Открытый урок по литературному чтению по произведениям русских поэтов «Снежок порхает, кружится… Поэзия зимы» для учащихся 2 классов.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Наминова Наталья Владимировна

сценарий литературной гостиной по произведениям русских поэтов

«Снежок порхает, кружится… Поэзия зимы»

для учащихся 2 классов.

ЦЕЛЬ:
Ознакомление учащихся с произведениями русских поэтов, привитие любви к поэзии.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить учащихся с произведениями русских поэтов о зиме.
Развивающие:
- развивать интерес учащихся к изучению произведений русских поэтов;
- развивать выразительное чтение стихотворений.
Воспитательные:
- воспитывать интерес учащихся к изучению поэзии;
- воспитывать у учащихся любовь к родной природе.
Подготовительная работа.
Прочитать и выучить стихотворение русских поэтов, посвященные зиме, оформить выставку книг и портретов русских поэтов, изготовить на уроках технологии аппликации снегирей на веточке рябины и нарисовать рисунки о зиме.
Оборудование.
Оформление кабинета — гостиная ( на столах свечи в подсвечниках, зимние букеты), на доске работы детей ( рисунки и аппликации о зиме), портреты русских поэтов с выставкой книг на отдельном столе, компьютер, презентация, проектор, музыкальное сопровождение музыкальные произведения П.И. Чайковского симфония «Зимние грёзы», произведения из цикла «Времена года»: «Декабрь», «Январь», «Февраль», «У камелька» и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_chteniya_._word_4.docx36.98 КБ
Файл snezhok_porhaet_powerpoint_2.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

сценарий литературной гостиной по произведениям русских поэтов

«Снежок порхает, кружится… Поэзия зимы»

для учащихся 2 классов.

ЦЕЛЬ:
Ознакомление учащихся с произведениями русских поэтов, привитие любви к поэзии.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить учащихся с произведениями русских поэтов о зиме.
Развивающие:
- развивать интерес учащихся к изучению произведений русских поэтов;
- развивать выразительное чтение стихотворений.
Воспитательные:
- воспитывать интерес учащихся к изучению поэзии;
- воспитывать у учащихся любовь к родной природе.
Подготовительная работа.
Прочитать и выучить стихотворение русских поэтов, посвященные зиме, оформить выставку книг и портретов русских поэтов, изготовить на уроках технологии аппликации снегирей на веточке рябины и нарисовать рисунки о зиме.
Оборудование.
Оформление кабинета — гостиная ( на столах свечи в подсвечниках, зимние букеты), на доске работы детей ( рисунки и аппликации о зиме), портреты русских поэтов с выставкой книг на отдельном столе, компьютер, презентация, проектор, музыкальное сопровождение музыкальные произведения П.И. Чайковского симфония «Зимние грёзы», произведения из цикла «Времена года»: «Декабрь», «Январь», «Февраль», «У камелька» и др.

Ход мероприятия

1. Этап мотивации и самоопределения к деятельности и постановки задачи
Звучит музыка П.И. Чайковского Времена года «Зима», выходят дети и читают стихотворения 

Учитель

Доброе утро! Сегодня у нас необычный урок, гости к нам пришли с утра, ну а мы гостям всем рады!
1 й чтец

И. Черницкая «Пришла зима»

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою


2-й чтец И. Суриков «Детство»

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;        

 

Вот свернулись санки,

И я на бок — хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

 

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

 

Всё лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

 


