Очерки. А.И.Куприн «Сказки Пушкина».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 «А» классе (УМК «Школа России») | |
Тема | Очерки. А.И.Куприн «Сказки Пушкина». |
Педагогическая цель | Познакомить учащихся с очерком А.И.Куприна «Сказки Пушкина», сформировать представление об очерке; учить определять тему очерка, выделять факты в тексте очерка; развивать умение отвечать на поставленные вопросы учителем. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в произведении, объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря, характеризовать их, используя текст. |
Личностные результаты | Выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением, воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные: ориентироваться в учебник; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить классификацию, указывая на основание классификации; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Основные понятия и термины | Очерк, сказка, ребус. |
Методы, формы работы | Индивидуальная, фронтальная работа; методы: словесный, практический, наглядный. |
Образовательные ресурсы | М/м презентация, учебник «Литературное чтение» (4 класс, 2 часть), раздаточный материал. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности сотрудничеству. | Приветствие. Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку. | Здравствуйте, ребята. -Давайте вспомним правила поведения на уроке. - Молодцы! -Проверим готовность к уроку. У вас на столах должен лежать дневник и учебник по литературному чтению. -Помним о правильной посадке. Спинки держим ровно, не сутулимся. -А теперь давайте улыбнемся друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов! | Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм. | Приветствуют учителя, организуют, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм урока. |
II. Речевая разминка Цель: Подготовка речевого аппарата к чтению. | 1.Упражнение в отработке дыхания. | - Ребята, представьте, что нам дали задание украсить кабинет воздушными шарами, но прежде чем повесить шарики, как вы думаете, что нам необходимо сделать? - Правильно, надуть. - Представьте, что у вас в руке шарик и сейчас мы будем его надувать. - Делаем глубокий вдох, и выдыхаем. | Организует развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. | Восприятие на слух звучащей речи. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. |
2.Упражнение в отработке дикции 3.Упражнение «Читай-переставляй» | Сл.1-2 - Ребята, мы с вами надули шарики, теперь подготовимся к чтению, подготовим с вами речевой аппарат. - Посмотрите на слайд, что изображено на картинке? - Послушайте предложение (образцовое чтение учителя) -Как вы думаете, что перед вами? (скороговорка) - Прочитайте скороговорку, подходит ли она к иллюстрации. Говорил попугай попугаю: - Прочитайте с разной интонацией (удивления, восхищения). -Прочитайте скороговорку медленно. -Прочитайте с ускорением. -Прочитайте быстро. -Ребята, обратите внимание на доску. Прочитайте слова. (Читает один ученик). Вам необходимо переставить согласные буквы, чтобы получить новые слова. гора - (рога) пила - (липа) вози - (зови) соки - (коси) лето - (тело) сила - (лиса) | Подготавливает речевой аппарат к чтению, следит за правильностью выполнения, дает указание на чтение скороговорки. | Готовят артикуляционный аппарат к чтению, читают скороговорку с разной интонацией (удивления, восхищения), с разным темпом чтения. | |
III. Актуализация знаний. Цель: Актуализация субъективного опыта учащихся(личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) | 1. Беседа об очерках | - А сейчас мы проверим домашнее задание. - Что вам было задано на дом? (Выступление учащихся у доски) - Проверим, как вы справились с этим заданием: -Что такое родина? -Как представляет вою родину И.С. Соколов-Микитов? -Молодцы ребята, вы хорошо подготовили домашнее задание | Актуализирует опорные знания и умения, формулирует учебную задачу. | Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на основе опорных знаний. Продолжают строчки стихотворения. |
IV. Целеполагание Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1. Определение темы и цели урока. | -Сегодня мы познакомимся с ещё одним очерком. Но для этого вам необходимо узнать фамилию писателя, расшифровав эти картинки по первым буквам, а название с помощью решения ребуса. -Значит, сегодня мы познакомимся с очерком А.И.Куприна «Сказки Пушкина».
| Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно- познавательной деятельности. | Самоопределение, целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
VI. Изучение нового материала. Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу. | 1. Подготовка к восприятию (знакомство с автором) | А.И. Куприн родился 7 сентября в городе Наровчат в семье мелкого чиновника. Вместе с матерью переехал в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 – 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход". С 1896 по 1901 год из-под пера писателя А.Куприна выходит повесть «Поединок» и рассказы: «Олеся», «Прапорщик армейский», «В цирке», «Конокрады», «Белый пудель». В 1901 году писатель отправляется в Санкт-Петербург, где перед ним открываются двери самых значимых на то время изданий «Мира Божьего» и «Русского мира». Александр Иванович Куприн оставил огромное наследие. Его литературный талант признан во всем мире. Из-под пера писателя, которого сразу после смерти признали классиком, вышло 16 крупных произведений: повестей и романов, многие из которых («Впотьмах», «Молох», «Олеся») стали хрестоматийными. Куприным написано более ста рассказов и около тысячи очерков, в которых он ставил на первый план проблемы социального порядка. Его рассказы экранизированы, по их мотивам снято 19 картин, самыми яркими из которым являются: «Трус», «Яма», «Поединок», «Первый день», «Анафема», «Девочка и слон» и «Любимец публики». | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы. | Совершают активные действия, под руководством учителя, и осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне; |
2.Беседа об очерках. | - А теперь познакомимся с очерком поэта. Откройте учебники на стр. 130. Прочитайте название очерка. (Сказки Пушкина) -Давайте повторим, что же такое очерк? Как называют авторов очерков? (Очеркисты.) - О чем рассказывают очеркисты? (Художественный очерк быстро знакомит с новыми явлениями жизни, показывает примеры патриотического поведения человека, его беззаветную любовь к Родине, героическую борьбу, новые отношения между людьми в обществе. Очеркисты рассказывают о природе, жизни людей, интересных встречах.) - Какие литературные произведения вы отнесете к жанру очерк? А Произведение А.И.Куприна «Сказки Пушкина»? - А.С. Пушкин. Имя этого человека знакомо каждому из нас. С его творчеством мы встречаемся в раннем детстве и не расстаёмся до конца своей жизни. Оно является достоянием всего человечества. Читая его произведения, мы погружаемся в “мир Пушкина”, с его неповторимым, ярким языком, вечно современными образами и проблемами. В течение всей жизни мы зачитываемся сказками великого поэта. | Читают выразительно произведение с паузами. Задаёт вопросы детям. | Слушают произведение в чтении, анализируют заголовок произведения. | |
3.Первоначальное комбинированное чтение | - Прочитаем произведение А.И.Куприна «Сказки Пушкина» Также вам необходимо отметить: + то, что вам известно х то, что вы узнали впервые ? то, о чём бы вам хотелось узнать больше - Откройте учебник на странице 130 начнём чтение (комбинированное чтение) | Формулирует учебную задачу и контролирует ее выполнение, организует беседу. | Отвечают на поставленные вопросы учителем, понимают особенности юмористического произведения. | |
Физкультминутка | - А сейчас мы с вами немного отдохнём: Вот мы руки развели, Словно улыбнулись! И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились – выпрямились, Наклонились – выпрямились, Ниже – ниже, не ленись! Поклонись и улыбнись! - Присаживаемся и продолжаем нашу работу. | Снимает утомляемость, рассеянность, невнимательность детей на уроке. | Повторяют движения за учителем. | |
VII. Закрепление изученного материала. Цель: Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | 1. Работа с текстом | Ребята, какое впечатление произвело на вас произведение? - Какие чувства и переживания вызвал? - Какой момент повествования показался вам самым интересны? -Какие жанры произведений существуют? (рассказы, повести, стихотворения, очерк, романы) - К какому жанру вы отнесете прочитанное произведение? Почему? Докажите ваш выбор. (Это очерк, потому что написан художественным языком, факты, изложенные в тексте достоверны, правдивы, документальны, описанные события из реальной жизни, нет вымысла и автор выражает свое отношение к событиям.) - Как вы считаете, какие чувства выразил А.И.Куприн в очерке? (В очерке об А.С.Пушкине помещены воспоминания о писателе, его поэзии, об отношении к писателю, автор выражает народную любовь к поэту, подчеркивает значение поэта. Очерк заставляет задуматься над ценностью произведений А.С.Пушкина, о влиянии на духовный мир человека.) | Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действии, обеспечивает их коррекцию. | Находят в тексте вопросительные и восклицательные предложения; читают их, соблюдая все правила выразительного чтения. |
5.Выполнение групповой работы | - Сейчас вам предстоит поработать в группах. В конвертах находятся тексты. Прочтите их и определите, к какой сказке, какой нравственный смысл подходит? 1.Непрочны чужие богатства и власть. Судьба наказывает того, кто увеличивает свои прихоти за счет труда других, заставляя их быть "на посылках". Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта. 2.Не делай никому зла, не походи на тех, что "злыми жабами глядят". Тогда тебя обязательно отблагодарят за доброе сердце и добрые дела. 3.Героиня, что "черной зависти полна", жестока и коварна, в сказке наказана. Как и в народной сказке, зло побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым 4.Невозможно управлять, не прилагая труда. Нельзя достичь успехов для себя и окружающих "лежа на боку". Особенно ценен в этой сказке "добрым молодцам намек". 5.Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна. 1 - Сказка о рыбаке и рыбке». 2 - «Сказка о царе Салтане. 3 - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 4 -«Сказка о золотом петушке». 5 - «Сказка о попе и работнике его Балде». - Сколько сказок написал А.С.Пушкин? (5) А на самом деле их шесть. Шестая сказка «Сказка о медведихе» была не дописана поэтом. Что присутствует в сказках поэта? -в сказке всегда есть исходная ситуация; -всегда случается беда; -противопоставлены положительный и отрицательный герои; -торжествует положительный герой; -есть волшебные предметы; -герой уходит из дома; волшебный мир сказки; есть волшебные помощники. | Предлагает ответить на вопросы по теме. Задает наводящие вопросы. Следит за правильностью ответов и выводов детей. | Работают по основной теме и ее закреплению. Отвечают на вопросы учителя. | |
VIII. Итог урока. Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | 1.Обобщающая беседа. 2.Рефлексия «Цветок настроения» | - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Чем мы сегодня занимались на уроке? - К какому жанру вы отнесёте прочитанное сегодня произведение? - Что такое очерк?
Ребята, на партах у вас лежат сердечки(жёлтый, оранжевый, зелёный, синий). Выберите для себя сердце, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите. Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение. Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение. Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное. Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое. (Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное) | Формируют целостную систему ведущих знаний по теме урока. | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (4 класс) Тема: Сказки Пушкина. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.
Цели:Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.Формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок .Развивать артистические способности.Воспитывать чувство дружбы, люб...
Сценарий спектакля по сказке Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде" к празднику масленица для учеников 4 класса и родителей
При подготовке спектакля учащиеся класса освоили приемы игры на деревянных ложках и исполняли игровые и музыкальные номера, играя роль скоморохов на ярмарке, а так же изготовили скоморошьи колпа...
урок литературного чтения по теме А.Куприн "Сказки Пушкина"
урок литературного чтения в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века" по теме А.Куприн очерк "Сказки Пушкина". Задачи урока1.Обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить кру...
Кроссворд по сказке Пушкина А.С."Сказка о мёртвой царевне"
Кроссворд по сказке Пушкина А.С."Сказка о мёртвой царевне"...
Игра по сказке Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"
Игра- викторина по сказке А.С.Пушкина. Формирование познавательного интереса к сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди....
Тема: А.И. Куприн «Сказки Пушкина»
Тема: А.И. Куприн «Сказки Пушкина»...
Технологическая карта урока "Образные выражения в сказке Пушкина А. С. "Сказка о рыбаке и рыбке"
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Перспектива"...