Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Проектирование урока в виде технологической карты урока позволяет отследить формирование УУД на всех этапах урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет: литературное чтение
Класс: 4 В
Тема урока: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий
Цель урока:
- показать, как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя, о чём может рассказать;
- установить связь между природой, человеком и музыкой;
- понаблюдать за стилем К. Паустовского;
- работать над развитием речи учащихся;
- учить слушать, понимать музыку и выражать свои чувства.
Роль учителя:
- подвести детей к выводу о том, что природа и музыка вдохновляют человека на создание музыкальных и литературных произведений.
Планируемые образовательные результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
Осмысливать пословицу «Жизнь дана на добрые дела», формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях. | Познавательные: Анализировать пословицы и поговорки, искать необходимую информацию в книге, уметь ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу. Регулятивные: Формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока. Оценивать свою работу на уроке. Коммуникативные: Отвечать на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в паре и в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях). | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Придумывать заглавия к каждой части Последовательно воспроизводить содержание рассказа. Анализировать музыкальное сопровождение произведения | ||
№ п/п | Этап урока Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Урок 1. | ||||
1. | Орг. момент. Мотивация | |||
- включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений, активизирующих мыслительную деятельность. | «Живут волшебники земные, тепло своих сердец даря» Звучит музыка Эдварда Грига (Слайд 1) Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что над вами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая вдыхает все ароматы полной грудью. Вдруг, что-то легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому, что не только ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев. Вы спокойны, вам хорошо. Откройте свои глазки. - Я надеюсь, что эта музыка помогла вам не только успокоиться, но и вселила в вас уверенность, пробудила ваши способности, которые помогут вам сегодня раскрыться на уроке.
- Ведь музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами. Музыка делает нашу жизнь прекрасной. “Наполним музыкой сердца, - А также интересной нашу жизнь делают люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить другим радость и красоту. - Сегодня мы поговорим с Вами о жизни таких замечательных людей, а также попробуем разгадать некоторые тайны. Эпиграф нашего урока: «Два таланта, отданные людям». (Слайд 2. Эпиграф урока) | Учащиеся слушают музыку, включаются в учебную деятельность. | Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. Формируемые УУД Личностные: - формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. | |
2. | Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации | |||
формулирование учащимися темы и цели урока. | - Мы отправимся на встречу с великими волшебниками в области литературы и музыки. - Назовите тему урока. - Я знаю, что вы очень любите тайны. И разгадывать вы их тоже любите. - Так вот сегодня на уроке я вам предлагаю разгадать тайну рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». (Слайд №3 К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») - Для начала, скажите мне, что вы представили, когда прочитали название рассказа «Корзина с еловыми шишками»? - Ребята, кто из вас читал этот рассказ? Скажите, пожалуйста, о чём этот рассказ? - Да, ребята, несмотря на такое название - «Корзина с еловыми шишками», рассказ о другом. - Так почему К. Паустовский именно так назвал свой рассказ, нам предстоит сегодня выяснить? - Это и будет одной из тайн, которую мы попробуем раскрыть, поработав над произведением. А так же тайну, в чём главный смысл этого произведения. - Дело в том, что каждое художественное произведение – тайна. Разгадать её может только очень внимательный читатель. – Назовите цель нашего урока.
(Понимание авторского замысла, "спрятанного между строк"). | - Работа над произведением К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» - Лес, высокие ели, запах смолы, осень, шишки созревают осенью, голоса птиц… - Этот рассказ о том, как композитор Эдварг Григ встретил в лесу маленькую девочку и решил сделать для неё подарок. - Проанализировать произведение К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и раскрыть, в чём заключается главный смысл произведения. | Личностные: - проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности - умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: - ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные: - постановка и решение проблемы; -анализировать, проверять, фиксировать информацию; | |
3. | Актуализация знаний. | |||
-организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Работа с текстом до чтения. - Рассмотрите иллюстрацию. Выскажите предположения о героях, о теме произведения. - Прочитайте ключевые слова. Как выскажите предположения о развитии действия.
