Конспект урокуа литературного чтения по теме: "Чем силён человек?(Киргизская сказка "Дыйканбай и дэв."
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Конспект урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе с использованием компьютерной поддержки.
Образовательная система «Школа 2100».
Раздел: Сказочные богатыри.
Тема: Чем силен человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»)
Цели урока: обучать приемам понимания текста, приемам ведения «диалога с автором»; совершенствовать технику чтения; закрепить понятия «богатырская сказка», «богатырь»; развивать умения и навыки речевой деятельности; воспитывать патриотические чувства, интерес к истории нашей Родины и других народов.
Тип урока: обучение чтению нового текста (начало работы).
Технология: формирование типа правильной читательской деятельности.
Оборудование: презентация по теме урока.
Этапы урока, время. | Содержание работы. | Формы, методы и приёмы. |
І. Организационный момент. (1-3 мин.) | - Прозвенел для нас звонок… (слайд 2, 3) - Здравствуйте, люди добрые. Присаживайтесь поудобнее да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтоб был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться. - Высока ли высота поднебесная, Глубока ли глубина океан – моря Быстры – светлы реки русские А и сильные, могучие, Богатыри на славной Руси. Слайд3 | Включение детей в деятельность. Позитивный настрой на урок. Общая установка урока (выделение содержательной области). Музыкальное сопровождение. |
ІІ. До чтения. (5-10 мин)
2)Лексическая работа. 3)Проверка домашнего задания. 4)Индивидуальная самостоятельная работа на карточках «Одежда и оружие богатыря». 5) Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. 6) Антиципация. | 1) Как называется раздел литературного чтения, который мы изучаем? («Сказочные богатыри») - Кому посвящены произведения этого раздела? (богатырям) 2) Подбор синонимов к слову богатырь. (слайд 4)
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное) - Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу. Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины. 2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек. - Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой. Слайд5 - Проверим домашнее задание. Группа ребят к уроку приготовила выразительное чтение отрывка из прочитанных нами произведений. Послушаем желающих. Ребята, а вас я попрошу слушать внимательно. Предлагаю вам отгадать: 1) из какого произведения был прочитан отрывок; Другая группа подготовила рисунки с изображением одежды и оружия богатырей Слайд6 4)Самостоятельная работа по карточкам Рассмотрите рисунок в тетради и подпишите Самопроверка. 5) Чтение авторского текста учителем (или заранее подготовленным учеником) с. 188 учебника. Вопросы после чтения: - Что свойственно богатырям разных народов? (Они защищали свою землю, свой народ от врагов) - Как зовут киргизского, узбекского, башкирского богатырей? (Манас, Алпамыш, Урал-батыр) - Чем славились богатыри? (силой, удалью, храбростью, хитростью смекалкой) Работа со скороговоркой. - Чем необычна скороговорка? - Можно ли по ее содержанию определить, что мы будем читать? Прочитайте название текста на с. 188. (слайд 9 10) - Кто такой дэв? Где об этом можно узнать? (чтение сноски.) - А кто это Дыйканбай? (это имя мужчины.) - Кто автор сказки? (киргизский народ) Вот откуда такое непонятное название сказки? (слайд 11) Киргизия – это страна в Средней Азии со своей культурой, своими обычаями, своим языком, своими сказками (можно показать на карте). физминутка(слайд 12) слайд13 Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы на ней видите? (великана-дева и людей) - Как художник показал величину дэва? (он сидит, но все равно выше, чем охотники.) - Как вы думаете, что произойдет дальше?(они будут сражаться) - Кто победит и чем: силой или умом? Давайте прочитаем сказку. | Эвристическая беседа. Индивидуальный подход. Самостоятельная работа (самопроверка). Иллюстративный метод (ИКТ). Частично-поисковый метод. Принцип психологической комфортности. |
ІІІ. Работа во время чтения. (15-20мин) 1)Первичное чтение текста. 2)Беседа по содержанию в целом. | 1)Чтение сказки детьми по абзацам. (слайд 13) Вопросы после чтения 1-ого абзаца: - Кто же такой Дыйканбай?( охотник) - Каким он был человеком? (отважным,сильным,находчивым) Чтение 2-3-го абзацев: Слайд14 - Каким вы представляете дэва? - Что такое бурдюк? (мешок из шкуры животного для хранения и перевозки вина и других жидкостей.) Чурбак? (обрубок бревна.) (слайд 15) - Совпадает ли наше представление о дэве с предположением художника? - Как вы думаете, почему стал смеяться дэв? А Дыйканбай?
Прочитаем дальше и проверим предположения. После чтения 4-го абзаца: (слайд 16) - Чему радовался дэв? - Дыйканбай? - Верите ли вы словам Дыйканбая? Почему он так сказал? Чтение далее: - Почему дэв струсил? - Что сказал Дыйканбай, чтобы дэв поверил ему и испугался? - Как дэв «спас» свою жизнь? Чтение текста на с. 190 до слов «А дэв без оглядки кинулся бежать». - Что потребовал Дыйканбай от дэва? (не трогать бедных сирот и бедняков ) О чем это говорит?(он был добрый) - Почему дэв рассказал о трех дэвах, живущих на острове?(чтобы спасти себя) Чтение до конца (читают про себя.) - Как в сказке говорится о силе дэвов? - Почему Дыйканбай с товарищами залезли на дерево? - Какой рассказ они услышали? - Почему царь дэвов советовал остерегаться людей? - Как удалось охотникам напугать сразу 40 дэвов? | Самостоятельное чтение, чтение-слушание, комбинированное чтение вслух или про себя. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием текста. Метод «вдумчивого чтения», диалог с автором чрез текст. Выявление первичного восприятия (беседа) с учетом возрастных и индивидуальных возможностей класса. |
IV. После чтения(10-15 мин) 1)Концептуальная беседа по тексту. 2)Работа с заглавием, иллюстрациями. 3)Работа в тетради по литературному чтению. Самостоятельная работа в группах. Коллективная проверка. | Вопросы после чтения всей сказки: - Понравилась ли вам сказка? Как вы думаете, почему Дыйканбай смог победить дэвов? Слайд18 Восстановление текста | Коллективная дискуссия. Работа с дополнительными источниками. Самостоятельная работа в группах (с коллективной проверкой). |
V. Подведение итогов урока
| Прочитайте 3-е предложение сказки. (слайд 19) - О каком человеческом качестве рассказывает эта сказка? Прочитайте пословицы и определите, к кому относится каждая: Плохи дела – где сила без ума. Смекалка и ум к победе ведут. Выразительное чтение понравившегося фрагмента (по желанию) | Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. Перечисление своих действий. Демонстрация главного итога. Соблюдение принципа психологической комфортности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "Т.Айбергенов.Моя Республика"
Конспект урока изучения нового материала....
Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"
Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение"....
Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.
Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Чем силён человек?(Киргизская сказка "Дыйканбай и дэв."
Презентация к уроку....
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом» (из опыта работы по технологии продуктивного чтения)
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом»...
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....
Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»
Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...