Конспект урока по литературному чтению по сказке А.С.Пушкина "Сказка о Царе Салтане"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Богданова Эльвира Сергеевна

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе "Школа 2100". Сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме: А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане", 4 класс (УМК «Школа 2100»)

Цель: Развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, выполнять практическую работу, высказывать оценочные суждения.

Задачи:

-развивать мышление, речь, словарь, память, воображение, умение высказывать свое мнение;

- помочь находить противоречия между добром и злом в характерах героев сказки, анализировать их поступки, уметь находить связь с реальной жизнью;

- воспитывать добрые взаимоотношения в семье, хорошие черты характера, любовь к чтению.

Тип: интегрированный урок (литературное чтение, математика, музыка, русский язык, ИЗО, ОРКСЭ)

Оборудование: презентация, таблички с названием команд, компьютер, рисунки детей, выставка книг, конверты с заданиями.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сегодня мы проведем обобщающий, интегрированный урок, который соединил в себе пять предметов: литературное чтение, математику, музыку, ИЗО и ОРКСЭ. Урок будет посвящен произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

2. - Мы знаем А.С. Пушкина, как большого любителя и ценителя сказок с детских лет. Эту любовь ему привили его бабушка и няня Арина Родионовна. За свою короткую жизнь он написал много стихов о любви, о жизни, природе и конечно сказок.

- А какие сказки он написал? (сказка о золотом петушке, Сказка о золотой рыбке, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, Сказка о царе Салтане, Сказка жених, Сказка о попе и работнике его Балде, Сказка у лукоморья дуб зелёный)

Сказка о царе Салтане – светлая, благородная, чистая.

Сказка о мертвой царевне – грустная, изящная, женственно-нежная.

Сказка о Балде – насмешливая, балагурная.

Сказка о золотой рыбке – печальная, ироничная.

- А сказка о царе Салтане какая она по характеру? (СВЯТАЯ, БЛАГОРОДНАЯ, ЧИСТАЯ)

Сказка это литературный жанр, имеет свои отличительные признаки. Давайте их уточним. Не зря говорят: «Ты еще в сказки веришь?» или «Ты сказки рассказываешь» - о каком признаке идет речь? (О том, что сказка сама по себе вымысел, там бывают чудеса, волшебство, превращения).

- А какие еще признаки вы можете выделить? (победа добра над злом, повтор событий, зачин и концовка)

- Как вы думаете, для чего нужны чудеса? (чтобы исполнять желания, мечту)

- Какие чудеса описаны в сказке?

- Одно из чудес – это превращение Гвидона. В кого он превращался, чтобы навестить отца? Прочитайте.

- А какие бывают сказки? (бытовые, волшебные, анималистические, богатырские)

- А наша сказка какая? (волшебная)

Назовите общие особенности волшебных сказок

(Есть волшебство, странствия, приключения героев, кто-то мешает или помогает, герой воюет с нечистой силой, эпизоды повторяются по 3раза, есть зачин, концовка, добро побеждает зло).

3. - На столе у вас карточки с характерами героя, вы должны правильно подобрать и доказать это отрывком из сказки.

Царевна Лебедь (гордость, женственность, отзывчивость, скромность)

Князь Гвидон (храбрость, выносливость, смелость, находчивость, благодарность)

Царь Салтан (щедрость, властность, слабохарактерность, легковерие)

Царица (верность, доброта, мягкость, выносливость, душевность)

Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадность, зависть, лживость, неблагодарность).

На какие группы их можно разделить? (положительные и отрицательные герои)

- А кто их разделит на группы?

- Молодцы ребята!

- Наш класс сегодня поделен на группы, каждая группа выполняла исследовательскую работу, проект.

И сейчас мы предоставим слово любителям математики.

- Целью нашего исследования было, проследить применение математических терминов в сказке А.С. Пушкина связав их с современностью.

1.        Сказка «О царе Салтане» была написана в 1831 г., сейчас 2014 год. Сколько лет назад была написана сказка? (183 года)

2.        А.С. Пушкин начал писать сказку в 1822 году, а закончил в 1831г. Сколько лет он писал сказку? (9лет)

3.        Какие числа встречаются в сказке? (3, 33)

– На сколько 3 меньше 33? (на 30)

- Во сколько раз 3 меньше 33? (в 11)

4. В сказке встретилась старая мера длины – аршин. Раньше аршин обозначал длину руки. Кто скажет, а сколько это в сантиметрах? (71см)

 А теперь назовите современные единицы измерения, начиная с наименьшей. (мм, см, дм, м, км)

5. Идут витязи четами – что значит четами? (парами)

- Спасибо, ребята.

- Давайте оценим работу наших математиков, удалось им проследить применение математических терминов встречающихся в сказке?

5.А я приглашаю 2 группу ребят. Целью их исследования было, как при помощи музыки можно передать образ героев.

Николай Андреевич Римский – Корсаков родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил.

Знакомство в 1861 г. с М. А. Балакиревым и его кружком имело огромное значение для дальнейшего развития таланта композитора.

Выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков в 1889 г. к 100 –ю со дня рождения А.С. Пушкина, написал музыку к «Сказке о царе Салтане»).

А мы сейчас послушаем музыкальные отрывки из оперы, и постараемся определить, какому персонажу они принадлежат.

