Очерки. А.И.Куприн «Сказки Пушкина».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Меретилова Юлия Сергеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ocherki._a.i.kuprin_skazki_pushkina.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 «А» классе   (УМК «Школа России»)

Тема

Очерки. А.И.Куприн «Сказки Пушкина».

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с очерком А.И.Куприна «Сказки Пушкина», сформировать представление об очерке; учить определять тему очерка, выделять факты  в тексте очерка; развивать умение отвечать на поставленные вопросы учителем.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в произведении, объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря, характеризовать их, используя текст.

Личностные результаты

Выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением, воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.                                                                                

Познавательные: ориентироваться в учебник; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить классификацию, указывая на основание классификации; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.                                                                                

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Основные понятия и термины

Очерк, сказка, ребус.

Методы, формы работы

Индивидуальная, фронтальная работа; методы: словесный, практический, наглядный.

Образовательные ресурсы

М/м презентация, учебник «Литературное чтение» (4 класс, 2 часть), раздаточный материал.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель: Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности сотрудничеству.

Приветствие.

Эмоциональный настрой.

Проверка готовности к уроку.

 Здравствуйте, ребята.

-Давайте вспомним правила поведения на уроке.

- Молодцы!

-Проверим готовность к уроку. У вас на столах должен лежать дневник и учебник по литературному чтению.

-Помним о правильной посадке. Спинки держим ровно, не сутулимся.

 -А теперь давайте улыбнемся друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов!

Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствуют учителя, организуют, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм урока.

II. Речевая разминка

Цель: Подготовка речевого аппарата к чтению.

1.Упражнение в отработке дыхания.

- Ребята, представьте, что нам дали задание украсить кабинет воздушными шарами, но прежде чем повесить шарики, как вы думаете, что нам необходимо сделать?

- Правильно, надуть.

- Представьте, что у вас в руке шарик и сейчас мы будем его надувать.

- Делаем глубокий вдох, и выдыхаем.

Организует развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Восприятие на слух звучащей речи. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения.

2.Упражнение в отработке дикции

3.Упражнение «Читай-переставляй»                                                                              

Сл.1-2

- Ребята, мы с вами надули шарики, теперь подготовимся к чтению, подготовим с вами речевой аппарат.

- Посмотрите на слайд, что изображено на картинке?

- Послушайте предложение (образцовое чтение учителя) 

-Как вы думаете, что перед вами? (скороговорка)

- Прочитайте скороговорку, подходит ли она к иллюстрации.

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

- Прочитайте с разной интонацией (удивления, восхищения).

-Прочитайте скороговорку медленно.

-Прочитайте с ускорением.

-Прочитайте быстро.

-Ребята, обратите внимание на доску. Прочитайте слова. (Читает один ученик). Вам необходимо переставить согласные буквы, чтобы получить новые слова.

гора - (рога)                                              пила - (липа)

вози -   (зови)                                             соки -   (коси)

лето -   (тело)                                           сила -  (лиса)

Подготавливает речевой аппарат к чтению, следит за правильностью выполнения, дает указание на чтение скороговорки.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению, читают скороговорку с разной интонацией (удивления, восхищения), с разным темпом чтения.

III. Актуализация знаний.

Цель: Актуализация субъективного опыта учащихся(личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

1. Беседа об очерках

- А сейчас мы проверим домашнее задание.

- Что вам было задано на дом? (Выступление учащихся у доски)

- Проверим, как вы справились с этим заданием:

-Что такое родина?

-Как представляет вою родину И.С. Соколов-Микитов?

-Молодцы ребята, вы хорошо подготовили домашнее задание

Актуализирует опорные знания и умения, формулирует учебную задачу.

Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на основе опорных знаний. Продолжают строчки стихотворения.

IV. Целеполагание

Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1. Определение темы и цели урока.

-Сегодня мы познакомимся с ещё одним очерком. Но для этого вам необходимо узнать фамилию писателя, расшифровав эти картинки по первым буквам, а название с помощью решения ребуса.

-Значит, сегодня мы познакомимся с очерком А.И.Куприна «Сказки Пушкина».

