урок литературного чтения. Чем силен человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»)
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организация на урок. Прозвенел звонок , Начинается урок. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
Богатырские сказки.
Подберите синонимы: Б о г а т ы р ь (воин, защитник, витязь) Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины. Человек, безмерной силы, стойкости, отваги.
Проверь себя. «шлем» «наплечная бармица » «кольчуга» «панцирь» «меч» «копьё» «щит» «лук» «колчан со стрелами» 1 2 3 4 6 7 5 8 9
Физкультминутка. Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо, и ещё Через левое плечо.
Богатыри разных народов. Что свойственно богатырям разных народов? Как зовут киргизского, узбекского, башкирского богатырей? Чем славились богатыри? Чем необычен сегодня старший домовой Афанасий? Почему?
Работа со скороговоркой. Ишак в кишлак дрова возил, Ишак дрова в траву свалил. Чем необычна скороговорка? Можно ли по её содержанию определить, о чем мы будем читать?
Работа с текстом до чтения. Прочитайте название произведения на с.188 Кто такой дэв? Где об этом можно узнать? А кто это Дыйканбай? Кто автор сказки?
К и р г и з и я - это страна в Средней Азии со своей культурой, со своими обычаями, со своим языком, со своими сказками.
Рассуждаем. Кого вы на ней видите? Как художник показал величину Д эва ? Предположите, что произойдёт дальше? Кто победит и чем: силой или умом? Рассмотрите иллюстрацию .
Рассуждаем. Прочитайте 1 абзац. Кто такой Дыйканбай? Каким он был человеком? Прочитайте 2 и 3 абзацы. Каким вы увидели Дэва в сказке? Что такое бурдюк? Чурбак? Б у р д ю к (мешок из шкуры животного для хранения жидкостей) Ч у р б а к ( обрубок бревна)
А может дэв такой? Ваше представление совпадает с представлением художника?
Физкультминутка.
Рассуждаем. Прочитайте 4 абзац. Чему радовался дэв? А Дыйканбай? Правдивы ли слова Дыйканбая ? Почему он так сказал? Прочитайте далее до слов на с.190 «А дэв без оглядки кинулся бежать». Что запросил Дыйканбай от Д эва ? Смысл его требования? Почему дэв рассказал о трёх дэвах на острове?
Работа с текстом во время чтения. Читайте сказку до конца «про себя» Как в сказке говорится о силе дэвов ? Почему Дыйканбай с товарищем залезли на дерево? Какой рассказ они услышали? Почему царь дэвов велел остерегаться людей? Как удалось охотникам напугать сразу 40 дэвов ? Понравилась ли вам сказка? Почему Дыйканбай смог победить дэвов ?
Восстанови порядок слов. Охотник, по, отважный, давным-давно, имени, жил, Дыйканбай. Дэв, без, кинулся, оглядки, бежать. Домой, а, Дыйканбай, вернулись, с, целые, товарищем, невредимые, и.
Подведение итога. Прочитайте 3 предложение сказки. О каком важном человеческом качестве рассказывает эта сказка? Чем же силён человек? Прочитайте пословицы. Плохи дела – где сила без ума. Смекалка и ум к победе ведут.
Итог урока Прозвенел для нас звонок, Вот и кончился урок. Наступила перемена, Отдохнём мы непременно!
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
2 класс
Образовательная система «Школа 2100».
Раздел: Сказочные богатыри.
Тема: Чем силен человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»)
(7 урок в разделе, 1 урок в теме).
Цели урока: обучать приемам понимания текста, приемам ведения «диалога с автором»; совершенствовать технику чтения; закрепить понятия «богатырская сказка», «богатырь»; способствовать развитию умений и навыков речевой деятельности; воспитывать патриотические чувства, интерес к истории нашей Родины и других народов.
Тип урока: обучение чтению нового текста (начало работы).
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация по теме урока.