ПОЛЕТ ШМЕЛЯ

АРИЯ ЦАРЕВНЫ ЛЕБЕДЬ

ТРИ ЧУДА ИЗ СКАЗКИ

БЕЛКА

Сядьте поудобнее, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза.

6. Релаксация

- Что помогло вам определить, кому они принадлежат?

- Молодцы, ребята. Оцените работу этой группы, все ли у них получилось?

7. Следующая 3 группа это художники.

Целью их исследования было, как художники по - разному представляют себе образы героев сказки.

Мы нашли художников, которые писали картины и иллюстрации под впечатлением этого произведения.

М.М. Врубель «Царевна Лебедь» - образ Царевны Лебедь создан редкостным по красоте, истинно сказочными красками. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.

- А как вы думаете, что олицетворяет образ лебедя в сказке? (добро)

- А сейчас мы познакомимся с иллюстраторами .

И.Я. Билибин – выдающийся иллюстратор. В 1899 г. в Петербурге он увидел картину Васнецова «Богатыри», после этого он неожиданно проявил интерес к русским сказкам. Он начинает иллюстрировать сказки из сборника Афанасьева.

Особого блеска и выдумки он достигает в своих иллюстрациям к сказкам А.С. Пушкина. Русский музей купил все иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».

- Он являлся автором двуглавого герба России.

Мы тоже нарисовали иллюстрации к этой сказке, это наше виденье этого произведения.

- Молодцы ребята. Скажите, удалось ли нашим художникам справиться с заданием?

8. А я приглашаю 4 группу, их целью было: «Воспитание основ православной культуры посредством произведений А.С. Пушкина»

- Мы нашли следующим слова и выражения, относящиеся к русской православной культуре: церковь, монастырь, дьяк, икона, чудотворная икона.

…Блещут маковки церквей

И святых монастырей….

Церковь – здание, в котором происходит христианское богослужение. В нашем городе есть такие церкви как:

•        Свято-Стефановский кафедральный собор

•        Свято-Казанский храм

•        Свято-вознесенский Храм

•        Свято-Преображенский храм

•        Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Свято-Стефановский кафедральный собор, величественно возвышающийся в самом сердце Сыктывкара, является главным духовным центром православия Коми Республики, центром Сыктывкарской и Воркутинской епархии. Даже на фоне окружающих его многоэтажных зданий, белоснежный златоглавый храм выделяется своим величием и строгой красотой. Собор по праву является украшением и гордостью Сыктывкара.

 Из истории

Стефановский собор был самым крупным зданием в дореволюционном Усть-Сысольске (нынешнем Сыктывкаре). Располагался храм в самом центре города, и в преимущество одноэтажном Усть-Сысольске был виден практически с любой точки города.

Монастырь – комплекс храмов, жилых помещений и хозяйственных построек в котором по определенному уставу живут монахи и монахини, удалившиеся от мирской суеты с целью спасения души.

…Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной –

И приставлен дьяк приказный…

Дьяк - священнослужитель, помогает архиепископу или священнику при богослужении, наблюдает за чистотой престола.

…Мать с иконой чудотворной

Слезы льет и говорит….

Икона – (от греч. Образ)

Чудотворная икона – источник чудесных действий, по мнению церкви, является благодать Божия, действующая через икону. В православной церкви почитается около 1000 икон. В основном это иконы богородицы.

- Спасибо, ребята.

- Удалось ли нашим исследователям справиться с заданием?

9. Подведение итога урока

- Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для себя что – то новое.

- А что новое вы узнали?

-А каким событием заканчивается сказка?

- Какой вывод можно сделать по этому произведению?

11. Рефлексия.

- Оцените степень своего участия в группе, в уроке по шкале знаний.

12. Д/З Выучить наизусть отрывок из сказки.

Чудеса встречаются в жизни? Подарок от белочки!

( Детей и гостей угощают конфетами)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 3

Обобщающий, интегрированный урок по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» ЧТЕНИЕ МАТЕМАТИКА МУЗЫКА ИЗО ОРКСЭ

Слайд 4

Сказка «О царе Салтане » КАКАЯ ОНА ПО ХАРАКТЕРУ? Добрая Чистая Святая Благородная

Слайд 5

Общие особенности волшебных сказок Есть волшебство и чудеса Приключения героев Кто-то мешает или помогает Эпизоды повторяются по 3 раза Есть зачин и концовка Добро побеждает зло

Слайд 6

Выдающийся русский композитор

Слайд 7

М. М. Врубель «Царевна Лебедь»

Слайд 8

И. Я. Билибин – выдающийся иллюстратор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по сказке "Каша из топора"

Конспект урока по литературному чтению по сказке "Каша из топора"  + самоанализ...

конспект урока по литературному чтению "Сочиняем сказку"

конспект урока по литературному чтению "Сочиняем сказку" 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению "Бабушкины сказки", 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по Литературному чтению. Тема: "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин.

Конспект урока по литературному чтениюКласс: 2Тема урока: Сравнение авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и народной «Сказки о рыбаке и его жене» Братьев Грим...

Конспект урока по литературному чтению по сказке "Лисичка-сестричка и волк"

Два конспекта уроков по сказке "Лисичка-сестричка и волк"...