Урок литературного чтение по сказке "Два Мороза"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Квасова Елена Геннадьевна

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогно­зировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; определять тип сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их харак­теристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_skazka_dva_moroza.docx95.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сказка «Два Мороза»

Цели: 

- познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»;

-развивать память, внимание, мышление, речь;

-учить грамотно излагать свои мысли;

- развивать умение выделять главное в прочитанном;

-  прививать любовь к устному народному творчеству;

- учиться навыкам самооценивания.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; определять тип сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.

        Ход урока

 Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Все за парты дружно сели

И на доску поглядели. СЛАЙД 1

Речевая разминка.

Иней лег на ветви ели.

Иглы за ночь побелели.

Прочитайте, читаем медленно, быстрее, еще быстрее, поработаем над высотой голоса (тихо, средне, громко), прочитайте с радостной интонацией, печально, удивленно, вопросительно, выделив голосом слово «ели», «за ночь».  

Что выполнили? Для чего?                            

Проверка домашнего задания СЛАЙД 2

Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» наизусть.    

 Знакомство с темой. Постановка целей урока.

Прежде, чем перейти к знакомству с новой темой, обратимся к пословице:

 Мороз не велик, да стоять не велит.

- Объясните смысл пословицы.        

- Какими словами мы можем описать мороз? (лютый, сильный, небывалый, крещенский, первый,  русский, сибирский, свирепый)

- А вы знаете, что поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!».

 Сегодня мы будем читать произведение (обратимся к учебнику) «Два Мороза», в котором познакомимся не с одним морозом, а сразу с двумя – Морозом - Синим носом и Морозом – Красным носом. (рисунки)

Как вы думаете, к какому жанру относятся «Два Мороза»?

Первичное предположение, что это – сказка.

Сформулируйте, пожалуйста вашу цель на этот урок – чему бы вы хотели научиться, что узнать? 

 (Познакомиться со сказкой «Два Мороза», учиться правильно, выразительно читать и анализировать сказку).   

Работа по теме урока: первичное знакомство с произведением (прослушивание аудиозаписи)

Задание: следить за чтением с карандашиком в руках и отметить слова, которые непонятны.

Вопросы по восприятию.

- Понравилось ли произведение?

 Какое настроение вызвало у вас?

 - Что особенно понравилось?

Назовите действующих лиц?

- Кто из Морозов старше, кто младше?

- Какую забаву придумали Морозы?

А как это ПОМОРОЗИТЬ? (Силу свою показать)

- Убедились, что это сказка? Классификация (народная, русская) И какая?

Кто догадался, какая это сказка - старинная или современная?

Что помогло понять это? (слова).

 Дровосек, купец, крестьянин, бубенчик. (Это устаревшие слова, которые сейчас не употребляются в разговорной речи).

Поэтому следующий этап нашего урока – это…

Словарная работа.  СЛАЙД 3

Бубенчик — металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек — человек, рубящий дрова.

Купец - богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин — бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.  

Чтение по слогам (хором, индивидуально, по цепочке) СЛАЙД 4

ко-ло-коль-чик

вы-ко-ла-чи-вать

по-за-ба-вить-ся

по-мо-ро-зить

подп-ры-ги-ва-ют

по-щёл-ки-ва-ют

встре-ти-лись

по-хло-пы-ва-ет

свистнули

 Расстановка ударения СЛАЙД 5

В лес по дрова

Живо заморожу

Вылезти из саней

Пробрал насквозь

Да узнает, каков Мороз

Молод ты, брат

Физминутка:

Я мороза не боюсь,                              Указывают на себя.

С ним я крепко подружусь.               Пожимают руки

подойдёт ко мне мороз,                  Шагают на месте

Тронет руки                                      Показ рук

Тронет нос                                              носа,

Значит, надо не зевать,                      потирают щёки

Прыгать,

бегать

и играть.                                Имитируют игру в снежки

Вторичное чтение произведения детьми. Работа по содержанию.

При повторном жужжащем чтении будьте самыми внимательными читателями, обращайте внимание на все детали – это пригодится нам в дальнейшей работе.

