Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", 3 класс УМК "Начальная школа 21 века".
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л.А.Ефросининой, М.И. Омороковой « Литературное чтение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3klass_rabochaya_programma_literaturnoe_chtenie.docx | 110.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л.А.Ефросининой, М.И. Омороковой « Литературное чтение». (Программа к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования с использованием учебника, Л.А.Ефросининой, М.И. Омороковой « Литературное чтение» в 2 частях, 3 класс и Рабочей тетради «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой в двух частях.
На изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе на уроки литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели). Рабочая программа рассчитана на136 ч.
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио -, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
II. Содержание учебного курса.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
- понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
- практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
- понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
- подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
- находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное;
- читать, молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
- различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
- понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
- работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг-сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Универсальные учебные действия (УУД):
• воспринимать Универсальные учебные действия (УУД):
- понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
- понимать и ставить учебную задачу, определять способы её решения, проводить самоконтроль и самооценку, сравнивая результат своей работы с образцом, находить неточности и ошибки; корректировать — вносить исправления, дополнения и изменения по результатам оценки своей деятельности;
- выбирать вид чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от учебной задачи;
- воспринимать содержание различных видов текста при чтении (вслух и молча) и слушании (определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию);
- выделять главную и дополнительную информацию (о произведении, героях и их поступках) при составлении плана;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста с учётом его специфики, пользуясь разными видами пересказа;
- объяснять значения слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова;
- воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примерах поступков героев литературных произведений), понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (при анализе литературного произведения);
- произвольно и аргументировано строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли с учётом цели высказывания и особенностей слушателя;
- участвовать в диалоге или дискуссии (о произведении, героях и их поступках), проявляя уважение к мнению собеседника;
- выявлять мотивы поведения героев, формировать собственную позицию в отношении показанных и произведении норм морали и нравственности; давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественных произведений;
- читать самостоятельно произведения и книги но заданной теме, жанру или авторской принадлежности;
- классифицировать произведения и книг7и по темам, жанрам и авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);
- использовать в речи, изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
- подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
- употреблять в речи, изученные литературоведческие понятия;
- находить и читать диалоги и монологи героев.
Универсальные учебные действия (УУД):
- сравнивать фольклорные и авторские произведения с «бродячим» сюжетом, указывать их сходство и различия;
- отличать прозаический текст от стихотворного, научно-популярный от художественного;
- сравнивать тексты малых жанров фольклора по структуре; пользоваться изученными литературоведческими понятиями.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- рассказывать сказки от лица героя;
- рассказывать о героях произведения;
- создавать истории с героями произведений.
Ученик получит возможность научиться:
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
- выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
- создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Универсальные учебные действия (УУД):
- понимать и формулировать самостоятельно творческую учебную задачу;
- распределять роли и функции участников при выполнении коллективных творческих проектов;
- интерпретировать текст произведения (рассказывать от лица одного из героев произведения или от первого лица); восстанавливать деформированный план по тексту;
- инсценировать художественные произведения, моделировать «живые картины»;
- создавать по аналогии произведения разных жанров; сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;
- сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.
Ученик может научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;
- находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
- сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
Универсальные учебные действия (УУД):
- воспринимать чтение как средство получения информации и удовлетворения личных познавательных запросов;
- выполнять практико-ориентированные задания: находить информацию в тексте изучаемого произведения, интерпретировать текст, оценивать содержание и языковые особенности;
- устанавливать последовательность событий в тексте произведения и анализировать причинно-следственные связи;
- синтезировать, выделять главную и дополнительную информацию (о произведении, героях и их поступках);
- понимать информацию, данную в тексте, и на её основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией, сравнивать информацию, представленную в текстовом и схематическом виде;
- ориентироваться в книге (пользоваться содержанием (оглавлением), предисловием, послесловием);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
- Содержание учебного предмета
Устное народное творчество (16ч.)
Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр- Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни (5ч.)
Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».
Произведения А.С. Пушкина (10ч.)
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов (5ч.)
Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А. Майков «Осень», А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин «Русь», «Утро»; И.З. Суриков «Детство»; С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого (11ч.)
«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова (7ч.)
«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова (6ч.)
Рассказы «Степь», «Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».
Сказки зарубежных писателей (4 ч) Ш. Перро. «Подарки феи», Х.-К. Андерсен. «Снеговик»; братья Гримм. «Умная дочь крестьянская».
Стихи русских поэтов (7 ч) И.С. Никитин. «Русь», И.С. Никитин. «Утро». И.3. Суриков. «Детство».
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (7 ч) «Умнее всех», «Приёмыш».
Произведения А.И. Куприна (7 ч) «Синяя звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения С.А. Есенина (7 ч) «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского (12 ч) «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака (4 ч) «Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева (6 ч) «Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара (5 ч) «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М. Пришвина (7 ч) «Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей (10 ч) Ш. Перро «Подарки феи»; Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон «Волк»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении).
