конпект по уроку литературе
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
Тема:«В.Берестов «Кошкин щенок» Приемы сказочного текста в стихотворении. Герои стихотворения. Характер героев. Рифма «О детях и для детей». Э.Н. Успенский, Стихи для детей. «Матрешка», «Смешной».
Цели: - сформировать у детей такие качества такие как: видеть и чувствовать за строками художественного произведения глубокий смысл текста.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся понимать смысл прочитанного, понимать о чем говорится в произведении; познакомятся с произведением В.Берестова «Кошкин щенок», Э.Н.Успенского «Матрешка», «Смешной слоненок»
познавательные УУД: умение структурировать знания; умение осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать полученные знания.
коммуникативные УУД: использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения, умение вступать в диалог и вести его; правильно строить фразы.
регулятивные УУД: понимать смысл вопросов, поставленных учителем; выполнять учебную задачу.
личностные УУД: осуществлять самоконтроль работы; ценностно-смысловая ориентация обучающихся.
Образовательные ресурсы: учебник литературное чтение 3 класс (учебная хрестоматия), (автор: .Л.А.Ефросинина),
Сценарий урока.
I.Мобилизующий этап.
1)Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Олеговна и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я.
- Все готовы меня слушать?
- Тогда начнем наш урок.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.
II. Проверка домашнего задания.
- Что вам было задано на дом.
- Кто хочет ответить?
(ответы детей).
- Молодцы, вы хорошо справились с домашним заданием.
III.Определение темы и целей урока.
Чтобы открыть тему нашего сегодняшнего урока вам нужно отгадать загадки.
-Мордочка усатая, шубка полосатая,
часто умывается, а с водой не знается… (кошка)
-Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается… (собака)
-О ком эти загадки? (о животных)
-Посмотрите внимательно на доску. Вы заметили, что в изображении этих животных я зашифровала слова?
-Что это за слова? ( О братьях наших меньших)
-Что они обозначают? (название изучаемого раздела)
-Почему он так называется? О ком он?
-Как мы должны относиться к «Братьям нашим меньшим?» (заботиться, ухаживать, любить)
- Почему? (Они нуждаются в нашей защите, любви и заботе. Они будут относиться к нам так же, как мы относимся к ним)
Беседа о выставке рисунков, загадок, рассказов детей и книг, организованных в классе по изучаемому разделу.
IV.Подготовка к восприятию текста.
Биография В. Берестова. Презентация.
Валентин Берестов стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Обаяние его весёлых «стишков» было настолько велико, что долгое время Валентин Берестов считался поэтом исключительно для малышей. Позже – для детей школьного возраста и взрослых.
Первая книга вышла для детей и называлась "Про машину". Затем последовали сборники стихов детям: "Веселое лето", "Как найти дорожку", "Улыбка", "Жаворонок", "Первый листопад».
Вывод: У нас есть уникальная возможность познакомиться с творчеством поэта на страницах учебника «Литературное чтение»
V.Первичное восприятие текста.
1)Слушание чтения учителя.
- А теперь, приготовились слушать.
Прослушивание обращения В. Берестова и его стихов «Веселое лето» и «Кошкин щенок».
-Ребята, вы улыбаетесь! Вам понравились стихи? Какие они? О ком они?
- Какими вы представляете себе героев этих стихотворений? Как они выглядят? Какие у них характеры?
-Откройте учебник на странице 130.
-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике, прочитайте название стихотворения.
-Что вы можете о нем сказать? (это только что прочитанное автором стихотворение «Кошкин щенок»).
-Как вы думаете, бывают в жизни такие случаи, когда животные-мамы воспитывают чужих детенышей, как своих, любят их, заботятся о них, или это фантазия автора?
-Вы знаете такие истории?
-Расскажите.
Рассказы детей.
-Молодцы, ребята! Я вижу, что вы наблюдательные, внимательные, понимаете и любите животных.
2)Чтение обучающихся по частям.
- А теперь продолжите вы.
-Прочитайте стихотворение шепотом и попытайтесь представить себе, как выглядят наши герои, какие у них отношения, какой характер.
Чтение стихотворения шепотом.
-Каким был щенок? Найдите строчки стихотворения, в которых описывается, каким был щенок в детстве. Прочитайте.
-Как кошка ухаживала за ним? Прочитайте выразительно.
-Каким стал сынок? Найдите и прочитайте.
