) | |||||||
Цель | Сформировать представление об особенностях литературной (авторской) сказки. Ввести алгоритм составления словесного портрета литературного героя. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | ||||||
Основное содержание | Изучение литературных сказок разных авторов. Знакомство со сказками А. С. Пушкина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. И. Чуковского, Дж. Харриса, Э. Распе, с особенностями героев разных сказок. Сравнение фольклорных и авторских (литературных) сказок. | ||||||
Термины и понятия | Композиция сказки, литературная сказка, присказка, сказочный герой, сюжет. | ||||||
Межпредметные связи | ИЗО - Тема «Рисуем сказку». Технология - Тема «Маски». | ||||||
1 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится» | 1 | Предметные. •Работать с художественным текстом. •Определять в тексте эпитет, сравнение, олицетворение. •Составлять рассказ о весне. • Выразительно читать текст лирического произведения о весне. •Иллюстрировать лирическое произведение о весне. •Инсценировать отрывок пьесы сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | Личностные: Проявлять: — интерес к чтению лирических произведений о весне; — желание участвовать в конкурсе чтецов, посвящённом весне; —творческое отношение к созданию текста о весенней природе; — желание самостоятельно общаться с книгой; — понимание собственных достижений при освоении учебной темы. Метапредметные Познавательные умения: — определять тему и главную мысль лирического произведения и обосновывать своё суждение; — определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение; — определять средства выразительности текста и обосновывать своё мнение; — определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение; — анализировать содержание репродукции, иллюстрации; — сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении лирического текста о весне. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание, используя алгоритм;— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывания, используя новые термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. •Работать с художественным текстом. •Определять в тексте эпитет, сравнение, олицетворение. •Составлять рассказ о весне. • Выразительно читать текст лирического произведения о весне. •Иллюстрировать лирическое произведение о весне. •Инсценировать отрывок пьесы сказки С. Я. Маршака | Сделать цветопись слов - ассоциаций | ||
2 | Весна в лирических стихотворениях. И. Никитин «Весна», А. Плещеев «Весна», Т. Белозёров «Подснежники» | 1 | Выразительное чтение. | ||||
3 | В душу уж просится весна. А. Чехов «Весной», А. Фет «Уж верба вся пушистая», А. Барто «Апрель» | 1 | |||||
4 | Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне. С. Маршак «Март». | 3 ч | |||||
5 | И Токмакова «Весна». Саша Чёрный «Зелёные стихи» | ||||||
6 | Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна». | Творческая работа создание небольшого текста по картине | Самостоятельная работа по картине. | ||||
7 | Семейное чтение. А. Майков «Христос воскрес!, Е.Крижицкий «Ранняя весна» | ||||||
8 | Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев» | 2ч | Исследование: как автор относится к своим героям. | ||||
9 | С. Маршак «Двенадцать месяцев» | ||||||
10 | Маленькие и большие секреты страны Литературии.Создание текста о весне. | 2 ч | Проект «стихотворение о весне» | ||||
11 | Обобщение по разделу: «Весна, весна! И всё ей радо!» | Тест№4 проверочная работа по сформированности УУД | |||||
Раздел №9 «Самые близкие и дорогие». (8 ч ) | |||||||
Цели: | Тема: В кругу семьи, среди друзей (8 часов) Сформировать эмоционально ценностное отношение к семье и своим близким. Сформировать представление о правилах дружной семьи. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | ||||||
Основное содержание: | Изучение произведений разных писателей о близких и родных людях. Сравнение литературных произведений разных авторов, посвящённых одной теме. Использование библиотечного каталога для выбора необходимой книги. Презентация выбранной книги. | ||||||
Термины и понятия: | Лад, народ, ответственность, родители, Родина, семья, согласие. | ||||||
Межпредметные связи: | Русский язык -Тема «Развитие речи». Окружающий мир -Тема «Моя семья». ИЗО - Тема «Портрет мамы». Технология - Тема «Поздравительная открытка». Музыка - Тема «Песни о маме». | ||||||