 

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно- познавательной деятельности.

Самоопределение, целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

VI. Изучение нового материала.

Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

                                                                                                                                                                       Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

1. Подготовка к восприятию (знакомство с автором)

А.И. Куприн родился 7 сентября в городе Наровчат в семье мелкого чиновника. Вместе с матерью переехал в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя.

Шести лет был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.

Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 – 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание".

Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход". 

С 1896 по 1901 год из-под пера писателя А.Куприна выходит повесть «Поединок» и рассказы: «Олеся», «Прапорщик армейский», «В цирке», «Конокрады», «Белый пудель». В 1901 году писатель отправляется в Санкт-Петербург, где перед ним открываются двери самых значимых на то время изданий «Мира Божьего» и «Русского мира».

Александр Иванович Куприн оставил огромное наследие. Его литературный талант признан во всем мире. Из-под пера писателя, которого сразу после смерти признали классиком, вышло 16 крупных произведений: повестей и романов, многие из которых («Впотьмах», «Молох», «Олеся») стали хрестоматийными. Куприным написано более ста рассказов и около тысячи очерков, в которых он ставил на первый план проблемы социального порядка. Его рассказы экранизированы, по их мотивам снято 19 картин, самыми яркими из которым являются: «Трус», «Яма», «Поединок», «Первый день», «Анафема», «Девочка и слон» и «Любимец публики».

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы.

Совершают активные действия, под руководством учителя, и осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне;

2.Беседа об очерках.

- А теперь познакомимся с очерком поэта. Откройте учебники на стр. 130. Прочитайте название очерка. (Сказки Пушкина)

-Давайте повторим, что же такое очерк?

 Как называют авторов очерков? (Очеркисты.)

- О чем рассказывают очеркисты? (Художественный очерк быстро знакомит с новыми явлениями жизни, показывает примеры патриотического поведения человека, его беззаветную любовь к Родине, героическую борьбу, новые отношения между людьми в обществе. Очеркисты рассказывают о природе, жизни людей, интересных встречах.)

- Какие литературные произведения вы отнесете к жанру очерк?  А Произведение А.И.Куприна «Сказки Пушкина»?

А.С. Пушкин. Имя этого человека знакомо каждому из нас. С его творчеством мы встречаемся в раннем детстве и не расстаёмся до конца своей жизни. Оно является достоянием всего человечества. Читая его произведения, мы погружаемся в “мир Пушкина”, с его неповторимым, ярким языком, вечно современными образами и проблемами. В течение всей жизни мы зачитываемся сказками великого поэта.

Читают выразительно произведение с паузами. Задаёт вопросы детям.

Слушают произведение в чтении, анализируют заголовок произведения.

3.Первоначальное комбинированное чтение

- Прочитаем  произведение А.И.Куприна «Сказки Пушкина» Также вам необходимо отметить:

 +       то, что вам известно

х       то, что вы узнали впервые

 ?     тоо чём бы вам хотелось узнать больше

- Откройте учебник на странице 130 начнём чтение (комбинированное чтение)

Формулирует учебную задачу и контролирует ее выполнение, организует беседу.

Отвечают на поставленные вопросы учителем, понимают особенности юмористического произведения.  

Физкультминутка

- А сейчас мы с вами немного отдохнём:

Вот мы руки развели,

Словно улыбнулись!

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились – выпрямились,

Наклонились – выпрямились,

Ниже – ниже, не ленись!

Поклонись и улыбнись!

- Присаживаемся и продолжаем нашу работу.

Снимает утомляемость, рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Повторяют движения за учителем.  

VII. Закрепление изученного материала.

Цель: Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

1. Работа с текстом

Ребята, какое впечатление произвело на вас произведение?

- Какие чувства  и переживания вызвал?

- Какой момент повествования показался вам самым интересны?

-Какие жанры произведений существуют? (рассказы, повести, стихотворения, очерк, романы)

- К какому жанру вы отнесете прочитанное произведение? Почему? Докажите ваш выбор. (Это очерк, потому что  написан художественным языком, факты, изложенные в тексте достоверны, правдивы, документальны, описанные события из реальной жизни, нет  вымысла и автор выражает свое отношение к событиям.)