3-й чтец
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
Учитель
Ребята прочитали нам стихотворения. Давайте подумаем и ответим на вопросы.
- Какое время года поэты нам описали в своих стихотворениях?
Учитель
- Давайте подумаем и скажем о чём,  сегодня мы будем говорить на нашем уроке?
Учитель
- Сегодня у нас необычный урок поэзии в литературной гостиной.Поэзия – это мир чувств и настроений. А что же такое - литературная гостиная? В начале 19 века, в аристократических кругах русского общества появилась традиция собираться вместе для общения. В гостиных читали стихи, слушали музыку, играли вигры, говорили обо всём на свете. Чтобы нам лучше это понять и почувствовать, мы постарались создать такую особую зимнюю атмосферу.  Итак, мы отправляемся на встречу с зимой. В этот холодный зимний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы послушать и почитать стихотворения об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года — зиме.
- А вы любите зиму ребята?
- Чем каждому из вас она больше всего нравится?
- Звучит произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Декабрь».
Входит Зима, встаёт в центр круга и читает стихотворение 
З. Александрова «Снежок порхает кружится...»
Снежок порхает, кружится, 
На улице бело. 
И превратились лужицы 
В прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики, 
Сегодня – посмотри! – 
Как розовые яблоки, 
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами, 
Как мел, скрипуч и сух. 
И ловит кошка рыжая 
Веселых белых мух.
Зима
-Здравствуйте, дорогие друзья! Люблю я тишину и покой и поэтому тихо прихожу и запевая колыбельную все вокруг под нее засыпает, только вижу вы не хотите спать под мою колыбельную и даже посвящаете мне свои мероприятия.
Учитель
- Да зимушка, мы любим тебя,  и многие поэты даже посвящали тебе свои произведения, вот сегодня мы их и хотим послушать в нашей литературной гостиной. И тебя просим принять участие в нашем мероприятие.
Зима
- С удовольствием.
1гость нашей  литературной гостиной Самуил  Яковлевич Маршака
Учитель зажигает свечи на столе, звучит музыкальное произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «У камелька». На экране проецируется портрет С.Я. Маршака.
Учитель
- Кто из вас может назвать триместр зимы?
Под музыку вальса П.И. Чайковского мы отправляемся в гостиную к Самуилу Яковлевичу Маршаку, потому что в своих стихотворениях он описал каждый из трех месяцев.
(Звучит музыка мальчики,кружась подводят девочек к столу и присаживаются на стулья, выходит Зима и читает стихотворение под музыку П.И. Чайковского).
С. Маршак «Как поработала зима!»
Как поработала зима!
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли стройных зданий.

Вокруг белеющих прудов -
Кусты в пушистых полушубках.
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.

Снежинки падали с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго окаймили лес.
Учитель
Коренная зима в трех месяцах владыка. Никак не отнимешь у нее декабрь, январь, февраль. Словно верные стражники стоят эти три братца-месяца на охране ее сурового покоя.
Чтец 1
Декабрь… Свое название этот месяц получил еще в Древнем Риме – «децем», то есть десятый. Более двух тысяч лет назад он стал двенадцатым месяцем в году, но названия своего не изменил.
В Древней Руси декабрь нарекли так: «Студень». Он землю студит, ходит и гвоздит, приколачивает.
Этот месяц замечательно нам изобразил в своем стихотворение Самуил Яковлевич Маршак.
Чтец 2(встаёт из-за стола, выходит в центр и читает стихотворение под музыку П.И. Чайковского).
С. Маршак «Декабрь»
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до макушки
Самый смелый огонек.
Год прошел, как день вчерашний,
Над Москвою в этот час
Бьют часы кремлевской башни
Свой салют — двенадцать раз! 
Чтец 3  (встаёт из-за стола, выходит в центр и читает стихотворение под музыку П.И. Чайковского)
Январь… Этот месяц получил свое наименование в честь древнеримского бога всякого начала – Януса, ведь, начиная с 45 года до нашей эры по указанию Юлия Цезаря новый год начали отмечать с 1 января, а не с 1 марта, как это было до этого принято.
Есть у этого месяца и древнее русское имя: «просинец». Потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву.
С. Маршак «Январь»
Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
Чтец 4 (встаёт из-за стола, выходит в центр и читает стихотворение под музыку П.И. Чайковского)
А вот февраль название свое получил в честь древнеримского мифического бога подземного царства Фебрууса.
В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень», как бы отсекающий год. Называли его еще «снежень» и «лютень» – от обильных снегопадов и лютых морозов.
Переменчив этот месяц. Он дружит с буранами, метелями. Вольно гуляет ветер в открытом поле, а как наскочит на лес – злится, свистит, силится засыпать снегом.
С. Маршак «Февраль»
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Звучит музыка П.И. Чайковского мальчики встают из-за стола, подходят к девочкам, подают им руку и провожают на своё место.

