Программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)
Литературное чтение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tplch.docx | 34.43 КБ |
rp_lch.docx | 46.88 КБ |
ktp_literaturnoe_chtenie.xls | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
Литературное чтение
Раздел | Количество часов | Тема урока | Количество часов |
Человек вступает в неизведанный мир | 18 | Беседа Ю.П. Мориц 1 сентября | 1 |
Что такое миф. Сотворение мира | 1 | ||
Отношения человека и Природы в древности (по фрагментам древнегреческих мифов, карельских мифов «Калевала», славянских мифов). | 1 | ||
Знакомство с мифологическими представлениями о разделении мира на «свой» и «чужой». Пространственные представления древнего человека. | 1 | ||
Народная сказка «Яичко» (принцип кумулятивного построения _ накопления героев и событий). | 1 | ||
С. Маршак «Дом, который построил Джек», связь стихотворения с народной сказкой Литературная головоломка. | 1 | ||
М.Я.Бородицкая Убежало молоко. Учимся сочинять докучные сказки и загадки. | 1 | ||
Образ Мирового дерева. Ясень Иггдрасиль | 1 | ||
Русская народная сказка «Петушок золотой гребешок и жерновцы». | 1 | ||
Пересказ волшебной сказки по картинному плану | 1 | ||
Черты мифологического мышления и законы сказочного жанра в русской народной сказке «Сивка бурка» Мир волшебной сказки в живописи: И. Билибин, В. Васнецов, Т. Маврина. | 1 | ||
Черты мифологического мышления и законы сказочного жанра в русской народной сказке «Сивка бурка» | 1 | ||
Конкурс знаток загадок. Загадки | 1 | ||
Черты мифологического мышления и законы сказочного жанра в русской народной Сказке «Хаврошечка» | 1 | ||
Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: картины М. Врубеля «Пан», «Сирень»; Ф. Тютчев «Полдень», И. Бунин «Все лес и лес», Г. Новицкая «Береза» | 1 | ||
Н.Н.Носов Шурик у дедушки | 1 | ||
М.В.Исаковский Попрощаться с тёплым летом | 1 | ||
Путешествие в мир Литературы. Обобщающий урок по 1 главе. Проектные работы. | 1 | ||
В единой семье всего живого | 19 | Античные мифологические мотивы и сюжетные линии, характерные для международного фольклора. | 1 |
Отражение древних представлений о мире и человеке в описании путешествий и подвигов мифологического героя. | 1 | ||
Мифологический герой и его подвиги. Беседа «Мир просит открой меня заново» | 1 | ||
Образ родины в поэзии: В. Жуковский «Родного неба милый свет...», А. Толстой «Край ты мой...» | 1 | ||
Представление о пантеоне богов у разных народов (древние греки, древние славяне). | 1 | ||
Одухотворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер». | 1 | ||
Образ ветра в литературе, живописи, музыке: А. Майков «Колыбельная песня», М. Исаковский «Ветер», А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…»; картины А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | ||
Викторина по сказкам Пушкина. «Что за прелесть эти сказки» (А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семибогатырях»). | 1 | ||
А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | ||
А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | ||
«Что за прелесть эти сказки» А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). | 1 | ||
Олицетворение в поэтическом и живописном образах: А. Фет «Глубь небес опять ясна...» | 1 | ||
Сравнительная работа по стихотворению М. Лермонтова «На севере диком...» и картине И. Шишкина «Сосна». | 1 | ||
С. Козлов «Такое дерево» беседа «Как трудно стать человеком» | 1 | ||
Г. Снегирев «Чудесная лодка». | 1 | ||
А. Фет «Летний вечер тих и ясен...» Е. Евтушенко «Заря у клена на руках...». | 1 | ||
С. Козлов «Как поймать облако». | 1 | ||
Необычное в обычном: поэтические открытия. С. Есенин «С добрым утром!», хокку Басё, Кикаку, Исса. Соревнование «Час поэзии» | 1 | ||
Обобщающий урок по 2 главе. Проектные работы. Олимпиада по литературе. | 1 | ||
Открываем мир заново | 17 | Викторина «Знатоки пословиц и поговорок». Пословицы о земле матери. | 1 |
Беседа «А что если бы мы…»Похищение Персефоны | 1 | ||
Сказание о небесных великанах | 1 | ||
Связь таких жанров устного народного творчества, как загадка, закличка, считалка, с древними мифологическими представлениями о мире и человеке. | 1 | ||
