Тема: А.И. Куприн «Сказки Пушкина»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема: А.И. Куприн «Сказки Пушкина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.i.kuprin_ocherk_skazki_pushkina.docx | 271.66 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Класс: 4
Тема: А.И. Куприн «Сказки Пушкина»
Цели урока:
Предметные:
- познакомить с очерком А.И.Куприна «Сказки Пушкина»
- продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка;
- сформировать представление об очерке;
- учить определять тему очерка, выделять факты в тексте очерка;
- учить сравнивать художественный рассказ и очерк;
- формировать: умение рассуждать, произвольное внимание, гибкость мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- развивать творческие способности учащихся;
- дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- совершенствовать умения выслушивать товарища, помогать ему, работать дружно.
По формированию УУД:
ЛУУД:
- способствовать формированию учебно – познавательного интереса;
- мотивационной основы учебной деятельности.
РУУД:
- способствовать формированию умений сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
- планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;
- оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
ПУУД:
- способствовать формированию проводить сравнение по нескольким основаниям, строить выводы на основе сравнения;
- определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений;
- обобщать и делать выводы, используя знаково-символические средства.
КУУД
- способствовать формированию умений сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;
- аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации);
- активно проявлять себя в коллективной работе, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, вставать на позицию другого человека.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, методы самооценки, дедуктивная логика изложения материала, методы стимулирования мотивации, наглядные методы..
Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Методические примечания |
I.Организационный момент | - Здравствуйте, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы на уроке. Присаживайтесь. | Фронтальная форма работы Мотивация на работу на уроке |
II.Актуализация опорных знаний | - Для того чтобы определить тему урока, вам необходимо разделиться на 5 групп и собрать рисунки-пазлы (Приложение 1) - Что объединяет все рисунки-пазлы? (Это иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина). - Чей это портрет? С творчеством А.И.Куприна мы уже знакомы. У нас собрана выставка книг писателя.(Слайд 2) - О том, как могут быть связаны собранные вами иллюстрации и А.Куприн, мы узнаем, выполнив работу в парах. - Теперь поработав в парах соотнесите произведения и фамилии писателей. (И. Соколов-Микитов. «Родина»; Н.Шер. «Карины-сказки»; М.Шолохов. «Любимая мать-отчизна»; С.В.Михалков. «Слово о Крылове»; В.Катаев «Сын полка»). (Приложение 2) | Работа в группах Объяснение Беседа Презентация Работа в парах |
III.Постановка целей и задач урока | - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке и как можно сформулировать тему нашего урока? (Слайд 3) (А.И.Куприн. «Сказки Пушкина») - Какие цели мы поставим перед собой? | Фронтальная форма работы Целеполагание Презентация |
IV.Изучение нового материала. Работа над очерком | - Сможете ли вы определить жанр этого произведения? (Нет, потому что не знаем этого произведения и его особенности). -На какие группы можно разделить данные произведения? (Очерки и повесть.) - А что такое повесть? (Повесть - это прозаическое (реже стихотворное) повествовательное произведение, в котором рассказывается о жизни одного или нескольких главных героев, изображается ряд событий, освещающих целлый период жизни человека, главного действующего лица повествования. Рассказ ведется от имени автора, рассказчика или одного из героев.) -Какие произведения отнесете к жанру повесть? (В.Катаев. «Сын полка»). -Что такое очерк? (1.Очерк – это небольшое прозаическое повествовательное произведение, в котором точно и достоверно рассказывается о событиях (фактах), происходивших в реальной жизни, участники которых существовали в действительности. 2. Очерк – повествовательный жанр научно – популярной литературы. ) - Как называют авторов очерков? (Очеркисты.) - О чем рассказывают очеркисты? (Художественный очерк быстро знакомит с новыми явлениями жизни, показывает примеры патриотического поведения человека, его беззаветную любовь к Родине, героическую борьбу, новые отношения между людьми в обществе. Очеркисты рассказывают о природе, жизни людей, интересных встречах.) - Какие литературные произведения вы отнесете к жанру очерк? А Произведение А.И.Куприна «Сказки Пушкина»? - А.С. Пушкин. Имя этого человека знакомо каждому из нас. С его творчеством мы встречаемся в раннем детстве и не расстаёмся до конца своей жизни. Оно является достоянием всего человечества. Читая его произведения, мы погружаемся в “мир Пушкина”, с его неповторимым, ярким языком, вечно современными образами и проблемами. В течение всей жизни мы зачитываемся сказками великого поэта. - Прочитайте произведение А.И.Куприна «Сказки Пушкина» Отметьте: + то, что вам известно х то, что вы узнали впервые ? то, о чём бы вам хотелось узнать больше - Откройте учебник на странице 111 начнём чтение (комбинированное чтение) | Фронтальная форма работы Беседа Фронтальная форма работы Беседа Фронтальная форма работы Беседа Объяснение Работа с учебником |
