Урок литературного чтения тема "Добро и зло в сказках А.С.Пушкина."
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Дети на основе прочитанных сказок Пушкина выясняют что такое добро и что такое зло.Выясняют каким должен быть человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тема Добро и зло в сказках А.С.Пушкина | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения.
(4 класс. УМК «Школа России»)
Тема: . Добро и зло в сказках А.С.Пушкина.
Цель: создание условий для формирования читательского кругозора, совершенствования устной речевой деятельности , дать понятия добра и зла.
Задачи:
1)образовательные: актуализировать знания детей о сказках А.С.Пушкина, совершенствовать навык чтения;
2)развивающие: содействовать развитию художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении литературных сказок;
3)воспитательные: воспитывать любовь к чтению, способствовать становлению духовного мира ребёнка, формированию коммуникативных навыков, навыков организации совместной деятельности.
Дидактический материал и оборудование:
1)презентация А.С.Пушкин;
2)экран, проектор, компьютер;
3)выставка книг со сказками А.С. Пушкина, карточки для коллективной работы;
4)рисунок волшебного кота , сундучок с волшебными вещами или картинками(рыбка, белочка, зеркальце, , карточки для коллективной работы золотой петушок, чертёнок).
I. Оргмомент.
Сказка – ложь, да в ней намек – добру молодцу урок.
- Как вы понимаете эти слова?
- В сказке много вымысла, волшебства – она учит нас, как правильно жить и поступать в определенных ситуациях.
2.Актуализация знаний
- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
- Сказки, предания, былины, сказы, легенды.
- Какой жанр для вас более близок? Почему?
- Сказки. Много волшебства, чудес.
- Подумайте, какие бывают сказки?
- Народные и авторские.
- Кто первый начал писать сказки для детей?
- Жуковский, Пушкин.
- Послушайте и скажите, чьи это стихи? И кому они посвящены?
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
- Стихи А.С. Пушкина написаны для Арины Родионовны – няни А.С.Пушкина.
- Это замечательно, что вспомнили о няне Пушкина. Именно она пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям сказки.
3. Работа по теме урока. Добро и зло в сказках А.С.Пушкина.
1) Поэтическая минутка.
Чтение наизусть фрагментов сказок Пушкина . (Дети объясняют свой выбор того или иного отрывка, чему учит данная сказка).
2). Викторина по сказкам. (На доске рисунок дуба с золотой цепью , кот и рядом находится волшебный сундучок с предметами)
Если очень захотеть
В сказке можно очутиться
У героев старых сказок
Можем мы всю жизнь учиться.
- Ребята кто может прочитать начало стихотворения к рисунку.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит
Налево – сказку говорит.
- У учёного кота есть волшебный сундучок со сказками. Я вам показываю предмет, а вы догадайтесь – из какой сказки.
1. Рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Приплыла к нему рыбка спросила: «Что тебе надобно старче»?
- Сколько лет жили старик со старухой?
- 30 лет и 3 года.
-Сколько раз виделся старик с рыбкой?
- 6 раз.
- Сколько просьб выполнила рыбка?
- 4. Корыто, изба, дворянка, царица.
2. Белочка – « Сказка о царе Салтане…»
- Кого шмель ужалил в нос?
- Бабариху?
- Кем приходились князю Гвидону ткачиха с поварихой?
- Тетки.
- Как обращалась лебедь к Гвидону?
- Здравствуй, князь ты мой прекрасный.
3. Зеркальце – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
- Назовите кличку собаки из этой сказки.
- Соколко.
- Кто дал царевне отравленное яблоко?
- Чернавка, сенная девка.
- К кому обращался Елисей, когда искал свою невесту?
- К солнцу, месяцу, ветру.
4. Золотой петушок –« Сказка о Золотом петушке».
- Кто подарил петушка?
- Звездочет.
- Что кричал петушок?
- Ки – ри – ку –ку
царствуй лежа на боку.
- Сколько времени был Дадон у царь девицы.
- Две недели.
- Чертенок –« Сказка о попе и о работнике его Балде».
- Где встретились поп и Балда?
- На базаре.
- За какую плату договорились?
- Три щелчка.
- Что ел Балда?
- Вареную полбу.
4. Музыкальная пауза. (минутка отдыха)
- На произведения А.С.Пушкина композиторы писали музыкальные произведения. Как вы думаете почему?
- Сказки музыкальные, лирические, напевные.
- Прослушайте отрывок из музыкального произведения Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане». Подумайте какой это эпизод?
- Полет шмеля.
5.Продолжение работы по теме урока
. Инсценирование фрагментов сказок.(Работа в группах. Детям выдаются карточки со словами из сказок Пушкина. Распределить роли между участниками и выступить перед классом)
- Сказки Пушкина, не только музыкальные, но и театральные. По ним поставлены спектакли, художественные фильмы. И наши ребята попробовали сделать это.
- Дети выходят, объявляют отрывки из сказок.
- Каждая сказка отражает борьбу добра и зла.
Назовите положительных и отрицательных героев сказок Пушкина
Кому сочувствуете вы?
На чьей стороне автор?
Как он относится к злым людям, злым силам?
- С иронией, насмешкой, обзывает обидными словами.
- Как наказаны злые силы, герои в сказках?
- Старуха осталась у разбитого корыта.
- Дадона клюнул петушок.
- Поп лишился ума после третьего щелчка.
- Злая царица умерла от злости.
- Комар, муха, шмель укусили теток.
6. Рефлексия.
- Кто такой добрый человек?
- Который помогает людям в трудную минуту жизни, в работе, в учебе не требуя платы.
- Кого можно назвать злым человеком?
- Нехороший человек, жестокий, который специально совершает злые поступки.
- А добрый человек может совершить плохой поступок?
- Может нечаянно.
- Слышали ли вы когда - нибудь понятие «доброе сердце», «злое сердце»?
- Каким цветом вы бы нарисовали доброе сердце, злое сердце?
- Какое у всех должно быть сердце? Доброе.
7.Подведение итогов урока.
- Вернемся к девизу нашего урока:
Сказка – ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.
Какие уроки для себя вы извлекли из сказок А.С.Пушкина?
Хотелось бы закончить нашу совместную работу такими словами:
Читайте Пушкина друзья
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда,-
Вот вам подсказка
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты к уроку литературного чтения в 3 классе "Сказки Пушкина"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-0-16264-20...
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...
Урок литературного чтения в 4 классе "Сказка о царе Салтане" А. С. Пушкина.
Урок литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане...." в 4 классе по программе "Школа 2100"...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
Цели урока: -формирование умения создавать образ главных героев сказки;Задачи урока: -развитие умения анализиров...
Конспект урока по литературному чтению тема:" Викторина по сказкам А. С. Пушкина".
Этот материал можно использовать при подгортовке к уроку по литературному чтению....
Урок - КВН литературное чтение 4 класс по сказкам А.С. Пушкина
Обобщающий материал,развивающий, предполагающий работу учащихся индивидуальную и групповую....
Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.
Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок....