Урок по литературному чтению в 4 классе. Тема: Знакомство со сказкой С.Аксакова «Аленький цветочек»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Стрыкова Татьяна Николаевна

Урок по литературному чтению в 4 классе, посвященный сказке С.Аксакова «Аленький цветочек».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnoe_chtenie.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа-интернат №2

Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга

Урок по литературному чтению в 4 классе с использованием ИКТ и технологий (информационно-коммуникативной и игровой)

Тема: Знакомство со сказкой С.Аксакова «Аленький цветочек» (с презентацией)

        Составил учитель Стрыкова Т.Н.
ГБОУ школа-интернат №2

Санкт-Петербург

2017 - 2018 учебный год

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе школы-интерната №2 с использованием ИКТ и технологий (информационно-коммуникативной и игровой)

Учитель Стрыкова Т.Н.

Тема урока: Знакомство со сказкой С.Аксакова «Аленький цветочек»

Обучающие задачи:

  • Научить высказывать оценочные суждения о прочитанном;
  • Выразительно читать произведения с соблюдением норм литературного произношения;

Коррекционные задачи:

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;
  • Продолжать учиться согласовывать между собой части речи в предложении;
  • Употреблять в речи простые и распространенные предложения в правильной грамматической форме;

Логопедические задачи:

  • Добиваться четкого произношения всех поставленных звуков;
  • Развивать речь, обогащая ее художественным словом;

Воспитательные задачи:

  • Формировать у учащихся правильные нравственные убеждения через оценку героев, событий и сопереживания им;

Словарь:

  • Мурава;
  • Яства;
  • Челядь;
  • Опочивать;
  • Очи;
  • Дворовые люди;

Оборудование:

  • Учебник;
  • Портрет С.Аксакова;
  • Мультимедийный проектор.

Примечание: урок общеметодологической направленности по первой части сказки.

Ход урока

I Организационный момент

II Введение в тему

 - Любите ли вы сказки? Внучка известного писателя С.Аксакова, Оленька, тоже любила сказки. (второй слайд презентации) Вот для нее он и написал сказку «Аленький цветочек».

III Работа над новой темой

- Давайте вспомним, как обычно начинаются сказки?

Предполагаемые ответы учеников

-  Мы знаем, что язык сказки – особенный. В ней встречаются старинные слова и выражения.

Третий слайд презентации

- Давайте посмотрим на слайд и разберем подробно эти слова и выражения. Читаем с пояснениями:

  • Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой
  • Яства сахарные – еда, кушанья
  • Челядь дворовая – слуги, дворовые
  • Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет
  • Опочивать легла – спать легла
  • Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза

- Мы знаем, что сказки относятся к разным группам. Каким?

- Сказки бывают бытовые, волшебные, сказки о животных.

- Как думаете, «Аленький цветочек» - это какая сказка? К какой группе относится?

Предполагаемые ответы учеников

- Почему ее можно отнести к этой группе? Потому что в ней происходят необыкновенные события.

IV Физкультминутка

V Продолжение работы над темой

- Читая волшебные сказки, мы встречаем выражения, которые характерны именно для этого типа сказок. Откроем текст сказки и посмотрим на ее начало:

- «В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек».

 - Дальше по тексту нам встретятся похожие выражения, такие как «за тридевять земель в тридесятое царство, в тридесятое государство», «двух смертей не бывать, а одной не миновать», «богатство – дело наживное», «от страха зуб на зуб не попадал».

- Наличие в сказке образных выражений, пословиц и поговорок указывает на близость этой авторской сказки к русским народным сказкам.

- Познакомимся теперь с главными героями этой сказки. Откроем учебник и найдем описания главных героев.

Зачитываем отрывки из текста учебника

Четвертый слайд презентации

- Дадим характеристику главным героям.

Возможные ответы учеников

- Купец – торговый человек, заботливый отец. Обратите внимание, а дает ли автор описание характеров дочерей?

Возможные ответы учеников

- А как мы будем судить об их характере?

Возможные ответы учеников

- Верно, о характере человека судят по его поступкам. Найдем в тексте, какие подарки попросили дочери у отца?

Находим и зачитывает отрывки из учебника

- Мы видим, что старшая дочь – горделивая, она просит для себя венец самоцветный, такой как у королевны заморской. Средняя – самолюбивая, ей нужно неустанно любоваться своей красотой. А теперь посмотрите, что просит младшая дочь? Мы можем предположить, какой у нее характер?

Возможные ответы учеников

- Да, она мечтательная, добрая и ласковая.

VI Работа с учебником, чтение по ролям.  

VII Итог урока

- Мы познакомились с первой частью сказки. Я думаю, всем интересно, как будут дальше развиваться события, чем закончится сказка.

VIII Домашнее задание

- Нарисуйте в тетради по литературному чтению аленький цветочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.

В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и  формирование УУД...

Разработка урока по литературному чтению 1 класс, тема: Русская народная сказка "Снегурочка"

Данная разработка поможет учителю в проведении урока в 1 классе по теме : "Русская народная сказка "Снегурочка"....

Урок литературного чтения 1 класс Тема: Знакомство с буквой «Б, б»

урок обучения грамоте 1 класс "Начальная школа 21 века"...

Урок литературного чтения 1 класс Тема: Знакомство с буквой «Б, б»

урок обучения грамоте 1 класс с использванием технологии критического мышления...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...