-С какими трудностями встретилась кошка-мать, когда ее сын вырос? Найдите и прочитайте.
-Какой выход она нашла из этой ситуации? Прочитайте.
-Придумайте конец для стихотворения. -Каким он может быть, пофантазируйте.
-Охарактеризуйте маму- кошку по ее действиям и поступкам.
-Какая она? (добрая, заботливая, терпеливая, чистоплотная, любящая мать).
-Какой щенок? Какой у него характер? (милый, скромный, ласковый, беззаботный, надеющийся на маму, не самостоятельный, послушный - когда мама сказала ему мыться самостоятельно, он ее сразу же послушался ).
-Как вы думаете, ребята, а когда щенок вырос, внешне изменился, превратился в огромного пса, характер у него так же изменился?
-Почему? Объясните свое предположение.
-Ребята, подумайте и скажите, от чего может испортиться характер у собаки, почему она может стать злой?
-Нельзя обижать братьев наших меньших, надо заботиться о них, тогда они будут счастливыми и добрыми, будут любить нас, дарить нам радость от общения с ними.
VI.Эмоционально-оценочная беседа.
Беседа.
- Понравилось ли произведение?
- Поясните свой ответ.
а)анализ жанрового произведения.
- Что вы сейчас слушали, сказку, рассказ, или что-то другое?
(ответы детей).
б)Объяснение учителем непонятных слов.
- В тексте, встречаются слова, которые не всем были понятны.
VII.Анализ содержания произведения.
2)Оценка поступков героев.
2) Выборочное чтение - (слайд )
1 : Каким был щенок?
Дети: Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый сынок.
2 : Как кошка ухаживала за ним?
Дети: Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла
Язычком сыночка мыла.
Быстро лижет язычок
шею, спинку и бочок.
3: Какой была кошка – мать?
Дети: Кошка-мать - животное
Очень чистоплотное.
4: Каким стал сынок?
Дети: Но подрос
Сынок приёмный,
И теперь он пёс огромный.
5: С какими трудностями встретилась кошка – мать?
Дети: Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка.
Чтобы вымыть шею сыну,
Надо влезть ему на спину.
- Ох, - вздохнула кошка-мать,-
Трудно сына умывать!
6: Какой выход нашла кошка – мать?
Дети: Сам плескайся, сам купайся,
Сам без мамы умывайся.
- Чем закончилось стихотворение?
Дети: Сын купается в реке.
Мама дремлет на песке.
Вывод: для чего нам необходима эта информация? (для составления характеристики главных героев)
Каким был щенок? Какой была кошка – мать? (слайд )
На парте у вас лежит карточка со словами, характеризующие кошку-мать и щенка. Разделите слова на 2 группы:
ласковый, заботливая, милый, ласковая, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок |
Самостоятельная работа со словами.
- Проверяем: Щенок: ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный.
Кошка – мать: заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок.
Проверь работу (слайд )
Кошка - мать | Щенок |
заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок. | ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный. |
- Как изменился характер щенка, когда он подрос? (остался милый, скромный, ласковый и еще стал самостоятельный)- Какие отношения между кошкой и щенком? (доброжелательные, ласковые, нежные)
- Кто наши герои по отношению друг к другу? (кошка-мама, щенок-сын)
Вывод: Такие отношения бывают между близкими, родными людьми, даже если дети приёмные.
3)Определение отношения к героям.
1) - Каково отношение автора к своим героям? (доброе, нежное…) Докажите.
- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»? - Какова идея автора? (показать, что…)
- Придумайте своё название («Дружба», «Заботливая кошка», «Ласковый щенок»)
- Какой вывод мы сделаем?
Вывод: Щенок и кошка могут дружить, заботиться друг о друге и даже жить вместе.
2) Выразительное чтение стихотворения.
- Что показалось смешным, забавным в стихотворении? (у кошки щенок)
- Определите характер стихотворения? (шуточное, веселое…) - Значит при чтении нужно передать передать все чувства, и характер стихотворения
«Матрешка»
Сидела в матрешке
Другая матрешка
И очень скучала
Матрешка в матрешке.
А в этой матрешке —
«Матрешке в матрешке» —
Сидела скучала
Другая матрешка.
Сидела скучала
Другая матрешка
Размером, конечно,
Поменьше немножко.
В матрешке «размером
Поменьше немножко»
Сидела матрешка
Не больше горошка.
Сидела матрешка
Не больше горошка
И тоже скучала
Несчастная крошка.
