Открытый урок развития речи по теме «Обучающее изложение с коллективным составлением плана» во 2-м классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Сорокина Людмила Викторовна

В основе урока лежит заметка "Юная героиня" из "Пионерской правды" о Наташе Зайцевой из города Рославля, спасшей из пожара троих детей. На уроке используется дифференцированная работа. Большое внимание уделяется воспитанию неравнодушия по отношению к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_razvitiya_rechi.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Открытый урок развития речи

                                           по теме

                               «Обучающее изложение

                  с коллективным составлением плана»                                                                    

                                       во 2-м классе

                                                         Подготовила и провела

                                                              Сорокина Л.В.

                                г.Брянск, 2010г.

Цели: обучение озаглавливанию частей текста, составлению плана-

              вопросника; подробному устному и письменному пересказу;

              развитие устной и письменной речи, словарного запаса;

              воспитание сострадания, желания прийти на помощь в трудную

              минуту.

Оборудование: тексты на столах детей; фото пионеров-героев;

               записи на доске; напечатанные вопросы плана и опорные

               слова; карточки с индивидуальной помощью; классическая

                музыка; словарные слова: герой, память, пожар; 25 цветочков из

                 цветной бумаги; знакомые словарные слова: однажды,

               девочка, город, машина, улица.

                                       Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа(по фотографиям пионеров-героев).

    -  Знакомы ли вам эти фотографии? Чьи они?  Что вы знаете об этих

        детях?

        -   Недавно вас познакомили с судьбами ребят, помогавших во время

             Великой Отечественной войны освобождать свои родные города и

            сёла от немецко-фашистских захватчиков. Несмотря на их малый

            возраст, они, наравне со взрослыми, сражались за свою Родину.

        - Какие качества характера детей проявлялись в этих ситуациях?

        - А есть ли в вас самих сейчас эти качества?

        - Вы скажете: но ведь сейчас нет войны. Кто знает, а, может, и мы бы так

          поступили?! Может быть. Но поверьте, что и в нашей мирной жизни

          есть место подвигам.

  1. Первичное знакомство с текстом.

                               Юная героиня.

       Однажды в городе Рославле был пожар. Наташа Зайцева гуляла во дворе.

        Девочка первая бросилась в горящий дом. Пока подъехала пожарная машина, Наташа спасла троих детей. Сама погибла. Было ей 12 лет.

        Свято чтут горожане память юной героини. Именем Наташи Зайцевой

 Названа улица в городе.

  1. Чтение текста вслух хорошо читающими детьми.

  -  О каком подвиге идёт речь в этих предложениях?

  - Являются ли эти предложения текстом? Докажите.

                            Признаки текста:

  1. Много предложений.
  2. Все предложения связаны между собой.
  3. Последовательность событий.
  4. Три части: вступление, основная часть, заключение.
  5. Главная мысль.
  6. Заглавие.
  1. Анализ текста.

  - Почему Наташа названа героиней?

  - Как вы понимаете выражение «свято чтут память»?

  - Зачем назвали улицу именем героини?

  - Какова главная мысль текста? Как назвать его? (Варианты ответов)

  - Настоящее название этого текста «Юная героиня», он взят из статьи газеты «Пионерская зорька» от 23 марта 1971года.

  - Как видите, и в мирное время дети совершают подвиги.

  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: игра на внимание.

IV. Задачи на урок:

  1. Рассказать своим товарищам об этом поступке.
  2.  Свой рассказ записать правильно и грамотно.              

V. Запись числа, вида работы, названия текста.

VI. Работа над составлением плана и опорными словами.

1.Выделение частей и главной мысли каждой части.

2. Озаглавливание частей: план-вопросник. (Сначала дети делают это в группах, затем как обобщение – фронтально на доске)

1) Что случилось в городе                пожар, гуляла во дворе

     Рославле?

2) Что сделала Наташа                      бросилась, горящий дом, подъехала

     Зайцева?                                         спасла, погибла, 12 лет

3) Как горожане чтут память             свято, именем, названа

    героини?

  1. Пересказ по плану и опорным словам. ( Сначала по частям – сильный ученик, слабый ученик. Потом –целый текст – аналогично)
  2. Орфографическая подготовка
  1. Словарь:

- знакомые слова: однажды, город, девочка, машина, улица;

- новые слова: герой (героиня), память, пожар.(Вывешены отдельно на доске до окончания урока)

2. На какое правило записана каждая группа слов?

     Рославль               во дв.ре                  в городе

     Наташа                  сп.сла                     во дворе

     Зайцева                  тр.их                       в горящий дом

                                    д.тей

                                    с.ма

                                    назв.на

3.Какое слово лишнее?

          подъехала

          погибла              4. Как заменить: Наташа Зайцева

          пожарная                                         девочка

          названа                                             юная героиня

                                                                         она

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:игра « Делай, как я»

   5. Индивидуальная помощь.

        -Составление деформированного сложного предложения:

        Пока подъехала пожарная машина, Наташа спасла троих детей.(Всем)

      - Начало каждой части и каждого предложения:

               Однажды…    Наташа…

               Девочка…      Пока…    Сама…   Было…

               Свято…                 Именем…

       - Безударные гласные:

                  во дв.ре – двор

                   сп.сла – спас

                   тр.их – трое

                   д.тей – дети

                   с.ма – сам

                   назв.на – звать

IХ. Чтение текста (листочки перевернуть), запись в тетрадях ( звучит классическая музыка).

Х. Проверка написанного.

ХI. Зачитывание и редактирование.(Сначала сильным учеником, затем – слабым)

ХII. Подведение итогов:

  - Выполнили ли мы поставленные задачи?

  - Воспитательные выводы:

     - В жизни всегда есть место подвигам;

     - Если человек не совершил никакой подвиг, он что- неполноценный?

     - Подвиг – это и человеческое отношение к окружающим, помощь родным

       и близким, забота о них.

     - Сделайте приятное своему соседу по парте: на цветочках, что лежат у вас    на столах, напишите комплимент или приятное пожелание и вручите ему или ей.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изложение по коллективно составленному плану.

Урок русского языка по теме: " Изложение по коллективно составленному плану"....

Урок развития речи Тема: Подробное изложение по коллективно составленному плану «Медаль за отвагу».

        Регулятивные действия связаны с организацией учебной деятельности. Одно из таких действий – планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом...

Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

Обучающее изложение  №1 по коллективно составленному плану...

Урок русского языка, развитие речи, подробное изложение по коллективно составленному плану "Умная галка" Л.Н. Толстой

Урок русского языка, развитие речи, подробное изложение по коллективно составленному плану "Умная галка" Л.Н. Толстой.Картинный план, тема и идея произведения.Главный вопрос урока - как составить план...

Конспект открытого урока развития речи по теме "Зимние игры"

Урок разработан для 2 отделения 2 класса специальной(коррекционной) школы для детей с нарушением слуха.Материал адаптирован....

Урок развития речи. 3класс. Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

Урок развития речи. 3класс.Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.Цели:Формировать умение воспроизводить текст в логической ...