Место действия: северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген. События, описанные в рассказе, происходили около ста лет назад, когда ещё не было не только нас с вами, но и ваших мам и бабушек. Далеко на севере, на берегу моря расположена величественная и суровая страна Норвегия. Склоны её гор покрыты лесами, а берега изрезаны фиордами (заливами). Обрывистые берега с глубокими ущельями круто спускаются к морю. Один из древнейших городов западной Норвегии – Берген. Здесь, где глубокий залив образует большое, красивое озеро, а скалистый берег покрыт лесом, в живописной сельской местности и произошла встреча главных героев рассказа. (Слайд Герои рассказа: Эдвард Григ, Дагни Педерсен, Хагеруп Педерсен, Магда, Нильс. 1. Краткое сообщение о К. Паустовском (делает учитель). - Прежде, чем перейти к рассказу, мне хотелось бы сказать несколько слов великом русском писателе – К.Г. Паустовском. Константин Георгиевич вошёл в литературу как ценитель музыки и мастер пейзажа. (Слайд 4. Портрет К.Паустовского) Родился он в 1892 году в Москве в семье железнодорожного статистика. (Статистика – учёт чего – либо). На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». (Слайд 5. Слова отца) И он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Константин Георгиевич рано начал писать. “Моя писательская жизнь – вспоминает он – началась с желания все знать, все видеть и путешествовать». (Слайд 6. Слова писателя) В каждом рассказе, в каждой повести видны следы его скитаний. Но Паустовский писал не только о природе, но ещё и о композиторах, художниках, писателях, то есть о людях, которые тонко чувствовали красоту окружающего нас мира и старались своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым вы познакомились дома, и является тому доказательством. |
| Познавательные: - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, - ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем); | |
4. | Работа над содержанием рассказа. | |||
- реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новые знания в речи; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения | а) Чтение и анализ первой части рассказа (Осенний лес). - С первых же строк рассказа Паустовский нас красиво переносит на место действия: в Норвегию в сказочный осенний лес. - Вы любите гулять в лесу? В какое время года? Чем вам нравится осенний лес? (Слайд 7. Осенний лес) - Давайте прочитаем, как автор описывает осенний лес?
- Какие приемы использует автор, чтобы вы увидели красоту осеннего леса? – - Паустовского можно по праву считать мастером олицетворений. Анализируя каждую часть, вы будете находить средства художественной выразительности для того, чтобы лучше понять текст, настроение героев, музыку. - Понравилось ли вам описание осеннего леса? Что главное в нем? - Да, в описании леса мы видим противопоставление живого, настоящего и ненастоящего, сделанного, подделки под настоящее. - Почему автор так поэтично описывает осень в лесу?
б) Чтение и анализ первой части рассказа (Встреча). - Продолжим чтение первой части рассказа. Предлагаю прочитать следующий отрывок по ролям. - Что в разговоре самое главное? - Как вы думаете, почему Григ в рассказе с такой любовью и вниманием относится к девочке, что решает сделать девочке подарок, подарить музыку?
- Я предлагаю вам составить словесный портрет Дагни. На доске появляется запись: Дагни: - мила и красива - трудолюбива - доверчива - чуткая и добрая – Что надеялась получить в подарок Дагни? – Почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарки ждёшь с нетерпением? Найдите и прочитайте об этом в книге. – Григ задумал очень сложный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети воспринимают сложную музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет. - Сколько лет тогда будет Дагни? Озаглавьте 1 часть рассказа. 1. Встреча в осеннем лесу.
| Дети рассказывают о своём отношении к осеннему лесу. Хоровое чтение – Сравнения, эпитеты, олицетворения. - Автор сравнивает кованые из золота и меди листья с настоящими. И подчеркивает, что нет ничего прекраснее «осеннего наряда, лежащего в горах». - Красота леса очаровывает и вдохновляет композитора. Автор хочет, чтобы читатели ее увидели, почувствовали. Чтение по ролям. - Григ решает сделать девочке подарок. - Дагни очаровала Грига. Работа в парах. Она мила и красива: у неё большие, как у куклы глаза, зеленоватые зрачки в которых Григ увидел осеннюю листву. – Она трудолюбива: тащит тяжёлую корзину с шишками. – Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, об игрушках. – Она чуткая и добрая. Дагни печально рассказывает Григу, что её дедушка плохо спит по ночам, всю ночь кряхтит. Какую-нибудь игрушку, например – куклу. …я делаю подарки для взрослых, ты ещё мала и многого не понимаешь, учись терпению… Групповая работа. | Познавательные: - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, - описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; - ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем); - умение делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; - доносить свою позицию до других. - использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь; - уважать другую точку зрения; - продолжать учиться работать в парах и группе. - проявлять активность в деятельности. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое. Регулятивные: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - выполнять различные роли в группе. | |
