Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа Россия"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России" по теме Н.Н.Носов "Живая шляпа". Тип урока: изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_litra_no2.docx | 625.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель деятельности учителя:
- Познакомить учащихся с рассказом Н. Носова “Живая шляпа”.
- Создать условия для формирования у учащихся развитие речи, умения давать характеристику героям.
Задачи:
Обучающие: учить осознанному чтению, давать характеристику героям, восстанавливать последовательность событий, соотносить пословицы с содержанием прочитанного текста;
формировать умения выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
Развивающие: развивать навыки беглого и правильного чтения, находить главную мысль, развивать связную речь, внимание и логическое мышление, память;
Воспитательные: воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Личностные – умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения;
осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; оценивать поведение героев произведения;
проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
Регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять высказывание и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.
Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе.
(Лидера, исполнителя, критика).
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, парная.
Оборудование: учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть; презентация, ноутбук, проектор, экран.
Шляпа, мягкая игрушка котенок, плакат-картинка «котенок», карточки с изображением шляпы (для детей), конверты с пазлами.
Этап, метод | Время | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||
Орг. момент Словесный метод: слово учителя. Цель: проверка подготовленности классного помещения; организация внимания школьников. | 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Борисовна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -Проверьте, всё ли вы подготовили на своих столах? Вас на столе лежит: учебник, ручка, дневник. -Я очень рада нашей встрече и хочу поделиться своим настроением с вами. Улыбнитесь соседу по парте, соседу слева, справа, гостям, мне. -Я хочу, чтобы на уроке вам было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали товарищам, получили много полезной и нужной информации.
| Приветствовать учителя. Организовать свое рабочее место. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви; Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. | ||||||||||
Речевая разминка | Вот у теплой печки кот (на слайде № 1) Песенку свою поёт: День сегодня за окошком Хмур, хмур, хмур… Подремлю в тепле немножко, Мур, мур, мур… -Прочитайте стихотворение так как будто вы очень далеко от меня и я вижу только как шевелятся ваши губы. -Прочитайте стихотворение так как будто вы подошли ближе и я слышу шепот. -Прочитайте стихотворение так как будто вы рядом со мной и я слышу вас четко и ясно. -Прочитаем стихотворение вместе хором. -Молодцы, спасибо! | |||||||||||||
Создание проблемной ситуации (Мотивационный) Словесный метод: ответы на вопросы, подведение к теме. Актуализация знаний. Сообщение темы, постановка целей урока. Выявление места и причины затруднения | 2 мин. | -С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? Кто автор? (слайд №2) - Послушайте загадку. (слайд №3) Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржет, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапки коготки! (слайд №4)
-Поднимите руки у кого, дома живет котенок или кошка. Расскажите о повадках вашего любимца. Кошка может прожить 15 лет. Ей надо каждый день готовить еду, заботиться о ней. Наблюдать за кошками - большое удовольствие. У них очень красивые движения. Домашние кошки - близкие родственники диких, таких как львы и тигры. Они охотники и если у тебя есть рыбки, к ним кошка не должна добраться. Все котята разные. Одни сильные подвижные, другие робкие и медленно соображают, что к чему. А есть чрезмерно любопытные. Спит кошка 15 часов в сутки. Ей можно приготовить особую постель, но спать она будет там, где ей захочется. Иногда она выбирает места совсем уж, Кошкам необходимо точить когти. -Следующая загадка. Ношу на голове поля, (Слайд №5) (Шляпа) (слайд №6) - Догадались, что это, ребята? -Что такое шляпа? Для чего нужна шляпа? -Ребята, предположите чем эти два слова котенок и шляпа могут быть связаны, обратимся к названию произведения. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? -Откройте учебник с.54. Рассмотрите и назовите тему урока. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательного писателя Николая Носова рассказ «Живая шляпа». . (слайд №7) -Ребята, на столе у меня лежит шляпа, - А верите ли вы в то, что шляпы бывают живые? Почему шляпа может оказаться живой? (аргументируйте) -Какие же цели мы поставим перед собой на уроке? 1) Познакомиться …. (на слайде) (познакомиться с рассказом, объяснить почему он так называется) 2) Узнать…(Кто главные герои; главную мысль рассказа) 3) Научиться…..(анализировать произведение; работать с рассказом) | Вести учебный диалог. Слушают загадки. Высказывают своё мнение.
