Урок чтения "Затейники", Н.Носов, 3 класс, ФГОС, "Школа России"
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Коринчук Инна Алексеевна

"Затейники," Н.Носов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.nosov_zateyniki.docx42.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2 В

Учитель: Коринчук Инна Алексеевна

УМК: Образовательная система «Школа России»

Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение»

Тема: Н.Н. Носов «Заплатка»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель для учителя:

- создание условий для осознания обучающимися воспитательного воздействия художественного текста;

- развитие мышления, памяти, связной речи, навыка чтения; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся.

- воспитание культуры общения, интереса к литературному чтению.

Задачи:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, эмоциональное восприятие поступков героев; умение оценивать поведение героев произведения.
Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание,  планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД - оценка смысла всего текста по его названию; поиск и выделение необходимой информации в тексте; определение темы и главной мысли текста; умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на поставленные вопросы.

Универсальные логические действия – установление причинно-следственных связей между развитым воображением, способностью фантазировать и особым взглядом на мир.

Коммуникативные УУД - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные – ознакомление с рассказом  Н.Носова «Заплатка»; осознанность восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; логические – построение рассуждений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно определять склонение имен существительных в косвенных падежах; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Виды речевой и читательской деятельности:

- аудирование с целью понимания смысла звучащей речи, выделение её цели и смысловых доминант, способности отвечать на вопросы по его содержанию;

- чтение вслух с целью постепенного увеличения скорости чтения;

- чтение про себя с целью составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения;

- выборочное чтение с целью формирования умения ориентироваться в изучаемом тексте;

- говорение (культура речевого высказывания и речевого обобщения) с целью освоения разновидностей монологического высказывания и особенностей диалогического общения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, аудиозапись, колонки, презентация в формате Microsoft  Office  Power  Point, словарь Ожегова, смайлики, учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.  


№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Цель: проверка организации обучающихся к началу урока и создание

положительного настроя на работу.

Слайд 1

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Чтение у нас сейчас.

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Регулятивные УУД самоконтроль

2.

Актуализация опорных знаний.

Цель: подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению    нового материала

2.1

Проверка домашнего задания.

- С творчеством какого писателя познакомились?

- Ребята, предлагаю поиграть в игру «Cвободный микрофон» и рассказать о писателе и его творчестве.

- Кто знает, что означает слово «интервью»?

Слайд 2

- Я буду, интервьюер, то есть буду задавать вам вопросы. А вы будете на них отвечать. Согласны?

Слайд 3

- Кто этот человек, когда и где он родился?

Слайд 4

Слайд 5

- Чем увлекался Н.Носов?

Слайд 6

- Кем были родители Коли Носова?

- Что еще интересного вы знаете о писателе Н.Носове? 

Слайд 7

Слайд 8

-Какие произведения Н.Носова вы знаете?

Слайд 9

- Ребята, посмотрите на слайд, на котором  книги Носова, кто главные герои произведений?

- Какие они?

Вывод:

- Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась  их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости. Главными героями рассказов являются ребята, школьники, маленькие дети, сказочные герои.   Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишке. Отнёс в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. За этим рассказом последовали другие.

 

- Н.Носова

«Интервью»- это  беседа между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Да

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве.

Музыкой, театром, шахматами, фотографией

Отец был актером эстрады и кинематографа, мать-рукодельница и певунья.

Прежде чем стать писателем Н.Н. Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сыну. Это было ещё до Великой Отечественной войны в 1938 году и напечатан он был в журнале «Мурзилка». Н.Н. Носов написал очень много рассказов и повестей.

«Огурцы», «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа» «Незнайка на Луне» и др.

Дети

Они веселые, забавные, смешные

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

умение слушать товарищей.

3.

Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
 

Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

1 этап. Работа с текстом до чтения

- Вам хочется узнать, как называлось первое произведение Носова?

Слайд 10

- К сожалению, кто-то напроказничал и  перепутал  слоги в названии произведения? Я думаю, это сделал один из любимых вами персонажей произведений Носова - Незнайка.

Слайд 11

- Угадайте, какое слово здесь зашифровано?

- Ребята, а кого называют затейниками?

 Слайд 12

Слайд 13

-Давайте подберём синонимы к слову затейники.

На доске  слова:  фантазеры, хулиганы,  выдумщики, обманщики, организаторы, весельчаки.

- Итак, затейник - это организатор веселья.

Слайд 14

- Назовите тему урока

- Рассмотрите иллюстрации на

- Как вы думаете,  каким будет рассказ  грустным или веселым?

- Почему вы так считаете?

- На основе данного произведения наша с вами задача – доказать, что главные герои, действительно, весёлые люди, склонные к забавным выдумкам. А какие они ещё, мы поймём, проанализировав произведение.

