Проект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Проект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_prishvin_vyskochka.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Мерлинская школа

Проект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка»

( Автор курса «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова)

Учитель первой категории  Евгененкова С.П.

Тема урока: Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка».                          

Тип  урока. Изучение и закрепление нового материала.                                     

Цели. Создать условия для осознания, осмысления и закрепления знаний по творчеству М.М. Пришвина. Познакомить учащихся с биографическими данными М.М. Пришвина и его рассказом  «Выскочка».   Способствовать пониманию идеи произведения; формировать у учащихся личное отношение к прочитанному;  развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать,  делать выводы.  Развивать способности оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей.                               

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, иллюстрации, рисунки животных .  Запись «Звуки природы»,  выставка книг.

Структура урока

  1. Организационный этап (проверка готовности к уроку, приветствие)     

Вот и прозвенел звонок                                                                                                                   Начинается урок                                                                                                                                        Очень тихо вы садитесь                                                                                                                                   И работать не ленитесь

  1. Актуализация опорных знаний.                                                                                               

– Я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение. Когда будете слушать, рассмотрите иллюстрации, прочитайте слова.  ( Звучит красивая музыка «Звуки природы»,  на доске иллюстрации – пейзажи, животные, слова: 

«Я нашел для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека»  М.М. Пришвин

– Что объединяет музыкальное произведение, иллюстрации и слова, которые вы услышали? (Это слова о природе и о людях) 

– Великое слово природа. Природа создала человека.  Человек – часть природы, ее неповторимое создание.  

   

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло  голубое,

           Солнце светит золотое,

           Ветер листьями играет,

           Тучка в  небе проплывает.

           Поле, речка и трава

           Горы, воздух и листва,

           Птицы, звери и леса,

           Гром, туманы и роса

           Человек и время года –

             Это всё вокруг …….ПРИРОДА

- О красоте природы сложено много песен, художниками написано много картин.

-Писатели написали много рассказов.

-Произведения,  каких писателей о природе вы читали?  (Сладков, Чарушин, Паустовский, Бианки , Пришвин)

3.  Постановка цели и задач урока.

-Чтобы  определить тему сегодняшнего  урока  давайте,  обратимся  к выставке книг.

-Во время перемены вы имели возможность рассмотреть книги.

-Что можно сказать о книгах по их обложкам?  (Пришвин М.)

-Какие цели поставим?

ИТОГ учитель сообщает тему и цели урока

  1. Актуализация знаний.

 Вступительная беседа (на доске висит портрет)

- Что вы знаете о Пришвине?

(Дополнение учителя.)

-  Откройте книги на стр.98 и прочитайте название рассказа

  1. Прогнозирование

-Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? (Выскочка)

-- А как вы понимаете значение слова « выскочка»?  ( человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам)

- Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?

 Отгадайте загадки, и вы узнаете, о ком идёт речь.

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.

   (Собака).

           Трещала с самого утра:

«Пор – р – ра! Пор – р - ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит…. (Сорока).

- Мы с вами много говорили о собаках, у многих  они есть. А вот что вы знаете о сороках?

Сообщение о сороке (сообщение ученика – домашнее задание)

Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос её легко запоминается – резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого–то она заметила. За это её и прозвали лесной болтуньей.

Гнездо сорока устраивает высоко на дереве из крупных сучьев, переплетая их стеблями травы и глиной. Снаружи гнездо похоже на большой шар. Оно очень прочное.

Самка откладывает 5- 7 яиц и сидит на них 17 дней. Самец кормит её, а затем и появившихся птенцов. Как только малыши окрепнут, самка помогает ему. Питаются птицы мышами, насекомыми, червями, поедают и падаль, а также семена разных растений. Всю зиму сороки вместе со своим выводком держатся вместе и обитают возле населённых пунктов. О сороках сложены пословицы и поговорки: «Сорока нам на хвосте весть принесла», «Сорока – белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила».

Бодрая, горластая сорока запросто может выхватить еду из - под самого носа вороны. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или ещё где – ни будь.

- Послушайте произведение и подумайте, такую ли сороку вы увидели в рассказе?

  1. Первичное восприятие текста.

ЧТЕНИЕ текста учителем.