5. | Физкультминутка. | |||
- реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новые знания в речи; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения | в) Чтение и анализ второй части рассказа (Рождение музыки) - Прочитайте самостоятельно вторую часть рассказа. - О чем говорит внимательному читателю описание дома композитора? С чем сравнивает автор это жилище? Что было украшением дома Грига? Почему? - Найдите и прочитайте описание комнаты Грига. - Что придавало уют его комнате? - Почему Григ не решался выбросить старый диван? - Вот видите, благодаря точному описанию Паустовского, мы узнаём о том, что у Грига было много друзей - поклонников его таланта. Рассказ учителя об Э.Григе. «Высоко в норвежских горах, в местечке со сказочным названием Трольхауген (холм троллей) – между двух заливов спокойного моря - вырос дом. Вилла Грига. (Слайд 8. Вилла Грига.) С холма открывался прекрасный вид на огромное озеро с зелёными островами. Вокруг небольшой, но уютной виллы – лес, а несколько ниже к воде – маленькая хижина, куда Григ уединялся для работы. (Слайд 9. Пианино Грига.) Кроме пианино, в ней умещался простой деревянный стол, старый диван да стопки нот любимых композиторов. В этом рабочем домике рождались бессмертные мелодии, ставшие достоянием мира. – Каким же был он, композитор Э. Григ? (Слайд 10. Эдвард Григ.) Невысокого роста, белокурый и голубоглазый, жизнерадостный и весёлый. Он любил родные края и готов был без конца бродить в горах, окружающих его приют. Здесь он черпал вдохновения для шедевров. (Слайд 11 - 12. Норвегия.) В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии - сумрачное величие хвойных лесов и суровая красота фьордов. В ней звучит прибой северного моря. Эдвард Григ родился в Бергене в купеческой семье. Игре на фортепианно учился с 6 лет под руководством матери. В дальнейшем – великий композитор, пианист, дирижёр, общественный деятель. (Слайд 11 - 12. Слова Э. Грига) «Музыка,- писал Эдвард Григ, - добрая сила, которая облагораживает души и нравы». Велико творческое наследие Эдварда Грига – лирические пьесы, песни, романсы, сюиты, сонаты. Имя Э. Грига известно всему миру. Он много путешествовал. Выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. - Перечитайте описание зимы в Бергене. Похоже ли это описание на стихи? Для чего Паустовский включил такое красивое описание зимы именно в эту часть рассказа? - Каких слушателей Григ ценил больше? - Какие чувства пробуждала музыка Грига у тех, кто ее слушал? Нарисуйте словесные картины, пользуясь словами из текста.
- Как вы думаете, был ли Григ счастлив? Что наполняло его счастьем? - Какие слова самые важные в этой части? – Озаглавьте эту часть. 2. Рождение музыки. | Самостоятельное чтение. - С жилищем дровосека. - Очень мало мебели и вещей. В доме дровосека, наверное, не совсем уютно? Выборочное чтение. - Рояль. - У него было много гостей. – Добрым, чувственным, любил природу и детей. Выборочное чтение. – Григ сочиняет музыку. Композитору всегда важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей его обстановке, ведь в своих произведениях он отражает окружающую жизнь. – «Это были синицы на дереве, …» «Синицы волновались. Как они не вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля». – «Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая». – «Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой». – «Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щёлку за Григом». – «Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома». – «А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около её босых ног стояли хрустальные туфельки.» – Он жизнь прожил, отдавая свой талант людям. - «…жизнь удивительна и прекрасна… я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата». Сравнение: «Ты как солнце. Как нежный ветер и раннее утро.» Олицетворения: Рояль мог петь. Белые и чёрные клавиши убегали, тосковали, смеялись, гремели бурей. Заржавленные пароходы дремали, посапывали. Снег останавливался, чтобы послушать звон. Хрустальные туфельки вздрагивали, сталкивались с друг другом. … Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни…» | Познавательные: - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, - описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; - ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем); - умение делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; - доносить свою позицию до других. - использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь; - уважать другую точку зрения; - продолжать учиться работать в парах и группе. - проявлять активность в деятельности. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое. Регулятивные: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - выполнять различные роли в группе. | |
Урок 2. | ||||
- реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новые знания в речи; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения | г) Анализ третьей части рассказа (Дагни в гостях у родственников). – В III части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни. Прочитайте эту часть. – Что изменилось в жизни Дагни? – Кем были родственники девушки? – Что особенного было в комнате тети Магды? – Перечислите, какие вещи были в комнате у Магды?