- Как вы считаете, какие чувства выразил А.И.Куприн в очерке?

(В очерке об А.С.Пушкине помещены воспоминания о писателе, его поэзии, об отношении к писателю, автор выражает народную любовь к поэту,  подчеркивает значение поэта. Очерк заставляет задуматься над  ценностью произведений А.С.Пушкина, о влиянии на духовный мир человека.)

Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действии, обеспечивает их коррекцию.

Находят в тексте вопросительные и восклицательные предложения; читают их, соблюдая все правила выразительного чтения.

5.Выполнение групповой работы

- Сейчас вам предстоит поработать в группах. В конвертах находятся тексты. Прочтите их и определите, к какой сказке, какой нравственный смысл подходит? 

1.Непрочны чужие богатства и власть. Судьба наказывает того, кто увеличивает свои прихоти за счет труда других, заставляя их быть "на посылках". Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта.

2.Не делай никому зла, не походи на тех, что "злыми жабами глядят". Тогда тебя обязательно отблагодарят за доброе сердце и добрые дела.

3.Героиня, что "черной зависти полна", жестока и коварна, в сказке наказана. Как и в народной сказке, зло побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым

4.Невозможно управлять, не прилагая труда. Нельзя достичь успехов для себя и окружающих "лежа на боку". Особенно ценен в этой сказке "добрым молодцам намек".

5.Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна.

1 - Сказка о рыбаке и рыбке».  

2 - «Сказка о царе Салтане.

3 - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

4 -«Сказка о золотом петушке».

5 -  «Сказка о попе и работнике его Балде».

- Сколько сказок написал А.С.Пушкин?  (5)

А  на самом деле их шесть. Шестая сказка «Сказка о медведихе» была не дописана поэтом.

Что присутствует в сказках поэта?

-в сказке всегда есть исходная ситуация;

-всегда случается беда;

-противопоставлены положительный и отрицательный герои;

-торжествует положительный герой;

-есть волшебные предметы;

-герой уходит из дома; волшебный мир сказки; есть волшебные помощники.

Предлагает ответить на вопросы по теме. Задает наводящие вопросы. Следит за правильностью ответов и выводов детей.

Работают по основной теме и ее закреплению. Отвечают на вопросы учителя.

VIII. Итог урока.

Цель:

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

1.Обобщающая беседа.

2.Рефлексия «Цветок настроения»

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- К какому жанру вы отнесёте прочитанное сегодня произведение?

- Что такое очерк?


- Все ли у вас получилось сегодня на уроке?
- Запишите домашнее задание.

Ребята, на партах у вас лежат сердечки(жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).

Выберите для себя сердце, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.

Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.

Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.

Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)

Формируют целостную систему ведущих знаний по теме урока.

Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (4 класс) Тема: Сказки Пушкина. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Цели:Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.Формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок .Развивать артистические способности.Воспитывать чувство дружбы, люб...

Сценарий спектакля по сказке Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде" к празднику масленица для учеников 4 класса и родителей

При подготовке спектакля учащиеся класса освоили приемы игры на деревянных ложках и исполняли игровые и музыкальные номера, играя роль скоморохов на ярмарке, а так же изготовили скоморошьи колпа...

урок литературного чтения по теме А.Куприн "Сказки Пушкина"

урок литературного чтения в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века" по теме А.Куприн очерк "Сказки Пушкина". Задачи урока1.Обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить кру...

Кроссворд по сказке Пушкина А.С."Сказка о мёртвой царевне"

Кроссворд по сказке Пушкина А.С."Сказка о мёртвой царевне"...

Игра по сказке Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

Игра- викторина по сказке А.С.Пушкина. Формирование познавательного интереса к сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди....

Тема: А.И. Куприн «Сказки Пушкина»

Тема: А.И. Куприн «Сказки Пушкина»...

Технологическая карта урока "Образные выражения в сказке Пушкина А. С. "Сказка о рыбаке и рыбке"

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Перспектива"...