Конспект урока "Нравственные ценности в иранской народной сказке "Счастливый мальчик".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Косова Нина Владимировна

Конспект урока литературного чтения 2 класс иранская народная сказка "Счастливый мальчик". УМК Планета Знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_schastlivyy_malchik.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  Счастливый мальчик. Иранская народная сказка.

Цель:  Определить общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.

Задачи: 

Обучающие: формирование представления о народной  сказке зарубежных писателей; расширение словарного запаса  учащихся.

Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствование  навыка самостоятельной работы и работы в парах.

Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

Планируемые образовательные результаты
Предметные:

научатся:  работать с текстом сказки; проводить исследование текста сказки;

получат возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные:
познавательные – раскрывать значение слова «сверстник», «лачуга» «невод», «опостылела», «скитаться», «облачиться», использовать их в активном словаре;  -определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение; раскрывать  образ героя сказки по его поступкам и обосновывать свое мнение; определять черты характера  героя сказки и обосновывать свое мнение;

 коммуникативные -формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

регулятивные – понимать  задачи урока и стремление их выполнить; выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; соотносить результат с поставленной целью в сотрудничестве с учителем.

Личностные: -проявлять интерес к изучению темы; желание читать народные сказки; развитие интереса к внутренней жизни человека, развитие умения определять и высказывать собственную позицию, аргументируя её, обогащение нравственных представлений.

Тип урока: «открытие» нового знания.
Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы: частично  - поисковый,  проблемный,

 Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебная презентация, учебник «Литературное чтение.  2 класс, 1 часть» Э.Э.Кац

Ход урока.

I Мотивация.

Прозвенел звонок для нас.

Мы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш  хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

II  Актуализация.

Ребята, у меня сюрприз для вас. Послушайте эту музыкальную запись. Включаю запись русской народной песни «Как на тоненький ледок».

-Знакомо вам это музыкальное произведение. К какому творчеству относится это произведение? (Устному народному творчеству)

Как одним словом мы называем устно народное творчество -Фольклор

- Скажите, пожалуйста, какой жанр вы только, что прослушали? (песня)

- У вас на партах лежат карточки зелёного цвета, переверните их, прочитайте, что на них написано. Я попрошу вас выбрать только те карточки, на которых написаны название малых фольклорных жанров. Выбираем карточки, зачитываем их названия вслух и вывешиваем на доску.( загадки, сказки, потешки, поговорки, считалки, скороговорки).

Молодцы вы справились с заданием.

- Скажите, над каким большим фольклорным  жанром мы с вами работали на прошлых уроках? (Народные сказки).

- На какие  две группы мы можем разделить сказки?

(Народные и авторские)

- Какие виды сказок вы знаете?  О животных, бытовые, волшебные).

-Назовите признаки сказки?

III Этап выявления места и причин затруднения

Было утром тихо в доме.

Я писала на ладони имя мамино…

Не в тетрадке на листке,

Не на стенке каменной –

Я писала на руке имя мамино,

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня…

- Что ты спрятала в ладони? –

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала –

Счастье я держала!

Ребята, как вы думаете, какого человека мы можем назвать счастливым? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

-Скажите, какое произведение, вы прочитали дома?

- Ребята, какая тема нашего урока?

Иранская народная сказка «Счастливый мальчик»

Давайте попробуем определить цель урока-

- Познакомиться с иранской народной сказкой «Счастливый мальчик».

Задачи :

1.Прочитать произведение;

2. Определить его жанр;

3. Сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);

4. Развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость. Сегодня на уроке нам нужно подумать над тем, что же тревожит и радует людей из иранской народной сказки «Счастливый мальчик», и понять, что иранский народ считает добром, а что злом. Найти ответы на эти вопросы мы можем, прочитав и проанализировав содержание сказки. 

V этап реализации выхода из затруднения

Короткая справка об Иране.

- Это древняя страна, она находится недалеко от Индии, среди высоких гор. На севере и на юге ее границы выходят к Каспийскому морю и Персидскому заливу Индийского океана.

Открываем учебник на странице 87

С чего мы начинаем изучения нового произведения.

Словарная разминка. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ.

ЛАЧУГА – бедная хижина, небольшой и плохой дом.

