«Чем силен человек? («Дыйканбай и дэв» киргизская сказка)
классный час по чтению (2 класс)

Папкова Ирина Александровна

Урокпо программе "Школа 2100" по литературному чтению 2 класс.  Материал содержит конспект занятия, самоанализ урока, а также раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyykanbay_i_dev.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Чем силен человек? («Дыйканбай и дэв» киргизская сказка)

  1. Организационный момент.

(Слайд 1)Звучит песня «В мире много сказок.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Этот урок я выбрала неслучайно, дело в том, что 2015 год – это год литературы. Вы об этом знали? А ещё, потому что я очень люблю читать. На уроках литературы мы знакомимся с разными жанрами: рассказами, поэмами, повестями, а ещё со сказками.

II. Актуализация знаний.

- Скажите, а какие сказки вы читаете сейчас?

- Кто такой богатырь?

- Когда я слышу слово «богатырь», то вспоминаю картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Посмотрите на экран, кто изображён на этой картине? (Слайд 2)

- Какими качествами обладали богатыри?

- Почему память о богатырях жива в народе. (Слайд)

III. Постановка цели урока.

- Не только русскому народу нужна была защита, у каждого народа были и есть свои герои. Причем эти герои не всегда богатыри, часто это простые люди. Но они обладают особыми качествами.

- Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: «Чем силен человек?» (читают дети)

IV. Работа со сказкой «Дыйканбай и дэв».

  1. Работа с текстом до чтения.

Откройте учебник на стр. 188. Прочитайте название текста.

- Кто такой дэв? Где об этом можно узнать?

Чтение сноски.

- А кто такой Дыйканбай? (Это имя мужчины)

- Давайте потренируемся произносить это слово. Прочитайте его по слогам, произнесите целым словом, произнесите быстро. Давайте позовем Дыйканбая. (Слайд 4)

- Есть ли у сказки автор?

- Как называются такие сказки?

- Рассмотрите иллюстрацию.  Кого вы на ней видите?

- Как художник показал величину дэва?

- Как вы думаете, что произойдет в сказке?

2. План работы с текстом сказки.

- Давайте наметим план работы со сказкой. Восстановите последовательность работы.

На доске:

Ответы на вопросы по каждой части сказки.

Выделяем главную мысль сказки.

Чтение сказки по частям.

- Какой этап работы должен быть первым? и т. д.

Итак, как мы будем работать сегодня на уроке? Прочитайте весь план.

3. Работа над текстом сказки.

Чтение 1 абзаца (учитель)

- Кто же такой Дыйканбай?

- Каким он был человеком? Найдите подтверждение в тексте.

- Какую работу мы сейчас выполняли. Какой это этап работы?

Чтение 2 абзаца (ученик)

-  Кого встретили охотники в лесу?

- Как выглядел дэв. Найдите описание.

- Что такое бурдюк? Где можно узнать значение слова?

- А остальные слова вам понятны?

Словарная работа (работа в парах). (Слайд №5)

- Соедините слова с их значением.

Косуля         - обрубок бревна

Чурбак – ребёнок, у которого умер один или оба родителя

Джигит – животное, вид оленя

Сирота – искусный наездник

- Проверим, что у вас получилось.

 V. Физминутка «Наша сила богатырская» (Слайд 6)

VI. Продолжение работы над сказкой

3-5 абзац – читает учитель.

Дальше чтение по цепочке

Работа в группах.

Сейчас мы поработаем в группах. Ответьте на вопрос, который у вас на карточке. Обсудите вместе ответ, определите, кто будет читать ответ, а кто будет отвечать.  Не забывайте, что в группах работаем дружно, внимательно слушаем друг друга.

1 группа – Ответьте на вопрос: Чему радовался дэв?

2 групп – Чему радовался Дыйканбай? Можно ли верить его словам?         

3 группа – Что сказал Дыйканбай дэву, чтобы он ему поверил и испугался?

4 группа – Как дэв «спас» свою жизнь?

Проверяем работу.

- Какой вопрос был у первой группы? Как вы на него ответили?

- Какую работу вы выполняли сейчас. Чему учились? Какой это этап работы?

Чтение сказки до конца

- Узнаем, что было дальше с нашими героями.

- Кого увидели охотники на обратном пути?

- Как в сказке говорится о силе дэвов?

- Почему царь дэвов советовал остерегаться людей? Найдите доказательство в тексте.

- Чему учит нас эта сказка?

-  Можем мы теперь ответить на вопрос: чем силен человек? На каком этапе урока мы сейчас находимся?

Работа после чтения

- Ребята, понравилась ли вам сказка?

-  О каком человеческом качестве рассказывает эта сказка?

- Чему учит эта сказка?

Инсценирование

- Я хочу проверить, насколько вы были внимательными читателями. Выберите предметы, которые могли бы принадлежать героям сказки. Кому из героев могли принадлежать эти предметы?

- Давайте попробуем свои силы в театральном искусстве. У вас на столе лежат изображения героев. Вы догадались кто это?

- Найдите сценарий. Давайте подумаем как нужно читать слова дэва? Дыйканбая?

- В парах потренируйтесь читать диалог.

Слушаем чтение нескольких пар. Как благодарят актеров? Поаплодируем одноклассникам

VII. Подведение итогов

- Продолжите предложение

Сегодня на уроке мы познакомились …

- Сегодня на уроке мы учились …

- На уроке мне понравилось (у меня получилось)

Мне было очень приятно работать с вами. Я хотела бы оставить память о вашем чудесном классе, и хотела чтобы у вас осталась память обо мне. Давайте сфотографируемся на память.

*Д/з?