Этапы урока. | Ход, содержание урока. |
І. Организационный момент. (2 мин.) | - Прозвенел для нас звонок… (слайд 2) - Здравствуйте, люди добрые. Присаживайтесь поудобнее да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтоб был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться. |
ІІ. Работа с текстом до чтения. (8-10 мин) 1)Прослушивание отрывка музыкального произведения. 2)Лексическая работа. 3)Проверка домашнего задания. 4) Беседа на тему «Одежда и оружие богатыря». 5) Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. 6) Антиципация. | 1) Звучит отрывок из музыкального произведения. (слайд 3) - Какие чувства, образы возникли у вас при прослушивании этого музыкального произведения? 2) Подбор синонимов к слову богатырь. (слайд 4) 3)Мальчики показывают рисунки и рассказывают об оружии богатырей. Девочки показывают рисунки и рассказывают об одежде эпохи богатырей. 4)Коллективная работа Физкультминутка Дружно встали раз, два, три – Мы теперь богатыри… 5) Чтение авторского текста учителем (или заранее подготовленным учеником) с. 187 учебника. Вопросы после чтения: - Что свойственно богатырям разных народов? - Как зовут киргизского, узбекского, башкирского богатырей? - Чем славились богатыри? - Какие сказки вы о них вы читали? Работа со скороговоркой. Задание 1 в тетради с. 28. - Чем необычна скороговорка? - Можно ли по ее содержанию определить, что мы будем читать? Прочитайте название текста на с. 188. (слайд 9) - Кто такой дэв? Где об этом можно узнать? (чтение сноски.) - А кто это Дыйканбай? (это имя мужчины.) - Кто автор сказки? Вот откуда такое непонятное название сказки? Киргизия – это страна в Средней Азии со своей культурой, своими обычаями, своим языком, своими сказками (можно показать на карте). (слайд 10) Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы на ней видите? (слайд 11) - Как художник показал величину дэва? (он сидит, но все равно выше, чем охотники.) - Как вы думаете, что произойдет дальше? - Кто победит и чем: силой или умом? Давайте прочитаем сказку. |
ІІІ. Работа во время чтения. (15-20мин) 1)Первичное чтение текста. 2)Беседа по содержанию в целом. | 1)Чтение сказки детьми по абзацам. Вопросы после чтения 1-ого абзаца: (слайд 12) - Кто же такой Дыйканбай? - Каким он был человеком? Чтение 2-3-го абзацев: - Каким вы представляете дэва? - Что такое бурдюк? (мешок из шкуры животного для хранения и перевозки вина и других жидкостей.) Чурбак? (обрубок бревна.) - Совпадает ли наше представление о дэве с предположением художника? - Как вы думаете, почему стал смеяться дэв? А Дыйканбай? Физкультминутка . Прочитаем дальше и проверим предположения. После чтения 4-го абзаца: (слайд 16) - Чему радовался дэв? А Дыйканбай? - Верите ли вы словам Дыйканбая? Почему он так сказал? Чтение далее: - Почему дэв струсил? - Что сказал Дыйканбай, чтобы дэв поверил ему и испугался? - Как дэв «спас» свою жизнь? Чтение текста на с. 190 до слов «А дэв без оглядки кинулся бежать». - Что потребовал Дыйканбай от дэва? О чем это говорит? - Почему дэв рассказал о трех дэвах, живущих на острове? Чтение до конца (читают про себя.) - Как в сказке говорится о силе дэвов? - Почему Дыйканбай с товарищами залезли на дерево? - Какой рассказ они услышали? - Почему царь дэвов советовал остерегаться людей? - Как удалось охотникам напугать сразу 40 дэвов? |
IV. После чтения(10-15 мин) 1)Концептуальная беседа по тексту. 2)Работа с заглавием, иллюстрациями. 3)Работа в тетради по литературному чтению. Самостоятельная работа в группах. Коллективная проверка. | Вопросы после чтения всей сказки: - Понравилась ли вам сказка? Как вы думаете, почему Дыйканбай смог победить дэвов? Задание 2 в тетради, с. 28. (слайд 18) |
V. Подведение итогов урока
| Прочитайте 3-е предложение сказки. (слайд 19) - О каком человеческом качестве рассказывает эта сказка? Прочитайте пословицы и определите, к кому относится каждая: Плохи дела – где сила без ума. Смекалка и ум к победе ведут. Перечитать сказку, разделить ее на части. Задание 5 в тетради, с. 28. Выразительное чтение понравившегося фрагмента (по желанию) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"
УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки "(урок – игра)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по ФГОС, УМК "Гармония....
урок литературного чтения во 2 классе по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Структура урока соответствует жанру изучаемого произведения, его размерам, теме читаемого произведения. На уроке реализовывался познавательно – образовательный аспект. Дети знакомились с нравственными...
Конспект урока литературного чтения, УМК "Перспектива", 2 класс "Сказки К. Чуковского. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности сказки»"
Цели деятельности учителя: ознакомление с творчеством К. Чуковского и его произведением «Приключения Бибигона. Я начинаю любить Бибигона».Планируемые результатыПредметные:...
урок литературного чтения по теме: Русская народная сказка «Рукавичка» в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочей программе по литературному чтению в 1 классе. Учебник входит в систему «Школа России» Авторы: Л. Ф. Климанова
урок литературного чтения потеме: Русская народная сказка «Рукавичка» в соответствии с календарно-тематическимпланированием в рабочей программе по литературному чтению в 1 классе. Учебник ...