Программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Цыденжапова Маргарита Доржихандаевна

Литературное чтение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tplch.docx34.43 КБ
Файл rp_lch.docx46.88 КБ
Office spreadsheet icon ktp_literaturnoe_chtenie.xls52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

Литературное чтение

Раздел

Количество часов

Тема урока

Количество часов

Человек вступает

в неизведанный мир

18

Беседа Ю.П. Мориц 1 сентября

1

Что такое миф. Сотворение мира

1

Отношения человека и Природы в древности (по фрагментам древнегреческих мифов, карельских мифов

«Калевала», славянских мифов).

1

Знакомство с мифологическими представлениями о разделении мира на «свой» и «чужой». Пространственные представления древнего     человека.  

1

Народная сказка «Яичко» (принцип кумулятивного построения _ накопления героев и событий).

1

С. Маршак «Дом, который построил Джек», связь стихотворения с народной сказкой Литературная головоломка.

1

М.Я.Бородицкая Убежало молоко. Учимся сочинять докучные сказки и загадки.

1

Образ Мирового дерева. Ясень Иггдрасиль

1

Русская народная сказка «Петушок  золотой гребешок и жерновцы».

1

Пересказ волшебной сказки по картинному плану

1

Черты мифологического мышления и законы сказочного жанра в русской народной сказке  «Сивка бурка» Мир волшебной сказки в живописи: И. Билибин, В. Васнецов, Т. Маврина.

1

Черты мифологического мышления и законы сказочного жанра в русской народной сказке  «Сивка бурка»  

1

Конкурс знаток загадок. Загадки

1

Черты мифологического мышления и законы сказочного жанра в русской народной Сказке «Хаврошечка»

1

Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: картины М. Врубеля «Пан», «Сирень»;

Ф. Тютчев «Полдень», И. Бунин «Все лес и лес», Г. Новицкая «Береза»

1

Н.Н.Носов Шурик у дедушки

1

М.В.Исаковский Попрощаться с тёплым летом

1

Путешествие в мир Литературы. Обобщающий урок по 1 главе. Проектные работы.

1

В единой семье всего живого

19

Античные мифологические мотивы и сюжетные линии, характерные для международного фольклора.

1

Отражение древних представлений о мире и человеке в описании путешествий и подвигов мифологического героя.

1

Мифологический герой и его подвиги. Беседа «Мир просит открой меня заново»

1

Образ родины в поэзии: В. Жуковский «Родного неба милый свет...», А. Толстой «Край ты мой...»

1

Представление о пантеоне богов у разных народов (древние греки, древние славяне).

1

Одухотворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».

1

Образ ветра в литературе, живописи, музыке: А. Майков «Колыбельная песня», М. Исаковский «Ветер», А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…»; картины А. Рылова «В голубом просторе».

1

Викторина по сказкам Пушкина. «Что за прелесть эти сказки» (А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семибогатырях»).

1

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

 «Что за прелесть эти сказки»

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

1

Олицетворение в поэтическом и живописном образах: А. Фет «Глубь небес опять ясна...»

1

Сравнительная работа по стихотворению М. Лермонтова «На севере диком...» и картине И. Шишкина «Сосна».

1

С. Козлов «Такое дерево» беседа «Как трудно стать человеком»

1

Г. Снегирев «Чудесная лодка».

1

А. Фет «Летний вечер тих и ясен...» Е. Евтушенко «Заря у клена на руках...».

1

С. Козлов  «Как поймать облако».

1

Необычное в обычном: поэтические открытия. С. Есенин «С добрым утром!», хокку Басё, Кикаку, Исса.

Соревнование «Час поэзии»

1

Обобщающий урок по 2 главе. Проектные работы. Олимпиада по литературе.

1

Открываем мир заново

17

Викторина «Знатоки пословиц и поговорок». Пословицы о земле матери.

1

Беседа «А что если бы мы…»Похищение Персефоны

1

Сказание о небесных великанах

1

Связь таких жанров устного народного творчества, как загадка, закличка, считалка, с древними мифологическими представлениями о мире и человеке.

1

Времена года в художественной литературе: К. Паустовский «Прощание с летом».

1

Точность поэтических образов Ф. Тютчева («Чародейкою Зимою...») и А. Пушкина («Вот север, тучи нагоняя...»)

1

КВН по сказкам. Народная корякская сказка «Хитрая лиса».

1

Особый почерк писателя Д. Мамина_Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»). «Серая Шейка»: сказка или рассказ?

1

Особый почерк писателя Д. Мамина_Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»). «Серая Шейка»: сказка или рассказ?

1

Особый почерк писателя Д. Мамина_Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»). «Серая Шейка»: сказка или рассказ?

1

Особый почерк писателя Д. Мамина_Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»). «Серая Шейка»: сказка или рассказ?

1

М.Д.Яснов Мы и птицы Э.Э.Машковская  Зяблик согрелся

С.Я.Маршак «Воробьи по проводам»

1

Особая повествовательная манера писателя П. Бажова (по сказке «Серебряное копытце»).