- Какую картину вы представляли, слушая рассказ?

-А какие чувства вы испытывали?

        3) Словарно-лексическая работа.

БДИТЕЛЬНОСТЬ – постоянное настороженное внимание.

РАДУЖНЫЙ – разноцветный.

УЛУЧИЛА – нашла подходящее время.

ПОСКАКАЛА ДУРОМ – не по порядку, как попало не думая.

ВЫВОДОК- птенцы, живущие с матерью.

ПОЛЕНО- кусок распиленного дерева

Подберите синонимы к словам: бдительность  (зоркость, настороженность)

        украденный  (похищенный, сворованный)

Подберите антонимы к слову : глупая (умная, мудрая)

       5.    Первичное закрепление.

1 часть - чтение « по цепочке»

-Откуда приехала собака?

-Как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки? Подтвердите словами из текста.

-Как у собаки появилась такая кличка? (2 вопрос.)

-Сколько  косточек было у Вьюшки? (2)

 2 часть - чтение шёпотом

   - Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?   ( 3  вопрос.)

 - Как вы понимаете выражение «Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупая, а как то с заскоком и с пыльцой в голове?»

Какое крылатое выражение поясняет этот эпизод? (В семье не без урода)

А можно ли в жизни применить это выражение?

Как вы думаете, на что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

3 часть - чтение про себя

Какой момент в рассказе самый напряжённый? (5 вопрос.)

-Как вы думаете, понравилось ли это остальным сорокам?

Как автор относится к Вьюшке и Выскочке: с юмором, насмешкой, нежностью,   состраданием, любовью? Объясните. (6 вопрос.)

- Ребята, а у людей  такие качества проявляются в жизни?

- Как вы думаете, чему научила Выскочку эта история?

Почему автор назвал так рассказ?

6. Динамическая пауза

- Встаньте, выйдите из-за парт.

Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.

Поднимите руки вверх, если в рассказе «Вьюшка» дело было поздней осенью.   (да)

Опустите руки, если было семь сорок. (да)

Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну кость. (нет)

Сядьте за столы, если верно то, что весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах. (да)

7. Закрепление пройденного материала.

   1)  Составление плана

Работа в парах

А теперь поработайте в парах. Составьте на рабочих закладках план.

  1. Весёлая собачка Вьюшка.
  2. Выскочка поскакала дуром.
  3. Сорока без хвоста.

   

   

   2) Работа над иллюстрацией

- Кто изображён на этой иллюстрации?

-Какой эпизод рассказа изобразил художник?

-Найдите в тексте отрывок и прочитайте его.

-Как вы думаете, что чувствовала Выскочка?

 3) Работа с пословицами  

- Объясните смысл пословиц и  скажите, какая пословица отражает главную мысль рассказа М.М. Пришвина? (Мнения учащихся могут быть разные)

             Один в поле не воин.

             Поспешишь - людей насмешишь.

            Семеро одного не ждут.

4)Подведение итогов.

 – У Пришвина есть слова: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю»                                                                                                          

– Как понимаете?

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (быть вместе, держаться друг за друга, помогать)

8.Домашнее задание.                                                                                                                                 

– Прочитать рассказ. Подобрать пословицы к рассказу.

9.Рефлексия.                                                                                                                                        

– Закончи предложение:                                                                                                                                         

  Рассказ«Выскочка»………..                                                   

  Сегодня я задал вопрос…….

  Я понял, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по литературному чтению 1 класс

В данном уроке предоставлен материал занятия с использованием технологии критического мышления....

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...

Проект урока по литературному чтению 2 класс "Школа 2100"

Конспект урока по литературному чтению разработан в соответствии  с ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".

В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Технологическая карта урока по литературному чтению (2 класс) по теме Проект "О чём может рассказать школьная библиотека"

2 класс. Технологическая карта по литературному чтению по теме Проект " О чём может расскзать школьная библиотека". УМК "Школа России"....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: М.Пришвин «Моя Родина»

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: М.Пришвин «Моя Родина»...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс по теме "Обобщающий урок по теме " О братьях наших меньших"

урок литературного чтения 2 класс по теме "Общающий урок по теме "О братьях наших меньших".Содержит проверочную работу и презентацию...