Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по УМК "Персперктива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._chtenie_4_kl.docx | 77.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Виды речевой и читательской деятельности. | • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; • использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения ; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде); • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет', определяющие отношение автора к герою, событию; • использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначнocть с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста); • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного); • участвовать в обсуждении прослушанного и прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт. | • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; • выделять не только главную, но и избыточную информацию; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; • определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; • отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста; • делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования. | В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ученик научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой. Ученик получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. Ученик научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; • строить сообщения в устной и письменной форме; • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть рядом общих приёмов решения задач. Ученик получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно"следственных связей. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Ученик научится: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различныx точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями пapтнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | У ученика будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; Ученик получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Круг детского чтения. | • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги; • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу; • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. | • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей; • писать отзыв о прочитанной книге; • работать с тематическим каталогом; •работать с детской периодикой. | ||
Литературоведческая пропедевтика. | • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы). | •сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности •создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста). | ||
Творческая деятельность. | • читать по ролям литературное про изведение; • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи. | • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; • создавать иллюстрации по содержанию произведения; • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; • создавать собственный текст (повествование - по аналогии, рассуждение - развёрнутый ответ на вопрос; описание - характеристика героя). |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Виды речевой и читательской деятельности | Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно познавательному и художественному произведению. Чтение Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга произведение, книга сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Экскурсия в городскую библиотеку. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», «малая родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв. | В процессе урока 92 часа В процессе урока В процессе урока В процессе урока В процессе урока В процессе урока 2 час В процессе урока В процессе урока |
Круг детского чтения | Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Чтение произведений татарских писателей в переводе на русский. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору), Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. | 50 ч |
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. | 30 ч |
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) | Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. | 12 ч |
ИТОГО | 92 часа |
Календарно-тематическое планирование ФГОС НОО
УМК «Перспектива» (Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. Литературное чтение, 4 класс, М.:Просвещение, 2014 г.)
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
Планируе мые сроки | Фактичес кие сроки | ||||
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами (2 часа) Круг детского чтения (2 часа) Творческая деятельность учащихся (2 часа) | |||||
1 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности | 1 ч | 02.09 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе, оценивать в соответствии с представленными образцами. Участвовать в работе группы, отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений. | |
2 | Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни» Из Повести временных лет. О книгах, Летописец Нестор. М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. | 1 ч | 06.09 | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; и со свободным кратким ответом) | |
3 | История книги. Подготовка сообщения на тему. | 1 ч | 09.09 | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы | |
4 | Удивительная находка. Пересказ текста. | 1 ч | 13.09 | Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. Участвовать в работе группы, отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений. | |
5 | Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. | 1 ч | 16.09 | Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. Участвовать в работе группы; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений. | |
6 | Обобщение по разделу «Книга в мировой культуре» | 1 ч | 18.09 | Проверять умения работать с учебной и художественной книгой. | |
Круг детского чтения (2 часа) Литературоведческая пропедевтика (7 часов) Творческая деятельность учащихся (2 часа) | |||||
7 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. | 1 ч | 22.09 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и и поговорки по темам. | |
8 | Библия - главная священная книга христиан. Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета) | 1 ч | 25.09 | Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч | |
9 | Притча о сеятеле (Из Нового Завета). Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. | 1 ч | 29.09 | Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч | |
10 | Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры. Исцеление Ильи Муромца. Сравнение былины со сказочным текстом. | 1 ч | 02.10 | Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине. Сравнивать былину и сказочный текст. | |
