конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Мария Александровна Тарасова

УМК

 «Гармония»

Автор учебника

О.В.КУБАСОВА

Тема урока: 

В.МАЯКОВСКИЙ «ТУЧКИНЫ ШТУЧКИ»

Цель:

ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО И ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urok_literaturnogo_chteniya_.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока

Учитель:

Тарасова Мария Александровна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ п.Красный Текстильщик»

Предмет:

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Класс

4 «Б»  класс

УМК

УМК «Гармония»

Автор учебника

О.В.КУБАСОВА

Тема урока:  

В.МАЯКОВСКИЙ «ТУЧКИНЫ ШТУЧКИ»

Цель:

ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО И ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • понимать смысл стихотворений;
  • читать вслух и отвечать на вопросы по содержанию произведения .

  • определять тему с помощью учителя;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;
  • ориентироваться в системе своих знаний: понимать, что умеет делать, что нет.

  • . принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • относиться к предмету ответственно;
  • проявлять интерес в получении знаний.

Тип урока

УОНЗ

Средства ИКТ, используемые на уроке

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Технологическая карта  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

ЦЕЛЬ: настроить учащихся на урок.

3 мин.

  

Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"

- Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- )

- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...

- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...

- Доброе утро всем, кто хочет узнать что-то новое!..

Красиво сели девочки,

Красиво сели мальчики.

У вас на столах лежат карточки с таблицей, рассмотрите ее и скажите, что нужно будет с ней сделать? (заполнить)

http://www.clipartbest.com/cliparts/dc8/64E/dc864EqRi.png 

Отличное

(работал хорошо)

http://cdn.onlinewebfonts.com/svg/img_442483.png 

Безразличное

(у меня остались вопросы)

https://image.freepik.com/free-icon/no-translate-detected_318-47388.jpg

Плохое

(мне все равно и я не работал)

Настроение вначале урока

Работа на уроке

Усвоение материала

Моя работа с одноклассниками

Настроение в конце урока

-Что необходимо сделать первым? (определить настроение).

2).Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель:

- подготовка мышления учащихся.

5 мин

-В каком разделе мы работаем? (поэзия)

- Какого жанра в этом разделе литературные произведения? (стихотворения)

-Посмотрите на доску, я совсем все забыла и наверняка все перепутала».

Саша Черный                                                                            

«Зелёные стихи»

Самуил Маршак

«Пожелания друзьям»

Александр Блок

«На лугу»

Михаил Лермонтов

«Утес»

-Помогите мне навести порядок. Нужно стихотворению найти автора.

-С какими произведениями мы познакомились вчера на уроке?

 ПРОВЕРКА Д.З. – ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ И ВЫСТАВКА РИСУНКОВ.

3).Этап локализации индивидуальных затруднений.

Цель:

осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний

1 мин.

Работа в парах.

- На столах у вас лежат карточки, вам необходимо определить автора и произведение, с которым мы будем знакомиться сегодня на уроке.

 SВFЛАWДRИYМUИQР МXАZЯSSКQQОВNNСFFКDИDЙ

ZТXУSЧWКQИYНUЫ LШIТUУYЧWКQИZ

4).Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель:

постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

1 мин.

-Определим тему сегодняшнего урока.

-Поставим цели на сегодняшний урок.(С творчеством, какого поэта будем знакомиться? С каким его произведением познакомимся?)

5).Этап реализации построенного проекта.1

Цель:

построение учащимися нового способа действий и формирование умения его применять

15 мин.

Знакомство с биографией поэта в группах.

1 группа.

Ранние годы

Родился 7 (19) июля 1893 года в Грузии, в семье лесничего. У Маяковского было 2 сестры, а 2 его брата умерли еще будучи детьми.

Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование в биографии Маяковского было получено в гимназии города Кутаиси, куда он поступил в 1902 году.

В 1906 году переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии №5. Революция Маяковского не оставила в стороне. Из-за невозможности оплатить обучение, он был исключен из гимназии. Затем Владимир Владимирович вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.
2 группа. 

Начало творческого пути

Во время одного из арестов, в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского. В 1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи. Затем он увлекся творчеством футуристов (футуризм- направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века). Первое стихотворение Маяковского – «Ночь» – было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель создал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.

В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические. В творчестве Маяковского должное место занимают сценарии к фильмам. Он снимается в трех своих фильмах в 1918 году.

3 группа.

Смерть и наследие

Владимир Маяковский много путешествовал за границей, вернувшись из-за границы, путешествует по СССР, пишет стихи, выступает с докладами. Стихотворения Маяковского печатались во многих газетах, журналах, изданиях. В 1928 году вышла известная пьеса Маяковского – «Клоп», в 1929 году – «Баня».

В начале 1930 года поэт много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. А 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился. В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, пощади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.

Знакомство со стихотворением «Тучкины штучки»

-Как называется стихотворение, с которым мы познакомимся на уроке?

- Предположите, о чем может идти речь, в стихотворении, судя по его названию.

- Сейчас закройте глазки, постарайтесь увидеть то, что изображает автор.

Аудио запись: https://www.youtube.com/watch?v=2OUT_UvNkxo         

- Ваши впечатления об услышанном? Что представили?

- Какое по настроению это стихотворение? (Весёлое, задорное, волшебное, загадочное, радостное, потешное, мечтательное, светлое, шаловливое.)

-О чем оно?

-Сколько было тучек? (6)

- Что делали тучки? (играли)

- Кого увидел в тучках Маяковский? ( Глядя на тучи, он видит то слоника, то верблюдика, то жирафа.)

-Как назвал Маяковский проделки тучек? (Проделки туч на небе Маяковский и назвал тучкиными штучками).

- На что были похожи первая, вторая и третья тучки? (люди)

 Четвёртая? (верблюдик)

- Пятая? (Она разделилась на несколько маленьких тучек, похожих на слоников.)

- А чем солнце похоже на жирафа?

-Значение какого слова вам осталось не понятным? (лоно- то, что окружает кого-либо или что-либо (о поверхности воды, недрах земли и т.п.).

-Употребляем ли мы это слово в повседневной жизни?

-Как мы называем такие слова?

6).Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Цель:

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

3 мин.

Работа в группах.

1 группа.

- Ребята вам необходимо, найти в стихотворении рифмы и выписать их в тетрадь.

(Тучки - штучки, люди - верблюдик, объятая - пятая, на лоне - слоник, шестая ли - растаяли, сжирав - жираф.)

2 группа.

Сравнение: тучки как люди, верблюдик, слоники; солнце - жираф.

3 группа.

Олицетворение: тучка - любопытством объятая, спугнула; солнце погналось.

7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель:

применение нового знания в типовых заданиях

5 мин.

-Подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

8).Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель:

включение нового способа действий в систему знаний

2 мин

  А сейчас я предлагаю вам дополнить сюжет стихотворения: пофантазируйте и вырежьте контур предмета, который можно увидеть на небе из тучек. Работать вы будете по группам:

1-я группа - изображения людей;

2-я группа - животные;

3 я группа - растения.

Инструменты для работы: белый лист бумаги и ножницы.

IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке

2 мин.

-Какую цель ставили на урок?

-Удалось  ли нам её решить?

 - Урок я хочу закончить словами:

Поэзия должна быть странной,

Шальной, бессмысленной, туманной

И вместе ясной, как стекло,

И всем понятной, как тепло.

Как ключевая влага, чистой

И, словно дерево, ветвистой,

На все похожей, всем сродни.

И краткой, словно наши дни.

                                 Д.Самойлов

Д.з. подготовить выразительное чтение стихотворения и придумать четверостишие используя рифму на тему «Весна» или  рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...