Да.

Затейники.

Советский языковед, лексиколог, составитель «Словаря русского языка» Сергей Иванович Ожегов так объясняет, слово затейник:

Весёлый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям.

Руководитель массовых игр, развлечений.

Организаторы, весельчаки, фантазёры, выдумщики.

Н.Н.Носов «Затейники»

Весёлым

Потому что иллюстрации очень веселые, интересные.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение пользоваться толковым словарём.

4.

Открытие новых знаний

Цель: создать условия для эмоционального восприятия поступков героев.

Знакомство с произведением через аудиозапись с использованием слайдов.

- Предлагаю послушать  аудиозапись с использованием слайдов.

Слайд 15

Слушают аудиозапись

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой, воспринимать текст на слух;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

4.1.

2 этап. Проверка первичного восприятия текста Цель: проверить наличие первичной эмоциональной реакции на текст.

- Понравился вам рассказ?

- Наши предположения были правильными о характере произведения?

- Грустный или веселый  рассказ?

- Кто герои рассказа?  

- Назовите их имена?

- Почему они считали себя затейниками?

Да.

Да.

Веселый.

Дети.

Валя и Петя.

Потому что …

4.2

3 этап. Вторичное восприятие текста.

Цель: создать условия для повторного восприятия текста.

- Предлагаю еще раз прочитать текст.

- По ходу чтения отмечайте непонятные слова.

- Читаете все вместе «жужжащим» чтением до слов «серый волк».

- Читают парой в унисон…… до слов «темно-темно»

- Первый ряд читает буксиром до слов «прогоним»

- А теперь, ребята, предлагаю прочитать самостоятельно до слов «себя не вижу»

- Читает Лопухова Ангелина до слов «может быть серый волк?»

- Читает Кинев Павел до  слов «там никого нет»

- А сейчас второй ряд буксиром до слов «ты меня испугал».

- А сейчас третий ряд буксиром до слов «а может быть есть?».

- Читают парой в унисон…… до конца.

«Жужжащее» чтение

Чтение парой

Чтение «буксиром»1 ряд

Самостоятельное чтение

Читает Лопухова Ангелина

Читает Кинев Павел

Чтение «буксиром» 2 ряд

Чтение «буксиром» 3 ряд

Чтение парой

Коммуникативные:

продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками.

4.3

Словарная работа

Цель: разъяснить значение незнакомых слов

Слайд 16

- Встретились непонятные слова?

- Кто может объяснить значение «на цыпочках»?

- Какими словами можно заменить слово «вдруг»?

«На цыпочках» - на кончиках пальцев ног. Я подкрался к столу на цыпочках.

Внезапно, неожиданно

4.4

Физкультминутка

Тюша-Плюша

Тюша-Плюша, Толстячок

Шел зимой на родничок: 

Пых-пых! Пых-пых!

Нес он два ведра пустых, 

Сел на варежку верхом

И поехал с ветерком. 

Едет Тюша с горки,

А за ним ведерки. 

Ходьба на носках, руки за голову, спина прямая.

Полуприсед, руки к плечам, спина прямая.

Сесть за парту, махи ногами в стороны и скрестно (сидя), «ножницы», спина прямая.

Четыре раза поднять согнутые ноги вперед и опустить на пол — спина прямая. Присели.

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

5.

4 этап. Анализ произведения, выборочное чтение

Цель: уметь выделять события, видеть их последовательность.

- От чьего имени ведется рассказ?

- Почему Валю с Петей можно назвать затейниками? Найдите в тексте и прочитайте (с. 60, абзац 1, предл. 1, 2)

- Какой домик сделали себе ребята? (с. 61, абзац 3)

- В каких словах детей слышится отвага? (с.61, абзац 6)

- Что произошло под столом с Петей?

- Как поступили ребята, испугавшись чего-то в темноте? Найдите в тексте и прочитайте.

- Кто и как определил, что под столом никого нет?

(с. 62, абзац 4)

- Как вы думаете, где в рассказе самый напряженный момент? КУЛЬМИНАЦИЯ?

- Давайте прочитаем этот эпизод.

От имени мальчика Пети

«Мы с Валей – затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.»                            

 «Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот  и получился дом.»

«Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.»

«Вдруг меня кто-то как схватит за ногу»

 

«Валя испугалась и бегом из комнаты. Я – за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули. Давай, - говорю, - дверь держать, чтобы он не открыл.»

«Я подкрался на цыпочках  к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет.»

Со слов «вдруг меня кто-то как схватит за ногу до слов выбежали в коридор и дверь захлопнули»

Чтение обучающимися

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь составлять план рассказа;

- уметь анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

- уметь ориентироваться в тексте.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

-  уметь слушать друг друга, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5.1

Составление плана

Цель: проверка усвоения новых знаний.