И что интересно
В «несчастной той крошке»
Еще разместились
Четыре матрешки.
Еще разместились
Четыре матрешки,
Примерно такие,
Как мушки и мошки.
Любому понятно,
Что каждой матрешке
Хотелось побегать
В саду по дорожке,
Хотелось в траве
Поваляться немножко,
Размять свои ручки,
Размять свои ножки.
Но что они
Могут поделать, матрешки?
У них деревянные
Ручки и ножки.
У них деревянные
Ручки и ножки.
Скучают матрешки
И то понарошке.
«Смешной слоненок»
Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую
Хочу я рассказать.
Ее я помню с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помню,
Но буду вспоминать.
В одном старинном парке,
А может, и не в парке,
А может, в зоопарке
У мамы с папой жил
Один смешной слоненок,
А может, не слоненок,
А может, поросенок,
А может, крокодил.
Однажды зимним вечером,
А может, летним вечером
Он погулять по парку
Без мамы захотел.
И заблудился сразу же,
А может, и не сразу же
Уселся на скамеечку
И громко заревел.
Какой-то взрослый аист,
А может, и не аист,
А может, и не взрослый,
А очень молодой,
Решил помочь слоненку,
А может, поросенку,
А может, крокодильчику,
И взял его с собой.
— Вот это твоя улица?
— Вот это моя улица.
А может быть, не эта,
А может, не моя.
— Вот это твоя клетка?
— Вот это моя клетка.
А может, и не эта,
Не помню точно я.
Так целый час ходили,
А может, два ходили
От клетки до бассейна
Под солнцем и в пыли.
Но дом, где жил слоненок,
А может, поросенок,
А может, крокодильчик,
В конце концов нашли.
А дома папа с бабушкой,
А может, мама с дедушкой
Сейчас же накормили
Голодного сынка,
Слегка его погладили,
А может, не погладили,
Слегка его пошлепали,
А может, не слегка.
Но с этих пор слоненок,
А может, поросенок,
А может, крокодильчик
Свой адрес заучил
И помнит очень твердо,
И даже очень твердо.
Я сам его запомнил,
Но только позабыл.
VIII.Обобщающая беседа.
1)Определение главной мысли произведения.
- Как вы думаете, какая главная мысль произведения?
- А как автор определяет главную мысль произведения?
Кто любит животных, тот долго живёт.
И молодость в нём никогда не умрёт.
Кто кошке с собакой даст в доме приют,
Тому в душе будет покой и уют.
Проверено жизнью, известнейший факт,
Погладишь собаку – отступит инфаркт,
Где «меньшие братья» - в семье доброта.
Без них одиноко, вокруг – пустота.
Они ежедневно нам радость дают,
Быть преданным другом пример подают.
IX.Итог урока.
-Закончите предложения:
-На сегодняшнем уроке я узнал…
-На этом уроке я похвалил бы себя за…
-После урока мне захотелось…
-Оцените наш урок: на листочке с лицом человечка нарисуйте красным фломастером ротик.
-Было интересно, весело – улыбающийся.
-Не очень интересно – прямые губки.
-Не понравилось, скучно – уголки рта опущены вниз.
X.Задание на дом.
- Запишите задание на дом.(читать произведение «Кошкин щенок»
- Наш урок подходит к концу, спасибо всем, мне было приятно с вами работать.
- Урок окончен.
«Смешной слоненок»Одну простую сказку, А может, и не сказку, А может, не простую Хочу я рассказать. Ее я помню с детства, А может, и не с детства, А может, и не помню, Но буду вспоминать. В одном старинном парке, А может, и не в парке, А может, в зоопарке У мамы с папой жил Один смешной слоненок, А может, не слоненок, А может, поросенок, А может, крокодил. Однажды зимним вечером, А может, летним вечером Он погулять по парку Без мамы захотел. И заблудился сразу же, А может, и не сразу же Уселся на скамеечку И громко заревел. Какой-то взрослый аист, А может, и не аист, А может, и не взрослый, А очень молодой, Решил помочь слоненку, А может, поросенку, А может, крокодильчику, И взял его с собой. — Вот это твоя улица? — Вот это моя улица. А может быть, не эта, А может, не моя. — Вот это твоя клетка? — Вот это моя клетка. А может, и не эта, Не помню точно я. Так целый час ходили, А может, два ходили От клетки до бассейна Под солнцем и в пыли. Но дом, где жил слоненок, А может, поросенок, А может, крокодильчик, В конце концов нашли. А дома папа с бабушкой, А может, мама с дедушкой Сейчас же накормили Голодного сынка, Слегка его погладили, А может, не погладили, Слегка его пошлепали, А может, не слегка. Но с этих пор слоненок, А может, поросенок, А может, крокодильчик Свой адрес заучил И помнит очень твердо, И даже очень твердо. Я сам его запомнил, Но только позабыл.
| «Матрешка» Сидела в матрешке Другая матрешка И очень скучала Матрешка в матрешке.