Отвечают на вопросы Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений | Регулятивные: Уметь обобщать, делать выводы. Коммуникативные: Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: определение темы и целей урока. | ||||||||||
4.Открытие нового знания. Словарная работа. А)стадия осмысления. Б)первичное закрепление | Но прежде, чем мы начнём читать произведение Н. Носова «Живая шляпа», давайте вспомним значения некоторых слов. Они выделены голубым цветом. Все эти слова и выражения встретятся у нас в тексте, давайте прочитаем их правильно, хором, по слогам следите за указкой. Объясните значение этих слов своими словами. Работа со словарем. -Что такое кочерга?(слайд) Кочерга – железный прут с закругленным концом для перемешивания топлива в печи. -Кто объяснит значение слова КОМОД (слайд)? Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
-Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ? (Очень сильно ударить.) -А слово ПЛЮХНУТЬ? («плюхнуться»-тяжело упасть или сесть.) Учитель заранее делит текст на смысловые части. -Ребята. Сейчас мы начнём читать текст по частям, с остановками. Чтение учителем 1 части –до слов «Что-то плюхнулось, упало» *Как вы думаете, что плюхнулось на пол? *А кто попробует предположить, что произойдет дальше? Далее текст читают хорошо читающие ребята (обратим внимание на выразительное чтение) Чтение 2 части- до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли» -Что же так испугало ребят? -Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста. -Тогда что их так напугало? -Предположите, смогут ли ребята побороть свой страх? Чтение 3 части-до слов «сейчас я её как тресну кочергой» -Чей прогноз оправдался? -А кто из мальчиков оказался посмелей: Володя или Вадик? Обоснуйте ответ. -Как поведут себя мальчики дальше? Чтение 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху» -Кто из вас был прав? -Какие действия предприняли мальчики, чтобы узнать тайну живой шляпы? -Как вела себя шляпа? Почему? -Какой момент самый напряженный? -Предположите, чем закончится произведение. Чтение учителем заключительной части. (УЧИТЕЛЬ ДОСТАЁТ ИЗ-ПОД ШЛЯПЫ КОТЁНКА) -Ребята мы с вами в начале предполагали чем связаны два слова шляпа и котенок, может быть кто то сомневался, правильно ли предположили? (рассказ о котенке, который попал под шляпу) -Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы? Так в чем же заключается главная мысль рассказа? Обобщает ответы детей. ВЫВОД: учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации. -А какова тема текста? (рассказ о животных) | Отвечают на вопросы, объясняют значения слов. -инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом. -низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей. -ударить -упасть, тяжело сесть Слушают учителя, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий. Слушают чтение товарищей, отвечают на поставленные вопросы, прогнозируют продолжение истории -Напугала их шляпа, которая двигалась. -Да, понимали, т.к один из мальчиков сказал, «что шляпы не бывают живыми»-обычный предмет, но ведёт себя странно. (высказывают мнения) Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение. - Вадик храбрее. Вовка хотел уйти домой, бросить друга. Высказывают варианты ответов. (хотели треснуть, стучали клюшкой, кричали..) -Она не двигалась, т.к сам боялась. -Шляпа как подскочит кверху… Высказывают мнения -Радость, что всё хорошо закончилось. Стыд, что они испугались шляпы. Жалость - Ваське зря попало. -высказывают ответы. | Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме | |||||||||||
5.Физкультминутка | Осторожно, как котенок, На носочках я пройдусь. Спинку я прогну немножко Распрямлюсь и потянусь. И из блюдца молочко Полакаю язычком. Лапкой грудку и животик Я помою, словно котик. А потом свернусь колечком И усну у теплой печки. Кошка утречком проснулась, Вверх изящно потянулась, Вниз красиво наклонилась, Вправо-влево покрутилась, И тихонько удалилась! | дети идут на носочках -прогибают спинку, -потягиваются -выполняют движения головой вверх-вниз -поглаживают ладошкой животик -приседают, -опускают голову на колени | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья | |||||||||||