– А где сейчас, в наше время, можно встретить эти предметы? – Озаглавьте эту часть. 3. В гостях у тётушки Магды. | Чтение учеником. – Дагни стала взрослой и отец отправил её погостить к родственникам. – Тетушка Магда была театральной портнихой, а её муж – в том же театре – парикмахер. – В комнате у тётушки было много театральных вещей. Дети перечисляют вещи, объясняют значение слов. – В театрах. | Познавательные: - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, - описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; - ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем); - умение делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; - доносить свою позицию до других. - использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь; - проявлять активность в деятельности. | |
д) Анализ четвёртой части рассказа (Подарок).
– Куда любила ходить Дагни в городе? – Как она чувствовала себя после спектаклей? – Почему она плакала? (Добавляем в характеристику Дагни – впечатлительная) – Кому из вас приходилось плакать, когда вы смотрели спектакли, кинофильмы или читали книгу? – Изменилась ли Дагни? – Помните, а ведь именно этими качествами Дагни понравилась Григу.
– Вот Дагни собирается на концерт с дядей и тетей. Словами нарисуйте её портрет. – Расскажите, в какой необычной обстановке проходил концерт. – Кто знает, что такое "белые ночи"? – В каком еще городе России бывают белые ночи? А.С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга: « … И не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи пол часа». – Итак, девушка необычайно красива, концерт проходит в парке, стоят белые ночи. Все так чудесно и таинственно, что ждешь: вот-вот произойдет чудо. Так умело и интересно построил писатель свой рассказ. И чудо действительно происходит. Чтение учителем отрывка под музыку. «…Дагни впервые слушала симфоническую музыку» –Почему же теперь Дагни плакала, слушая музыку Грига? – Какое действие музыка оказала на Дагни? – Что почувствовала Дагни? – Как Паустовский помогает нам лучше воспринять текст? – Какая музыка по словам Паустовского? – Докажите, что музыка живая. – А на самом деле музыка бывает живой?
- Какую картину нарисовало ваше воображение?
(Слайд 13. Слова М. Горького) - Впечатление о музыке Грига можно передать словами. М. Горького: «Слушая Грига, видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирные пастбища, тихий ручей». Композитор в этом произведении изображает восход солнца. Солнышко всходит - А как вы думаете, назвал свой музыкальный подарок Э.Григ? ПЬЕСА — законченное небольшое по форме музыкальное сочинение; - Что помогло Э. Григу написать такую музыку для Дагни? – Почему Дагни сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился когда-то в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками? – Что она думала о композиторе?
– Почему она так его называет? «Живут волшебники земные, тепло своих сердец даря». (открывается запись на доске) - - Кого мы сегодня называем земными волшебниками и почему? - - Озаглавьте эту часть. 4. Подарок. | Чтение «цепочкой». – Дагни любила ходить в театр. – Она долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели. – Она была чувствительной, впечатлительной. – Дагни осталась такой же чуткой, милой, впечатлительной, какой была в детстве. Однако теперь она взрослая, красивая девушка. Чтение учеником. – Дагни очень красивая. Строгая бледность лица. Косы с отблеском старого золота. – Был тёплый день. Стояли белые ночи. Концерт проходил в парке под открытым небом. - Это ночи, когда солнце заходит, но на улице светло, как днём. - В Петербурге. – Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя. Но и от больших хороших чувств; кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер и она не скажет ему «спасибо» за чудесный подарок. – Она плакала, не скрываясь слезами благодарности. – Слушая музыку, она представляла себе картины своей Родины. – Он подбирает точные слова, оживляет музыку. – Она живая. – Она росла, подымалась и пенилась, неслась, бушевала, срывала листья. – Автор одушевляет её, наделяя человеческими качествами. Как будто попал в Норвегию, в тот лес, к тому морю, услышал шум прибоя, веселое эхо в горах, шелест листьев, хочется еще немного побыть там). - Пьеса «Утро» - Красота окружающего мира – Он ей тогда пообещал подарок. – Она укоряла его, что он не умеет быстро работать. - - Волшебник и великий музыкант. - Она смогла, спустя такое длительное время, услышать его, понять. А также, благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы! . – Григ подарил нам талантливо написанную музыку, Паустовский – рассказ. | Познавательные: - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, - описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; - ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем); - умение делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; - доносить свою позицию до других. - использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь; - уважать другую точку зрения; - продолжать учиться работать в парах и группе. - проявлять активность в деятельности. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое. Регулятивные: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - выполнять различные роли в группе. | ||
Физкультминутка. | ||||
