Интегрированный урок (4 класс) Тема: Сказки Пушкина. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Цели:

Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.

Формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок .

Развивать артистические способности.

Воспитывать чувство дружбы, любви к творчеству А.С.Пушкина.

Закрепление знаний об имени прилагательном.

Упражнять в правописании падежных окончаний, разборе прилагательного, как части речи (морфологический разбор).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc340 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Интегрированный урок (4 класс)  

Тема: Сказки Пушкина.

        Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Цели: 

Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.

Формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок .

Развивать артистические способности.

Воспитывать чувство дружбы, любви к творчеству А.С.Пушкина.

Закрепление знаний об имени прилагательном.

Упражнять в правописании падежных окончаний, разборе прилагательного, как части речи (морфологический разбор).

Оборудование: портрет писателя А.С.Пушкина, кроссворд, раздаточные карточки, буклет с иллюстрациями  сказок.

ХОД УРОКА

1. Цель урока.

    Чей портрет перед вами?

     Кто написал портрет?

      В каком году?

      Где сейчас хранится картина?

      Кем был А.С.Пушкин?

      Как вы думаете, если посмотреть на портрет, можно сказать, что этот человек поэт?

      Понравился ли портрет самому А.С.Пушкину?

      Что вы знаете о поэте? («Себя, как в зеркале я вижу…»)

Вот мы и открыли наш урок, вспомнили -  кто такой А.С.Пушкин. А тема нашего урока – путешествие по его  сказкам и использование языкового материала в повторении полученных  знаний об имени прилагательном, как части речи.

2. «Сказка о попе и работнике его Балде».

   А)   Посмотрите на иллюстрацию и скажите, из какой она сказки? Назовите героев произведения?(Репродукция из сказки)

      Сейчас мы будем читать сказку по ролям. Назовите роли. Что должны передать при чтении:

                               

Автор

Поп

Балда

Бес и бесёнок

Попадья

                                    смена настроения: весёлое,                                спокойное,                               смеётся,                              жалеет

                                   озабоченность,                         доволен сделкой,                          радуется,                                 печален,                              расстроен,                              убит горем.

                                   весёлый,                                   беззаботный,                                  уверенный в себе.

                             унылые,                             грустные.

                                   хитрая.

.

Б) Чтение по ролям (Как прочитали учащиеся?)

      Хорошо прочитали – значит поняли её содержание, правильно дали характеристику героям.

 

 Согласно верованию восточных славян – числа 3,7,9 считались магическими. Пушкин, подражая народным сказителям,  каждое сказочное действо использовал трижды.

   

Сколько лет не платят оброк черти?

   

Ещё какое действо используется трижды?

 

 Вам жалко Попа, а автору?

В сказке много пословиц и поговорок. Назовите их:

1. «Попляши – так ты под нашу балалайку».

2. «Думать думу».

3. «Задам тебе, вражонок, задачу».        Как поняли это дети?

4. «Не гонялся  бы ты, поп, за дешевизной».

            

             Это и есть урок, который хотел дать А.С.Пушкин читателям. Он говорил: «Сказка – это ложь, да в ней намёк, добрым молодцам  урок ».

  Какие строки напоминают начало многих народных  сказок? А какая пушкинская сказка начинается…..?

3. «Сказка о рыбаке и рыбке».

  Кто прочитает начало сказки?

  На море волны. Давайте перепишем их.

А) Чистописание:

                 

Поймал старик рыбку не простую, а золотую.

Нас она просит: «Образуйте от существительных имена прилагательные»: море, дуб, зима.

1раз -  ж.р

2 раз -  ср.р

3 раз -  м.р

     -Что такое имя прилагательное?

     -Как изменяются имена прилагательные?

Б) Словарь:

Городской, корабельный, северный, обеденный, яблочный.

Проверка.

При помощи чего образовали имена прилагательные?

Что такое приставка?

Что такое суффикс?

Что такое окончание?

В) Рыбка приготовила для вас ещё одно задание (на листочках).

Подберите по памяти имена прилагательные и впишите их в предложения.

   

    1. Отпустил он рыбку………..(золотую)

    2. И сказал ей……..(ласковое) слово

    3.Перед ним………..(царские) палаты                             В сказках всё бывает «я сегодня                    

    4. На руках………(золотые) перстни                      поймал было рыбку……..(добрая,        

    5. На ногах……….(красные) сапожки                     благородная,             справедливая).

  

    Какое значение имеет имя прилагательное?

Прочитайте предложения, доказывая, что правильно написали окончания (Что нужно делать?)

Г) Молодцы, хорошо поработали, а за это вас рыбка наградила кроссвордом. ( отгадывают, у прилагательных называют число, род..)

