11. План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova
Открытый урок для коллег и родителей в рамках предметной недели литературного чтения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lit.cht_.docx | 32.83 КБ |
otkrytyy_urok_po_lit._cht.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
открытого урока по литературному чтению
Класс: 3Б
Учитель: Т.М.Захарченко
Тема урока: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
Цель: создать условия для раскрытия идейно-художественного смысла произведения через содержание текста.
Задачи:
образовательные: продолжить работу над анализом художественного произведения, отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;
развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;
воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.
Формируемые УУД:
- регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;
- познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
- коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.
Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в паре, использование ИКТ.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Структура: урок комплексного применения знаний и умений.
Ожидаемые результаты.
- вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;
- увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;
- повышение эрудиции и словарного запаса детей;
- развитие фантазии, творческого воображения;
- совершение доброго поступка по отношению к животным;
Оборудование:
– компьютер, проектор, экран, презентация к уроку; «Словарики настроений» на партах, учебник «Литературное чтение», Э. Кац, 3 кл. 2 часть, рабочая тетрадь по лит. чтению 2 часть; выставка работ по мини-проекту «Я - иллюстратор»; Дневники читателя; лист-вкладыш с биографией Л.Н. Толстого; лимоны по количеству детей в классе; оценочные фишки.
Ход урока:
СЛАЙД 1
- Организационный этап.
СЛАЙД 2
- Начнём наш урок со «Словариком настроений» (спокойное, грустное, радостное, бодрое, унылое, тревожное, сердитое); найдите в списке прилагательное, которое соответствует вашему настроению в начале урока и подчеркните его. Объясните ваш выбор.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
- Я бы охарактеризовала своё настроение словом, которого нет в словарике «приподнятое» (радуюсь каждому открытому уроку; жду гостей, которые оценят нашу с вами работу; верю в хороший результат, которым мы порадуем друг друга; уверена в вашей хорошей подготовке к уроку) Надеюсь, что вы сегодня меня не разочаруете! Итак….
-Зачитать описание наружности Лимона (М. Пришвин. Лимон); какие сравнения использованы в описании? (рабочая тетрадь, стр. 36, №6,ответы детей)
- Каких знакомых животных вы описали в задании 7? Какие сравнения использовали? (ответы детей)
- Продолжаем презентацию работ по мини-проекту «Я - иллюстратор» (ребята демонстрируют готовые работы; пополняется выставка на доске; обсуждение работ)
А теперь конкурс иллюстраций к рассказу М.М. Пришвина «Лимон» (конкурс работ проходит по рядам; определяется победитель с каждого ряда)
- В конце урока не только победители, но каждый получит небольшой подарок по теме конкурса. Какой? Это пока секрет! (в мешочке лимоны по количеству детей в классе)
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
СЛАЙД 3
Рассказ учителя: Недавно я на сайте посмотрела видео, которое не оставило меня равнодушной. Вот на слайде кадр из видео. Выполняя строительные работы в одном из домов, рабочие забетонировали под ступеньками дома выход для собаки, у которой вскоре должны были появиться щенята. Жильцы дома, услышав жалобный вой через два дня, разбили бетон и помогли животному освободиться.
- Почему произошла такая ситуация?
- Ваше отношение к поступкам людей, которые были причастны к этой истории (ответы детей)
- Одним из героев произведения, по которому мы начнём сегодня работу, будет тоже собачка. Вы, наверное, видели все, что по улицам нашего посёлка иногда бродят бездомные собаки. А в больших городах их встречается ещё больше, таких вот брошенных четвероногих друзей, которых человек предал и довёл озлобления и отчаяния.
Я знаю, что у многих из вас есть домашние животные, в том числе и собаки. И вы уже не раз делились рассказами о том, как вы заботитесь и ухаживаете за ними.
На уроках окружающего мира вы узнали, как человек приручил собаку. Давайте вспомним, что именно вам известно? (Собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.)
- Многие из вас были в зоопарке и видели там льва? Что можете о нём рассказать. ( Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет).
- По заголовку вы уже догадались, что героями были (а это произведение - быль) Л.Н.Толстого будут именно эти животные.
СЛАЙД 4
4) Работа по новой теме:
Первичное восприятие текста.
- История, которую поведал нам автор, произошла в Лондоне – столице Англии. Сам Лев Николаевич никогда не был в этом городе. Давайте предположим, как же он мог узнать об этом случае? (ответы детей)
Возможно, эту историю ему рассказали моряки, которые бывали в Лондонском порту. Услышав её, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ.