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс
(4 часа в неделю, всего 136 часа),УМК «Начальная школа 21 века» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий)
№ уро ка | Дата проведения | Тема урока | Основные виды учебной деятельности, оборудование | ||||
По плану | Фактически | ||||||
1 четверть (36 часов) Устное народное творчество (16 часов) | |||||||
1 | Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик». Р.к.Сказки и загадки народов ханты и манси Уч. с. 4-10 Раб. т. с.4-7 | Фронтальная –назвать жанры фольклора. Коллективная – работа с понятием «загадка». Работа в парах – выразительное чтение и отгадывание загадок. Индивидуальная – выполнение заданий в рабочей тетради №1. Творческое задание: выбрать предмет и сочинить о нём загадку. Определить вид загадки. Чтение загадки-сказки В. Даля «Старик-годовик». Презентация | |||||
2 | Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение. Загадки, пословицы Уч. с. 10-13 Раб. т. с.7-9 Хрес. с. 3-5 | Фронтальная – повторение жанров фольклора (с опорой на презентацию). Коллективная – работа с понятием «пословица». Работа в парах –выразительное чтение пословиц и определение темы. Индивидуальная –задания в тетради №1. Презентация | |||||
3 | Русские народные сказки. «Самое дорогое» Уч. с. 13-18 Раб. т. с.10-11 | Фронтальная – чтение рубрик «Обрати внимание!» и «О присказках». Коллективная – чтение сказки, выполнение заданий в учебнике; исследование: сказки с присказками. Работа в группах –выразительное чтение диалогов старика и старухи, старика и Лесного Деда. Презентация | |||||
4 | Устное народное творчество. Русские народные сказки. «Про Ленивую и Радивую». Дополнительное чтение. «Девушка и месяц» Комбинированный Уч. с. 18-23 Раб. т. с.12-13 Хрест. с. 53-58 | Фронтальная – слушание сказки «Про Ленивую и Радивую», выполнение заданий в учебнике. Индивидуальная – творческая работа в рабочей тетради №1. Презентация | |||||
5 | Сказки о животных. Дополнительное чтение. Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич» Раб. т. с.14-16 Хрест. с. 34-43 | Фронтальная –слушание сказки «Лиса и Котофей Иванович». Работа в парах –работа со схемой «Какие бывают сказки». Аналитическое чтение: определение темы, жанра. Коллективная –составление модельного плана. Индивидуальная – рассказывание сказки по плану с присказками. Чтение сказки «Дрозд Еремеевич». Презентация | |||||
6 | Устное народное творчество. Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка Комбинированный Уч. с. 24-30 Раб. т. с.16-17, с. 18 | Коллективная –слушание сказки «Дочь-семилетка». Работа в парах – выполнение заданий в учебнике; составление плана. Взаимопроверка. Фронтальная – чтение сказки по частям, выразительное чтение диалогов; определение главной мысли. Работа в парах – пересказ сказки. | |||||
7 | Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка. О присказках. Уч. с. 30-42 Раб. т. с.19-20 | Фронтальная – работа со схемой «Народные сказки»: заполнить схему. Индивидуальная – рассказывание бытовой сказки «Дочь-семилетка». Фронтальная – слушание сказки «Царевич Нехитёр-Немудёр» Работа в парах – повторное чтение, деление на части и составление словесного плана. Презентация | |||||
8 | Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка. О присказках. Уч. с. 30-42 Раб. т. с.19-20 | Фронтальная – упражнение в выразительном чтении по частям. Коллективная – выборочное чтение: желание девиц, проделки Ягищи, диалог в бочке сына и царицы, описание чудес. Индивидуальная – заполнение таблицы «Чудеса в сказке». Презентация | |||||
9 | Дополнительное чтение. Русские народные сказки. «Елена Премудрая», Чукотская сказка «Умная внучка» Раб. т. с.21-23 Хрест. с. 43-53, с. 124-136 | Коллективная – слушание сказки «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова). Работа в парах –сравнить сказку «Умная внучка» со сказками: «Самое дорогое», «Дочь-семилетка» и «Царевич Нехитёр-Немудёр» (выделение сходства и различий). Фронтальная – слушание сказки «Елена Премудрая», беседа. | |||||
10 | Скороговорки Потешки. Дополнительное чтение.Потешки. Р.к. Любовь к Отчизне окрыляет сердца. Отношение народа ханты и манси к своей малой Родине. Уч. с. 30-42 Раб. т. с.19-20 Хрест. с. 4, 6-7 | Индивидуальная – заполнение таблицы «Народные сказки» (на листочках). Рассказывание сказки (по выбору учащихся). Работа в парах – чтение статьи в учебнике «Какие бывают скороговорки»; упражнение в чтении скороговорок, чтение обобщения в учебнике. Индивидуальная – творческая работа (придумывание скороговорок). Работа в рабочей тетради №1. Презентация | |||||
11 | Проверочная работа. Раб. тетр. С. 25-27 | Коллективная – заполнение схемы «Фольклор»: назвать жанр и привести пример. Игры-конкурсы: «Знание загадок» и «Знание скороговорок». Работа в рабочей тетради. | |||||
12 | Былины. «Добрыня и Змея». Р.к. Малые фольклорные формы. Уч. с. 44-50 Раб. т. с.28-29 Былины | Фронтальная – работа с рубрикой «Обрати внимание». Работа с былиной «Добрыня и Змея»: слушание, выполнение заданий к тексту. Работа в парах – аналитическое чтение и словарная работа. Презентация | |||||
13 | Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Уч. с. 50-57 Раб. т. с.2-31 | Фронтальная – слушание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Коллективная – составление плана для пересказа. Сравнение былин «Добрыня и Змея» и «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Презентация | |||||
14 | Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга Уч. с. 57-70 Раб. т. с31-33 | Индивидуальная – работа со схемой «Герои былины» (положительные и отрицательные). Выполнение заданий в тетради по вариантам. Презентация | |||||
15 | Дополнительное чтение Былины. «Про Добрыню Никитича Хрест. с. 7-31 Раб. т. с.33-36 | Индивидуальная – чтение «Вольга и Микула», выполнение заданий в учебнике. Фронтальная – работа с книгами о былинных богатырях; имена героев; точка зрения автора и выражение своей точки зрения. Работа в парах – заполнение схемы «Имена былинных героев». Взаимопроверка. | |||||
16 | Обобщающий урок. Былины. Проверочная работа. Уч. с. 71-73 Раб. т. с.36-38 | Коллективная – работа с рубрикой «Проверьте себя» в учебнике. Творческое задание: самостоятельное чтение былины, создание «книжки-малышки» в виде иллюстраций или презентации. | |||||
Басни (5 часов) | |||||||
17 | Эзоп. «Лисица и виноград». И.А. Крылов «Лиса и виноград» Открытие новых знаний и способов действий. Уч. с. 74-76 Раб. т. с.38-39 | Коллективная – слушание басни Эзопа. Индивидуальная – чтение вслух басни Крылова, беседа, словарная работа. Работа в парах – упражнения в выразительном чтении; сравнение басен. Коллективная – подготовка к выразительному чтению басни Эзопа. Презентация | |||||
18 | И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Дополнительное чтение. Эзоп. «Ворон и Лисица» Уч. с. 77-78 Раб. т. с.39-42. Хрест. с. 137 | Работа в парах – взаимная проверка знания наизусть басни И.А. Крылова «Лиса и виноград». Фронтальная – работа с рубрикой «Обрати внимание!» Коллективная – слушание басен И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица». Видеоурок | |||||
19 | Дополнительное чтение. И.А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Крестьянин и работник» Р.к. «Пословицы и поговорки народов Югры» Хрест. с.141-144 Раб. т. с. 42-44 | Работа в парах –проверка басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Фронтальная – слушание басен И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Крестьянин и работник». Коллективная – выявление частей басен: морали, рассказа; упражнение в чтении морали басен: выделить назидательный, поучительный тон. | |||||
20 | Дополнительное чтение. Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица», А.Е. Измайлов. «Филин и чиж» Хрест. с.138-141 Раб. т. с. 44-45 | Фронтальная – слушание по хрестоматии басни Измайлова А.Е. «Филин и чиж»; беседа. Работа в парах – моделирование обложки на листочках; выбор морали; чтение по ролям; подбор пословиц к басням. Презентация | |||||
21 | Басни. «Проверьте себя» Уч. с. 79 Раб. т. с.45-47 | Работа в группах – конкурс «Лучший чтец басен». Коллективная – конкурс «Лучший чтец басен»: принимают участие победители в группах. Индивидуальная –рисунок к басне, отрывок из басни, справку о баснописце для проекта. | |||||
Произведения А.С.Пушкина (10 часов) | |||||||
22 | А.С. Пушкин Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зеленый…» Уч. с. 80-82 Раб. т. с.48-49 Хрест. с. 137 | Индивидуальная – составление схемы «Жанры произведений А.С. Пушкина»; чтение статьи об А.С. Пушкине.Коллективная –просмотр презентации «У лукоморья дуб зеленый…». Работа в паре –отработка выразительного чтения. Видеоурок | |||||
23 | А.С. Пушкин Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «Бой Руслана с головой» Раб. т. с.49-50 Хрест. с. 59-67 | Работа в паре –проверка чтения наизусть отрывка «У лукоморья дуб зеленый…» Фронтальная – слушание отрывка «Бой Руслана с головой» из поэмы «Руслан и Людмила». Коллективная – работа с текстом: чтение и деление на части; составление словесного плана; словарная работа; упражнение в чтении; выделение эпитетов. | |||||
24 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Уч. с. 83-113 Раб. т. с.51-55 | Работа в парах –чтение наизусть выбранных частей. Фронтальная – слушание «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина. Работа в парах – сравнение «Сказки о царе Салтане…» с русской сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр»: схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений. | |||||
25 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Уч. с. 83-113 Раб. т. с.51-55 | Работа в парах – выразительное чтение наизусть описания чуда. Коллективная – выявление главной мысли сказки; подбор пословицы к главной мысли. Индивидуальная – моделирование обложки к сказке (работа на листочках). | |||||
26 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Уч. с. 83-113 Раб. т. с.51-55 | Работа в парах – составление таблицы: «Герои «Сказки о царе Салтане…» (положительные, отрицательные). Презентация | |||||
27, 28 | Слушание и работа с детской книгой. К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Дополнительное чтение. А.С.Пушкин. «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Уч. с. 114-115 Раб. т. с.56-59 Хрест. с. 68-89 | Коллективная – слушание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Работа в парах – моделирование обложки к сказке. Групповая – работа с текстом сказки 1 группа: «царица – царевна», 2 группа: «царевна – чернавка», 3 группа: «царевна – богатыри», 4 группа: «королевич Елисей – царевна». | |||||
29 | А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя», «Зимний вечер» Уч. с. 116-118 Раб. т. с.60-61 | Работа в парах – чтение стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя»; поиск олицетворений. Фронтальная – слушание стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»; выполнение заданий к тексту. Презентация | |||||
30 | А.С. Пушкина «Няне».
