Внеклассное мероприятие по литературному чтению Литературный ринг «По страницам любимых сказок»
классный час (3 класс)

Анжелика Игоревна Иванова

Внеклассное мероприятие для начальной школы. "Литературный ринг" "По страницам любимых сказок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературному чтению

Литературный ринг «По страницам любимых сказок»

Цели:

Образовательная: формировать и развивать у детей интерес к литературе, к народным и авторским сказкам, умение обобщать, давать характеристики героям, а также узнавать героев и сказочные предметы по их описанию.

Воспитательная: развивать умение работать в коллективе, развивать умения сотрудничества, доброжелательного отношения к одноклассникам.

Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности, приобщать к умственному труду.

Задачи: в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании различных сказок

Предварительная подготовка: рисуется плакат «Книгу прочитал— умнее стал». Готовятся музыкальные заставки, секундомер и колокольчик для отсчета времени, эмблемы для капитанов команд. В оформлении аудитории можно использовать книжные выставки.

• Участники: ведущий, две команды школьников, жюри.

• Продолжительность: 45 минут.

Ход мероприятия:

Ведущий:

Наше сегодняшнее соревнование называется «Литературный ринг» потому, что оно состоит из трех раундов — как в настоящем соревновании на боксерском ринге. Только соревноваться вам надо будет не в кулачной силе, а в литературных знаниях и начитанности.

Мы с вами побываем в тех местах, где живут добрые и забавные Буратино и Чиполлино, и их враги — злые и коварные Карабас – Барабас и синьор Помидор. Мы вспомним путешествия, которые совершили моряк Гулливер в страну лилипутов, а девочка Алиса - в Страну чудес. Словом, мы побываем в удивительной стране литературных героев, в раз ных её областях — поэзии и детектива, загадок и развлечений.

В нашей игре примут участие две команды, давайте дадим командам названия. Пусть первая команда называется «Молодцы», а вторая — «Умники». Я прошу каждую команду выбрать себе капитана. Пусть капитаны подойдут ко мне, пожмут друг другу руки и дадут обещание изо всех сил бороться за победу своей команды. Капитаны, клянетесь? Тогда получите ваши отличительные знаки - эмблемы.

Конечно, для того, чтобы судить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи — жюри. Сегодня членами жюри согласились быть (представляет членов жюри).

Сразу предупреждаю, что для обдумывания ответа на каждый вопрос командам будет предоставляться по 30 секунд. Видите, у нашего жюри есть точный секундомер и маленький колокольчик для подачи сигналов времени.

Итак, команды готовы? Жюри на своем боевом посту. Наша встреча начинается. И для ее торжественного открытия я предлагаю вам вспомнить пословицы об учении. По мните, как в народе говорят — «Учиться никогда не поздно»; «Век живи— век учись»; «Ученье— свет, а не ученье — тьма». А моя самая любимая пословица такая: «Чтение — вот лучшее учение». А почему это так, вам подскажет плакат, который украшает нашу аудиторию. Давайте прочитаем его дружно хором. ( Читает вместе с ребятами: «Книгу прочитал — умнее стал».)

Я объявляю первый раунд. В нем — три задания. Но сна чала давайте послушаем маленький музыкальный отрывок.

Звучит Прелюдия № 7 Ф. Шопена.

Эта музыка настроила нас на возвышенный лад, потому что первый раунд мы решили посвятить области страны Литературии, которая называется «Поэзия». Вы любите стихи?

Сейчас я проверю, хорошо ли вы умеете читать стихи всей командой. Давайте условимся — я начну читать стихотворение, а вы по начальной строчке узнаете его и продолжите чтение вместе со мной. Бросим жребий — кто начнет первым. (Читает вслух по очереди для каждой из команд начала следующих стихотворений.)

1. Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

И. Суриков «Детство».

2. Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

— Что такое «хорошо»,

И что такое «плохо»?

В. Маяковский «Что такое „хорошо" и что такое „плохо"».

3. Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки, Оказалось — это брюки.

С. Маршак «Человек рассеянный».

4. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними — кот задом наперед.

К. Чуковский «Тараканище».

5. Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Всюду веешь на просторе.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

6. Жил был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

Я смотрю, вы хорошо знаете поэзию, жюри предстоит нелегкое решение — выбирать из сегодняшнего состязания того, кто знает ее лучше.

Второе задание поэтического раунда — кто больше найдет рифм к заданному слову. Капитаны, возьмите листки бумаги и ручки. Первое слово — «урок». Ждем 30 секунд, а вы пишете рифмы к этому слову.

По истечении времени ребята читают свои ответы, листки с ответами передаются жюри.