1 | Рождественский «На земле хороших людей немало». | 1 | Предметные: Выразительно читать текст лирического произведения. •Читать по ролям осознанно, выразительно и без ошибок. •Работать с художественным текстом. •Оформлять обложку для прочитанных произведений. •Составлять текст о семье. • Составлять лирический текст о маме, выражая свои чувства. •Иллюстрировать собственное сочинение. | Личностные: •Проявлять: — интерес к чтению произведений о близких и родных людях; — свои чувства при выразительном чтении лирических произведений о маме; — интерес и творческое отношение к составлению правил дружной семьи или текста о семье;— интерес к самостоятельному общению с книгой. Метапредметные: Познавательные: Познавательные умения: — определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; — определять отличительные признаки лирического произведения и обосновывать своё мнение; — описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение; — сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение; — соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для составления правил дружной семьи и рассказа о семье. Регулятивные умения: — осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание, используя термины; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | Проект «Моя мама» | Выразительное чтение. | |
2 | Ю. Энтин «Песня о маме», Б.Заходер «С папой мы давно решили» | 1 | Иллюстрирование. | Выразительное чтение. | |||
3. | Нет лучше дружка, чем родная матушка. | 1 | |||||
4 | Лад и согласие – первое счастье. А.Л.Барто «Перед сном., Р.Сеф «Если ты ужасно гордый» | 1 | Нарисовать иллюстрацию к произведению. | Составление каталога на тему «Книги о маме». | |||
5 | Сам.чтение. Если был бы я девчонкой… Успенский «Разгром» | 1 | Выразительное чтение. | ||||
6 | Б. Заходер «Никто» | 1 | |||||
7 | Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» | 1 | Рефлексия на сыгранную роль. | ||||
8 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | Представление своих работ. Поздравительная открытка. | ||||
Раздел №10 «Люблю всё живое» (16 ч) Родная природа (16 часов) | |||||||
Цели: | Сформировать представление о взаимоотношениях человека с природой, с животным миром. Сформировать эмоционально-ценностное отношение ко всему живому и «братьям нашим меньшим». Ввести : Алгоритм оформления отзыва о прочитанном произведении; Алгоритм сравнения научно-познавательного и художественного текста;Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | ||||||
Основное содержание | Изучение произведений поэтов и писателей о взаимоотношениях человека с природой и животным миром. Изучение особенностей научно-познавательного и художественного текстов. Освоение алгоритма сравнения научно-познавательного и художественного текстов. Анализ произведений литературы и живописи о представителях животного мира. | ||||||
Термины и понятия | Заголовок, микротема, настроение, опорные слова, отзыв, питомец, рассказ, сопереживание, сочувствие, сострадание, стихотворение, чувства | ||||||
Межпредметные связи | Окружающий мир -Темы «В мире птиц и зверей», «Весенние изменения в живой и неживой природе». ИЗО -Тема «Мой любимец» | ||||||
1 | Саша Чёрный «Жеребёнок» | 1 | Предметные: Выразительно читать текст художественного произведения. • Работать с художественным и научно-познавательным текстами. •Составлять план рассказа. •Подробно пересказывать рассказ по плану. •Составлять рассказ о любимом животном. •Составлять отзыв о прочитанном произведении. •Инсценировать сказку В. Бианки «Лесной Колобок Колючий Бок» | Личностные: •Проявлять: — интерес к чтению художественных произведений о взаимоотношениях человека с природой, животным миром; — толерантность к чувствам одноклассников; — желание принимать участие в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие»; — творческое отношение к созданию текста о любимом животном или питомце; — понимание собственных достижений при освоении учеб ной темы. Метапредметные: Познавательные - определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение; — определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение; — определять особенности научно познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение; — сравнивать содержание научно познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение; — анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации; — определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении текста (на познавательного, художественного) о любимом животном или питомце и для участия в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие». Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание по алгоритму; — осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывания, используя новые термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. | определить слова, которые помогают представить жеребёнка. | ||
2 | С. Михалков «Мой щенок» | 1 | Выразительное чтение. | ||||