11 | Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине. В. Васнецова «Богатырский скок». | 1 ч | 06.10 | Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Рассказывать о картине. составлять рассказ о былинном герое по картине | |
12 | Славянский миф. Особенности мифа. | 1 ч | 09.10 | Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. | |
13 | Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского. | 1 ч | 13.10 | Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. | |
14-15 | Сказки о животных. Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Немецкая народная сказка. Три бабочки. | 2 ч | 16.10 20.10 | Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Распределять роли. Инсценировать произведение | |
16 | Царь и кузнец. Шрамы на сердце. Притча. | 1 ч | 23.10 | Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. | |
17 | Обобщение по разделу «Истоки литературного чтения» | 1 ч | 27.10 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов, представленной в учебнике | |
Круг детского чтения (4 часа). Литературоведческая пропедевтика (8 часов). Творческая деятельность учащихся (2 часа) | |||||
18 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. К.Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. | 1 ч | 07.11 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. | |
19 | Н. Языков. Мой друг! Что может быть милей… А.Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. | 1 ч | 09.11 | Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Сравнивать произведения литературы и живописи. | |
20 | Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. | 1 ч | 11.11 | Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии | |
21 | Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. | 1 ч | 14.11 | Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии | |
22 | Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. | 1 ч | 16.11 | Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии | |
23 | Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. М.Кутузов | 1 ч | 18.11 | Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. | |
24 | Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. | 1 ч | 21.11 | Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Строит высказывания на тему «Что значит для меня Родина.» Подбирать близкие по смыслу лова к слову «Родина» | |
25 | А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. | 1 ч | 23.11 | Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии | |
26-27 | Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. Внеклассное чтение Историческая литература для детей. | 2 ч | 25.11 28.11 |
| Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. |
28 | С.Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета. | 1 ч | 30.11 |
| Сравнивать произведения разных авторов. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. |
29 | Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография - источник получения информации. | 1 ч | 01.12 |
| Читать вслух и про себя. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. |
30 | Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе». Творческий проект на тему «Нам не нужна война». | 1 ч | 05.12 |
| Проверять умения работать с учебной и художественной книгой. |
31 | Проверочная работа. | 1 ч | 07.12 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | |
Круг детского чтения (10 часов) Литературоведческая пропедевтика (3 часа). Творческая деятельность учащихся (1 час) | |||||
32 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: ответственность, совесть. А.К. Толстой. Детство Никиты. | 1ч | 09.12 |
| Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя |
33 | А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. | 1ч | 12.12 | Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. | |
34 | И.Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. | 1 ч | 14.12 |
| Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. |
35 | А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. | 1 ч | 16.12 |
| Читать вслух и про себя. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков.. |
36 | А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии | 1 ч | 19.12 | Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. | |
37 | М.Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. | 1 ч | 21.12 | Читать вслух и про себя. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. | |
38 | Итоговая работа за первое полугодие. Проверка читательской грамотности. | 1 ч | 23.12 | Использовать полученные знания. | |
39 | И.Пивоварова. Смеялись мы - хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей. | 1 ч | 09.01 | Читать вслух и про себя. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Соотносить содержание текста и пословицу. | |
40 | Н.Носов. Дневник Коли Синицына. | 1 ч | 11.01 | Читать вслух и про себя. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Соотносить содержание текста и пословицу. | |
41 | Н.Носов. Метро. Особенности юмористического текста. | 1 ч | 13.01 | Выявлять особенности юмористического текста. Характеризовать героев рассказа. | |
42 | В. Драгунский. …бы. Смысл рассказа. | 1 ч | 16.01 | Выявлять особенности юмористического текста. Характеризовать героев рассказа. | |
43 | Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. | 1 ч | 18.01 | Выявлять особенности юмористического текста. Характеризовать героев рассказа. | |
44-45 | Обобщение по разделу «Жить по совести, любя друг друга». Проверочная работа. Урок внеклассного чтения. | 1 ч 1 ч | 20.01 23.01 | Проверять умения работать с учебной и художественной книгой. | |
Круг детского чтения (12 часов). Литературоведческая пропедевтика (1 ч.). Творческая деятельность учащихся (1ч.) | |||||
46-47 | Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. Толстой. Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок. Белоснежка и семь гномов. | 2 ч | 25.01 27.01 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Познакомить с писателями – собирателями русских и немецких народных сказок. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. | |
48-49 | Шарль Перро. Мальчик – с – пальчик. Спящая красавица. | 2 ч | 30.01 01.02 | Анализировать произведения, определять главную мысль. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Обсуждать в группе, что значит смелость, находчивость, сообразительность, хитрость. Работать с сюжетом сказки, отрабатывать навыки выразительного чтения. | |
50-51 | Сказки Г.- Х. Андерсена. Дикие лебеди. | 2 ч | 03.02 06.02 | Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, определять главную мысль, мудрость сказки | |
52 | Г.- Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. | 1 ч | 8.02 | Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Отрабатывать навыки выразительного чтения. | |
