урок литературного чтения. Чем силен человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»)
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме

Химиченко Татьяна Юрьевна

урок+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himichenko_t.yu_.pptx1.58 МБ
Microsoft Office document icon himichenko_t.yu_.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 класс МОУ СОШ 6 г. Петровска- Забайкальского Преп-ль : Химиченко Т.Ю. Урок литературного чтения. «Дыйканбай и дэв» (киргизская сказка)

Слайд 2

Организация на урок. Прозвенел звонок , Начинается урок. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.

Слайд 3

Богатырские сказки.

Слайд 4

Подберите синонимы: Б о г а т ы р ь (воин, защитник, витязь) Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины. Человек, безмерной силы, стойкости, отваги.

Слайд 5

Проверь себя. «шлем» «наплечная бармица » «кольчуга» «панцирь» «меч» «копьё» «щит» «лук» «колчан со стрелами» 1 2 3 4 6 7 5 8 9

Слайд 6

Физкультминутка. Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо, и ещё Через левое плечо.

Слайд 7

Богатыри разных народов. Что свойственно богатырям разных народов? Как зовут киргизского, узбекского, башкирского богатырей? Чем славились богатыри? Чем необычен сегодня старший домовой Афанасий? Почему?

Слайд 8

Работа со скороговоркой. Ишак в кишлак дрова возил, Ишак дрова в траву свалил. Чем необычна скороговорка? Можно ли по её содержанию определить, о чем мы будем читать?

Слайд 9

Работа с текстом до чтения. Прочитайте название произведения на с.188 Кто такой дэв? Где об этом можно узнать? А кто это Дыйканбай? Кто автор сказки?

Слайд 10

К и р г и з и я - это страна в Средней Азии со своей культурой, со своими обычаями, со своим языком, со своими сказками.

Слайд 11

Рассуждаем. Кого вы на ней видите? Как художник показал величину Д эва ? Предположите, что произойдёт дальше? Кто победит и чем: силой или умом? Рассмотрите иллюстрацию .

Слайд 12

Рассуждаем. Прочитайте 1 абзац. Кто такой Дыйканбай? Каким он был человеком? Прочитайте 2 и 3 абзацы. Каким вы увидели Дэва в сказке? Что такое бурдюк? Чурбак? Б у р д ю к (мешок из шкуры животного для хранения жидкостей) Ч у р б а к ( обрубок бревна)

Слайд 13

А может дэв такой? Ваше представление совпадает с представлением художника?

Слайд 14

Физкультминутка.

Слайд 15

Рассуждаем. Прочитайте 4 абзац. Чему радовался дэв? А Дыйканбай? Правдивы ли слова Дыйканбая ? Почему он так сказал? Прочитайте далее до слов на с.190 «А дэв без оглядки кинулся бежать». Что запросил Дыйканбай от Д эва ? Смысл его требования? Почему дэв рассказал о трёх дэвах на острове?

Слайд 16

Работа с текстом во время чтения. Читайте сказку до конца «про себя» Как в сказке говорится о силе дэвов ? Почему Дыйканбай с товарищем залезли на дерево? Какой рассказ они услышали? Почему царь дэвов велел остерегаться людей? Как удалось охотникам напугать сразу 40 дэвов ? Понравилась ли вам сказка? Почему Дыйканбай смог победить дэвов ?

Слайд 17

Восстанови порядок слов. Охотник, по, отважный, давным-давно, имени, жил, Дыйканбай. Дэв, без, кинулся, оглядки, бежать. Домой, а, Дыйканбай, вернулись, с, целые, товарищем, невредимые, и.

Слайд 18

Подведение итога. Прочитайте 3 предложение сказки. О каком важном человеческом качестве рассказывает эта сказка? Чем же силён человек? Прочитайте пословицы. Плохи дела – где сила без ума. Смекалка и ум к победе ведут.

Слайд 19

Итог урока Прозвенел для нас звонок, Вот и кончился урок. Наступила перемена, Отдохнём мы непременно!



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

 2 класс

Образовательная система «Школа 2100».

Раздел:        Сказочные богатыри.

Тема:         Чем силен человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»)
(7 урок в разделе, 1 урок в теме).

Цели урока: обучать приемам понимания текста, приемам ведения «диалога с автором»; совершенствовать технику чтения; закрепить понятия «богатырская сказка», «богатырь»; способствовать развитию умений и навыков речевой деятельности; воспитывать патриотические чувства,  интерес к истории нашей Родины и других народов.

Тип урока: обучение чтению нового текста (начало работы).

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация по теме урока.

Этапы урока.

Ход, содержание урока.

І. Организационный  момент. (2 мин.)

- Прозвенел для нас звонок…        (слайд 2)

- Здравствуйте, люди добрые. Присаживайтесь поудобнее да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтоб был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.  

ІІ. Работа с текстом до чтения. (8-10 мин)

1)Прослушивание отрывка музыкального произведения.



2)Лексическая работа.



3)Проверка домашнего задания.




4) Беседа на тему «Одежда и оружие богатыря».




5) Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.







6) Антиципация.


1) Звучит  отрывок из музыкального произведения.                  (слайд 3)

- Какие чувства, образы возникли у вас при прослушивании этого музыкального произведения?