А в этой матрешке — «Матрешке в матрешке» — Сидела скучала Другая матрешка. Сидела скучала Другая матрешка Размером, конечно, Поменьше немножко.
В матрешке «размером Поменьше немножко» Сидела матрешка Не больше горошка. Сидела матрешка Не больше горошка И тоже скучала Несчастная крошка.
И что интересно В «несчастной той крошке» Еще разместились Четыре матрешки. Еще разместились Четыре матрешки, Примерно такие, Как мушки и мошки.
Любому понятно, Что каждой матрешке Хотелось побегать В саду по дорожке, Хотелось в траве Поваляться немножко, Размять свои ручки, Размять свои ножки. Но что они Могут поделать, матрешки? У них деревянные Ручки и ножки. У них деревянные Ручки и ножки. Скучают матрешки И то понарошке.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_2_klass.docx | 126.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Конспект урока литературного чтения,
проведенного 27.11.2018 г. в 2 «» классе,
обучающейся 41 группы
Дубовик Ириной Олеговной
Тема: «В.Берестов «Кошкин щенок» Приемы сказочного текста в стихотворении. Герои стихотворения. Характер героев. Рифма «О детях и для детей». Э.Н. Успенский, Стихи для детей. «Матрешка», «Смешной слоненок».
Учитель Жирова Л.А. (_______________)
Методист Кирина О.В.(________________)
Оценка _____________
Тема:«В.Берестов «Кошкин щенок» Приемы сказочного текста в стихотворении. Герои стихотворения. Характер героев. Рифма «О детях и для детей». Э.Н. Успенский, Стихи для детей. «Матрешка», «Смешной».
Цели: - сформировать у детей такие качества такие как: видеть и чувствовать за строками художественного произведения глубокий смысл текста.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся понимать смысл прочитанного, понимать о чем говорится в произведении; познакомятся с произведением В.Берестова «Кошкин щенок», Э.Н.Успенского «Матрешка», «Смешной слоненок»
познавательные УУД: умение структурировать знания; умение осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать полученные знания.
коммуникативные УУД: использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения, умение вступать в диалог и вести его; правильно строить фразы.
регулятивные УУД: понимать смысл вопросов, поставленных учителем; выполнять учебную задачу.
личностные УУД: осуществлять самоконтроль работы; ценностно-смысловая ориентация обучающихся.
Образовательные ресурсы: учебник литературное чтение 3 класс (учебная хрестоматия), (автор: .Л.А.Ефросинина),
Сценарий урока.
I.Мобилизующий этап.
1)Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Олеговна и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я.
- Все готовы меня слушать?
- Тогда начнем наш урок.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.
II. Проверка домашнего задания.
- Что вам было задано на дом.
- Кто хочет ответить?
(ответы детей).
- Молодцы, вы хорошо справились с домашним заданием.
III.Определение темы и целей урока.
Чтобы открыть тему нашего сегодняшнего урока вам нужно отгадать загадки.
-Мордочка усатая, шубка полосатая,
часто умывается, а с водой не знается… (кошка)
-Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается… (собака)
-О ком эти загадки? (о животных)
-Посмотрите внимательно на доску. Вы заметили, что в изображении этих животных я зашифровала слова?
-Что это за слова? ( О братьях наших меньших)
-Что они обозначают? (название изучаемого раздела)
-Почему он так называется? О ком он?
-Как мы должны относиться к «Братьям нашим меньшим?» (заботиться, ухаживать, любить)
- Почему? (Они нуждаются в нашей защите, любви и заботе. Они будут относиться к нам так же, как мы относимся к ним)
Беседа о выставке рисунков, загадок, рассказов детей и книг, организованных в классе по изучаемому разделу.
IV.Подготовка к восприятию текста.
Биография В. Берестова. Презентация.