4

Точность поэтических образов А. Фета («Чудная картина...»), М. Лермонтова («Горные вершины...»). Конкурс «лучший чтец»

1

Поэтические образы малой родины в стихотворении Н. Рыленкова «Все в тающей дымке...», картине И. Левитана «Тихая обитель».

1

Обобщающий урок по 3 главе. Проектные работы. 164

1

Игра «знаток литературы»

1

Времена, когда звери говорили

19

Почему звери друг от друга отличаются. Нанайская сказка

1

Отчего у зайца длинные уши. Мансийская сказка.

1

Медведь и бурундук. Нивхская сказка.

1

Медведь и бурундук. Нивхская сказка. П.Н. Барто «Зимние гости»

1

 Р. Киплинг. Отчего у Верблюда горб.

1

Р. Киплинг. Отчего у Верблюда горб.

1

Рассказы  И. Акимушкина  Обезьяньи носы. Броненосцы.

1

Тим Собакин. Две коровы и коровка. Считалки. «Знаток УНТ »

1

К.Паустовский. Стальное колечко.

1

К.Паустовский. Стальное колечко.

1

Беседа  К.Паустовский. Стальное колечко.

1

И. А. Бунин. Родник

1

Рассказы Ю. Коваля. Тузик, Висячий мостик. Тучка и галки.

1

Рассказы Ю. Коваля. Тузик, Висячий мостик. Тучка и галки.

1

А.Фет. Весенний дождь

1

С.Маршак. Ландыш. Техника чтения.

1

И. Матвеева. Солнечный зайчик.

1

В.Драгунский. Красный шарик в синем небе.

1

Обобщающий урок по 4 главе. Проектные работы. игра

1

Всмотритесь в мир своей души

13

Прометей с Эпиметеем лепят смертных из глины.

1

Прометей с Эпиметеем лепят смертных из глины.

1

Н.Н. Матвеева Девочка и пластилин

1

И. А. Крылов. Ворона и Лисица.

1

И. А. Крылов. Лисица и Виноград.

1

 Эзоп. Ворон и лисица. Лисица и виноград.

1

С.В. Михалков. Бараны. Беседа по басням

1

Русская народная сказка. У страха глаза велики.

1

В.М.Гаршин. Лягушка – путешественница.

1

В.М.Гаршин. Лягушка – путешественница.

1

К.Г.Паустовский. Кот Ворюга

1

И.М. Пивоварова. Плохие сны. В.В. Голявкин. Был не крайний случай.

1

Обобщающий урок по 5 главе. Проектные работы. Олимпиада по литературе.

1

Пересоздаем  мир в творчестве

11

Орфей и Эвридика.

1

Орфей и Эвридика

1

М.Я.Бородицкая. Художник. Ю.И. Коваль. Соловьи

1

Б.Заходер. Что такое стихи? К.Бальмонт. Трудно Фее. Гномы.

1

Г.Х. Андерсен. Дюймовочка.

1

Г.Х. Андерсен. Дюймовочка.

1

Г.Х. Андерсен. Дюймовочка. Викторина по сказке.

1

С. Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

1

С. Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

1

М. Пришвин. Разговор деревьев. М.Я. Бородицкая. В гостях у лесника.

1

Обобщающий урок по 6 главе. Проектные работы. В гостях у писателя.

1

Без тебя мир неполный

8

Девкалион и Пирра.

1

Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы.

1

Ю.Н.Кушак. Подарок в день рождения. М.Я. Бородицкая. Котенок. И.С.Тургенев. Воробей

1

Н.Г.Гарин-Михайловский. Тема и Жучка.

1

Н.Г.Гарин-Михайловский. Тема и Жучка.

Э.Э. Мошковская. Нужен он

1

Ю. Драгунский. Девочка на шаре.

1

Ю. Драгунский. Девочка на шаре.С.А. Махотин. В тридцатом веке.

1

Обобщающий урок по 7 главе.

Проектные работы. Олимпиада по литературе.

1



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе:

1.Федерального закона «Об образовании»  № 273 от 29.12. 2012 года;

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

3.Примерной образовательной программы начального общего образования с учётом:

  1. Основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Четутайской средней общеобразовательной школы»
  2. Учебного плана образовательной организации
  3. Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к исполнению в образовательном процессе в образовательном учреждении, реализующих программное общеобразовательное образование приказом Министерства образования РФ от 14.03.14 №253
  4. УМК « Система общего развития Л.В. Занкова» по программе, разработанной В.Ю.Свиридовой (2011), утвержденной МО РФ.  