Второй гость нашей гостиной это -  Федор Иванович Тютчев
(Звучит симфония П.И. Чайковского «Зимние грёзы» мальчики кружась подводят девочек к столу, где горят свечи и присаживаются на стулья).
На экране проецируется портрет Ф.И. Тютчева.
Учитель
Русские поэты любят зиму она у них волшебница, чародейка и колдунья. Слушая их произведения, мы окружены любовью поэтов к этому холодному времени года.
Мы вас приглашаем в гостиную к Федору Ивановичу Тютчеву.
Ученик в образе Тютчева - На бескрайних заснеженных просторах затерялось древнее село Овстуг – одно из 100 тысяч сел и деревень, входивших в состав Российской Империи. 
Здесь, в родовом дворянском гнезде, в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1803 года родился сын Федор. В Овстуге под сенью усадебных лип и тополей прошло его детство. Родители поэта были людьми образованными, гостеприимными, добросердечными.
Поэт в своих произведениях показал нам красоту всех времен года. Он очень любил природу и считал, что только она его вдохновляет на написание таких прекрасных произведений.

Учитель

Теме зимы в творчестве Федора Ивановича Тютчева отведено отдельное, почётное место. Он ее любил и даже называл чародейкой

Чтец 1 (встаёт из-за стола, выходит в центр и читает стихотворение под музыку П.И. Чайковского).
Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
УЧИТЕЛЬ
Очень нравилось Тютчеву зимнее утро, которое морозно, свежо и одно из своих стихотворений он посвятил декабрьскому утру.
Чтец 2 (встаёт из-за стола, выходит в центр и читает стихотворение под музыку П.И. Чайковского)
Ф.Тютчев «Декабрьское утро»
На небе месяц - и ночная
Еще не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день,-
Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.
Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной...
Учитель
Не мог Ф.И. Тютчев не обратить внимание и на то как зиме приходится уходить и передавать бразды правления другому времени года -весне.
Чтец 3 (встаёт из-за стола, выходит в центр и читает стихотворение под музыку П.И. Чайковского)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Звучит музыка П.И. Чайковского мальчики встают из-за стола, подходят к девочкам, подают им руку и провожают на своё место.
3 гость  литературной гостиной Александр Сергеевич Пушкин
(Звучит симфония П.И. Чайковского «Зимние грёзы»).
На экране проецируется портрет А.С. Пушкина.
Учитель
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Этот отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» нас приглашает в гостиную к великому русскому поэту.

Учитель -
Ясное, зимнее утро заглядывает в комнату. Ветер стих. Снег ослепительно блистает в янтарных лучах восходящего солнца. Яркое, голубое небо раскинулось над землей. Вьюга умчалась, как сон; как её не бывало. Зима… Верные и броские образы солнечного зимнего утра сплетены в стихотворении Пушкина с любовными напевами.

Сейчас мы прослушаем стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»  в исполнении артиста театра Михаила Козлова.

-О чем поведал нам поэт?                                                                                                                        -Какое настроение оно навевает?

Учитель -                                                                                                                        
С удивительной простотой А.С.Пушкин рассказывает нам о русской зиме. Зима – время бодрящих холодов и рассыпчатого снега, трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и частых звёзд.