Валентин Берестов стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Обаяние его весёлых «стишков» было настолько велико, что долгое время Валентин Берестов считался поэтом исключительно для малышей. Позже – для детей школьного возраста и взрослых.
Первая книга вышла для детей и называлась "Про машину". Затем последовали сборники стихов детям: "Веселое лето", "Как найти дорожку", "Улыбка", "Жаворонок", "Первый листопад».
Вывод: У нас есть уникальная возможность познакомиться с творчеством поэта на страницах учебника «Литературное чтение»
V.Первичное восприятие текста.
1)Слушание чтения учителя.
- А теперь, приготовились слушать.
Прослушивание обращения В. Берестова и его стихов «Веселое лето» и «Кошкин щенок».
-Ребята, вы улыбаетесь! Вам понравились стихи? Какие они? О ком они?
- Какими вы представляете себе героев этих стихотворений? Как они выглядят? Какие у них характеры?
-Откройте учебник на странице 130.
-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике, прочитайте название стихотворения.
-Что вы можете о нем сказать? (это только что прочитанное автором стихотворение «Кошкин щенок»).
-Как вы думаете, бывают в жизни такие случаи, когда животные-мамы воспитывают чужих детенышей, как своих, любят их, заботятся о них, или это фантазия автора?
-Вы знаете такие истории?
-Расскажите.
Рассказы детей.
-Молодцы, ребята! Я вижу, что вы наблюдательные, внимательные, понимаете и любите животных.
2)Чтение обучающихся по частям.
- А теперь продолжите вы.
-Прочитайте стихотворение шепотом и попытайтесь представить себе, как выглядят наши герои, какие у них отношения, какой характер.
Чтение стихотворения шепотом.
-Каким был щенок? Найдите строчки стихотворения, в которых описывается, каким был щенок в детстве. Прочитайте.
-Как кошка ухаживала за ним? Прочитайте выразительно.
-Каким стал сынок? Найдите и прочитайте.
-С какими трудностями встретилась кошка-мать, когда ее сын вырос? Найдите и прочитайте.
-Какой выход она нашла из этой ситуации? Прочитайте.
-Придумайте конец для стихотворения. -Каким он может быть, пофантазируйте.
-Охарактеризуйте маму- кошку по ее действиям и поступкам.
-Какая она? (добрая, заботливая, терпеливая, чистоплотная, любящая мать).
-Какой щенок? Какой у него характер? (милый, скромный, ласковый, беззаботный, надеющийся на маму, не самостоятельный, послушный - когда мама сказала ему мыться самостоятельно, он ее сразу же послушался ).
-Как вы думаете, ребята, а когда щенок вырос, внешне изменился, превратился в огромного пса, характер у него так же изменился?
-Почему? Объясните свое предположение.
-Ребята, подумайте и скажите, от чего может испортиться характер у собаки, почему она может стать злой?
-Нельзя обижать братьев наших меньших, надо заботиться о них, тогда они будут счастливыми и добрыми, будут любить нас, дарить нам радость от общения с ними.
VI.Эмоционально-оценочная беседа.
Беседа.
- Понравилось ли произведение?
- Поясните свой ответ.
а)анализ жанрового произведения.
- Что вы сейчас слушали, сказку, рассказ, или что-то другое?
(ответы детей).
б)Объяснение учителем непонятных слов.
- В тексте, встречаются слова, которые не всем были понятны.
VII.Анализ содержания произведения.
2)Оценка поступков героев.
2) Выборочное чтение - (слайд )
1 : Каким был щенок?
Дети: Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый сынок.
2 : Как кошка ухаживала за ним?
Дети: Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла
Язычком сыночка мыла.
Быстро лижет язычок
шею, спинку и бочок.
3: Какой была кошка – мать?
Дети: Кошка-мать - животное
Очень чистоплотное.
4: Каким стал сынок?
Дети: Но подрос
Сынок приёмный,
И теперь он пёс огромный.
5: С какими трудностями встретилась кошка – мать?
Дети: Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка.
Чтобы вымыть шею сыну,
Надо влезть ему на спину.
- Ох, - вздохнула кошка-мать,-
Трудно сына умывать!
6: Какой выход нашла кошка – мать?
Дети: Сам плескайся, сам купайся,
Сам без мамы умывайся.
- Чем закончилось стихотворение?
Дети: Сын купается в реке.
Мама дремлет на песке.