2) Подбор синонимов к слову богатырь.                          (слайд 4)


3)Мальчики показывают рисунки и рассказывают об оружии богатырей.

Девочки показывают рисунки и рассказывают об одежде эпохи богатырей.

4)Коллективная  работа
                                           
(слайд 5)

Физкультминутка
(слайд 6)

Дружно встали раз, два, три –

Мы теперь богатыри…

5) Чтение авторского текста учителем (или заранее подготовленным учеником) с. 187 учебника.                        

Вопросы после чтения:
(слайд 7)

- Что свойственно богатырям разных народов?

- Как зовут киргизского, узбекского, башкирского богатырей?

- Чем славились богатыри?

- Какие сказки вы о них вы читали?

Работа со скороговоркой.
(слайд 8)

Задание 1 в тетради с. 28.

- Чем необычна скороговорка?

- Можно ли по ее содержанию определить, что мы будем читать?

Прочитайте название текста на с. 188.                                    (слайд 9)

- Кто такой дэв? Где об этом можно узнать? (чтение сноски.)

- А кто это Дыйканбай? (это имя мужчины.)

- Кто автор сказки?

Вот откуда такое непонятное название сказки?

 Киргизия – это страна в Средней Азии со своей культурой, своими обычаями, своим языком, своими сказками (можно показать на карте).                            (слайд 10)

Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы на ней видите?           (слайд 11)

- Как художник показал величину дэва? (он сидит, но все равно   выше, чем охотники.)

- Как вы думаете, что произойдет дальше?

- Кто победит и чем: силой или умом? Давайте прочитаем сказку.

ІІІ. Работа во время чтения.    (15-20мин)

1)Первичное чтение текста.































2)Беседа по содержанию в целом.

1)Чтение сказки детьми по абзацам.

Вопросы после чтения 1-ого абзаца:                            (слайд 12)

- Кто же такой Дыйканбай?

- Каким он был человеком?

Чтение 2-3-го абзацев:

- Каким вы представляете дэва?

- Что такое бурдюк? (мешок из шкуры животного для хранения и перевозки вина и других жидкостей.) Чурбак? (обрубок бревна.)

- Совпадает ли наше представление о дэве с предположением художника?
                                       
(слайд 13)

- Как вы думаете, почему стал смеяться дэв? А Дыйканбай?

Физкультминутка .
                                        (слайд 14)

Прочитаем дальше и проверим предположения.

После чтения 4-го абзаца:            (слайд 16)

- Чему радовался дэв? А Дыйканбай?

- Верите ли вы словам Дыйканбая?  Почему он так сказал?

Чтение далее:

- Почему дэв струсил?

- Что сказал Дыйканбай, чтобы дэв поверил ему и испугался?

- Как дэв «спас» свою жизнь?

Чтение текста на с. 190 до слов «А дэв без оглядки кинулся бежать».

- Что потребовал Дыйканбай от дэва? О чем это говорит?

- Почему дэв рассказал о трех дэвах, живущих на острове?

Чтение до конца (читают про себя.)
                                        (слайд 17)

- Как в сказке говорится о силе дэвов?

- Почему Дыйканбай с товарищами залезли на дерево?

- Какой рассказ они услышали?

- Почему царь дэвов советовал остерегаться людей?

- Как удалось охотникам напугать сразу 40 дэвов?

IV. После чтения(10-15 мин)

1)Концептуальная  беседа по тексту.

2)Работа с заглавием, иллюстрациями.

3)Работа в тетради по литературному чтению. Самостоятельная работа в группах. Коллективная проверка.

Вопросы после чтения всей сказки:

- Понравилась ли вам сказка? Как вы думаете, почему Дыйканбай смог победить дэвов?



Задание 2 в тетради, с. 28.          (слайд 18)

V. Подведение итогов урока

  1. мин)







1)Домашнее задание.

Прочитайте 3-е предложение сказки.                            (слайд 19)

- О каком человеческом качестве рассказывает эта сказка?

Прочитайте пословицы  и определите, к кому относится каждая:

Плохи дела – где сила без ума.

Смекалка и ум к победе ведут.


Перечитать сказку, разделить ее на части.

Задание 5 в тетради, с. 28.

Выразительное чтение понравившегося  фрагмента (по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки "(урок – игра)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по ФГОС, УМК "Гармония....

урок литературного чтения во 2 классе по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Структура урока соответствует жанру изучаемого произведения, его размерам, теме читаемого произведения. На уроке реализовывался познавательно – образовательный аспект. Дети знакомились с нравственными...

Конспект урока литературного чтения, УМК "Перспектива", 2 класс "Сказки К. Чуковского. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности сказки»"

Цели деятельности учителя: ознакомление с творчеством К. Чуковского и его произведением «Приключения Бибигона. Я начинаю любить Бибигона».Планируемые результатыПредметные:...

урок литературного чтения по теме: Русская народная сказка «Рукавичка» в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочей программе по литературному чтению в 1 классе. Учебник входит в систему «Школа России» Авторы: Л. Ф. Климанова

урок литературного чтения потеме: Русская народная сказка «Рукавичка» в соответствии с календарно-тематическимпланированием в рабочей программе по литературному чтению в 1 классе. Учебник ...