Уч. с. 119-120 Раб. т. с.62 | Работа в группах – сравнение стихотворений по критериям общее (жанр, автор) – различия (тема, заглавие); подбор стихотворения, соответствующего предложенным моделям. Презентация | |||||
31 | Обобщение по разделу «Произведения А. С. Пушкина» Уч. с. 121 Раб. т. с.62-64 | Коллективная – конкурс на лучшего чтеца стихотворений А.С. Пушкина. Индивидуальная – работа в тетради с рубрикой «Проверьте себя». | |||||
Стихи русских поэтов (5 часов) | |||||||
32 | Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…» Уч. с. 122-125 Раб. т. с.65-67 | Коллективная –заполнение схемы «Русские поэты». Индивидуальная – чтение вводной статьи «Строфы». Коллективная – слушание «Есть в осени первоначальной…»; беседа по содержанию; чтение по строфам; словарная работа. Работа в парах – чтение «Чародейкою зимою…», задания. Видеоурок | |||||
33 | А.Н Майков «Осень» Р.к. «Поэты Югры о родной природе» Уч. с. 125-127 Раб. т. с.67-69 | Работа в парах –чтение стихотворений Ф. Тютчева. Фронтальная – слушание стихотворения Майкова А.Н. «Осень»; наблюдение над построением строф; выделение рифмующихся строк. Коллективная – чтение каждой строфы. Презентация | |||||
34 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Кот поёт глаза прищуря…» Уч. с. 128-129 Раб. т. с.69-70 | Работа в парах – чтение стиха А.Н. Майкова. Коллективная – слушание стиха «Мама! Глянь-ка из окошка…»; выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа в парах – чтение «Кот поёт глаза прищуря…»; выполнение заданий к тексту. Коллективная – сравнение стихов Фета: построение строф, рифмующихся строк. Видеоурок | |||||
35 | Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение И.А. Бунин. «Листопад» Хрест. с. 145-151 Раб. т. с.71-72 | Коллективная – проверка стихотворения А.А. Фета. Работа в парах –заполнение схемы «Русские поэты». Фронтальная – слушание стихотворения И.А. Бунина «Листопад»; беседа по выявлению первичного восприятия. Презентация | |||||
36 | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов».
Уч. с. 130 Раб. т. с. 72-74 | Коллективная – работа по рубрике «Проверьте себя»: выполнение заданий, чтение стихов русских поэтов. | |||||
Произведения Л.Н. Толстого (11 часов) | |||||||
37 | Проверка техники чтения за 1 четверть | ||||||
38 | Л.Н. Толстой «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня) Р.к. «Известные писатели Югры» Уч. с. 131-134 Раб. т. с. 74-75, 77-78 | Работа в парах – чтение статьи «Л.Н. Толстой»; знакомство с его книгами. Индивидуальная –работа со сказкой «Два брата»: чтение, выполнение заданий. | |||||
39 | Л.Н. Толстой «Белка и волк» (басня) | Фронтальная – слушание басни «Белка и волк»; выполнение заданий к тексту; выделение морали; чтение по ролям. | |||||
40 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение. Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан» Хрест. с. 94-109 Раб. т. с. 78-79 | Индивидуальная – пересказ сказки «Два брата». Фронтальная – слушание сказки Л.Н. Толстого «Работник Емельян и пустой барабан»; беседа. Работа в парах – моделирование обложки. Видеоурок | |||||
41-42 | Произведения Л.Н. Толстого. Научно - познавательные и художественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы». Уч. с. 134-138 Раб. т. с. 79-81 | Индивидуальная – самостоятельное чтение рассказов «Лебеди» и «Зайцы». Фронтальная – беседа по выявлению сходства и различия рассказов. Работа в парах – чтение по абзацам рассказа «Лебеди»; выполнение заданий в учебнике и тетради. Коллективная – чтение по частям рассказа «Зайцы»; выполнение заданий. Презентация | |||||
43 | Дополнительное чтение «Лев и собачка» Хрест. с. 181-183 Раб. т. с. 82-83 | Сравнение рассказов «Зайцы» и «Лев и собачка»: особенности повествования, эмоциональное состояние, позиция автора в каждом рассказе. Презентация | |||||
44-45 | Разножанровые произведения Л.Н. Толстой «Прыжок». Былина «Как боролся русский богатырь» Уч. с. 138-144 Раб. т. с. 84-86 | Коллективная – составление схемы по произведениям Л.Н. Толстого. Фронтальная – слушание рассказа «Прыжок»; беседа по содержанию. Работа в парах – чтение и деление на части, составление плана. Фронтальная – упражнения в чтении каждой части. Индивидуальная –работа с былиной: чтение, словарь. | |||||
46 | Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого. Дополнительное чтение «Ореховая ветка» А.Сергеенко «Как Л.Н Толстой рассказывал сказку об огурцах» Уч. с. 145-146 Хрест. с. 109-124 Раб. т. с. 87-89 | Индивидуальная – пересказ и чтение части рассказа «Прыжок». Заполнение схемы «Что писал Л.Н. Толстой». Фронтальная – слушание рассказа «Как Л.Н Толстой рассказывал сказку об огурцах»; беседа. Работа в парах – чтение сказки «Ореховая ветка»; моделирование обложки; деление на части; составление плана. Презентация | |||||
47 | Произведения Л.Н. Толстого. «Проверьте себя» Уч. с. 147-148 Раб. т. с. 89-91 | Коллективная – работа с книгами Л.Н. Толстого, которые прочитали и принесли дети: рассматривание иллюстраций и зачитывание эпизодов к ним. Фронтальная – работа по рубрике «Проверьте себя». | |||||
Произведения Н.А. Некрасова (7 часов) | |||||||
48 | «Крестьянские дети» (отрывок). К.И.Чуковский «Мужичок с ноготок» Уч. с. 149-154 Раб. т. с. 91-94 | Индивидуальная –зачитывание справки об авторе. Работа в парах – чтение статьи «Н.А. Некрасов».Фронтальная – слушание стиха «Крестьянские дети»; беседа по заданиям. Работа в парах – выразительное чтение. Индивидуальная – работа со стихом «Мужичок с ноготок»: чтение, словарная работа. Видеоурок | |||||
49 | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» Хрест. с. 161-168 Раб. т. с. 91-94 | Коллективная– выразительное чтение отрывка "Крестьянские дети". Работа в парах – чтение и сравнение двух отрывков; выделение эпитетов; сравнение интонационных рисунков, Аналитическое чтение статьи К.И.Чуковского "Мужичок с ноготок". | |||||