6.Включение в систему знаний и повторений. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу Работа с пословицей | -Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н. Носова «Живая шляпа» 1) Работа в паре. -Из данных пословиц выберите только те, которые подходят к содержанию рассказа: (на слайде) -Объясните свой выбор. · У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ. · СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ. · ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ. · ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ. ОТВЕТ: Пословица- это народная мудрость. «У страха глаза велики». Ребята испугались того, что обычный, знакомый предмет ведет себя странно, непонятно. Бояться каких-то незначительных эпизодов не надо, нужно проявить смелость, но в то же время быть осторожным. Увидев какие-то забытые, незнакомые предметы, никогда не берите их, а лучше обратитесь к взрослым. -Мы все люди разные, поэтому мыслить одинаково мы не можем, у каждого человека есть своё мнение. -Как вы считаете, кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами? (На слайде) - Прочитав авторские слова, дети должны, используя слова для справок назвать, какое чувство испытывали герои. Авторские слова читают дети и делают вывод.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: УВЛЕЧЕНИЕ, СТРАХ, РАДОСТЬ, ИСПУГ Ответ: УВЛЕЧЕНИЕ ИСПУГ СТРАХ РАДОСТЬ -Как менялось настроение мальчиков? (страх перерос в смех) -Помогает ли смех в сохранении здоровья? Учитель: смех - полезен, смейтесь на здоровье. Но смех - дело серьезное. Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом помогают нам рассказы Носова. -Как вы думаете, какие чувства испытал котенок? -Почему вы не испугались? (Потому что мы знали, кто под шляпой, а ребята – нет.) -Как можно побороть свой страх? -Ребята так как же вы считаете, кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами? (Они не были трусами, потому что справились со страхом. Мальчики были активные, деятельные. Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под шляпой. Ребята были фантазёрами. Они напридумывали, что шляпу кто-то дёргает за верёвочку.) - Спасибо! Молодцы! -Ребята вы все внимательно работали с текстом, сейчас образуйте группы, поработаем в группе. У вас на столе конверты с картинками к рассказу «Живая шляпа», мой котенок их все перепутал когда играл, пожалуйста расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н. Носова «Живая шляпа». Будьте внимательны при выполнении работы. УЧИТЕЛЬ РАЗДАЁТ КОНВЕРТЫ С ЗАДАНИЯМИ. - Закончили работу. А сейчас проверьте правильность выполнения своих заданий. (на слайде) правильное расположение картинок. Оцените свою работу в группе. Если вы выполнили задание верно хлопните в ладоши один раз, а если не верно тишина. -Спасибо! Молодцы! Дополнительное задание: выборочное чтение. -Давайте рассмотрим первую иллюстрацию из нашего рассказа -Что на ней изображено? -Найдите отрывок, подходящий к этой иллюстрации. -А что изображено на второй иллюстрации? -Прочитайте к ней отрывок -Посмотрите на 3 иллюстрацию, что вы видите на ней? -Побудем немного в роли художников-иллюстраторов, к какому бы отрывку из текста, вы нарисовали иллюстрацию? | Пословица Подходит, т.к…. Отвечают на вопросы Учащиеся делятся на группы. Приступают к выполнению заданий Самопроверка по образцу | Личностные УУД: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Познавательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем. Коммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов. Уметь находить дополнительные сведения по теме урока Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. Регулятивные: Уметь обобщать и делать выводы | |||||||||||
Итоги урока. Рефлексия Словесный метод: ответы на вопросы. | 2 мин. | -Какая была тема урока? - Вспомните, ребята, какие цели вы ставили в начале урока, если вы считаете, что мы достигли их покажите плюс, если не достигли покажите минус. -Спасибо! -Ребята, выберите фразу (на слайде) и закончите её. «Я понял…» «Я научился…» «Я задумался…» «Мне захотелось…» «Мне было трудно…» -Знаете ли вы, ребята, что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость? -Может слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»? (В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку.) Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки. -Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем. Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя как читателя, активного ученика, было ли вам интересно на уроке, настолько высоко прикрепите шляпу на доске. -Спасибо! - Оценки за урок … - Ребята, я благодарю вас, мне было приятно с вами общаться. Я желаю вам дальнейших успехов и удачи! Мой Котофеевич принес вам угощение… смотрите под шляпой. Домашнее задание. С. 54-58, читать выразительно. | Отвечают на вопросы, подводят итоги. Высказывают свои варианты ответов. Оценивают результаты своей работы | Регулятивные: Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)
Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс....
Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)
Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...
Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...
Урок литературного чтения 3 класс Школа России Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды».
Изучение нового материала...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...