Времена года в художественной литературе: К. Паустовский «Прощание с летом». | 1 | ||
Точность поэтических образов Ф. Тютчева («Чародейкою Зимою...») и А. Пушкина («Вот север, тучи нагоняя...») | 1 | ||
КВН по сказкам. Народная корякская сказка «Хитрая лиса». | 1 | ||
Особый почерк писателя Д. Мамина_Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»). «Серая Шейка»: сказка или рассказ? | 1 | ||
Особый почерк писателя Д. Мамина_Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»). «Серая Шейка»: сказка или рассказ? | 1 | ||
Особый почерк писателя Д. Мамина_Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»). «Серая Шейка»: сказка или рассказ? | 1 | ||
Особый почерк писателя Д. Мамина_Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»). «Серая Шейка»: сказка или рассказ? | 1 | ||
М.Д.Яснов Мы и птицы Э.Э.Машковская Зяблик согрелся С.Я.Маршак «Воробьи по проводам» | 1 | ||
Особая повествовательная манера писателя П. Бажова (по сказке «Серебряное копытце»). | 4 | ||
Точность поэтических образов А. Фета («Чудная картина...»), М. Лермонтова («Горные вершины...»). Конкурс «лучший чтец» | 1 | ||
Поэтические образы малой родины в стихотворении Н. Рыленкова «Все в тающей дымке...», картине И. Левитана «Тихая обитель». | 1 | ||
Обобщающий урок по 3 главе. Проектные работы. 164 | 1 | ||
Игра «знаток литературы» | 1 | ||
Времена, когда звери говорили | 19 | Почему звери друг от друга отличаются. Нанайская сказка | 1 |
Отчего у зайца длинные уши. Мансийская сказка. | 1 | ||
Медведь и бурундук. Нивхская сказка. | 1 | ||
Медведь и бурундук. Нивхская сказка. П.Н. Барто «Зимние гости» | 1 | ||
Р. Киплинг. Отчего у Верблюда горб. | 1 | ||
Р. Киплинг. Отчего у Верблюда горб. | 1 | ||
Рассказы И. Акимушкина Обезьяньи носы. Броненосцы. | 1 | ||
Тим Собакин. Две коровы и коровка. Считалки. «Знаток УНТ » | 1 | ||
К.Паустовский. Стальное колечко. | 1 | ||
К.Паустовский. Стальное колечко. | 1 | ||
Беседа К.Паустовский. Стальное колечко. | 1 | ||
И. А. Бунин. Родник | 1 | ||
Рассказы Ю. Коваля. Тузик, Висячий мостик. Тучка и галки. | 1 | ||
Рассказы Ю. Коваля. Тузик, Висячий мостик. Тучка и галки. | 1 | ||
А.Фет. Весенний дождь | 1 | ||
С.Маршак. Ландыш. Техника чтения. | 1 | ||
И. Матвеева. Солнечный зайчик. | 1 | ||
В.Драгунский. Красный шарик в синем небе. | 1 | ||
Обобщающий урок по 4 главе. Проектные работы. игра | 1 | ||
Всмотритесь в мир своей души | 13 | Прометей с Эпиметеем лепят смертных из глины. | 1 |
Прометей с Эпиметеем лепят смертных из глины. | 1 | ||
Н.Н. Матвеева Девочка и пластилин | 1 | ||
И. А. Крылов. Ворона и Лисица. | 1 | ||
И. А. Крылов. Лисица и Виноград. | 1 | ||
Эзоп. Ворон и лисица. Лисица и виноград. | 1 | ||
С.В. Михалков. Бараны. Беседа по басням | 1 | ||
Русская народная сказка. У страха глаза велики. | 1 | ||
В.М.Гаршин. Лягушка – путешественница. | 1 | ||
В.М.Гаршин. Лягушка – путешественница. | 1 | ||
К.Г.Паустовский. Кот Ворюга | 1 | ||
И.М. Пивоварова. Плохие сны. В.В. Голявкин. Был не крайний случай. | 1 | ||
Обобщающий урок по 5 главе. Проектные работы. Олимпиада по литературе. | 1 | ||
Пересоздаем мир в творчестве | 11 | Орфей и Эвридика. | 1 |
Орфей и Эвридика | 1 | ||
М.Я.Бородицкая. Художник. Ю.И. Коваль. Соловьи | 1 | ||
Б.Заходер. Что такое стихи? К.Бальмонт. Трудно Фее. Гномы. | 1 | ||
Г.Х. Андерсен. Дюймовочка. | 1 | ||
Г.Х. Андерсен. Дюймовочка. | 1 | ||
Г.Х. Андерсен. Дюймовочка. Викторина по сказке. | 1 | ||
С. Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. | 1 | ||
С. Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. | 1 | ||
М. Пришвин. Разговор деревьев. М.Я. Бородицкая. В гостях у лесника. | 1 | ||
Обобщающий урок по 6 главе. Проектные работы. В гостях у писателя. | 1 | ||
Без тебя мир неполный | 8 | Девкалион и Пирра. | 1 |
Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. | 1 | ||
Ю.Н.Кушак. Подарок в день рождения. М.Я. Бородицкая. Котенок. И.С.Тургенев. Воробей | 1 | ||
Н.Г.Гарин-Михайловский. Тема и Жучка. | 1 | ||
Н.Г.Гарин-Михайловский. Тема и Жучка. Э.Э. Мошковская. Нужен он | 1 | ||
Ю. Драгунский. Девочка на шаре. | 1 | ||
Ю. Драгунский. Девочка на шаре.С.А. Махотин. В тридцатом веке. | 1 | ||