- Ребята, обратите  внимание на доску. Что это за слова?

- Прочитайте.

Они нужны нам  для пересказа. Соответственно, нужен план.

- Как вы думаете, на сколько частей можно разделить текст?

У меня есть готовый план, но и здесь успел нашалить наш старый знакомый Незнайка, наша задача - поставить  пункты плана по порядку, а к ним подходящие опорные слова.

Слайд 17

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПЛАН

  1. Может быть, серый волк?
  2. Так и не стали больше в «три поросёнка» играть
  3. Мы читали сказку «Три поросёнка».
  4. Давай сделаем себе домик, как у тех поросят.
  5. А под столом никого нет.

- Сейчас вы объединитесь в группы по 5 человек и  составите правильно план, а затем мы вместе проверим и подберем опорные слова.

Слайд 18

- А теперь подбираем опорные слова. Помогайте. Давайте прочитаем, что у нас получилось?

- Подумайте, ребята, для чего мы с вами работали с планом произведения и опорными словами?

- Это и будет домашним заданием.

Это опорные слова, слова-действия из рассказа.

Читали, стали играть, бегали, прыгали, кричали.

Давай сделаем, стащили, завесили, получился, залезли, не пустим, прогоним.

Как схватит, закричу, выскочил, кто-то схватил, испугалась, выбежали, захлопнули, держали, боимся.

Подкрался, дернул, никого нет, обрадовались.

Не стали играть.

Текст можно разделить на 5 частей

Составление плана в соответствии с текстом в группах

План:

  1. Мы читали сказку «Три

поросёнка». (читали, стали играть, бегали, прыгали, кричали)

  1. Давай сделаем себе домик,

как у тех поросят. (давай сделаем, стащили, завесили, получился, залезли, не пустим, прогоним).

  1. Может быть, серый волк?

(как схватит, закричу, выскочил, кто-то схватил, испугалась, выбежали, захлопнули, держали, боимся)

  1. А под столом никого нет.

(подкрался, дернул, никого нет, обрадовались)

  1. Так и не стали больше в

«Три поросёнка» играть.( не стали играть.)

Для того, чтобы  по нему подготовиться к  пересказу

6.

Итог урока. Рефлексия.

Цель: подведение итога урока и самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

-Ребята, скажите, смогли мы в ходе урока доказать, что главные герои, действительно, весёлые люди, затейники и выдумщики?

- Можно ли считать этот рассказ поучительным?   Почему?

- Подумайте, за что вы  бы могли похвалить ребят?

- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить вас Николай Носов?

-А вы боитесь темноты? Откуда берутся страхи?

- Как с ними можно справиться?

- Что  нового вы узнали  сегодня на уроке?

- Понравился вам урок?

- Если да  

- Если нет, ваш условный знак  -

Слайд 19

Продолжите фразу

1.Я научился…

2.Я удивился …

3.Я расстроился …

4.Узнал новое о писателе …

5.Я понял, что…

- У Н.Носова много других интересных произведений о детях. Книги с другими его произведениями можно  взять в библиотеке. Продолжает писать о НЕЗНАЙКЕ и его внук Игорь Петрович Носов.

Да

Да, потому что …

Умеют организовать свой досуг, не будут скучать

уметь организовывать свой досуг, не играть в страшные игры, справляться со страхами

Ответы учащихся

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

7.

Информация о домашнем задании.

Цель: информирование обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Предлагаю выбрать домашнее задание:

1.Подготовить пересказ по плану.

2.Чтение по ролям (сказать, что 2 действующих лица)

Самовыбор задания

                                                                         Слайд 20 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс ФГОС "школа России" тематическое планирование уроков литературного чтения

данное планирование уроков литературного чтения в 1 классе УМК школа России разработано с учетом ФГОС 2011-2012 уч.год...

Рабочая программа "Физическая культура" 1 час игровой урок 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по программе Лях В.И. Программа содержит пояснительную записку, КТП с УУД....

Конспект урока по литературному чтению 1 класс ФГОС "Школа России"

Тема "Сопоставление слогов и слов с буквами г и к." с презентацией...

Конспект урока по математике 2 класс ФГОС "Школа России"

Урок составлен с учетом требований ФГОС...

конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова

На  уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать  умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной,...

Урок литературного чтения во 2 классе ФГОС "Школа России". Тема: "А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Урок первый из трёх по плану.

Подробная технологическая карта, презентация и файл для физминутки заявленного урока....

Конспект урока литературного чения 3 класс. Тема: "Тема урока: Н.Н. Носов «Телефон»" УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Н.Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова; ознакомление учащихся с расска...