Проект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Проект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_prishvin_vyskochka.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Мерлинская школа
Проект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка»
( Автор курса «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова)
Учитель первой категории Евгененкова С.П.
Тема урока: Мир животных и человека в рассказе М.М. Пришвина «Выскочка».
Тип урока. Изучение и закрепление нового материала.
Цели. Создать условия для осознания, осмысления и закрепления знаний по творчеству М.М. Пришвина. Познакомить учащихся с биографическими данными М.М. Пришвина и его рассказом «Выскочка». Способствовать пониманию идеи произведения; формировать у учащихся личное отношение к прочитанному; развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы. Развивать способности оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, иллюстрации, рисунки животных . Запись «Звуки природы», выставка книг.
Структура урока
- Организационный этап (проверка готовности к уроку, приветствие)
Вот и прозвенел звонок Начинается урок Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь
- Актуализация опорных знаний.
– Я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение. Когда будете слушать, рассмотрите иллюстрации, прочитайте слова. ( Звучит красивая музыка «Звуки природы», на доске иллюстрации – пейзажи, животные, слова:
«Я нашел для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека» М.М. Пришвин
– Что объединяет музыкальное произведение, иллюстрации и слова, которые вы услышали? (Это слова о природе и о людях)
– Великое слово природа. Природа создала человека. Человек – часть природы, ее неповторимое создание.
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса
Человек и время года –
Это всё вокруг …….ПРИРОДА
- О красоте природы сложено много песен, художниками написано много картин.
-Писатели написали много рассказов.
-Произведения, каких писателей о природе вы читали? (Сладков, Чарушин, Паустовский, Бианки , Пришвин)
3. Постановка цели и задач урока.
-Чтобы определить тему сегодняшнего урока давайте, обратимся к выставке книг.
-Во время перемены вы имели возможность рассмотреть книги.
-Что можно сказать о книгах по их обложкам? (Пришвин М.)
-Какие цели поставим?
ИТОГ учитель сообщает тему и цели урока
- Актуализация знаний.
Вступительная беседа (на доске висит портрет)
- Что вы знаете о Пришвине?
(Дополнение учителя.)
- Откройте книги на стр.98 и прочитайте название рассказа
- Прогнозирование
-Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? (Выскочка)
-- А как вы понимаете значение слова « выскочка»? ( человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам)
- Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?
Отгадайте загадки, и вы узнаете, о ком идёт речь.
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака).
Трещала с самого утра:
«Пор – р – ра! Пор – р - ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…. (Сорока).
- Мы с вами много говорили о собаках, у многих они есть. А вот что вы знаете о сороках?
Сообщение о сороке (сообщение ученика – домашнее задание)
Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос её легко запоминается – резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого–то она заметила. За это её и прозвали лесной болтуньей.
Гнездо сорока устраивает высоко на дереве из крупных сучьев, переплетая их стеблями травы и глиной. Снаружи гнездо похоже на большой шар. Оно очень прочное.
Самка откладывает 5- 7 яиц и сидит на них 17 дней. Самец кормит её, а затем и появившихся птенцов. Как только малыши окрепнут, самка помогает ему. Питаются птицы мышами, насекомыми, червями, поедают и падаль, а также семена разных растений. Всю зиму сороки вместе со своим выводком держатся вместе и обитают возле населённых пунктов. О сороках сложены пословицы и поговорки: «Сорока нам на хвосте весть принесла», «Сорока – белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила».
Бодрая, горластая сорока запросто может выхватить еду из - под самого носа вороны. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или ещё где – ни будь.
- Послушайте произведение и подумайте, такую ли сороку вы увидели в рассказе?
- Первичное восприятие текста.
ЧТЕНИЕ текста учителем.
- Какую картину вы представляли, слушая рассказ?
-А какие чувства вы испытывали?
3) Словарно-лексическая работа.
