Конспект урокуа литературного чтения по теме: "Чем силён человек?(Киргизская сказка "Дыйканбай и дэв."
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Абрамова - Буеракова Ольга Николаевна

Конспект урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе с использованием компьютерной поддержки.

Образовательная система «Школа 2100».

Раздел:        Сказочные богатыри.

Тема:         Чем силен человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»)

Цели урока: обучать приемам понимания текста, приемам ведения «диалога с автором»; совершенствовать технику чтения; закрепить понятия «богатырская сказка», «богатырь»; развивать умения и навыки речевой деятельности; воспитывать патриотические чувства,  интерес к истории нашей Родины и других народов.

Тип урока: обучение чтению нового текста (начало работы).

Технология:  формирование типа правильной читательской деятельности.

Оборудование: презентация по теме урока.

Этапы урока, время.

Содержание работы.

Формы, методы и приёмы.

І. Организационный  момент. (1-3 мин.)

- Прозвенел для нас звонок…        (слайд 2, 3)

- Здравствуйте, люди добрые. Присаживайтесь поудобнее да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтоб был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.  

- Высока ли высота поднебесная,

Глубока ли глубина океан – моря

Быстры – светлы реки русские

А и сильные, могучие,

Богатыри на славной Руси.

Слайд3

Включение детей в деятельность.

Позитивный настрой на урок.

Общая установка урока (выделение содержательной области).

Музыкальное сопровождение.

ІІ. До чтения. (5-10 мин)

  1. Беседа


2)Лексическая работа.

3)Проверка домашнего задания.

4)Индивидуальная самостоятельная работа на карточках «Одежда и оружие богатыря».

5) Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

6) Антиципация.

1) Как называется раздел литературного чтения, который мы изучаем?

(«Сказочные богатыри»)

- Кому посвящены произведения  этого раздела?

(богатырям) 

2) Подбор синонимов к слову богатырь.                          (слайд 4)

 

-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)

- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.

 Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

 - Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом  необыкновенным умом, смекалкой.

Слайд5

- Проверим домашнее задание. Группа  ребят к уроку приготовила выразительное чтение отрывка из прочитанных нами произведений. Послушаем желающих. Ребята, а вас я попрошу слушать внимательно. Предлагаю вам отгадать: 1) из какого произведения был прочитан отрывок;

Другая группа подготовила рисунки с изображением одежды и оружия богатырей

Слайд6

4)Самостоятельная работа по карточкам

Рассмотрите рисунок в

тетради и подпишите

Самопроверка.
                           

5) Чтение авторского текста учителем (или заранее подготовленным учеником) с. 188 учебника.                        

Вопросы после чтения:
(слайд 7)

- Что свойственно богатырям разных народов?

(Они защищали свою землю, свой народ от врагов)

- Как зовут киргизского, узбекского, башкирского богатырей?

(Манас, Алпамыш, Урал-батыр)

- Чем славились богатыри?

(силой, удалью, храбростью, хитростью смекалкой)

Работа со скороговоркой.
(слайд 8)

- Чем необычна скороговорка?

- Можно ли по ее содержанию определить, что мы будем читать?

Прочитайте название текста на с. 188.     (слайд 9   10)

- Кто такой дэв? Где об этом можно узнать? (чтение сноски.)

- А кто это Дыйканбай? (это имя мужчины.)

- Кто автор сказки?

(киргизский народ)

Вот откуда такое непонятное название сказки?

 (слайд 11)

 Киргизия – это страна в Средней Азии со своей культурой, своими обычаями, своим языком, своими сказками (можно показать на карте).  

   физминутка(слайд 12)   

слайд13                    

Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы на ней видите?

 (великана-дева и людей)        

- Как художник показал величину дэва? (он сидит, но все равно   выше, чем охотники.)

- Как вы думаете, что произойдет дальше?(они будут сражаться)

- Кто победит и чем: силой или умом? Давайте прочитаем сказку.

Эвристическая беседа.

Индивидуальный подход.

Самостоятельная работа (самопроверка).

Иллюстративный метод (ИКТ).

Частично-поисковый метод.

Принцип психологической комфортности.

ІІІ. Работа во время чтения.    (15-20мин)

1)Первичное чтение текста.

2)Беседа по содержанию в целом.

1)Чтение сказки детьми по абзацам.            

       (слайд 13)

Вопросы после чтения 1-ого абзаца:        

- Кто же такой Дыйканбай?( охотник)

- Каким он был человеком?

(отважным,сильным,находчивым)

Чтение 2-3-го абзацев:

Слайд14

- Каким вы представляете дэва?

- Что такое бурдюк? (мешок из шкуры животного для хранения и перевозки вина и других жидкостей.)

Чурбак? (обрубок бревна.)

 (слайд 15)

- Совпадает ли наше представление о дэве с предположением художника?
                                       

- Как вы думаете, почему стал смеяться дэв?

 А Дыйканбай?


                                       

Прочитаем дальше и проверим предположения.

После чтения 4-го абзаца:            (слайд 16)

- Чему радовался дэв?

- Дыйканбай?

- Верите ли вы словам  Дыйканбая?  Почему он так сказал?

Чтение далее:

- Почему дэв струсил?

- Что сказал Дыйканбай, чтобы дэв поверил ему и испугался?

- Как дэв «спас» свою жизнь?

Чтение текста на с. 190 до слов «А дэв без оглядки кинулся бежать».

- Что потребовал Дыйканбай от дэва? (не трогать бедных сирот и бедняков )

О чем это говорит?(он был добрый)

- Почему дэв рассказал о трех дэвах, живущих на острове?(чтобы  спасти себя)

Чтение до конца (читают про себя.)
                                        (слайд 17)

- Как в сказке говорится о силе дэвов?

- Почему Дыйканбай с товарищами залезли на дерево?

- Какой рассказ они услышали?

- Почему царь дэвов советовал остерегаться людей?

- Как удалось охотникам напугать сразу 40 дэвов?

Самостоятельное чтение,  чтение-слушание, комбинированное чтение вслух или про себя.

Выявление совпадений первоначальных предположений  учащихся с содержанием текста.

Метод «вдумчивого чтения», диалог с автором чрез текст.

Выявление первичного восприятия (беседа) с учетом возрастных и индивидуальных возможностей класса.

IV. После чтения(10-15 мин)

1)Концептуальная  беседа по тексту.

2)Работа с заглавием, иллюстрациями.

3)Работа в тетради по литературному чтению. Самостоятельная работа в группах. Коллективная проверка.

Вопросы после чтения всей сказки:

- Понравилась ли вам сказка? Как вы думаете, почему Дыйканбай смог победить дэвов?

Слайд18

Восстановление текста

Коллективная дискуссия.

Работа с дополнительными источниками.

Самостоятельная работа в группах (с коллективной проверкой).

V. Подведение итогов урока

  1. мин)


1)Домашнее задание.

Прочитайте 3-е предложение сказки.                            (слайд 19)

- О каком человеческом качестве рассказывает эта сказка?

Прочитайте пословицы  и определите, к кому относится каждая:

Плохи дела – где сила без ума.

Смекалка и ум к победе ведут.

Выразительное чтение понравившегося  фрагмента (по желанию)

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Перечисление своих действий.

Демонстрация главного итога.

Соблюдение принципа психологической комфортности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"

Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение"....

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...