50 | Стихи Н. А. Некрасова о природе «Славная осень…». Уч. с. 155 Раб. т. с. 94 | Работа в парах –взаимная проверка чтения наизусть отрывков из стихотворения; проверка выполнения заданий в тетрадях. Индивидуальная – работа со стихотворением Н.А. Некрасова «Славная осень...»; чтение; словарная работа. Презентация | |||||
51 | Дополнительное чтение. Н.А. Некрасов «Зеленый шум». К. И. Чуковский «Зеленый шум» Хрест. с. 168-171 Раб. т. с. 95-96 | Работа в парах –чтение «Зелёный шум». Коллективная – сравнение своего прочтения "Зеленый Шум" с прочтением его К.И. Чуковским. Работа с рубрикой «Обрати внимание!». Индивидуальная –выполнение заданий в тетради №1 | |||||
52 | Стихи Н. А. Некрасова о природе. «Мороз-воевода» Уч. с. 156-158Раб. т. с. 96-97 | Работа в парах –проверка чтения стихотворений. Фронтальная – слушание стихотворения «Мороз-воевода»; беседа. Работа в парах – сравнение описаний героев стихов, их чувств, поведения; тон, темп и ритм чтения. Коллективная – выразительное чтение стихотворений. | |||||
53 | Произведения Н.А. Некрасова. Слушание и работа с детской книгой К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова». Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша» Уч. с. 158 Раб. т. с. 97-98 Хрест. с. 171-174 | Коллективная –рассматривание книг со стихами Н. А. Некрасова: работа с титульным листом, предисловием, обращением к читателю; знакомство с художниками- иллюстраторами. Фронтальная – чтение статьи К. И. Чуковского «О стихах Н. А. Некрасова»; выполнение задания. Презентация | |||||
54 | Обобщение по разделу «Произведения Н.А. Некрасова» Уч. с. 159-161 Раб. т. с. 98-100 | Индивидуальная –работа с рубрикой в рабочей тетради №1 «Проверьте себя». Перечитывание понравившихся произведений Н.А. Некрасова. Составить справку о поэте. | |||||
Произведения А.П. Чехова (6 часов) | |||||||
55 | А.П. Чехов Повесть «Степь» (отрывок). Дополнительное чтение А.П. Чехов. «Белолобый». И. С. Тургенев. «Лес и степь» Уч. с. 162-165 Раб. т. с. 100-104 Хрест. с. 152-157 Хрест 2 ч. с. 15-22 | Индивидуальная – заполнение схемы «Они писали рассказы»; чтение статьи «Антон Павлович Чехов». Фронтальная – слушание отрывка из повести «Степь». Работа в парах – чтение по частям; составление плана; нахождение в тексте описания луны, грозы, ветра, дождя; выделение олицетворений. Фронтальная – слушание рассказа А.П. Чехова «Белолобый»; беседа. Презентация | |||||
56 | Проверка техники чтения Уч. с. 162-165 Раб. т. с. 100-104 Хрест. с. 152-157 Хрест 2 ч. с. 15-22 | Работа в парах – упражнение в выразительном чтении рассказа «Степь». Коллективная – аналитическое чтение по частям; выполнение заданий к тексту. Работа в парах – сравнение рассказов А. П. Чехова "Степь" и И.С. Тургенева «Лес и степь». Презентация | |||||
57 | А.П. Чехов «Ванька» Р.к. «Народный календарь Югры»
Уч. с. 165-173 Раб. т. с. 104-105 | Коллективная – пересказ рассказа А.П. Чехова «Белолобый». Работа в парах –проверка навыка чтения на тексте рассказа А.П. Чехова «Ванька». Фронтальная – объяснение заглавия; аналитическое чтение, выделение эпизодов описаний героя, его жизни. Коллективная – составление словаря необычных слов из рассказа А.П. Чехова «Ванька». | |||||
58 | А.П. Чехов «Ванька». Дополнительное чтение. Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова» Комбинированный урок Уч. с. 165-174 Раб. т. с. 100-104 | Работа в парах – перечитывание рассказа; выделение композиционных частей: жизнь Ваньки в Москве; письмо Ваньки; воспоминание о жизни в деревне. Фронтальная –выборочное чтение по частям. Работа в парах –чтение эпизодов: «Ванька», «Письмо», «Описание Москвы», «Ёлка в барском доме», «Обещания Ваньки». | |||||
59 | Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Дополнительное чтение Л. Андреев «Кусака» Хрест. с. 183-189 Раб. т. с. 105-106 | Индивидуальная – краткий рассказ о Ваньке по плану в учебнике. Работа в парах – взаимопроверка работы в тетрадях. Фронтальная – слушание рассказа Л. Андреева «Кусака»; беседа по выявлению первичного восприятия. Работа в парах – чтение; деление на части; составление плана. Презентация | |||||
60 | Произведения А.П. Чехова. «Проверь себя» Раб. т. с. 106-107 | Индивидуальная – работа по рубрике «Проверьте себя». Фронтальная – слушание статьи Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова». Коллективная –рассказы детей об А.П. Чехове: справочный материал об авторе; пересказ понравившихся произведений. | |||||
62 | Ш. Перро «Подарки феи» Уч. с. 175-181 Раб. т. с. 107-108 | Индивидуальная – работа со схемами «Литературные сказки» и «Народные сказки». Фронтальная – игра «Вспомни и назови»; слушание сказки Ш. Перро. «Подарки феи»; беседа по содержанию. Работа в парах – чтение и составление схематической цепочки событий; выделение главной мысли и комментирование заглавия сказки. Видеоурок | |||||
Сказки зарубежных писателей (4 часа) | |||||||
63 | Ц. Топелиус. «Солнеч59ный луч в ноябре». Дополнительное чтение. Ц. Топелиус. «Зимняя сказка» Уч. с. 181-188 Раб. т. с. 109-110 Хрест. 2ч. с. 166-180 | Индивидуальная –чтение сказки. Работа в парах – сравнение сказки Ш. Перро с русской сказкой «Про ленивую и Радивую»: события, герои, чудеса волшебницы, награды и наказания, главная мысль. Фронтальная – слушание сказок, выявление восприятия. Коллективная – наблюдение: начало и конец сказки, большие числа, поведение героев. | |||||
64 | Слушание и работа с книгами зарубежных сказочников. Дополнительное чтение. Х.- Г. Андерсен. «Снеговик»; Братья Гримм «Умная дочь крестьянская . Хрест. 2ч. с. 151-165 Раб. т. с. 111-112 | Фронтальная – слушание сказки Бр. Гримм "Умная дочь крестьянская". Повторение сказок с загадками. Чтение сказки Х.К.Андерсена "Снеговик", беседа по содержанию. Индивидуальная –выразительное чтение отдельных эпизодов. Работа в парах –аналитическое чтение: выделение особенности сказки. Видеоурок | |||||
65 | Урок – викторина «В мире сказок» | Фронтальная – игра «Назови сказку». Фронтальная – игра «Защити свою книгу»: представить свою книгу с аннотацией. Коллективная – парад сказочных героев и защита костюмов; инсценирование эпизодов сказки. | |||||