Второе слово— «работа».

Действия прежние.

Последнее состязание поэтического раунда — надо вспомнить и прочитать стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек. Вот, например, я называю вам рифмы: «ко мне, на ремне, бляшке, фуражке». А вы вспоминаете стихи и их автора:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «пять» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке.

Это начало стихотворения Самуила Яковлевича Маршака

«Почта».

Задание понятно? Тогда слушаем рифмы.

Предлагает поочередно командам задания.

1. Простился, снарядился, у окна, одна.

Л. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь с царицею простился,

В путь-дорожку снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

#1052;ая, гром, играя, голубом.

Ф. Тютчев «Весенняя гроза»:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом.

#1057;кажи, доложи, милее, белее.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

#1054;кном, вечерком.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

#1064;аги, ноги, размера, сапоги.

С. Михалков «Дядя Степа»:

Лихо меряли шаги

Две огромные ноги,

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

#1043;уляет, подгоняет, в волнах, парусах.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

Первый раунд завершен. Я убедилась, что вы показали себя настоящими знатоками поэтической литературы. Можно ли попросить жюри объявить нам результаты первого раунда?

Жюри сообщает итоги начальных соревнований.

Я объявляю второй раунд.

Звучит музыкальная заставка композитора В. Дашкевича к телефильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

В каком фильме звучит эта музыка? Вы угадали, но знаете ли вы такое слово — детектив? Это вид литературы, в котором сыщики находят человека по самым незначительным деталям его внешности или характера. Вот сейчас я предлагаю каждому из вас побыть в роли детектива.

Второй наш раунд — детективный. И вам предстоит определить, о каком из героев идет речь, по моему описанию. У каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил приметы интересующего его гражданина. Вот посмотрите, какие литературные персонажи попали в нашу картотеку.

Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего.

Сначала я попрошу узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил, прослушав... слова его песенки.

#1042;аша мама пришла,
Молочка принесла.

Коза из русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

#1053;е садись на пенек,
Не ешь пирожок,
Неси бабушке,
Неси дедушке.

Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь».

3. Еду, еду в Африку,

В милые края!

Африка, Африка,

Родина моя!

Обезьяна Чичи из книги К. Чуковского «Доктор Айболит».

#1052;ишка очень любит мед,
Почему? Кто поймет?

В самом деле — почему

Мед так нравится ему?

Винни-Пух из книги А. Милна «Винни-Пух и все, все, все».

#1055;тичка польку танцевала
На лужайке в ранний час:
Нос налево, хвост направо,
Это полька Карабас.

Куклы из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

6. Эй, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

Пудик из сказки М. Горького «Воробьишко».

Теперь — узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.

1. Этот герой работал врачом на корабле. Однажды
его корабль потерпел кораблекрушение, и он оказался
в плену у маленьких человечков.

Гулливер.

  1. Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить
    себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном

ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу.

Барон Мюнхаузен.

3. Этот мальчик в наказание за невежливость был пре-
вращен гномом в маленького человечка и совершил
путешествие вместе со стаей гусей.

Ни лье.

4. Героиня этой английской книжки побежала за Бе
лым Кроликом, но потом провалилась в глубокий ко
лодец и оказалась в необычайной стране.

Алиса.

5. Герой, о котором идет речь, был гимнастом в бро-
дячем цирке. Но когда народ восстал против власти
трех обжор, встал во главе восстания.

Гимнаст Тибул.

6. Единственный мальчик на свете, который никогда
не вырастал.

Питер Пэн.

Теперь — новое задание. Оно называется «Фоторобот»: по некоторым чертам внешности героя назовите его имя.

1. Голова его набита опилками.

Винни-Пух.

2. У него на голове зеленый хохолок, подергав за ко
торый вдоволь наплачешься.

Чиполлино.

3. Этот столяр носил прозвище Сизый Нос.

Джузеппе из сказки «Золотой ключик».

#1040;фриканское животное, которое после встречи с
крокодилом на берегу реки Лимпопо поменяло свою
внешность.

Слоненок из сказки Р. Киплинга.

5. Полосатый свирепый хищник, ненавидевший Ма
угли.

Тигр Шерхан.

6. Девочка-кукла, волосы которой были необычного
голубого цвета.

Мальвина.

7. Маленький мальчик в золотой короне и горностае
вой мантии, который обожал розу, живущую на его
планете, и думал, что такой цветок — единственный
во всем мире.

Маленький Принц.

8. Этот сказочный персонаж всегда носил с собой мас
ленку, чтобы не заржаветь во время дождя.

Железный Дровосек.

