«Чем силен человек? («Дыйканбай и дэв» киргизская сказка)
классный час по чтению (2 класс)
Урокпо программе "Школа 2100" по литературному чтению 2 класс. Материал содержит конспект занятия, самоанализ урока, а также раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyykanbay_i_dev.docx | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чем силен человек? («Дыйканбай и дэв» киргизская сказка)
- Организационный момент.
(Слайд 1)Звучит песня «В мире много сказок.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Этот урок я выбрала неслучайно, дело в том, что 2015 год – это год литературы. Вы об этом знали? А ещё, потому что я очень люблю читать. На уроках литературы мы знакомимся с разными жанрами: рассказами, поэмами, повестями, а ещё со сказками.
II. Актуализация знаний.
- Скажите, а какие сказки вы читаете сейчас?
- Кто такой богатырь?
- Когда я слышу слово «богатырь», то вспоминаю картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Посмотрите на экран, кто изображён на этой картине? (Слайд 2)
- Какими качествами обладали богатыри?
- Почему память о богатырях жива в народе. (Слайд)
III. Постановка цели урока.
- Не только русскому народу нужна была защита, у каждого народа были и есть свои герои. Причем эти герои не всегда богатыри, часто это простые люди. Но они обладают особыми качествами.
- Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: «Чем силен человек?» (читают дети)
IV. Работа со сказкой «Дыйканбай и дэв».
- Работа с текстом до чтения.
Откройте учебник на стр. 188. Прочитайте название текста.
- Кто такой дэв? Где об этом можно узнать?
Чтение сноски.
- А кто такой Дыйканбай? (Это имя мужчины)
- Давайте потренируемся произносить это слово. Прочитайте его по слогам, произнесите целым словом, произнесите быстро. Давайте позовем Дыйканбая. (Слайд 4)
- Есть ли у сказки автор?
- Как называются такие сказки?
- Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы на ней видите?
- Как художник показал величину дэва?
- Как вы думаете, что произойдет в сказке?
2. План работы с текстом сказки.
- Давайте наметим план работы со сказкой. Восстановите последовательность работы.
На доске:
Ответы на вопросы по каждой части сказки.
Выделяем главную мысль сказки.
Чтение сказки по частям.
- Какой этап работы должен быть первым? и т. д.
Итак, как мы будем работать сегодня на уроке? Прочитайте весь план.
3. Работа над текстом сказки.
Чтение 1 абзаца (учитель)
- Кто же такой Дыйканбай?
- Каким он был человеком? Найдите подтверждение в тексте.
- Какую работу мы сейчас выполняли. Какой это этап работы?
Чтение 2 абзаца (ученик)
- Кого встретили охотники в лесу?
- Как выглядел дэв. Найдите описание.
- Что такое бурдюк? Где можно узнать значение слова?
- А остальные слова вам понятны?
Словарная работа (работа в парах). (Слайд №5)
- Соедините слова с их значением.
Косуля - обрубок бревна
Чурбак – ребёнок, у которого умер один или оба родителя
Джигит – животное, вид оленя
Сирота – искусный наездник
- Проверим, что у вас получилось.
V. Физминутка «Наша сила богатырская» (Слайд 6)
VI. Продолжение работы над сказкой
3-5 абзац – читает учитель.
Дальше чтение по цепочке
Работа в группах.
Сейчас мы поработаем в группах. Ответьте на вопрос, который у вас на карточке. Обсудите вместе ответ, определите, кто будет читать ответ, а кто будет отвечать. Не забывайте, что в группах работаем дружно, внимательно слушаем друг друга.
1 группа – Ответьте на вопрос: Чему радовался дэв?
2 групп – Чему радовался Дыйканбай? Можно ли верить его словам?
3 группа – Что сказал Дыйканбай дэву, чтобы он ему поверил и испугался?
4 группа – Как дэв «спас» свою жизнь?
Проверяем работу.
- Какой вопрос был у первой группы? Как вы на него ответили?
- Какую работу вы выполняли сейчас. Чему учились? Какой это этап работы?
Чтение сказки до конца
- Узнаем, что было дальше с нашими героями.
- Кого увидели охотники на обратном пути?
- Как в сказке говорится о силе дэвов?
- Почему царь дэвов советовал остерегаться людей? Найдите доказательство в тексте.
- Чему учит нас эта сказка?
- Можем мы теперь ответить на вопрос: чем силен человек? На каком этапе урока мы сейчас находимся?
Работа после чтения
- Ребята, понравилась ли вам сказка?
- О каком человеческом качестве рассказывает эта сказка?
- Чему учит эта сказка?
Инсценирование
- Я хочу проверить, насколько вы были внимательными читателями. Выберите предметы, которые могли бы принадлежать героям сказки. Кому из героев могли принадлежать эти предметы?
- Давайте попробуем свои силы в театральном искусстве. У вас на столе лежат изображения героев. Вы догадались кто это?
- Найдите сценарий. Давайте подумаем как нужно читать слова дэва? Дыйканбая?
- В парах потренируйтесь читать диалог.
Слушаем чтение нескольких пар. Как благодарят актеров? Поаплодируем одноклассникам
VII. Подведение итогов
- Продолжите предложение
Сегодня на уроке мы познакомились …
- Сегодня на уроке мы учились …
- На уроке мне понравилось (у меня получилось)
Мне было очень приятно работать с вами. Я хотела бы оставить память о вашем чудесном классе, и хотела чтобы у вас осталась память обо мне. Давайте сфотографируемся на память.
*Д/з?
Сценарий
Дэв (с удивлением): Я то смеюсь от радости, что у меня теперь будет чем полакомиться, но от чего смеёшься ты?