Танец под романс «Зимний вечер»

Учитель -                                                                                                                        
В стихах Пушкина представлены все четыре времени года, но зима особенно хороша. Зимой особенно светло оттого, что под ногами – ни чёрная земля, а белый ослепительный снег. Какими только эпитетами не наградил Пушкин снежную массу: «пухлая пелена», «волнистые ковры», «великолепные ковры»…

4 гость нашей литературной гостиной Сергей Александрович Есенин
(Звучит симфония П.И. Чайковского «Зимние грёзы» мальчики кружась подводят девочек к столу, где горят свечи и присаживаются на стулья за стол). 
На экране проецируется портрет С.А. Есенина.
Учитель
Мы с вами отправляемся в село Константиново — это Рязанская область именно здесь находится дом, где провел свое детство великий русский поэт Сергей Александрович Есенин, с детства любил он природу и поэтому во многих своих произведениях он восхищается ее красотой. 
Зима тоже заняла отдельное место в его творчестве. Хочется вспомнить его стихотворение, которое он посвятил любимому русскому дереву - берёзе.
Чтец 2 (встаёт из-за стола, выходит в центр и читает стихотворение под музыку П.И. Чайковского).
С. Есенин «Белая береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
Учитель
Зима приходит к нам неожиданно, приносит с собой морозы и холода, но Сергей Есенин радовался ей, так же как и мы с вами.
Звучит песня – «Зима, зима- красавица!»

Учитель
Вот и подходит  к концу наша встреча. Но прежде чем завершить наш урок, Хочется сказать, чтобы вы  любили  природу, а вместе с ней и поэзию, потому что они связаны между собой. 

ЗВОНОК СМС

ВИДЕО  - ПОСЛАНИЕ

- Дорогие ребята, я узнала,   что сегодня у  вас встреча в литературно – музыкальной гостиной, и посвящена она поэзии, природе и зиме. Так вот, ребята, указом Президента РФ 2017 год объявлен годом – Экологии. Исходя из этого, я хочу провести небольшую игру «Найди ответ» и узнать, что еще вы знаете о зиме:

1 вопрос – Назовите триместр зимы.

2 вопрос – Какие явления природы происходят зимой?

3 вопрос – Какие птицы и животные зимуют в калмыцкой степи?

4 вопрос – Какие меры нужно принимать для охраны природы зимой?

 
Подведение итогов работы
Учитель 
Зима навязала вам снежинок и просит, чтобы вы оценили свою работу и работу одноклассников на внеклассном мероприятии. Если вам всё понравилось и у вас хорошее настроение выбираете белую снежинку, если что-то не понравилось и вы не знаете какое у вас сейчас настроение - голубую, а если вообще ничего не понравилось и у вас плохое настроение — сиреневую. Свои снежинки вставляете на наш рисунок ( интерактивная доска) , который мы с вами нарисовали на уроке технологии.
Спасибо за работу, до новых встреч.

 

        

 

и

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пришла зима веселая С коньками и салазками, С лыжнею припорошенной, с волшебной старой сказкою!

Слайд 2

Литературно – музыкальная гостиная «Снежок порхает кружится… Поэзия зимы»

Слайд 6

Село Овстуг , родовое имение Тютчевых

Слайд 11

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Слайд 14

Рязанская область, село Константиново

Слайд 15

Белая береза под моим окном…

Слайд 16

СНЕЖОК ПОРХАЕТ, КРУЖИТСЯ…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению по произведениям Н.Носова

На данном уроке ставится задача повторить с учащимися произведения Н. Носова...

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля» 2 класс

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля»2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения  И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....

Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин              «Вот север   тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...

Конспект,презентация,технологическая карта открытого урока по литературному чтению по произведению В.Г. Сутеева "Под грибом"

Конспект  урока по литературному чтению Под грибом" В.Г. Сутеевва с применением  ИКТ....

Открытый урок по литературному чтению "Сказка –цепочка. Русская народная сказка «Репка»

На данном уроке учащиеся познакомились с русской народной сказкой "Репка" и учились ее инсценировать....