9. Эта девушка была вынуждена ходить в шкуре до
машнего животного, хотя она и являлась потомствен
ной принцессой.

Ослиная шкура.

10. Этот персонаж скромно заявлял о себе, что он из
простых собак, не из породистых.

Пес Шарик из книги Э. Успенского «Дядя Федор, кот и пес».

Жюри должно подвести итоги детективного раунда и сказать нам общий счет соревнования. А я пока замечу, что вы проявили себя, как настоящие сыщики-детективы, успешно справившись с такими нелегкими заданиями.

Жюри сообщает итоги второго раунда.

Последняя, заключительная встреча предстоит вашим капитанам.

Для конкурса капитанов надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок.

Ну как, капитаны, вообразили, что вы в сказочной стране? Тогда — первое задание. Какие слова надо произнести, чтобы:

1. Вызвать Сивку-бурку?

Сивка-бурка, Вещий каурка,

Встань передо мной,

Как лист перед травой.

2. Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами?

Симсим, открой дверь!

3. Сварить кашу в волшебном горшочке?

Раз, два, три, горшочек, вари!

4. Исполнить повеление волшебной щуки?

По щучьему веленью, по моему хотенью.

А теперь мы вместе с мальчиком Маугли перенесемся в его джунгли и вспомним имена тех, кто жил рядом с ним. Я буду называть зверя, который жил в джунглях, а ваше задание — как можно скорее вспомнить и произнести его имя, постаравшись опередить соперника. Начали!

Медведь (Балу)

Пантера (Багира)

Шакал (Табаки)

Питон (Каа)

Вожак волчьей стаи (Акела)

Последнее задание для капитанов. Оно требует некоторого объяснения. Помните, как в сказке «Золотой ключик» Мальки па обучала Буратино грамоте? Кто скажет, какую фразу она предложила ему для диктанта? Верно— «А роза упала на лапу Азора». Мальвина еще назвала эту фразу волшебной. Почему, как вы думаете? Потому что эта фраза читается одинаково как слева направо, так и справа налево. Таких фраз в русском языке можно придумать очень много. Называются они палиндромы, или перевертыши. Вот сейчас нашим капитанам предстоит определить, какие из предложенных им фраз являются палиндромами, а какие — нет. Я еще раз напомню: фраза-перевертыш читается одинаково с обоих концов.

Вот здесь у меня имеются два плаката, на которых написаны задания для капитанов. Пожалуйста, капитаны внимательно прочитайте каждый свои фразы и найдите, какие предложения ошибочно причислены к перевертышам.

Капитаны команд читают свои фразы и находят в них

исключения.

Фразы для 1-го капитана:

Лев волов вел.

Вор влетел в ров.

Зубы на полку лезут.

Ковал поп поплавок.

Фразы для 2-го капитана:

Около меня не молоко.

Конус и рисунок.

Конфеты есть — не фокус.

Коту тащат уток.

В каждом наборе фраз исключением — не палиндромом — является третья.

Итоги:

Я благодарю вас за честную и интересную игру, и нам осталось только предоставить последнее слово жюри. Но не зависимо от результатов сегодняшней встречи давайте вспомним золотое правило греческих олимпиад: главное в олимпиаде — не победить, а главное — в ней участвовать. Поэтому я думаю, что все вы получите пользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и еще раз перечитаете старые, хорошо знакомые.

Жюри объявляет итоги. Идет награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра - викторина "Путешествие по страницам любимых сказок А. С. Пушкина"

Данное мероприятие было проведено для учащихся вторых классов с целью: развивать речь младших школьников, внимание, память; воспитывать любовь к художественному слову....

Внеклассное мероприятие по литературному чтению "По страницам сказок" 2 класс.

Ребята работали со сказками,изученными во 2 классе....

Конспект внеклассного мероприятия "По страницам любимых сказок"

Вашему вниманию предоставляю конспект внеклассного мероприятия на тему "По страницам любимых сказок" ....

Внеклассное мероприятие в начальных классах Игра-путешествие «По страницам любимых сказок»

Внеклассное мероприятиев начальных классахИгра-путешествие«По страницам любимых сказок»...

Литературная игра-путешествие «По страницам любимых сказок Ханса-Кристиана Андерсена».

Материал представляет собой конспект внеурочного занятия в виде литературной игры-путешествия «По страницам любимых сказок Ханса-Кристиана Андерсена».Цель: обобщить знания по прочитанным с...

Литературное путешествие «По страницам любимых сказок»

Цель: формировать у обучающихся устойчивый интерес и любовь к чтению, книге.Задачи:1. Способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса к чтению;2. Обобщить знания детей о ...