Сценарий

Дэв (с удивлением): Я то смеюсь от радости, что у меня теперь будет чем полакомиться, но от чего смеёшься ты?

Дыйканбай (смеясь): Моей жене захотелось поесть печенки дэва. За этим мы и пришли сюда. Вот я и смеюсь: радуюсь тому, как легко досталась мне добыча! Хватай дэва, мой друг, давай скорей вырежем ему печёнку!

Дыйканбай (грозно): А ну, говори побыстрей, что хотел бы ты сказать перед смертью?

Дэв (со страхом): О смелые джигиты, храбрые охотники! Я один у своего отца. Просите всё, что хотите, только не убивайте меня.

Сценарий

Дэв (с удивлением): Я то смеюсь от радости, что у меня теперь будет чем полакомиться, но от чего смеёшься ты?

Дыйканбай (смеясь): Моей жене захотелось поесть печенки дэва. За этим мы и пришли сюда. Вот я и смеюсь: радуюсь тому, как легко досталась мне добыча! Хватай дэва, мой друг, давай скорей вырежем ему печёнку!

Дыйканбай (грозно): А ну, говори побыстрей, что хотел бы ты сказать перед смертью?

Дэв (со страхом): О смелые джигиты, храбрые охотники! Я один у своего отца. Просите всё, что хотите, только не убивайте меня.


Соедини слова и их значения

Косуля                       обрубок бревна

Чурбак               ребёнок, у которого умер один или оба родителя

Джигит                     животное, вид оленя

Сирота                      искусный наездник

_________________________________________________________________

Соедини слова и их значения

Косуля                       обрубок бревна

Чурбак               ребёнок, у которого умер один или оба родителя

Джигит                     животное, вид оленя

Сирота                      искусный наездник

_________________________________________________________________

Соедини слова и их значения

Косуля                       обрубок бревна

Чурбак               ребёнок, у которого умер один или оба родителя

Джигит                     животное, вид оленя

Сирота                      искусный наездник

_________________________________________________________________


Самоанализ урока

Вы посмотрели урок литературного чтения во втором классе на тему: Чем силен человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»)

Тип урока: обучение чтению нового текста (начало работы).

Технология:  формирование типа правильной читательской деятельности.

На уроке передо мной стояла цель:

Познакомить учащихся с содержанием сказки

Учитывая специфику и тип урока, я ставила перед собой следующие задачи:

образовательные:

  1. Обучать приемам понимания текста, приемам ведения «диалога с автором».
  2. Совершенствовать технику чтения.
  3. закрепить понятия «богатырская сказка», «богатырь».

развивающие:

  1. Развивать умения и навыки речевой деятельности;
  2. Развивать умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения

воспитательные:

  1. Воспитывать коммуникативные качества при работе в группе, в парах
  2. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой работе и работе в парах
  3. Воспитывать патриотические чувства,  интерес к истории нашей Родины и других народов.

здоровьесберегающие:

  1. Сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Я считаю, что вместе с детьми в течение урока мне удалось обеспечить их комплексность и взаимосвязь.

Новый  ФГОС общего начального образования  предполагает  формирование целого ряда универсальных учебных действий. На данном уроке я ставила задачу организовать деятельность по формированию следующих личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД:

Предметные умения:

Правильно и осознанно читать сказку; понимать основную мысль сказки; отвечать на вопросы по тексту сказки; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение, на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать текст; оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать в парах и группах.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные УУД:

Развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

При дальнейшем самоанализе я постараюсь раскрыть какие УУД на каких этапах урока формировались.

Структура урока, на мой взгляд, была рациональной для реализации поставленной цели. Время распределено на всех этапах  в  соответствии с уровнем сложности заданий.

Все этапы урока были логически связаны между собой.

В соответствии с технологией формирования типа читательской деятельности в работе с текстом были выделены 3 этапа:

  • Работа над текстом до чтения (прогнозирование содержания)
  • Работа с текстом во время чтения (осмысленное чтение)
  • Работа после чтения.

Для реализации поставленных задач я использовала:

 словесные  (беседа на этапе актуализации знаний, самоопределения к деятельноти);

наглядные  (на этапе актуализации знаний,)

практические   (на этапе словарной работы, работы с текстом, инсценирование)

Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), общеклассная, индивидуальная.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, в связи с этим

с целью активизации познавательной деятельности учащихся  применяла методы интерактивного обучения на этапе проверки знаний.

В технологии интерактивного обучения принципиально важно использование форм познавательной деятельности, предполагающих сотрудничество. В связи с этим, я наряду с индивидуальной и фронтальной  формами  использовала парную  форму работы. Каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, шёл обмен информацией, творческая деятельность. Причем происходило это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность

На уроке были использованы материальные средства обучения (дидактические материалы, технические средства) и идеальные средства обучения (устная речь). Они  использовались в комплексе, дополняя друг друга. За счёт этого поддерживалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока.

На протяжении всего урока обеспечивался здоровьесберегающий режим.  Это осуществлялось  за счёт применения ряда методов и приёмов (психологический настрой в начале урока, физминутка, постоянная смена видов деятельности)

 Отведено время на рефлексию деятельности учащихся на уроке. Рациональность  использования времени обеспечивалась за счёт разнообразия видов и форм работы, при этом, не было перегрузки ребят.

Считаю, что поставленная  триединая цель урока была достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка»)"

Урок литературного чтения во 2-м классе для обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100". Используется технология формирования типа правильной читательской деятельности. На уроке школьник усваи...

Конспект урока литературного чтения на тему: Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?

В данном конспекте осуществляется использование технологии продуктивного чтения...

Дыйканбай и дзв. Киргизская сказка

Презентация к уроку литературного чтения...