Дыйканбай (смеясь): Моей жене захотелось поесть печенки дэва. За этим мы и пришли сюда. Вот я и смеюсь: радуюсь тому, как легко досталась мне добыча! Хватай дэва, мой друг, давай скорей вырежем ему печёнку!
Дыйканбай (грозно): А ну, говори побыстрей, что хотел бы ты сказать перед смертью?
Дэв (со страхом): О смелые джигиты, храбрые охотники! Я один у своего отца. Просите всё, что хотите, только не убивайте меня.
Сценарий
Дэв (с удивлением): Я то смеюсь от радости, что у меня теперь будет чем полакомиться, но от чего смеёшься ты?
Дыйканбай (смеясь): Моей жене захотелось поесть печенки дэва. За этим мы и пришли сюда. Вот я и смеюсь: радуюсь тому, как легко досталась мне добыча! Хватай дэва, мой друг, давай скорей вырежем ему печёнку!
Дыйканбай (грозно): А ну, говори побыстрей, что хотел бы ты сказать перед смертью?
Дэв (со страхом): О смелые джигиты, храбрые охотники! Я один у своего отца. Просите всё, что хотите, только не убивайте меня.
Соедини слова и их значения
Косуля обрубок бревна
Чурбак ребёнок, у которого умер один или оба родителя
Джигит животное, вид оленя
Сирота искусный наездник
_________________________________________________________________
Соедини слова и их значения
Косуля обрубок бревна
Чурбак ребёнок, у которого умер один или оба родителя
Джигит животное, вид оленя
Сирота искусный наездник
_________________________________________________________________
Соедини слова и их значения
Косуля обрубок бревна
Чурбак ребёнок, у которого умер один или оба родителя
Джигит животное, вид оленя
Сирота искусный наездник
_________________________________________________________________
Самоанализ урока
Вы посмотрели урок литературного чтения во втором классе на тему: Чем силен человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»)
Тип урока: обучение чтению нового текста (начало работы).
Технология: формирование типа правильной читательской деятельности.
На уроке передо мной стояла цель:
Познакомить учащихся с содержанием сказки
Учитывая специфику и тип урока, я ставила перед собой следующие задачи:
образовательные:
- Обучать приемам понимания текста, приемам ведения «диалога с автором».
- Совершенствовать технику чтения.
- закрепить понятия «богатырская сказка», «богатырь».
развивающие:
- Развивать умения и навыки речевой деятельности;
- Развивать умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения
воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные качества при работе в группе, в парах
- Воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой работе и работе в парах
- Воспитывать патриотические чувства, интерес к истории нашей Родины и других народов.
здоровьесберегающие:
- Сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Я считаю, что вместе с детьми в течение урока мне удалось обеспечить их комплексность и взаимосвязь.
Новый ФГОС общего начального образования предполагает формирование целого ряда универсальных учебных действий. На данном уроке я ставила задачу организовать деятельность по формированию следующих личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД:
Предметные умения:
Правильно и осознанно читать сказку; понимать основную мысль сказки; отвечать на вопросы по тексту сказки; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение, на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД:
Развивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать текст; оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать в парах и группах.
Познавательные УУД:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные УУД:
Развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
При дальнейшем самоанализе я постараюсь раскрыть какие УУД на каких этапах урока формировались.
Структура урока, на мой взгляд, была рациональной для реализации поставленной цели. Время распределено на всех этапах в соответствии с уровнем сложности заданий.
Все этапы урока были логически связаны между собой.
В соответствии с технологией формирования типа читательской деятельности в работе с текстом были выделены 3 этапа:
- Работа над текстом до чтения (прогнозирование содержания)
- Работа с текстом во время чтения (осмысленное чтение)
- Работа после чтения.
Для реализации поставленных задач я использовала:
словесные (беседа на этапе актуализации знаний, самоопределения к деятельноти);
наглядные (на этапе актуализации знаний,)
практические (на этапе словарной работы, работы с текстом, инсценирование)
Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), общеклассная, индивидуальная.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, в связи с этим
с целью активизации познавательной деятельности учащихся применяла методы интерактивного обучения на этапе проверки знаний.
В технологии интерактивного обучения принципиально важно использование форм познавательной деятельности, предполагающих сотрудничество. В связи с этим, я наряду с индивидуальной и фронтальной формами использовала парную форму работы. Каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, шёл обмен информацией, творческая деятельность. Причем происходило это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность
На уроке были использованы материальные средства обучения (дидактические материалы, технические средства) и идеальные средства обучения (устная речь). Они использовались в комплексе, дополняя друг друга. За счёт этого поддерживалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока.
На протяжении всего урока обеспечивался здоровьесберегающий режим. Это осуществлялось за счёт применения ряда методов и приёмов (психологический настрой в начале урока, физминутка, постоянная смена видов деятельности)
Отведено время на рефлексию деятельности учащихся на уроке. Рациональность использования времени обеспечивалась за счёт разнообразия видов и форм работы, при этом, не было перегрузки ребят.
Считаю, что поставленная триединая цель урока была достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка»)"
Урок литературного чтения во 2-м классе для обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100". Используется технология формирования типа правильной читательской деятельности. На уроке школьник усваи...
урок литературного чтения. Чем силен человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»)
урок+презентация...
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Чем силён человек?(Киргизская сказка "Дыйканбай и дэв."
Презентация к уроку....
Конспект урокуа литературного чтения по теме: "Чем силён человек?(Киргизская сказка "Дыйканбай и дэв."
Конспект урока....
Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»).
Разработка урока в 3 классе....
Конспект урока литературного чтения на тему: Чему учит киргизская сказка «Мудрая девушка»?
В данном конспекте осуществляется использование технологии продуктивного чтения...
Дыйканбай и дзв. Киргизская сказка
Презентация к уроку литературного чтения...