53 | Г.- Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки. | 1 ч | 10.02 | Определять конкретный смысл понятий; скромность, смирение. Использовать особенности сказок (Зачин, троекратные повторы, развитие действий, концовка и волшебные превращения) | |
54 | И. Токмакова. Сказочка о счастье | 1 ч | 13.02 | Отрабатывать навыки выразительного чтения, читать по ролям, характеризовать поступки героев. | |
55-56 | С.Аксаков. Аленький цветочек | 2 ч | 15.02 17.02 | Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Отрабатывать навыки выразительного чтения. | |
57 | Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. | 1 ч | 20.02 | Распределять роли, обсудить особенности характера и поведения героев, нарисовать словесный портрет каждого героя. | |
58-59 | Обобщение по разделу «Литературная сказка». Проверочная работа. Урок внеклассного чтения. | 2 ч | 22.02 24.02 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов, представленной в учебнике | |
Круг детского чтения (20 часов). Литературоведческая пропедевтика (6 ч.) Творческая деятельность учащихся (1 ч.) | |||||
60 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: средства художественной выразительности- метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Великие русские писатели. А.С.Пушкин. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. | 1 ч | 27.02 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности- метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Называть изученные произведения А.С.Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. | |
61-62 | А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. | 2 ч | 01.03 03.03 | Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. | |
63 | В. Жуковский. Спящая красавица. | 1 ч | 06.03 | Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. | |
64 | Сравнение литературных сказок. А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. | 1 ч | 10.03 | Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. | |
65-67 | А.С.Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы. И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. | 3 ч | 13.03 15.03 17.03 | Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. | |
68-70 | М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М.Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов. М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Крестовая гора. Утёс. Проверочная работа | 3 ч | 20.03 22.03 24.03 | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Читать произведения выразительно, передавая интонацией настроение. | |
71 | М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни. | 1 ч | 05.04 | Находить в тексте средства художественной выразительности: эпитеты. Читать произведения выразительно, выбрав нужную интонацию | |
72-73 | М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов. | 2 ч | 07.04 10.04 | Выявлять особенности художественного и исторического текстов. Находить в тексте средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение. Читать произведения выразительно, выбрав нужную интонацию | |
74-75 | Л. Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа. | 2 ч | 12.04 14.04 | Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Читать произведения выразительно, передавая интонацией настроение. Понимать смысл произведения. | |
76 | Л. Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа. | 1 ч | 17.04 | Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Читать произведения выразительно, передавая интонацией настроение. Понимать смысл произведения. | |
77-79 | И.Никитин. Когда закат прощальными лучами… И. Левитан. Тишина. И.Никитин. Гаснет вечер, даль синеет… И. Бунин. Ещё холодно и сыро… Н.Некрасов. Мороз, Красный нос. | 3 ч | 19.04 21.04 24.04 | Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Подготовка вопросов к стихотворению. Сравнение произведений живописи и литературы. . | |
80 | Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег. | 1 ч | 26.04 | Раскрывать смысл произведений, характеризовать героев произведений, отрабатывать навыки выразительного чтения | |
81 | Л.Н. Толстой. Кто прав? Мудрый старик. | 1 ч | 28.04 | Раскрывать смысл произведений, характеризовать героев произведений, отрабатывать навыки выразительного чтения | |
82 | Л.Н. Толстой. Петя Ростов. | 1 ч | 03.05 | Раскрывать смысл произведений, характеризовать героев произведений, отрабатывать навыки выразительного чтения | |
83 | И.А. Крылов. Ворона и лисица. | 1 ч | 05.05 | Раскрывать смысл произведений, характеризовать героев произведений, отрабатывать навыки выразительного чтения | |
84 | В.Астафьев. Васюткино озеро. | 1 ч | 08.05 | Раскрывать смысл произведений, характеризовать героев произведений, отрабатывать навыки выразительного чтения | |
85 | А. Твардовский. Рассказ танкиста. | 1 ч | 10.05 | Раскрывать смысл произведений, характеризовать героев произведений, отрабатывать навыки выразительного чтения | |
86 | Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Проверочная работа. | 1 ч | 12.05 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов, представленной в учебнике | |
Литературоведческая пропедевтика (5 ч.) Творческая деятельность учащихся (3 ч.) | |||||
87-88 | Ритм. Рифма. Голуби. И.Тургенев (стихотворение в прозе). Стихи А.С.Пушкина. Стихи С.Есенина. Стихи о природе. Сравнение. | 2 ч | 15.05 17.05 | Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения. Читать вслух и про себя. Стихи А.С. Пушкина. С. Есенина. Стихи о природе. Чтение и анализ произведений | |
89 | Сравнение произведений о природе И.Тургенева, Н.Рубцова, С.Чёрного. | 1 ч | 19.05 | Сравнение произведений о природе И. Тургенева, Н. Рубцова, С. Чёрного. | |
90 | Р. Гамзатов. Мама. Стихотворения о маме. | 1 ч | 22.05 | Читать вслух и про себя. Выразительно читать стихи. Чтение и анализ произведений | |
91-92 | Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Итоговая проверочная работа. | 2 ч | 24.05 26.05 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
93-94 | Работа над ошибками. Итоговый урок. Литературная викторина | 2 ч | 29.05 31.05 | Вспомнить все произведения, которые читали в этом году. |
Лист
корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению 3 класс
Рабочая программа по чтению 3 класс по программе Н.Ф.Виноградовой...
Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"
Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа политературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100" с требованиями по ФГОС
Действительно качественная программа по предмету. Количество часов соответствует реальным учебным неделям. Программа прошла проверку во время аттестации школы....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению, 4 класс, программа Климановой Л.Ф
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе требований к результатам освоения учебного предмета с учётом авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В....