- Я знаю, что многие из вас уже читали эту быль и это очень хорошо. Тем не менее, ещё раз внимательно послушайте, прислушайтесь к своим чувствам и потом поделитесь ими.
У меня будут помощники (2 ученика с хорошей выразительностью чтения)
- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ и почему? (ответы детей)
ФИЗМИНУТКА
5) Первичное закрепление
- Определим значения некоторых слов рассказа; для каждого ряда своё задание, работаем в парах.
СЛАЙД 5
Словарная работа (работа в паре):
подле – около, близко, совсем рядом.
зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа; сейчас он называется зоопарком.
ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).
барин – богатый человек, который имеет прислугу (помещик).
бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
метался - беспокойно двигался из стороны в сторону.
издохла - умерла.
засовы - большие дверные задвижки
смотренье – разглядывание (ответы детей; уточнение слов по необходимости)
Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.
- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (люди безжалостны – вместо того чтобы брать только деньги, они уничтожают животных и смотрят на эту расправу).
- Кем стала собачка для льва? (другом).
- Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца, вернуть собачку владельцу? (ощетинился, зарычал).
- Сколько прожили лев и собачка вместе? (1 год).
- Что произошло с собачкой? (умерла).
- Почему лев не принял собачку после смерти друга?
- Что значит быть преданным? (верным кому-то)
-Чем заканчивается эта история? (лев умирает).
- Каким словом охарактеризуете конец этой истории? (он печальный…)
- Мы с вами на примере героев рассказа увидели, что совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру, могут испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу.
6) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Выборочное чтение:
- Зачем человек поймал собачку и принёс её в зверинец?
- Как лев встретил собачку?
- В чём выражалась дружба льва и собачки?
- Как ведёт себя лев после смерти собачки?
- Подберите антонимы к предложенным словам в задании 1 (р. тетрадь, стр. 32) (работа в парах)
Бросить – поднять
Оторвать – пришить, приклеить, соединить
Вскочить – соскочить, спрыгнуть (сесть)
Отдать – взять, получить
Поднять – опустить
Перестать – начать, продолжать (ответы детей; уточнение слов по необходимости)
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- На следующем уроке мы продолжим работу по этому рассказу. Дома научитесь читать выразительно (стр. 94-95 учебника) Думаю, услышу завтра отличное чтение от вас, судя по тому, как хорошо справились сегодня мои помощники без предварительной подготовки.
- Кроме того, предлагаю вам ещё раз обратиться к биографическим сведениям о Л.Н.Толстом, которыми вы пополните ваш Дневник читателя (дети получают распечатки биографии Л.Н. Толстого)
8) Рефлексия (подведение итогов)
- Вспомните последние произведения Л.Н. Толстого, которые мы прочитали (Лгун. Прыжок. Король и лев. Царь и рубашка. Отец и сыновья.)
СЛАЙД 6
Все они ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
- Какую же главную мысль хотел донести Лев Николаевич до тех, кто прочитает быль «Лев и собачка»?
Давайте запишем её в рабочих тетрадях , стр 39, № 5. (Животные могут быть верными и преданными друг другу. Человеку есть чему у них поучиться)
- Часто люди распоряжаются животными и их судьбами как хотят. Поведение льва в этом рассказе – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
- К концу урока моё настроение осталось таким же приподнятым, потому что вы смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.
- А как ваше настроение? Оно изменилось? (возвращаемся к Словарикам настроения; ответы детей)
- Теперь обещанный подарок в конце урока! Догадались, что спрятано в этом волшебном мешочке? (ребята получают по лимону) В зимнее время витамины очень нужны и взрослым, и детям! Пейте чай с лимоном, будьте здоровы!
Спасибо всем за урок: вам, мне и нашим гостям!
Материал к уроку:
Вариант орг. этапа:
(У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
Ответы детей.
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок ……, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по страницам Литературного чтения.
О писателе:
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.
Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца.
Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.
Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. В то время было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.
20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.
Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.
Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Словарик настроения» г рустное р адостное сердитое спокойное бодрое тревожное унылое
Словарная работа: 1 ряд: п одле зверинец ощетинился 2 ряд: б арин б ился метался 3 ряд: и здохла з асовы смотренье
«Комар и лев» «Отец и сыновья» «Лгун» «Царь и рубашка» «Прыжок»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...
План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"
Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....
План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"
Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...
План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"
Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...