Выборочное чтение из текста СЛАЙД

  •  Куда едет купец? крестьянин?
  •  Как одет крестьянин? купец?
  •  Как Мороз — Синий нос заморозил купца?
  •  Как Мороз - Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
  •  Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?
  •  Зачем он так сделал?  
  • Дайте характеристику этим героям, используя слова на доске.
  • КУПЕЦ                                     КРЕСТЬЯНИН
  • Богатый                                       бедный
  • Ленивый                                      трудолюбивый
  • Можете ли на данном этапе определить главную мысль сказки?

         - Что хотел сказать читателю автор – народ?

 Работа в парах:

  • Характеристика Морозов
  • В сказке есть еще два героя. Кто это?
  • Знал ли Мороз Синий Нос с самого начала, что он выиграет спор, что его брату не справиться с дровосеком? (Знал,  при встрече в бороду посмеивался, был доволен)
  • Почему не предостерёг, не предупредил младшего брата?
  •  (Хотел проучить его на собственных ошибках)
  • Распределите карточки:

Синий Нос                         Красный Нос

  • опытный                              молодой
  • рассудительный                поспешный
  • мудрый                                глупый      
  • довольный                           растерянный
  • много повидал                         мало опыта
  • Хорошо, что Красный Нос учится на своих ошибках, но ему не помешает прислушиваться к советам старшего брата.

 Подведение итогов.

 С каким произведением мы познакомились на уроке?

  • Докажите, что это была сказка.

Необычные герои;

Слова и выражения, типичные для русской сказки: «По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули щелкнули, побежали», «Еле я ноги унес, до сих пор бока болят».

Повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи»

Диалог.

 Вот видите, какую интересную, необычную по форме, поучительную сказку создал русский народ.

– Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке? (Над ленью купца, над неопытностью младшего братца Мороза – Синего носа.)

– Что поучительного хотел передать народ своим детям? (Работа и труд помогут справиться с любыми трудностями.)

В сказках много фантастического, вымышленного, наряду с фантазией заложена глубокая правда. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Какими словами заканчивается сказка «Два Мороза»? («Топор лучше шубы греет»)

Еще раз вернемся к вопросу какая это сказка?

Классификация сказки:            Бытовая

Не могла удержаться, чтобы не показать вам прекрасные иллюстрации к сказке. Узнайте этот момент сказки.

Рефлексия.         

                                                                     На уроке мне было интересно                                                        

                                                                          больше всего запомнилось      

                                        понравилось

                                                                          было  трудно

-За что вы похвалили бы себя?

-Что у вас особенно получилось?

Оценивание, домашнее задание.

- Сейчас я раздам вам красивые снежинки. 

hello_html_7aba8a1a.pngНа них оцените свою работу на уроке по пятибальной шкале.

 Предлагаю домашнее задание на выбор:

*Разучить русскую народную игру «Два Мороза»

Игра «Два Мороза»

Подготовка. На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос".

Содержание игры. По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:

Мы -два брата молодые,        

Два Мороза удалые:

Я - Мороз Красный Нос,

Я - Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз! -

и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

Правила игры: 1. Начинать бег можно только после окончания речитатива. 2. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой

*Попытаться подобрать синонимы к устаревшим словам.

Замени слова синонимами

ПОЗАБАВИТЬСЯ

АВОСЬ

БУБЕНЧИК

ШАПКА ХУДАЯ

НЕ СЛАДИТЬ С НИМ

ЕЖИТЬСЯ

ПРОБРАЛ НАСКВОЗЬ

ЕЛЕ НОГИ УНЕС

* Выразит.чтение диалога двух морозов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Урок литературного чтения "Дети Деда Мороза"

Обогащение словаря детей словами по теме чтения. Формирование у детей навыков передачи голосом чувства, создания образов героев, навыков беглого чтения предложений по ролям, пересказывания сказки по г...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Презентация к уроку литературного чтения "Дети Деда Мороза" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Презентация  к уроку литературного чтения "Дети Деда Мороза" 2 класс...

Конспект урока литературного чтения Сказка «Два Мороза» 2 класс

Русская народная сказка «Два Мороза». 2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. ФГОС «Школа России»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: используя прие...

Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Мороз - Воевода"

Литературное чтение,  УМК «Начальная школа 21 века», 3 классТема урока: Н.А Некрасов «Мороз-Воевода»   (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)...