Конспект урока "Нравственные ценности в иранской народной сказке "Счастливый мальчик".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения 2 класс иранская народная сказка "Счастливый мальчик". УМК Планета Знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_schastlivyy_malchik.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока Счастливый мальчик. Иранская народная сказка.
Цель: Определить общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.
Задачи:
Обучающие: формирование представления о народной сказке зарубежных писателей; расширение словарного запаса учащихся.
Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствование навыка самостоятельной работы и работы в парах.
Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
научатся: работать с текстом сказки; проводить исследование текста сказки;
получат возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Метапредметные:
познавательные – раскрывать значение слова «сверстник», «лачуга» «невод», «опостылела», «скитаться», «облачиться», использовать их в активном словаре; -определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение; раскрывать образ героя сказки по его поступкам и обосновывать свое мнение; определять черты характера героя сказки и обосновывать свое мнение;
коммуникативные -формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;
регулятивные – понимать задачи урока и стремление их выполнить; выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; соотносить результат с поставленной целью в сотрудничестве с учителем.
Личностные: -проявлять интерес к изучению темы; желание читать народные сказки; развитие интереса к внутренней жизни человека, развитие умения определять и высказывать собственную позицию, аргументируя её, обогащение нравственных представлений.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы: частично - поисковый, проблемный,
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебная презентация, учебник «Литературное чтение. 2 класс, 1 часть» Э.Э.Кац
Ход урока.
I Мотивация.
Прозвенел звонок для нас.
Мы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
II Актуализация.
Ребята, у меня сюрприз для вас. Послушайте эту музыкальную запись. Включаю запись русской народной песни «Как на тоненький ледок».
-Знакомо вам это музыкальное произведение. К какому творчеству относится это произведение? (Устному народному творчеству)
Как одним словом мы называем устно народное творчество -Фольклор
- Скажите, пожалуйста, какой жанр вы только, что прослушали? (песня)
- У вас на партах лежат карточки зелёного цвета, переверните их, прочитайте, что на них написано. Я попрошу вас выбрать только те карточки, на которых написаны название малых фольклорных жанров. Выбираем карточки, зачитываем их названия вслух и вывешиваем на доску.( загадки, сказки, потешки, поговорки, считалки, скороговорки).
Молодцы вы справились с заданием.
- Скажите, над каким большим фольклорным жанром мы с вами работали на прошлых уроках? (Народные сказки).
- На какие две группы мы можем разделить сказки?
(Народные и авторские)
- Какие виды сказок вы знаете? О животных, бытовые, волшебные).
-Назовите признаки сказки?
III Этап выявления места и причин затруднения
Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино…
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке имя мамино,
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня…
- Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала –
Счастье я держала!
Ребята, как вы думаете, какого человека мы можем назвать счастливым? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.
-Скажите, какое произведение, вы прочитали дома?
- Ребята, какая тема нашего урока?
Иранская народная сказка «Счастливый мальчик»
Давайте попробуем определить цель урока-
- Познакомиться с иранской народной сказкой «Счастливый мальчик».
Задачи :
1.Прочитать произведение;
2. Определить его жанр;
3. Сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);
4. Развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость. Сегодня на уроке нам нужно подумать над тем, что же тревожит и радует людей из иранской народной сказки «Счастливый мальчик», и понять, что иранский народ считает добром, а что злом. Найти ответы на эти вопросы мы можем, прочитав и проанализировав содержание сказки.
V этап реализации выхода из затруднения
Короткая справка об Иране.
- Это древняя страна, она находится недалеко от Индии, среди высоких гор. На севере и на юге ее границы выходят к Каспийскому морю и Персидскому заливу Индийского океана.
Открываем учебник на странице 87
С чего мы начинаем изучения нового произведения.
Словарная разминка. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ.
ЛАЧУГА – бедная хижина, небольшой и плохой дом.
ОПУШКА (леса) – край леса.
СКИТАТЬСЯ – странствовать без цели, вести бродячий образ жизни.
НЕВОД – большая рыболовная сеть.
ОБЛАЧИТЬСЯ – одеться.
ОПОСТЫЛЕЛА – очень надоела.