Вывод: для чего нам необходима эта информация? (для составления характеристики главных героев)
Каким был щенок? Какой была кошка – мать? (слайд )
На парте у вас лежит карточка со словами, характеризующие кошку-мать и щенка. Разделите слова на 2 группы:
ласковый, заботливая, милый, ласковая, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок |
Самостоятельная работа со словами.
- Проверяем: Щенок: ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный.
Кошка – мать: заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок.
Проверь работу (слайд )
Кошка - мать | Щенок |
заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок. | ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный. |
- Как изменился характер щенка, когда он подрос? (остался милый, скромный, ласковый и еще стал самостоятельный)- Какие отношения между кошкой и щенком? (доброжелательные, ласковые, нежные)
- Кто наши герои по отношению друг к другу? (кошка-мама, щенок-сын)
Вывод: Такие отношения бывают между близкими, родными людьми, даже если дети приёмные.
3)Определение отношения к героям.
1) - Каково отношение автора к своим героям? (доброе, нежное…) Докажите.
- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»? - Какова идея автора? (показать, что…)
- Придумайте своё название («Дружба», «Заботливая кошка», «Ласковый щенок»)
- Какой вывод мы сделаем?
Вывод: Щенок и кошка могут дружить, заботиться друг о друге и даже жить вместе.
2) Выразительное чтение стихотворения.
- Что показалось смешным, забавным в стихотворении? (у кошки щенок)
- Определите характер стихотворения? (шуточное, веселое…) - Значит при чтении нужно передать передать все чувства, и характер стихотворения
«Матрешка»
Сидела в матрешке
Другая матрешка
И очень скучала
Матрешка в матрешке.
А в этой матрешке —
«Матрешке в матрешке» —
Сидела скучала
Другая матрешка.
Сидела скучала
Другая матрешка
Размером, конечно,
Поменьше немножко.
В матрешке «размером
Поменьше немножко»
Сидела матрешка
Не больше горошка.
Сидела матрешка
Не больше горошка
И тоже скучала
Несчастная крошка.
И что интересно
В «несчастной той крошке»
Еще разместились
Четыре матрешки.
Еще разместились
Четыре матрешки,
Примерно такие,
Как мушки и мошки.
Любому понятно,
Что каждой матрешке
Хотелось побегать
В саду по дорожке,
Хотелось в траве
Поваляться немножко,
Размять свои ручки,
Размять свои ножки.
Но что они
Могут поделать, матрешки?
У них деревянные
Ручки и ножки.
У них деревянные
Ручки и ножки.
Скучают матрешки
И то понарошке.
«Смешной слоненок»
Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую
Хочу я рассказать.
Ее я помню с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помню,
Но буду вспоминать.
В одном старинном парке,
А может, и не в парке,
А может, в зоопарке
У мамы с папой жил
Один смешной слоненок,
А может, не слоненок,
А может, поросенок,
А может, крокодил.
Однажды зимним вечером,
А может, летним вечером
Он погулять по парку
Без мамы захотел.
И заблудился сразу же,
А может, и не сразу же
Уселся на скамеечку
И громко заревел.
Какой-то взрослый аист,
А может, и не аист,
А может, и не взрослый,
А очень молодой,
Решил помочь слоненку,
А может, поросенку,
А может, крокодильчику,
И взял его с собой.
— Вот это твоя улица?
— Вот это моя улица.
А может быть, не эта,
А может, не моя.
— Вот это твоя клетка?
— Вот это моя клетка.
А может, и не эта,
Не помню точно я.
Так целый час ходили,
А может, два ходили
От клетки до бассейна
Под солнцем и в пыли.
Но дом, где жил слоненок,
А может, поросенок,
А может, крокодильчик,
В конце концов нашли.
А дома папа с бабушкой,
А может, мама с дедушкой
Сейчас же накормили
Голодного сынка,
Слегка его погладили,
А может, не погладили,
Слегка его пошлепали,
А может, не слегка.
Но с этих пор слоненок,
А может, поросенок,
А может, крокодильчик
Свой адрес заучил
И помнит очень твердо,
И даже очень твердо.
Я сам его запомнил,
Но только позабыл.
VIII.Обобщающая беседа.
1)Определение главной мысли произведения.
- Как вы думаете, какая главная мысль произведения?
- А как автор определяет главную мысль произведения?
Кто любит животных, тот долго живёт.
И молодость в нём никогда не умрёт.
Кто кошке с собакой даст в доме приют,
Тому в душе будет покой и уют.