На основании приказа Министерства образования РФ от 31.12.15. №1577 в структуре рабочей программы внесены изменения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к содержанию и форме художественных произведений;
  • интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
  • интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
  • основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
  • эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
  • чувство сопричастности своему народу;
  • понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
  • общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
  • чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
  • понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
  • понимания своей семейной и этнической идентичности;
  • любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
  • чувства ответственности за мир природы;
  • умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
  • первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
  • понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
  • произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
  • самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
  • соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
  • осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
  • осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
  • пересказывать текст по плану;
  • структурировать знания при сопоставлении текстов;
  • применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
  • применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
  • искать информацию, представлять найденную информацию;
  • уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
  • знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
  • понимать структуру построения рассуждения;
  • воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
  • проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
  • проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
  • участвовать в учебном диалоге;
  • принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
  • видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
  • устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка
  • читательского дневника);
  • проявлять самостоятельность в групповой работе;
  • контролировать свои действия в коллективной работе;
  • выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
  • читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
  • ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
  • кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
  • отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
  • определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
  • узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
  • выявлять авторское отношение к герою;
  • понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
  • соотносить главную мысль и название произведения;
  • находить портрет и пейзаж в произведении;
  • видеть особенности юмористических текстов;
  • соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
  • сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
  • представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;
  • осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;
  • находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
  • понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
  • понимать особенности жанра басни;
  • определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
  • находить в юмористических текстах приемы создания комического;
  • оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

  • самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
  • самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
  • осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;
  • осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;
  • готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
  • понимать назначение аннотации на литературное произведение;
  • называть одно периодическое литературно-художественное издание.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
  • составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;
  • писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;
  • создавать презентации книг различной тематики;
  • сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);
  • участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;
  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

  • представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов;
  • различать малые жанры фольклора;
  • различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;
  • определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;
  • выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;
  • понимать многозначность поэтического слова

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;
  • находить и различать средства художественной   выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;
  • обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);
  • обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе;
  • выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;
  • понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;
  • самостоятельно находить мораль басни;
  • понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.

Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится:

  • пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;
  • читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
  • передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;
  • выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;
  • создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сознательно пользоваться различными   средствами   выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;
  • читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;
  • подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;
  • читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;
  • сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.

Содержание учебного предмета по литературному чтению

3 класс (105 часов)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению.

Чтение вслух. Чтение про себя. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения. Постепенное увеличение индивидуальной скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (повествование, описание), рассказе на заданную тему.

Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подробный. Подробный пересказ текста: деление текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде высказывания.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные издания (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Литература вокруг нас. Отличие публицистики от художественной литературы. Периодические издания. Искусство кино. Художественный и мультипликационный фильм. Литература в театре. Работа актера и режиссера. Отличие зрителя от читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представление об антитезе. Пословицы других народов. Смысловые параллели при разном языковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положительный и негативный смысл пословиц и поговорок. Наблюдение за монологом и диалогом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам.

Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

Связь фольклора и литературы. Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).

Любимые народные сказки. Придумывание варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением.

Сказка о животных. Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Откуда в сказке магия. Волшебные числа. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество.

Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки.

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.

Авторская сказка. Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя.

Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Общие мотивы в сказках разных народов.

Сказочная повесть. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с рассказом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.

Рассказ. Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.

Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (определения), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, установление причинно-следственных связей в тексте, последовательности событий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Круг чтения третьего года обучения Устное народное творчество

Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки.

Мифологические сюжеты Древней Греции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала».

Русские народные сказки и сказки разных народов

«Яичко», «Петушок - золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна»*, «У страха глаза велики», докучные сказки*, «Коза с орехами»*.

«Хитрая лиса» (корякская сказка)*, «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)*.

Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы

Ш. Перро «Рике с хохолком»*; В. Гауф «Маленький Мук»*; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»*; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Басни

Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград»; С. Михалков «Бараны».

Классики русской литературы

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, A.Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский,  А Кольцов*, Я. Полонский*, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин,С. Есенин, В. Хлебников*, Саша Черный*, А.К. Толстой.

И. Тургенев «Воробей», «Голуби»*, «Собака»*; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»*; Ю. Олеша «Три толстяка»*; А. Гайдар «Тимур и его команда»*.

Современная русская и зарубежная литература

М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евтушенко, С. Маршак, А. Барто*, Б. Заходер, М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц*, Ю. Кушак, П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин*, Н. Матвеева.

М. Пришвин «Разговор деревьев», «Говорящий грач»*; Ю. Коваль «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи»*, «Шамайка»*; К. Паустовский «Стальное колечко», «Прощание с летом», «Кот Ворюга», «Растрепанный воробей»*; Г. Снегирев «Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у дедушки»; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Козлов «Такое дерево», «Как поймать облако»; И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»;   И.   Пивоварова  «Плохие  сны»,

B.        Чаплина*, Д. Нагишкин*; В. Голявкин «Был не крайний случай», «Рассказы»*; Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»*; Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»*; Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»*; А. Волков «Волшебник Изумрудного города»*.

Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»*; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец»*; Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»*; Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»*; А. Милн «Винни Пух и все-все-все»*; Ф. Баум «Волшебник страны Оз»*; П. Треверс «Мери Поппинс»*. Японские трехстишия.

Требования к уровню подготовки обучающихся на конец 3 класса

Обучающиеся должны иметь представление:

– об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;

– об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;

– об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;

– об особенностях жанра басни;

знать:

– наизусть 10–12 стихотворений разных авторов;

– имена 4–5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4–5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;

уметь:

– читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70–80 слов в минуту;

– различать малые жанры фольклора;

– находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературы;

– отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;

– характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

– выявлять авторское отношение к герою;

– рассказывать о любимом литературном герое;

– устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...