Давайте прослушаем запись сказки.
Включаю аудиозапись сказки, сопровождаю показом презентации
- Понравилось ли вам прочитанное произведение?
У вас на столах лежат цветовые карточки, возьмите и покажите мне ту карточку,которая выражает ваше настроение, после прослушивания сказки. Объясните почему.
VI Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
- К какому литературному жанру относится это произведение? (сказка)
- Почему? (волшебные предметы, превращения, есть вымысел)
- К какому виду сказок мы её отнесём? (и бытовая и волшебная)
- Есть ли у сказки автор? (нет, значит, она народная)
- Верно. Это иранская народная сказка.
- Кого поймал мальчик? Золотисто-красно-синию рыбу.
- О чём она попросила? Зачитай…
- Как распорядился мальчик ножницами? Расскажи…
- Почему же он затосковал? Найдите в тексте и прочитайте…
(«Ему так хотелось …… не делай этого!»)
Инсценировка
-Почему мать не рассердилась, её настроение не испортилось, она улыбалась своей прежней улыбкой?
- Сказка называется «Счастливый мальчик». Когда же мальчик чувствовал себя счастливым? Порассуждаем…
-В каких словах рыбки заключена главная мысль сказки. Найди в тексте Прочти их.
Главная мысль заключена в словах "Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости"
- На что похожи эти слова?
-Это иранская пословица.
Собери пословицу. ( в парах)
Счастье дороже богатства.
Счастье не в кошельке, счастье в руках.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Поспешишь, людей насмешишь
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Век живи, век учись
У вас на столах лежат красные и синие карточки. Красные карточки это начало пословицы, синие это её вторая половинка. Начинаем читать красную карточку, кто подберёт окончание выходят к красной половинке и вывешивают на доску.
-Как вы считаете, какая из этих пословиц подходит к нашей сказке и почему?
VII Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
Рабочая тетрадь стр 28 выписать основную мысль и проверить по эталону.
VIII Этап включения в систему знаний и повторений.
. Если бы в ваши руки попали волшебные ножницы, чтобы вы вырезали, чтобы быть счастливыми?
Работа в группах.
У вас на столах лежат кирпичики из которых мы с вами построим фундамент для нашего счастливого дома. Поработайте в группах и решите, что вы с собой возьмёте, а что оставите.
Зло, добро, счастье, грусть, взаимопонимание, ссоры, уважение, ненависть, богатство, любовь, тепло, уют, предательство, дружба, забота, безразличие, понимание, хорошая учеба
Прикрепляем на доску, кирпичики с надписями.
Обсуждения.
IX Рефлексия
Давайте, вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока.
1.Прочитать произведение;
2. Определить его жанр;
3. Сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);
4. Развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость.
Все ли задачи мы решили?
Оцените свою работу на уроке.
*зеленая карточка - было приятно работать, на большинство вопросов знал ответы.
*желтая карточка - знал ответы не на все вопросы
*красная карточка - было трудно
Д\З Пересказ сказки от имени мальчика или от имени мамы. Кто, что выберет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по чтению. "Семейные ценности в русских народных сказках".
Проведение данного урока позволит детям понять о том какие взаимоотношения должны быть в семье, и узнают о некоторых правилах поведения в семье....
Русская народная сказка "Мальчик с пальчик"
Текст сказки...
Русская народная сказка "Мальчик с пальчик"
Данная работа представляет из себя презентацию к уроку литературного чтения во втором классе по программе "Планета знаний". Работа содержит материал по знакомству с новой сказкой, а также материал для...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Нравственные ценности в татарской народной сказке "Три дочери".
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС....
Конспект урока литературного чтения "русские народные песенки. Английские народные песенки", 1 класс
Тема: Английские народные песенки. Потешки. Небылицы.Цели деятельности учителя: развитие умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирование читательского и...
урок литературного чтения «В поисках счастья (определение общих национальных ценностей через анализ народных сказок)»
определение общих национальных ценностей через анализ народных сказок...
Урок литературного чтения, 2 класс, Школа России. Тема: Нравственные ценности в татарской народной сказке "Три дочери"
Цель: формирование умения понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.Совершенствовать умение выделять главную мысль произведения,...