- анализ эмоционального состояния после прослушивания музыки | е) Слушание музыки и беседа о музыке. - Давайте ещё раз послушаем отрывок из концерта для фортепиано с оркестром, написанного Э.Григом и подумаем, можно ли сказать, что это произведение было написано специально для Дагни? Мне бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине. - Какое впечатление произвела на вас музыка? - Что вы представили, слушая музыку? - А что произвело на вас большее впечатление, сама музыка или описание музыки Паустовским? - Что вы лучше поняли, художественное произведение или музыкальное? - Как вы думаете, почему так почему так происходит, что для того, чтобы понять музыку, её надо услышать? - Верно, это и Паустовский тоже понимает. Найдите и прочитайте фразу, в которой он объясняет, что трудно описывать музыку словами? | - Я думаю, что эту музыку можно считать подарком для всех людей. - Завораживала, очаровывала. - Пение рожка, щебетание птиц, шум прибоя … Ответы детей. …невозможно описать музыку словами, как бы ни был богат наш язык. | Регулятивные: - анализировать эмоциональные состояния, полученные от прослушивания музыки; - оценивать их влияние на настроение человека | |
7. | Обобщение. | |||
- осознание обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности. | - Если вы сегодня не почувствовали и не поняли музыку, ничего страшного! У вас еще все впереди: и настоящее счастье, и музыка тоже. А вот для чего живёт человек, вы должны понимать уже сейчас? Дагни поняла это, а вы поняли? . – Открываем тайну. В чём же заключается главный смысл произведения К. Паустовского? – А почему же рассказ назван «Корзина с еловыми шишками»? – Как вы считаете, счастливый конец у рассказа или нет? | – Чтобы дарить радость другим людям от чистого сердца, не за спасибо, любить природу, самому радоваться. – К. Паустовский считал, что открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле. – Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек! – Э.Григ смог выполнить своё обещание, девочка получила подарок, а самое главное она поняла то, о чём хотел сказать ей композитор! | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач Регулятивные: - анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности; - оценивать их влияние на настроение человека | |
8. | Рефлексия. | |||
- осознание обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности. | Важная мысль творчества Паустовского – мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремление открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному». Дарить людям «сказку жизни» - способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле. Через годы и собственную смерть великий музыкант Э. Григ передал свой подарок к совершеннолетию некогда встреченной им в лесу очаровательной девчушке – музыку, которая открыла ей «красоту этого мира». -Я думаю, что все эти качества есть или зарождаются в ваших сердечках. А наши сердца раскрываются с детства, как листва деревьев. Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми, а слова М. Пришвина стали вашим девизом по жизни. Все хорошее в природе - от солнца; - Ну, и конечно же, как сказал сам Э.Григ: «В первую очередь нужно быть человеком! И иметь душу!» (Слайд 14. Слова Э.Грига) Существует такая легенда: Давным-давно люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали Бога, и он лишил их этого дара. После чего крепко задумался: куда спрятать отнятое? Поместить на вершины гор – человек рано или поздно всё равно доберётся до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надёжное место. Тогда решил Бог спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать: в человеческую душу. И не ошибся. До сих пор об этом мало кто подозревает. Я желаю вам найти этот дар и раскрыть его людям, как Григ, Паустовский и другие прекрасные композиторы, художники, писатели. | Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач Регулятивные: - анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности; - оценивать их влияние на настроение человека | |
9. | Домашнее задание. | |||
В качестве домашнего задания, я предлагаю вам выполнить творческую работу. Вы сами попробуете выступить в роли творцов: писателей, художников, поэтов, актёров. На части не делится солнце лучистое, И вечную Землю нельзя разделить. Но искорку счастья – луча серебристого – Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. | Дети выбирают себе задание для домашней работы. | |||
10. | Оценивание. | |||
- А сейчас я попрошу поднять руки тех, кому понравился сегодняшний урок, кому понравился рассказ К.Г. Паустовского, кого затронула музыка Э. Грига, кому понятно как должен жить человек. И кому сегодня захотелось творить подарки для людей. Поаплодируйте себе и всем вокруг себя! Спасибо за урок! (Слайд 15.) | Дети оценивают свою работу на уроке. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф урока:
«Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным» .
«Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать»
Пианино в доме-музее Грига
1848 - 1907
«Музыка - добрая сила, которая облагораживает души и нравы». Эдвард Григ
«Слушая Грига, видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирные пастбища, тихий ручей». М.Горький
Вступая в жизнь, иди рука об руку с прекрасным, а главное помни, что человек счастлив и красив только тогда, когда отдает людям всю свою жизнь, работу, талант. К.Паустовский
«В первую очередь нужно быть человеком! И иметь душу!» Эдвард Григ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....