Стихи русских поэтов (7 часов) | |||||||
66 | И.С. Никитин «Русь» Уч. с. 4-6 Раб. т. с. 4-5 | Индивидуальная – заполнение схемы «Русские поэты». Самопроверка. Работа в парах – чтение статьи «Стихи русских поэтов». Чтение наизусть отрывка из стиха «Русь». Коллективная – введение понятия о тоне, ритме. Выделение логических ударений и соблюдение пауз. Определение темы. Выразительное чтение. | |||||
67 | И.С. Никитин «Утро» Уч. с. 7-10 Раб. т. с. 6-7 | Работа в парах – чтение наизусть; моделирование обложки к стиху И.С. Никитина «Русь». Фронтальная – слушание стиха «Утро»; словарная работа. Коллективная – повторное чтение, нахождение в тексте описание картин природы, выделение эпитетов и олицетворений. Презентация | |||||
68 | И.З. Суриков «Детство» Уч. с. 9-14 Раб. т. с. 8-9 | Работа в парах –взаимная проверка чтения наизусть стиха «Утро»; работа с моделями обложек. Фронтальная – слушание стиха «Детство» И.З. Сурикова; беседа; словарная работа. Индивидуальная – чтение статьи об авторе; выразительное чтение стиха; выделение олицетворений, сравнений и эпитетов. | |||||
69 | Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение. И.С. Никитин. «Помню я: бывало, няня…» Раб. т. с.10 Хрест. 1 ч. с. 176-177 | Коллективная –выразительное чтение стиха И.З. Сурикова «Детство». Фронтальная – слушание стиха И.С. Никитина «Помню я: бывало, няня…»; беседа. Работа в парах – сравнение стиха А.С. Пушкина, И.З. Сурикова и И.Н. Никитина, где поэты вспоминают детство. Выделение сходств и различий. Презентация | |||||
70 | С.Д. Дрожжин «Привет». «Зимний день» Уч. с. 14-16 Раб. т. с.11-13 | Индивидуальная – работа со стихом: чтение, выполнение заданий; объяснение заглавия стиха "Привет" и подбор синонимов к слову привет. Коллективная – работа со стихом «Зимний день»: чтение вслух, выполнение заданий. Сравнение тем стихов и их интонационных рисунков. Пейзаж в стихах. | |||||
71 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение. Ф.Н. Глинка. «Москва» Раб. т. с.13-14 Хрест. 1 ч. с. 174-176 | Работа в парах –взаимопроверка чтения наизусть стихотворения С.Д. Дрожжина «Зимний день». Фронтальная – слушание стихотворения Ф.Н. Глинки «Москва»; беседа; словарная работа. Коллективная – сравнение стихов по темам, авторам. Презентация | |||||
72 | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов» Уч. с. 17 Раб. т. с. 15-17 | Работа в парах – работа с рубрикой «Проверьте себя» в учебнике. Составление тематического кроссворда. Индивидуальная – работа в тетради №2 с рубрикой «Проверьте себя». | |||||
Произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка (6 часов) | |||||||
73 | Д.Н. Мамин - Сибиряк Рассказ «Приёмыш» Уч. с. 18-25 Раб. т. с.17-20 | Коллективная – игра «Вспомни и назови» по произведениям Д.Н. Мамина- Сибиряка. Чтение вводной статьи в учебнике «Д.Н. Мамин-Сибиряк». Фронтальная – слушание, беседа по содержанию, рассматривание иллюстрации. Презентация | |||||
74 | Д.Н. Мамин - Сибиряк Рассказ «Приёмыш» Уч. с. 18-25 Раб. т. с.17-20 | Работа в парах – работа над содержанием рассказа. Выявление главной мысли, авторской позиции. Фронтальная – аналитическое чтение, работа с планом. Коллективная – обучение художественному пересказу по плану. Презентация | |||||
75 | Д.Н. Мамин- Сибиряк Сказка «Умнее всех» Дополнительное чтение. В.П. Астафьев «Стрижонок скрип» Уч. с. 26-38 Раб. т. с.20-25 Хрест. 2 ч. с. 130-140 | Индивидуальная –работа со схемой «Рассказы Д.Н. Мамина-Сибиряка» Работа в парах – сравнение рассказов И.С. Тургенева «Воробей» и «Перепёлка», Л.Н. Толстого «Прыжок» и Д.Н. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник». Главная мысль. Коллективная –слушание сказки, выделение основного содержания. | |||||
76 | Слушание работа с детской книгой. Дополнительное чтение. Рассказ Д.Н. Мамина - Сибиряка «Постойко» Раб. т. с.25-26 Хрест. 2 ч. с. 90-101 | Коллективная –чтение в лицах каждой части сказки, нахождение морали – главной мысли. Коллективная –слушание рассказа «Постойко»; беседа. Работа в парах – чтение 1 части; озаглавливание; представление каждой собаки через её речь. Чтение 2 части; выделение описания приюта и истории жизни Постойко. | |||||
77 | Рассказ Д.Н. Мамина- Сибиряка «Постойко» Раб. т. с.25-26 Хрест. 2 ч. с. 90-101 | Работа в парах – выразительное чтение последней части рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко». Коллективная – работа с выставкой книг о животных. Игра-конкурс "герои-животные". Зачитывание отзыва о прочитанной книге. Презентация | |||||
78 | Обобщение по разделу «Произведения Д. Мамина-Сибиряка» Раб. т. с.26-28 | Работа в парах –работа с рубриками учебника «Книжная полка» и «Проверьте себя». Коллективная – зачитывание справки о породах собак. | |||||
79 | А.И. Куприн Рассказ «Синяя звезда» Уч. с. 39-56 Раб. т. с.28-32 | Фронтальная – чтение вступительной статьи об Александре Ивановиче Куприне. Слушание рассказа «Синяя звезда»; беседа по заданиям учебника; словарная работа. Коллективная – определение авторской точки зрения: поиск в тексте слов, подтверждающих авторскую позицию. Пересказ сюжета. | |||||
Произведения А.И. Куприна (8 часов) | |||||||
80-81 | А.И. Куприн Рассказ «Синяя звезда» Р.к. «Народный календарь Югры» Уч. с. 39-56 Раб. т. с.28-32 | Работа в парах –деление текста на части и составление плана рассказа. Коллективная – пересказ по плану. Выделение в тексте описаний, повествований, рассуждений и использование их в собственных творческих работах и устной речи. Работа в парах – пересказ рассказа от имени Эрны или Шарля. | |||||
82 | А.И. Куприн Рассказ «Барбос и Жулька» Уч. с. 56-64 Раб. т. с.33-34 | Фронтальная – слушание рассказа А.Н. Куприна «Барбос и Жулька». Работа в группах –1 группа – чтение описаний Барбоса и Жульки; 2 группа – чтение эпизода «Барбос на посту»; 3 группа – чтение вслух эпизодов «Появление бешеной собаки» и «Подвиг Жульки». | |||||