Проверено жизнью, известнейший факт,
Погладишь собаку – отступит инфаркт,
Где «меньшие братья» - в семье доброта.
Без них одиноко, вокруг – пустота.
Они ежедневно нам радость дают,
Быть преданным другом пример подают.
IX.Итог урока.
-Закончите предложения:
-На сегодняшнем уроке я узнал…
-На этом уроке я похвалил бы себя за…
-После урока мне захотелось…
-Оцените наш урок: на листочке с лицом человечка нарисуйте красным фломастером ротик.
-Было интересно, весело – улыбающийся.
-Не очень интересно – прямые губки.
-Не понравилось, скучно – уголки рта опущены вниз.
X.Задание на дом.
- Запишите задание на дом.(читать произведение «Кошкин щенок»
- Наш урок подходит к концу, спасибо всем, мне было приятно с вами работать.
- Урок окончен.
«Смешной слоненок»Одну простую сказку, А может, и не сказку, А может, не простую Хочу я рассказать. Ее я помню с детства, А может, и не с детства, А может, и не помню, Но буду вспоминать. В одном старинном парке, А может, и не в парке, А может, в зоопарке У мамы с папой жил Один смешной слоненок, А может, не слоненок, А может, поросенок, А может, крокодил. Однажды зимним вечером, А может, летним вечером Он погулять по парку Без мамы захотел. И заблудился сразу же, А может, и не сразу же Уселся на скамеечку И громко заревел. Какой-то взрослый аист, А может, и не аист, А может, и не взрослый, А очень молодой, Решил помочь слоненку, А может, поросенку, А может, крокодильчику, И взял его с собой. — Вот это твоя улица? — Вот это моя улица. А может быть, не эта, А может, не моя. — Вот это твоя клетка? — Вот это моя клетка. А может, и не эта, Не помню точно я. Так целый час ходили, А может, два ходили От клетки до бассейна Под солнцем и в пыли. Но дом, где жил слоненок, А может, поросенок, А может, крокодильчик, В конце концов нашли. А дома папа с бабушкой, А может, мама с дедушкой Сейчас же накормили Голодного сынка, Слегка его погладили, А может, не погладили, Слегка его пошлепали, А может, не слегка. Но с этих пор слоненок, А может, поросенок, А может, крокодильчик Свой адрес заучил И помнит очень твердо, И даже очень твердо. Я сам его запомнил, Но только позабыл. | «Матрешка» Сидела в матрешке Другая матрешка И очень скучала Матрешка в матрешке. А в этой матрешке — «Матрешке в матрешке» — Сидела скучала Другая матрешка. Сидела скучала Другая матрешка Размером, конечно, Поменьше немножко. В матрешке «размером Поменьше немножко» Сидела матрешка Не больше горошка. Сидела матрешка Не больше горошка И тоже скучала Несчастная крошка. И что интересно В «несчастной той крошке» Еще разместились Четыре матрешки. Еще разместились Четыре матрешки, Примерно такие, Как мушки и мошки. Любому понятно, Что каждой матрешке Хотелось побегать В саду по дорожке, Хотелось в траве Поваляться немножко, Размять свои ручки, Размять свои ножки. Но что они Могут поделать, матрешки? У них деревянные Ручки и ножки. У них деревянные Ручки и ножки. Скучают матрешки И то понарошке.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 3 классе по теме:А.С.Пушкин "Граф Нулин", "Зимняя дорога"
Урок построен в форме путешествия в зимнее царство. Познакомиться с поэзией А.С.Пушкина помогает Добрая Фея, которая ведет ребят по страницам его стихов и навевает зимнее настроение....
Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака"
Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака", проведён во 2 классе....
урок литературы 4 класс
урок литературы по учебнику "Родная речь" М.В.Голованова по теме "Л.Н.Толстой". 4 класс...
Конспект урока литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ Виталия Бианки «Лис и мышонок».
Конспект урока Литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения Школы 2 вида....
План урока литературы. Тема урока: А.П.Чехов «Каштанка»
Открытый урок по произведению А.П. Чехова "Каштанка". Урок освоения новых знаний....
Эссе на тему : На уроке возникла проблема: ученик на уроке не стал выполнять индивидуальное задание, а готовился к следующему уроку литературы….. Как должен повести себя учитель?
--------------------------------------------------------------------------------------------...
Открытый урок в 3 классе на уроке литературе . Тема В.Ю. Драгунский " Главные реки"
Разработка урока литературы с использованием современных гаджетов....