3 | «Храбрый не тот , кто страх не знает, а тот кто узнал и навстречу идёт» С. Снегирёв «Отважный пингвинёнок» | 3 ч | |||||
4 | М. Пришвин «Ребята и утята» | ||||||
5 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | Пересказ по плану. | |||||
6 | Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца», статья о зайце из энциклопедии. | Описать встречу писателя с зайцем. | |||||
7 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | Выразительное чтение. | |||||
8 | Мы идём в библиотеку. Сказки и рассказы о животных. | 3 ч | Проект .создание фотоальбома о природе. | ||||
9 | Мои любимые писатели. Рассказы и сказки о природе В. Бианки. | Рассказ о любимой книге В. Бианки | Техника чтения | ||||
10 | В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка» | ||||||
11 | Самостоятельное чтение. Н. Сладков «Маленькие рассказы» | В паре – составление рассказа по рисункам. | |||||
12 | Семейное чтение. В. Сухомлинский, Почему плачет синичка?» | Творческая работа -нарисовать иллюстрацию. | |||||
13- 14 | Наш театр. В. Бианки «лесной Колобок – Колючий бок» | 2 ч | Рефлексия на сыгранную роль. | ||||
15 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. «Как написать отзыв о прочитанном произведении» | создание отзыва на книгу. | Создание иллюстрации к отзыву. | ||||
16 | А. Барто «Думают ли звери?» | Поверочная работа №5 | |||||
Раздел№11«Жизнь дана на добрые дела» (15 ч) | |||||||
Цели: | Сформировать эмоционально ценностное отношение к таким человеческим качествам, как честность, взаимопомощь, трудолюбие, сочувствие и доброта. Ввести одно из правил мудрости. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности | ||||||
Основное содержание: | Изучение произведений писателей и поэтов о взаимоотношениях в семье, со сверстниками и взрослыми. Сравнение литературных произведений разных авторов, посвящённых одной теме. Сопоставление характеров и поступков героев разных произведений. | ||||||
Термины и понятия: | Взаимопомощь, главная мысль, деление текста на части, заголовок, мудрость, рассказ, трудолюбие, сочувствие, честность. | ||||||
Межпредметные связи | Русский язык - «Развитие речи». Окр. мир - Темы «Моя семья», «Народные игры». ИЗО -Тема «Портрет». Технология - Тема «Поздравительная открытка». | ||||||
1 | С. Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах» | Предметные: Выразительно читать текст художественного произведения. • Читать текст по ролям осознанно, выразительно и без ошибок. •Работать с содержанием художественного текста. •Составлять план текста. •Подробно пересказывать содержание рассказа. •Инсценировать басню. •Составлять совет для Вани и Домовёнка и рассказ о добрых делах. | Личностные: •Проявлять: — интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников; — свои чувства и отношение к герою при выразительном чтении художественных произведений; — интерес и творческое отношение к составлению совета для Вани и Домовёнка и рассказа о добром поступке. Метапредметные: Познавательные: — определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение; — определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; — сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение; — сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение; — определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение; соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для оформления совета Ване и Домовёнку и составления рассказа о добром поступке. Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя алгоритм; выполнять учебное задание, используя правило мудрости; осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: формулировать высказывание, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; адекватно сотрудничать в рамках учебного диалога. | Выразительное чтение | |||
2 | Л. Яхнин «Пятое время года» | ||||||
3 | Кто добро творит, того жизнь благословит В. Осеева «Просто старушка». | 4 ч | |||||
4 | Э. Шим «Не смей!» | ||||||
5 | А. Гайдар «Совесть» | ||||||
6 | Что значит поступать по совести? Работа со словом. Е.Григорьева « Во мне сидят два голоса» | Итоговая комплексная работа. | |||||
7 | Кто скоро помог, тот дважды помог. В. Осеева « Три товарища». | 3 ч | Проект «Что такое совесть» | ||||
8 | И. Пивоваров «Сочинение» | ||||||
9 | Сочинение «Как я помогал маме» | Представление своих работ. | |||||
10 | Мы идём в библиотеку. Н. Носов «Затейники» | 3ч | |||||
11 | Н. Носов «Фантазёры» | ||||||
12 | Семейное чтение. И. Крылов «Лебедь, рак и щука» | Техника чтения | |||||
13 | |||||||
14 | Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности. | ||||||
15 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу: «Жизнь дана на добрые дела». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....