ОПУШКА (леса) – край леса.

СКИТАТЬСЯ – странствовать без цели, вести бродячий образ жизни.

НЕВОД – большая рыболовная сеть.

ОБЛАЧИТЬСЯ – одеться.

ОПОСТЫЛЕЛА – очень надоела.

Давайте прослушаем запись сказки.

Включаю аудиозапись сказки, сопровождаю показом презентации

- Понравилось ли вам прочитанное произведение?

У вас на столах лежат цветовые карточки, возьмите  и покажите мне ту карточку,которая выражает ваше настроение, после прослушивания сказки. Объясните почему.

VI Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

- К какому литературному жанру относится это произведение?     (сказка)

- Почему?       (волшебные предметы, превращения, есть вымысел)

- К какому виду сказок мы её отнесём?       (и бытовая и волшебная)

- Есть ли у сказки автор?     (нет, значит, она народная)

- Верно. Это иранская народная сказка.

- Кого поймал мальчик? Золотисто-красно-синию рыбу.

- О чём она попросила? Зачитай…

- Как распорядился мальчик ножницами? Расскажи…

- Почему же он затосковал? Найдите в тексте и прочитайте…

(«Ему так хотелось …… не делай этого!»)

Инсценировка

-Почему мать не рассердилась, её настроение не испортилось, она улыбалась своей прежней улыбкой?

- Сказка называется «Счастливый мальчик». Когда же мальчик чувствовал себя счастливым? Порассуждаем…

-В каких словах рыбки заключена главная мысль сказки. Найди в тексте Прочти их.

Главная мысль заключена в словах "Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости"

 - На что похожи эти слова?

 -Это иранская пословица.

Собери пословицу. ( в парах)

Счастье дороже богатства.
 Счастье не в кошельке, счастье в руках.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Поспешишь, людей насмешишь

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Век живи, век учись

У вас на столах лежат красные и синие карточки. Красные карточки это начало пословицы, синие это её вторая половинка. Начинаем читать красную карточку, кто подберёт окончание выходят к красной половинке и вывешивают на доску.

-Как вы считаете, какая из этих пословиц подходит к нашей сказке и почему?

VII Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Рабочая тетрадь стр        28 выписать основную мысль и проверить по эталону.

VIII Этап включения в систему знаний и повторений.

. Если бы в ваши руки попали волшебные ножницы, чтобы вы вырезали, чтобы быть счастливыми?

Работа в группах.

У вас на столах лежат кирпичики из которых мы с вами построим  фундамент для нашего  счастливого дома. Поработайте в группах и решите, что вы с собой возьмёте, а что оставите.

Зло, добро, счастье, грусть, взаимопонимание, ссоры, уважение, ненависть, богатство, любовь, тепло, уют, предательство, дружба, забота, безразличие, понимание, хорошая учеба

Прикрепляем на доску, кирпичики с надписями.

Обсуждения.

IX Рефлексия

Давайте, вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока.

1.Прочитать произведение;

2. Определить его жанр;

3. Сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);

4. Развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость.

Все ли задачи мы решили?

Оцените свою работу на уроке.

*зеленая карточка - было приятно работать, на большинство вопросов знал ответы.

*желтая карточка - знал ответы не на все вопросы

*красная карточка - было трудно

Д\З Пересказ сказки от имени мальчика или от имени мамы. Кто, что выберет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по чтению. "Семейные ценности в русских народных сказках".

Проведение данного урока позволит детям понять о том какие взаимоотношения должны быть в семье, и узнают о некоторых правилах поведения в семье....

Русская народная сказка "Мальчик с пальчик"

Данная работа представляет из себя презентацию к уроку литературного чтения во втором классе по программе "Планета знаний". Работа содержит материал по знакомству с новой сказкой, а также материал для...

Конспект урока литературного чтения "русские народные песенки. Английские народные песенки", 1 класс

Тема: Английские народные песенки. Потешки. Небылицы.Цели деятельности учителя: развитие умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирование читательского и...

Урок литературного чтения, 2 класс, Школа России. Тема: Нравственные ценности в татарской народной сказке "Три дочери"

Цель: формирование умения понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.Совершенствовать умение выделять главную мысль произведения,...