БДИТЕЛЬНОСТЬ – постоянное настороженное внимание.
РАДУЖНЫЙ – разноцветный.
УЛУЧИЛА – нашла подходящее время.
ПОСКАКАЛА ДУРОМ – не по порядку, как попало не думая.
ВЫВОДОК- птенцы, живущие с матерью.
ПОЛЕНО- кусок распиленного дерева
Подберите синонимы к словам: бдительность (зоркость, настороженность)
украденный (похищенный, сворованный)
Подберите антонимы к слову : глупая (умная, мудрая)
5. Первичное закрепление.
1 часть - чтение « по цепочке»
-Откуда приехала собака?
-Как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки? Подтвердите словами из текста.
-Как у собаки появилась такая кличка? (2 вопрос.)
-Сколько косточек было у Вьюшки? (2)
2 часть - чтение шёпотом
- Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой? ( 3 вопрос.)
- Как вы понимаете выражение «Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупая, а как то с заскоком и с пыльцой в голове?»
Какое крылатое выражение поясняет этот эпизод? (В семье не без урода)
А можно ли в жизни применить это выражение?
Как вы думаете, на что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?
3 часть - чтение про себя
Какой момент в рассказе самый напряжённый? (5 вопрос.)
-Как вы думаете, понравилось ли это остальным сорокам?
Как автор относится к Вьюшке и Выскочке: с юмором, насмешкой, нежностью, состраданием, любовью? Объясните. (6 вопрос.)
- Ребята, а у людей такие качества проявляются в жизни?
- Как вы думаете, чему научила Выскочку эта история?
Почему автор назвал так рассказ?
6. Динамическая пауза
- Встаньте, выйдите из-за парт.
Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.
Поднимите руки вверх, если в рассказе «Вьюшка» дело было поздней осенью. (да)
Опустите руки, если было семь сорок. (да)
Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну кость. (нет)
Сядьте за столы, если верно то, что весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах. (да)
7. Закрепление пройденного материала.
1) Составление плана
Работа в парах
А теперь поработайте в парах. Составьте на рабочих закладках план.
- Весёлая собачка Вьюшка.
- Выскочка поскакала дуром.
- Сорока без хвоста.
2) Работа над иллюстрацией
- Кто изображён на этой иллюстрации?
-Какой эпизод рассказа изобразил художник?
-Найдите в тексте отрывок и прочитайте его.
-Как вы думаете, что чувствовала Выскочка?
3) Работа с пословицами
- Объясните смысл пословиц и скажите, какая пословица отражает главную мысль рассказа М.М. Пришвина? (Мнения учащихся могут быть разные)
Один в поле не воин.
Поспешишь - людей насмешишь.
Семеро одного не ждут.
4)Подведение итогов.
– У Пришвина есть слова: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю»
– Как понимаете?
-Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (быть вместе, держаться друг за друга, помогать)
8.Домашнее задание.
– Прочитать рассказ. Подобрать пословицы к рассказу.
9.Рефлексия.
– Закончи предложение:
Рассказ«Выскочка»………..
Сегодня я задал вопрос…….
Я понял, что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по литературному чтению 1 класс
В данном уроке предоставлен материал занятия с использованием технологии критического мышления....
Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».
Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...
Проект урока по литературному чтению 2 класс "Школа 2100"
Конспект урока по литературному чтению разработан в соответствии с ФГОС второго поколения....
Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".
В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....
Технологическая карта урока по литературному чтению (2 класс) по теме Проект "О чём может рассказать школьная библиотека"
2 класс. Технологическая карта по литературному чтению по теме Проект " О чём может расскзать школьная библиотека". УМК "Школа России"....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: М.Пришвин «Моя Родина»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: М.Пришвин «Моя Родина»...
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс по теме "Обобщающий урок по теме " О братьях наших меньших"
урок литературного чтения 2 класс по теме "Общающий урок по теме "О братьях наших меньших".Содержит проверочную работу и презентацию...