Обобщающий урок по 7 главе. Проектные работы. Олимпиада по литературе. | 1 |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе:
1.Федерального закона «Об образовании» № 273 от 29.12. 2012 года;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3.Примерной образовательной программы начального общего образования с учётом:
- Основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Четутайской средней общеобразовательной школы»
- Учебного плана образовательной организации
- Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к исполнению в образовательном процессе в образовательном учреждении, реализующих программное общеобразовательное образование приказом Министерства образования РФ от 14.03.14 №253
- УМК « Система общего развития Л.В. Занкова» по программе, разработанной В.Ю.Свиридовой (2011), утвержденной МО РФ.
На основании приказа Министерства образования РФ от 31.12.15. №1577 в структуре рабочей программы внесены изменения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к содержанию и форме художественных произведений;
- интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
- интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
- эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
- чувство сопричастности своему народу;
- понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
- общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
- чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
- понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
- понимания своей семейной и этнической идентичности;
- любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
- чувства ответственности за мир природы;
- умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
- первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
- понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
- выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
- выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
- произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
- самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
- проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
- пересказывать текст по плану;
- структурировать знания при сопоставлении текстов;
- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
- искать информацию, представлять найденную информацию;
- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
- знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
Обучающийся получит возможность научиться:
- пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
- понимать структуру построения рассуждения;
- воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
- участвовать в учебном диалоге;
- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
- видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
- устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка
- читательского дневника);
- проявлять самостоятельность в групповой работе;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
- читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
- ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
- кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
- отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
- определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
- узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- выявлять авторское отношение к герою;
- понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
- соотносить главную мысль и название произведения;
- находить портрет и пейзаж в произведении;
- видеть особенности юмористических текстов;
- соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал
Обучающийся получит возможность научиться:
- пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
- сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
- представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;
- осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;
- находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
- понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
- понимать особенности жанра басни;
- определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
- находить в юмористических текстах приемы создания комического;
- оценивать поступки героя и отношение автора к нему.