83 | А.И. Куприн Рассказ «Барбос и Жулька». Уч. с. 56-64 Раб. т. с.33-34 | Индивидуальная – описание героев рассказа; пересказ рассказа; выделение эпитетов и сравнений; работа по сюжету. Коллективная – сравнение рассказов Л.Н. Толстого «Лев и собачка» и А.И. Куприна «Барбос и Жулька», выявление главной мысли, отношения автора к героям. | |||||
84 | Дополнительное чтение А.И. Куприн «Собачье счастье» Хрест.2 ч. с.3-15 Раб. т. с.35-36 | Коллективная – слушание рассказа Собачье счастье»; беседа по заданиям учебника. Работа в парах – проверка техники чтения; словарная работа. Презентация | |||||
85 | Слушание и работа с детскими книгами о животных. Дополнительное чтение А.И. Куприн «Собачье счастье» Хрест.2 ч. с.3-15 Раб. т. с.35-36 | Фронтальная – рассказ о фиолетовом псе. Чтение последней части рассказа «Собачье счастье». Коллективная – творческая работа: пересказ от лица одного из героев рассказа «Собачье счастье». | |||||
86 | Обобщение по разделу «Произведения А.И. Куприна». Проверочная работа по формированию читательских умений. Уч. с. 65-67 Раб. т. с. 37-39 | Работа в группах – составление творческого проекта «Мой четвероногий друг». Индивидуальная – работа в рабочей тетради №2 по разделу «Проверьте себя» | |||||
Стихи С.А. Есенина (7 часов) | |||||||
87 | С.А. Есенин Стихи о Родине «Я покинул родимый дом…» Уч. с. 68-70 Раб. т. с.39-41 | Работа в парах – чтение вводной статьи в учебнике «Сергей Александрович Есенин. Фронтальная – работа со стихами о Родине С.А. Есенина: слушание; чтение по строфам, выделение эпитетов и сравнений. Коллективная – выразительное чтение; работа с иллюстрацией. Видеоурок | |||||
88 | С.А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…» Уч. с. 70-71 Раб. т. с.41-42 | Фронтальная - беседа; работа с каждой строфой; отработка навыка выразительного чтения; моделирование обложки и иллюстрирование стихотворения. Коллективная –правильное и выразительное чтение; сравнение стихотворений «Я покинул родимый дом…» и «Нивы сжаты, рощи голы…»: темы, заглавия, содержание. | |||||
89 | С.А. Есенин «Берёза». Дополнительное чтение. Стихи о берёзе (отрывки) Уч. с. 71-72 Раб. т. с.43-44 Хрест. 1ч. с. 180 | Фронтальная – выразительное чтение стихов, чтение стихов о берёзе С.А. Есенина; беседа; поиск эпитетов, олицетворений, упражнения в выразительном чтении. Работа в парах – сравнение стихов о берёзе. | |||||
90 | Дополнительное чтение. С.А. Есенин «Топи да болота…», «Сыплет черёмуха снегом…»; И.С. Тургенев «Деревня» Хрест.1 ч. с.178-179, 159-160 Раб. т. с.45-48 | Работа в парах – работа по рубрике «Проверьте себя» в учебнике. Индивидуальная – работа по рубрике «Проверьте себя» в рабочей тетради. Фронтальная – конкурс выразительного чтения стихов С.А. Есенина. Определение лучшего чтеца. Презентация | |||||
91 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» Уч. с. 72-73 Раб. т. с.44-45 | Фронтальная –наизусть «Берёза». Коллективная – слушание стиха «Бабушкины сказки»; выполнение заданий; выразительное чтение; определение темы. Работа в парах – сравнение стихов И.З. Сурикова «Детство», И.С. Никитина «Помню я: бывало, няня…» и С.А. Есенина «Бабушкины сказки». | |||||
92 | Обобщение по разделу «Стихи С. Есенина» Уч. с.74 Раб. т. с.48-50 | Индивидуальная – творческая работа: сочинить стихотворение или придумать рассказ о любимом дереве С.А. Есенина. | |||||
Произведения К.Г. Паустовского (12 часов) | |||||||
93 | К.Г. Паустовский Сказка «Стальное колечко» Уч. с.75-85 Раб. т. с.50-52 | Фронтальная – чтение в учебнике вводной статьи о К.Г.Паустовском. Слушание сказки «Стальное колечко»; беседа по выявлению первичного восприятия. Работа в парах – работа с текстом сказки: чтение, деление на смысловые части, составление плана. Видеоурок | |||||
94-95 | К.Г. Паустовский Сказка «Стальное колечко» Уч. с.75-85 Раб. т. с.50-52 | Фронтальная – чтение сказки по частям; пересказ текста. Работа в парах – поисково-выборочное чтение: образ девочки Вари; отношение автора к девочке. Коллективная – поисковое чтение: записать слова о чудесных свойствах колечка. Индивидуальная – чтение части «Подарок бойца», выразительное чтение диалога героев. | |||||
96-97 | К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» Уч. с.86-91 Раб. т. с.55-57 | Работа в парах – чтение и деление текста на части; словарная работа; выполнение заданий в учебнике. Фронтальная – выборочное чтение эпизодов о коте; определение главной мысли. Коллективная – сравнение рассказов К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга». Видеоурок | |||||
98 | К.Г. Паустовский. «Какие бывают дожди?» Уч. с.92-95 Раб. т. с.60-62 | Индивидуальная –самостоятельное чтение рассказа «Какие бывают дожди?»; сравнение его с рассказом «Кот-ворюга»; беседа по содержанию. Фронтальная – чтение по частям: приметы дождя, слово «крапать», виды дождей (спорый, грибной, слепой). Презентация | |||||
99 | Дополнительное чтение К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» Хрест. 2ч. с.101-110 Раб. т. с.58-60 | Коллективная –слушание рассказа «Заячьи лапы»; беседа по вопросам учебника. Индивидуальная – сделать рисунки дождей. Прочитать рассказ «Заячьи лапы». Выполнить задания в рабочей тетради №2. Презентация | |||||
100 | Проверка техники чтения за 3 четверть | ||||||
101 | Слушание и работа с книгами К.Г.Паустовского. Дополнительное чтение. «Тёплый хлеб» Хрест. с.22-34 Раб. т. с.53-55 | Фронтальная – слушание рассказа К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»; беседа. Коллективная – составление плана; пересказ. Фронтальная – обучение написанию отзыва по алгоритму. Работа в парах –составить отзыв о рассказе «Тёплый хлеб». | |||||
102 | Слушание и работа с детскими книгами о природе и животных. Дополнительное чтение. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Хрест. с.130-140 | Индивидуальная –заполнить схему «Они писали о животных». Фронтальная – слушание рассказа А.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»; беседа; моделирование обложки. Работа в парах – составление схемы: «Скрип и другие персонажи рассказа». Презентация | |||||