Физическая минутка | Смотрят видеоролик и повторяют движения | Видеоролик |
V.Закрепление нового материала | - Какое впечатление произвело на вас произведение? - Какие чувства и переживания вызвал? - Какой момент повествования показался вам самым интересны? - К какому жанру вы отнесете прочитанное произведение? Почему? Докажите ваш выбор. (Это очерк, потому что написан художественным языком, факты, изложенные в тексте достоверны, правдивы, документальны, описанные события из реальной жизни, нет вымысла и автор выражает свое отношение к событиям.) - Как вы считаете, какие чувства выразил А.И.Куприн в очерке? (В очерке об А.С.Пушкине помещены воспоминания о писателе, его поэзии, об отношении к писателю, автор выражает народную любовь к поэту, подчеркивает значение поэта. Очерк заставляет задуматься над ценностью произведений А.С.Пушкина, о влиянии на духовный мир человека.) - Сейчас вам предстоит поработать в группах. В конвертах находятся тексты. Прочтите их и определите, к какой сказке, какой нравственный смысл подходит? (Приложение 3) - сколько сказок написал А.С.Пушкин? (5) А на самом деле их шесть. Шестая сказка «Сказка о медведихе» была не дописана поэтом. -слушаем аудиозапись сказки. Что присутствует в других сказках поэта? -в сказке всегда есть исходная ситуация; -всегда случается беда; -противопоставлены положительный и отрицательный герои; -торжествует положительный герой; -есть волшебные предметы; -герой уходит из дома; волшебный мир сказки; есть волшебные помощники. | Фронтальная форма работы Беседа Работа в группах |
VI.Итог урока | - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Чем мы сегодня занимались на уроке? - К какому жанру вы отнесёте прочитанное сегодня произведение? - Что такое очерк? | Фронтальная форма работы Беседа |
VII.Рефлексия | «Цветок настроения» Ребята, на партах у вас лежат сердечки(жёлтый, оранжевый, зелёный, синий). Выберите для себя сердце, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите. Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение. Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение. Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное. Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое. (Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное) (Приложение 4) | Фронтальная форма работы |
VIII.Домашнее задание | - написать очерк о своем любимом произведении А.С.Пушкина; Очерк о том, как оценен талант Пушкина; очерк памятниках А.С.Пушкину. | Фронтальная форма работы Объяснение |
Приложение 1
Приложение 2
И. Соколов-Микитов «Картины – сказки»
Н.Шер «Родина»
М.Шолохов «Слово о Крылове»
В.Катаев «Любимая мать-отчизна»
С.Михалков «Сказки Пушкина»
А.Куприн «Сын полка»
Приложение 3
1.Непрочны чужие богатства и власть. Судьба наказывает того, кто увеличивает свои прихоти за счет труда других, заставляя их быть "на посылках". Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта.
2.Не делай никому зла, не походи на тех, что "злыми жабами глядят". Тогда тебя обязательно отблагодарят за доброе сердце и добрые дела.
3.Героиня, что "черной зависти полна", жестока и коварна, в сказке наказана. Как и в народной сказке, зло побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым
4.Невозможно управлять, не прилагая труда. Нельзя достичь успехов для себя и окружающих "лежа на боку". Особенно ценен в этой сказке "добрым молодцам намек".
5.Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна.
1 - Сказка о рыбаке и рыбке».
2 - «Сказка о царе Салтане.
3 - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4 -«Сказка о золотом петушке».
5 - «Сказка о попе и работнике его Балде».
Приложение 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Иванович Куприн (1870 –1938)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (4 класс) Тема: Сказки Пушкина. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.
Цели:Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.Формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок .Развивать артистические способности.Воспитывать чувство дружбы, люб...
Викторина по внеклассному чтению для дистанционного обучения в 4 классе по теме "Все сказки Пушкина".
Вопросы по творчеству А.С.Пушкина...
Викторина по внеклассному чтению для дистанционного обучения в 4 классе по теме "Все сказки Пушкина".Часть 2.
Вопросы по сказкам Пушкина...
урок литературного чтения по теме А.Куприн "Сказки Пушкина"
урок литературного чтения в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века" по теме А.Куприн очерк "Сказки Пушкина". Задачи урока1.Обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить кру...
Обобщающий урок по теме "Сказки Пушкина"
Тема урока: Обобщение. Сказки А.С. ПушкинаТип урока: систематизация и обобщение изученного материалаВид урока : урок-играЦель: повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Ск...
Проект на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»
Проект на тему:« Имена прилагательные в«Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»...
Очерки. А.И.Куприн «Сказки Пушкина».
Конспект урока...