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
- самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
- самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
- осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;
- осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;
- готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
- понимать назначение аннотации на литературное произведение;
- называть одно периодическое литературно-художественное издание.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
- составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;
- писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;
- создавать презентации книг различной тематики;
- сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);
- участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
- представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов;
- различать малые жанры фольклора;
- различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;
- определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;
- выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;
- понимать многозначность поэтического слова
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;
- обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);
- обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе;
- выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;
- понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;
- самостоятельно находить мораль басни;
- понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.
Творческая деятельность учащихся
Обучающийся научится:
- пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;
- читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
- передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;
- выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;
- создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;
- читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;
- подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;
- читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;
- сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.
Содержание учебного предмета по литературному чтению
3 класс (105 часов)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению.
Чтение вслух. Чтение про себя. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения. Постепенное увеличение индивидуальной скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (повествование, описание), рассказе на заданную тему.
Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подробный. Подробный пересказ текста: деление текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде высказывания.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные издания (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Литература вокруг нас. Отличие публицистики от художественной литературы. Периодические издания. Искусство кино. Художественный и мультипликационный фильм. Литература в театре. Работа актера и режиссера. Отличие зрителя от читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты.
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представление об антитезе. Пословицы других народов. Смысловые параллели при разном языковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положительный и негативный смысл пословиц и поговорок. Наблюдение за монологом и диалогом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам.
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Связь фольклора и литературы. Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке.
Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).
Любимые народные сказки. Придумывание варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением.
Сказка о животных. Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Откуда в сказке магия. Волшебные числа. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество.
Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки.
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.
Авторская сказка. Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя.
Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Общие мотивы в сказках разных народов.
Сказочная повесть. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с рассказом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.
Рассказ. Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.
Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (определения), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, установление причинно-следственных связей в тексте, последовательности событий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Круг чтения третьего года обучения Устное народное творчество
Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки.
Мифологические сюжеты Древней Греции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала».
Русские народные сказки и сказки разных народов
«Яичко», «Петушок - золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна»*, «У страха глаза велики», докучные сказки*, «Коза с орехами»*.
«Хитрая лиса» (корякская сказка)*, «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)*.
Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы
Ш. Перро «Рике с хохолком»*; В. Гауф «Маленький Мук»*; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»*; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Басни
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград»; С. Михалков «Бараны».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, A.Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский, А Кольцов*, Я. Полонский*, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин,С. Есенин, В. Хлебников*, Саша Черный*, А.К. Толстой.
И. Тургенев «Воробей», «Голуби»*, «Собака»*; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»*; Ю. Олеша «Три толстяка»*; А. Гайдар «Тимур и его команда»*.
Современная русская и зарубежная литература
М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евтушенко, С. Маршак, А. Барто*, Б. Заходер, М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц*, Ю. Кушак, П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин*, Н. Матвеева.
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Говорящий грач»*; Ю. Коваль «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи»*, «Шамайка»*; К. Паустовский «Стальное колечко», «Прощание с летом», «Кот Ворюга», «Растрепанный воробей»*; Г. Снегирев «Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у дедушки»; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Козлов «Такое дерево», «Как поймать облако»; И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»; И. Пивоварова «Плохие сны»,
B. Чаплина*, Д. Нагишкин*; В. Голявкин «Был не крайний случай», «Рассказы»*; Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»*; Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»*; Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»*; А. Волков «Волшебник Изумрудного города»*.
Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»*; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец»*; Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»*; Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»*; А. Милн «Винни Пух и все-все-все»*; Ф. Баум «Волшебник страны Оз»*; П. Треверс «Мери Поппинс»*. Японские трехстишия.
Требования к уровню подготовки обучающихся на конец 3 класса
Обучающиеся должны иметь представление:
– об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;
– об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;
– об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;
– об особенностях жанра басни;
знать:
– наизусть 10–12 стихотворений разных авторов;
– имена 4–5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4–5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;
уметь:
– читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70–80 слов в минуту;
– различать малые жанры фольклора;
– находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературы;
– отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
– характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
– выявлять авторское отношение к герою;
– рассказывать о любимом литературном герое;
– устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...