103 | Дополнительное чтение. И.С. Тургенев. «Воробей», «Перепёлка» Хрест. 1ч. с.157-159 Раб. т. с.62-64 Уч. с. 96 | Коллективная – слушание составленных рассказов о Скрипе и подготовленных сообщений о ласточках. Чтение рассказов «Воробей» и «Перепёлка»; сравнение сюжетов, определение темы; моделирование обложек; выяснение главной мысли. | |||||
104 | Обобщение по разделу «Произведения К.Г. Паустовского» Раб. т. с.64-66 | Работа в парах – работа по рубрике «Проверьте себя». Коллективная – работа со справочной литературой. Аналитическое чтение рассказов И.С. Тургенева. Индивидуальная –самостоятельная работа по рубрике «Проверьте себя». | |||||
Урок-викторина «Моя любимая книга»» | |||||||
Произведения С.Я. Маршака (4 часа) | |||||||
105 | С.Я. Маршак «Урок родного языка» Уч. с.97-98 Раб. т. с.66-67 | Фронтальная – работа с книгами С.Я. Маршака. Индивидуальная – чтение вводной статьи «С. Я. Маршак» в учебнике. Фронтальная – работа со стихом «Урок родного языка»: слушание, беседа, словарная работа. Работа в парах – чтение по строфам, указание пауз, выделение логических ударений. Видеоурок | |||||
106 | С.Я. Маршак «Ландыш» Уч. с.98-99 Раб. т. с.68 | Работа в парах – проверка чтения стиха. Индивидуальная – чтение молча; выполнение заданий в учебнике; чтение по строфам; выделение сравнений и олицетворений; работа с иллюстрацией. Коллективная –выразительное чтение; определение главной мысли. Презентация | |||||
107 | В. Субботин «С Маршаком». Дополнительное чтение. С.Я. Маршак Пьеса-сказка «Кошкин дом» Уч. с.99-100 Раб. т. с.69-71 Хрест. 2ч. с. 118-129 | Работа в парах – взаимная проверка чтения наизусть стиха С.Я. Маршака «Ландыш». Фронтальная – чтение очерка В. Субботина «С Маршаком»; сравнение моделей и подбор к ним произведений С.Я. Маршака. Отгадывание загадок. Коллективная – слушание пьесы-сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом»; беседа и выделение особенностей текста, определение жанра. | |||||
108 | Обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака» | Индивидуальная – самостоятельная работа: чтение, заполнение таблицы. | |||||
Произведения Л. Пантелеева (5 часов) | |||||||
109 | Л. Пантелеев «Честное слово» Уч. с.101-110 Раб. т. с.72-73 | Фронтальная –чтение вводной статьи в учебнике «Леонид Пантелеев» (Алексей Иванович Еремеев). Фронтальная – слушание рассказа; беседа по содержанию. Работа в парах – чтение по частям и составление плана. Коллективная –выразительное чтение диалогов: «автор – мальчик», «мальчик – майор». Презентация | |||||
110-111 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель» Уч. с.111-119 Раб. т. с.74-76 | Работа в парах – краткий пересказ рассказа Л. Пантелеева «Честное слово»; выразительное чтение подготовленного диалога. Фронтальная – слушание рассказа «Камилл и учитель»; беседа; словарная работа. Коллективная – сравнение рассказов «Честное слово» и «Камилл и учитель»; моделирование обложек, их сравнение. | |||||
112 | Произведения Л. Пантелеева Дополнительное чтение «Фенька», «Новенькая» Хрест. 2 с.34-73 Раб. т. с.75-78 | Фронтальная – работа с книгами Л. Пантелеева: рассматривание, моделирование обложки, составление аннотации. Слушание рассказа «Фенька»; беседа. Работа в парах – чтение диалога Феньки и автора; выполнение теста. Коллективная –слушание рассказа «Новенькая»; беседа по содержанию. | |||||
113 | Обобщение по разделу «Рассказы Л. Пантелеева» Раб. т. с. 78-81 | Найти в книгах-справочниках справку о Л. Пантелееве (оформить страничку). | |||||
114 | А.П. Гайдар «Горячий камень» Уч. с.120-128 Раб. т. с.81-82 | Фронтальная –рассматривание книг А.П. Гайдара. Коллективная –А.П. Гайдар «Горячий камень»: чтение, выполнение заданий; работа с сюжетом рассказа. Работа в парах – чтение по частям; сравнение произведений А.П.Гайдара «Горячий камень» и К.Г.Паустовского «Стальное колечко». | |||||
115 | А.П. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) Уч. с.128-136 Раб. т. с.83-84 | Фронтальная – краткий пересказ рассказа А. Гайдара «Горячий камень» по плану. Просмотр презентации «А.П. Гайдар», чтение вводной статьи. Коллективная –просмотр отрывков из повести «Тимур и его команда». Видеоурок | |||||
116 | А.П. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) Уч. с.128-136 Раб. т. с.83-84 | Фронтальная – чтение отрывка из повести «Тимур и его команда». Работа в парах – выполнение заданий учебника: описание штаба тимуровцев, знакомство с детьми. Коллективная – чтение диалогов: «Тимур и Коля», «Тимур и Женя», «Тимур и Гейка». | |||||
117 | А.П. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы). С.В.Михалков «Аркадий Гайдар» Уч. с.137 Раб. т. с.84-85 | Фронтальная – работа с книгами А.П. Гайдара. Коллективная – чтение стихотворения С.В. Михалкова «Аркадий Гайдар»; выполнение заданий в учебнике и тетради. Индивидуальная – работа в рабочей тетради по рубрике «Проверьте себя». | |||||
118 | К.Г.Паустовский «Об А.П. Гайдаре». Дополнительное чтение. С.В. Михалков «Ошибка», В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» . Уч. с.138-139 Раб. т. с.85-89 Хрест. с. 140-150 | Работа в парах –взаимопроверка чтения наизусть стихотворения С.В. Михалкова «Аркадий Гайдар». Коллективная –слушание очерка К.Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Беседа. Слушание рассказа Драгунского «Девочка на шаре», С.В. Михалкова «Ошибка». | |||||
119 | Обобщение «Проверь себя» Урок-обобщение Уч. с. 140-141 | Фронтальная – работа по учебнику, поиск ответов на вопросы. | |||||
Произведения М.М. Пришвина (7 часов) | 11.05 | 02.05 | |||||
120-121 | М.М Пришвин «Моя Родина» Уч. с.142-144 Раб. т. с.89-90 | Фронтальная –чтение статьи «М.М. Пришвин». Коллективная –работа с очерком М. Пришвина «Родина»: чтение, выполнение заданий в учебнике, сравнение с рассказом «Деревья в лесу». Работа в парах –моделирование обложки; рисование иллюстрации к очерку, выписывание цитаты. | |||||