  1. В какой избушке жил старик со старухой?......(ветхая)
  2. В неводе пришла трава………..(морская)
  3. Какими были волны, когда море разбушевалось?…….(сердитые)
  4. Каким был терем? (антоним к слову низкий)……..(высокий)
  5. Какие ворота увидел дед? (по названию дерева)….(дубовые)
  6. Какое корыто было у старухи………….(разбитое)
  7. Антоним к слову разбитое…………(новое)

Д)   В этой сказке тоже есть пословицы и поговорки.

       Объясни: «Не садись не в свои сани». Кому они были адресованы? (старику)

             «Поделом тебе старый невежа!

               Впредь тебе, невежа, наука:

               Не садись не в свои сани»

3. «Сказка о медведихе»

   Прочитай. Из какой сказки отрывок? Прочитай без прилагательных.

   Какую роль выполняют прилагательные в нашей речи?

    Мысль должна быть выражена:

        точно, ясно, ярко, выразительно, живописно.

Как определить падеж прилагательного?

Найдём прилагательные, определим число, род, падеж. Выделите окончания.

   

     Как весенней тёплою порою

     Из-под утренней белой зорюшки,

     Что из лесу, из лесу дремучего

     Выходила бурая медведиха

     Со милыми детушками – медвежатами

     Погулять, посмотреть, себя показать.

Печально заканчивается сказка.

Кто на горе медведя откликнулся? (Что делали звери - сочувствовали, сострадали, переживали с ним?) Что хотел показать автор в этой сказке?

4. «Сказка о царе Салтане…»

Посмотрите на иллюстрацию. Как называется эта сказка? Как вы догадались? (3 чуда: белка, лебедь, войско + Черномор)

Как ещё магическое число проявляется в сказке? (Князь Гвидон – комар, муха, шмель)

   

  Задания:

        А) Белочка – прочитать наизусть отрывок из сказки о чудесах острова.

        Б ) Богатыри – из отрывков выписать слова

          - «Дал гонцу такой приказ:

              Ждать царёва возвращенья          для законного решенья     

              Для законного решенья»

          - «В синем небе звёзды блещут

              В синем море волны хлещут».       синем море  

          - «Добрый путь вам, господа,

               По морю по окияну

               К славному царю Салтану..»          славному царю (определить падеж)

         В) Лебедь (на карточках – задание, выполняемое в тетради самостоятельно)

        (игра в движении – 4 варианта: списать, выделить окончание, определить число, род, падеж).

       Как волна выкатывает на берег, так и мы будем передвигать:

                             

                               с грустной думой

                                в шумном беге

                     на левый глаз

                     у дорогих гостей

                                   в лазоревой дали

                                   незнакомой стороне

                      мимо острова крутого

                      с златоглавыми церквами              

                                                              

        Почему у имён прилагательных винительного падежа  разные окончания?

                     В форме каких падежах у имён прилагательных  ж. р. окончание - ей, ой?

     

                    Проверка, орфографическая работа.

5. «Сказка о золотом петушке»

      Строки из какой сказки:

      ….в путь обратный

       Со своею силой ратной

       И с царевной молодой

       Царь отправился  домой.

                 Орфограммы (объяснить).

                  Разбор по членам и частям речи.

                                                       Каким членом предложения является имя прилагательное?

 

Как магическое число 3 в этой сказке действует?

Прочитайте слова, которые стали крылатыми выражениями.

Пословицы, подобранные учащимися.

6. «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»

   Эти предметы из какой сказки? (буклет)

   Докажите.

   К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты?

   Прочитайте отрывки.

                                     

   Выписать словосочетания. Произвести морфологический разбор.

        К красну ( солнцу) - прил., н. ф. – красный, краткое , д.п., ед.ч., ср. р., опред.

        (месяц) ясный – прил., н. ф.- ясный, полное, и. п., ед.ч.,  м. р.,  опред.

(во тьме) печальной – прил., н.ф. – печальный, п.п., ед.ч., ж.р., опред.

7. Итог: Что все сказки объединяет?

     Выполнили мы задачу урока?

     Чем заинтересовал урок?

     «Чтение – вот лучшее учение…» Мы будем продолжать читать и учить стихи и поэмы великого русского поэта А.С.Пушкина

Домашнее задание: миниатюрное сочинение-описание собаки Соколко + рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание родовых окончаний имен прилагательных."

Ковалева Людмила Ивановна.Данный материал использовался при изучении темы "Имя прилагательное"....

Урок русского языка в 3 классе. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

В основу урока положен проблемно-поисковый метод решения учебной задачи. На уроке использованы коллективные и групповые формы работы....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание родовых окончаний имен прилагательных"

Урок проводится в 3 классе (возраст детей - 9-10 лет).Материал урока способствует развитию умений изменять имена прилагательные по родам в единственном числе, образовывать словосочетания, состоящие из...

Интегрированный урок по русскому языку и развитию речи «Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Толерантность»

Цели:1. Образовательные:-формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных;-развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён прилагательных с именами с...