Внеклассное чтение. Тема: Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Цель: знакомство с творчеством русского классика А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx21.37 КБ
Файл skazka_o_tsare_saltane.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение.

Тема: Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане»

Цель: знакомство с творчеством русского классика А.С. Пушкина.

Задачи урока:

1.обучающие:

- формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения;

-формировать умения анализировать текст

-формировать умения рифмовать

- закреплять литературоведческие понятия «авторская сказка» и «народная сказка»

2.воспитывающие:

– воспитывать самостоятельность;

– творческую активность;

– эстетическое восприятие произведений искусства;

– воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке

3.развивающие:

развивать память, внимание, воображение, наблюдательность, сообразительность, творческие способности, речь учеников.

Оборудование урока:

Презентация (иллюстрации сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», портреты, сюжетная картинка)

Рисунки учащихся.

Ход урока.

Слайд 1

I. Орг. момент.

Слайд 2

Очень крепким он родился,

Только в бочке очутился.

Баре бочку засмолили,

В океан её пустили.

Мчалась бочка по волнам,

Быстро рос ребёнок там,

Он волне морской молился

И на суше очутился.

Вышиб дно и вышел вон,

Звали как его? ….

(Гвидон)

II. Актуализация знаний.

- Ребята, вы любите сказки?

- Кто знает, какие бывают сказки?

Сказки можно разделить на две группы: народные и авторские.

Почему некоторые сказки называются народными?

Приведите примеры таких сказок. («Колобок», «Гуси лебеди», «Репка»)

Почему   другие сказки называются авторскими?

Какие авторские сказки вы читали? («Конек-горбунок» П.П. Ершова и др.)

Сегодня мы познакомимся с ещё одной авторской сказкой, вы, наверное, уже догадались, с какой? Да, это сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

III. Работа по теме урока. 

Слайд 3

На доске: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!»

А.С. Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране. В этом году мы будем отмечать 220 лет со дня его рождения.

В длинные, зимние вечера в старом доме, в селе Михайловском, няня Арина Родионовна рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел в печных трубах ветер, жужжало веретено, и сказочный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт брызгал пером, торопливо записывал нянины сказки и приговаривал: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!»

А кто читал произведения А.С. Пушкина?  Какие?

В чём особенность сказок А.С. Пушкина?    (написаны в стихах)  

Сегодня мы прочитаем отрывок из одной его сказки.

Но прежде чем читать этот отрывок  самостоятельно, познакомимся со значение некоторых слов.

Слайд 4

 Лексическая работа: затейница, изумруд

Слайд 5

Чтение цепочкой (вслух).

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

- У кого жила чудесная белочка?

- Опишите ее дом.

- Чем она занималась?

- Какие это были орешки?

Физминутка для глаз:

Белка

Белка дятла поджидала, (Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри! (Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи — раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

Где ты, месяц, отыщись?

IV. Творческая работа.

Произведения А.С. Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз удивляясь красоте их языка.

Как вы уже заметили, все они написаны в стихотворной форме.

Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?

А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?

Для начала нужно научиться подбирать рифму.

Что такое рифма? Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.

Мышка – пышка, малышка, хвастунишка;

Гном – дом, тайком, пешком;

Мяч – вскачь, плач.

Давайте найдем рифмующие слова в сказке А.С. Пушкина.

Слайд 6

Работа в парах.

-Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие.

Белка – стрелка – мелко - грелка

V. Итог

С творчеством, какого поэта знакомились?

С какой сказкой мы работали?

Что пробовали сами?

Что вам особенно понравилось на уроке?

Так если сказка – это фантазия и вымысел, то почему же мы любим сказки, с удовольствием читаем их и почему учимся у них? В чём сила сказок? (Сказки – это чудеса. Сказки учат добру. Добро всегда побеждает зло.)

VI. Рефлексия

Слайд 7

Ребята, перед вами карточки с изображением трех смайликов: веселого, равнодушного и грустного.

Выберите рисунок, который соответствует вашему настроению.

Слайд 8


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по чтению. 1 класс По сказке А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане » Подготовила Елистратова Лидия Константиновна, учитель высшей квалификационной категории МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа №26 имени Героя Советского Союза В.В.Князева»

Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин 220 лет со дня рождения

Слайд 4

Затейница Изумруд

Слайд 5

Задание 1 Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки всё грызет, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд; Слуги белку стерегут.

Слайд 6

Задание 2 Белка – стрелка – мелко - грелка

Слайд 7

Рефлексия

Слайд 8

Спасибо за внимание ! Все материалы из свободного доступа сети Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по сказке А.С.Пушкина "Сказка о Царе Салтане"

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе "Школа 2100". Сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"....

Урок литературного чтения тема "Добро и зло в сказках А.С.Пушкина."

Дети  на основе прочитанных сказок Пушкина выясняют что такое добро и что такое зло.Выясняют каким должен быть человек....

Конспект урока литературного чтения «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: " Сходство авторской и русской народной сказки А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Предмет, класс, автор учебника - литературное чтение, 3 «Б» класс, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М. В Бойкина.Тема урока. Сходство авторской и русской народно...

Урок по литературному чтению " Нравственные уроки в сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане"

Чудесная сказка А.С.Пушкина о добре и зле, любви и корысти, наказании и прощении....