122 | М.М Пришвин «Выскочка». Дополнительное чтение «Двойной след» Уч. с.144-148 Раб. т. с.91-93 Хрест. с. 110-117 | Работа в парах – чтение рассказа «Выскочка»; беседа; комментирование заглавия; высказывание суждений об отношении автора к Выскочке. Коллективная –чтение по частям, составление плана, выполнение заданий. Фронтальная – слушание рассказа «Двойной след»; беседа. Сравнение рассказов. Видеоурок | |||||
123-124 | М.М Пришвин «Жаркий час» В.Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине» Уч. с.148-151 Раб. т. с.93 | Индивидуальная –рассказ о Вьюшке или Выскочке. Подбор пословиц и загадок. Фронтальная – слушание рассказа «Жаркий час»; беседа по заданиям. Работа в парах – аналитическое чтение: найти описание картин природы и поведения зайца. Фронтальная –очерк Чалмаева «Воспоминания о М.М. Пришвине». | |||||
125 | Слушание и работа с детскими книгами о природе. Дополнительное чтение В.В. Бианки. «По следам» Урок слушания | Фронтальная – работа с книгами М. Пришвина, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, В. Бианки, Э. Шима: рассматривание и составление аннотации «своей» книги; сочинение загадок о животных. Работа в парах –чтение первого абзаца М. Пришвина «Жаркий час». | |||||
126 | Обобщение по разделу «Книги писателей-натуралистов». «Проверьте себя» Уч. с. 152 | Фронтальная – сравнение по жанру произведений М.М. Пришвина: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ – описание. Работа в парах – моделирование обложки одной из книг М. Пришвина, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, В. Бианки, Э. Шима. Выполнение иллюстраций. | |||||
127 | Проверка техники чтения за 4 четверть | ||||||
Произведения зарубежных писателей (10 часов) | |||||||
128-129 | Дж. Лондон «Бурый волк» Уч. с.153-176 Раб. т. с.94-96 | Фронтальная – слушание рассказа Дж. Лондона «Волк»; беседа. Работа в парах – выборочное чтение: описание отношения Мэдж и Ирвина к Волку, описание Волка, поведение Волка, побеги Волка, жизнь в семье. Коллективная – чтение рассказа по смысловым частям. | |||||
Дж. Лондон «Бурый волк» Уч. с.153-176 Раб. т. с.94-96 | Фронтальная – чтение рубрики в учебнике «Обрати внимание!». Сообщения учеников о Джеке Лондоне. Работа в парах – составление и решение кроссворда по произведению «Волк»; выборочное чтение: диалог Скайфа и Мэдж; спор Мэдж со Скайфом; решение Волка. | ||||||
130 | Э. Сетон-Томпсон «Чинк» С.177-187 Раб. т. с.96-97 | Фронтальная – слушание рассказа; беседа по выявлению первичного восприятия; словарная работа. Коллективная – работа с 1 частью рассказа (описание Чинка, его повадки, характер). Индивидуальная – работа со 2 частью рассказа (чтение, беседа, описание встречи с шакалом). | |||||
131 | Э. Сетон-Томпсон «Чинк» Уч. с.177-187 Раб. т. с.96-97 | Работа в группах – 1 группа - чтение эпизодов, в которых описывается Чинк; 2 группа – чтение эпизода «Встреча с шакалом»; 3 группа – чтение эпизода «Чинк – верный сторож. Коллективная – слушание чтения подготовленных эпизодов и сообщений сведений о жизни и творчестве писателя. | |||||
132 | Дж.Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» Хрест. с.181-190 Раб. т. с.98 | Фронтальная – работа по учебной хрестоматии: слушание стихотворения Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик». Работа в парах –работа со схемой «Зарубежные писатели». Презентация | |||||
133 | Дополнительное чтение. Произведения зарубежных писателей. Урок «Путешествие в мир книг» | Фронтальная – представление творческих работ. Коллективная –сообщение по справке о любимом писателе. Работа в группах – оформление книги-самоделки «Наши любимые писатели» Презентация | |||||
134 | Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». Уч. с. 189 Раб. т. 99-100 | Индивидуальная –Принести любимую книгу; подготовить инсценировку фрагментов прочитанных книг по группам. | |||||
136 | Урок «Что читать летом» Библиотечный урок | Работа в группах – отбор книг по темам и жанрам: 1 группа – книги рассказов о детях; 2 группа – книга стихов; 3 группа – книги сказок. Конкурс «Рассказ о писателе». Индивидуальная – оформление дневника летнего чтения по разделам: «Фольклор»; «Произведения русских писателей»; «Зарубежная литература»; «Приключения и фантастика»; «Детский детектив»; «По страницам детских журналов»; «Мои любимые произведения». |
- Учебно – методическое обеспечение
Литература:
Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1, Ч.2/ (авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова). - 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение: 3 класс: Рабочая тетрадь: в 2ч. Ч.1, Ч.2/ (авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова). - 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. Ч.1, Ч.2/ (авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова). - 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
Оморокова М.Н. Учимся читать выразительно: 1 -4 классы. Тетрадь- пособие. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
Программа к комплекту учебников "Начальная школа XXI века». - 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 176 с.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: методическое пособие: 3 класс/ Л.А. Ефросинина. – 3 –е изд., доп. М.: Вентана – Граф, 2012. – 240 с.
Оморокова М.Н. Учимся читать выразительно: 1 -4 классы. Тетрадь- пособие. – М.: Вентана – Граф, 2010. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
Ефросинина Л.А. Книгочей. Справочник по литературному чтению для младших школьников.1-4 классы. Учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
Ефросинина Л.А. Литатурное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1-4 классы. /Пособие для учителя: в 2-х ч. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по чтению/ Дидактические материалы– М.: Вентана – Граф, 2009.
Цифровые образовательные ресурсы:
Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM)
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Программа для проверки техники чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая прграмма политературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана на основе авторской программы Л.А.Ефрос...