Урок по литературному чтению по теме "Дети и птичка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок по литературному чтению по теме "Дети и птичка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roshchina_s_s.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Серпухов
Конспект урока по литературному чтению
в 4 классе на тему: «А.Н. Плещеев
«Дети и птичка»»
Составитель: Рощина Светлана Сергеевна,
учитель начальных классов
2019 год
Урок по литературному чтению в 4 классе
по теме: «А. Н. ПЛЕЩЕЕВ «ДЕТИ И ПТИЧКА»».
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи:
- продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева;
- добиться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки выразительного чтения, творческие способности учащихся;
- помочь вспомнить определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения);
- прививать любовь к природе, работать над развитием выразительной речи, мышления
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомятся с творчеством А. Н. Плещеева и содержанием его произведения «Дети и птичка»;
научатся: выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения)
Метапредметные:
Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания
Личностные:называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о природе; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к живому
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Психологическая установка.
- Улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу. Сядьте удобно.
II. Проверка домашнего задания
- Посмотрите, какое чудо-дерево вырастили мы.
(На доске дерево с осенними листочками , на которых написаны фамилии поэтов: Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Евгений Абрамович Баратынский, Иван Саввич Никитин )
- Что вы видите?
(на листочках этого дерева написаны фамилии поэтов)
- Какие произведения написаны этими поэтами?
– К какому разделу относятся эти произведения? (Поэтическая тетрадь)
– К этому уроку вы готовили выразительное чтение стихотворения Е. А. Баратынского
« Весна, весна! Как воздух чист!..»
-Что значит прочитать выразительно? (Это значит целыми словами, без ошибок, соблюдая паузы, выделяя голосом нужные слова, передать интонацией чувства и настроение).
III. Изучение нового материала
Сообщение темы и постановка целей урока
МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ
Ребята! Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.
-У вас на партах лежат листочки.
-Зачеркните только одинаковые слоги.
-Какую фамилию вы прочитали? (Плещеев)
-Молодцы!
-А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.
Непоседы маленькие,
Прыгают, как заиньки,
Конфеты сладкие едят,
Смеются громко и кричат! (Дети)
Есть два крыла и голова,
Две лапки, клюв и перья.
Это что за невеличка?
Отгадали? Это … (Птичка)
-Назовите тему урока. (А.Н. Плещеев «Дети и птичка»)
- Предлагаю провести разминку речевого аппарата.
Упражнение для дикции
Сел сокол на гол ствол.
- Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.
– Прочитайте, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, спрашиваете.
- Сегодня на нашем дереве появится еще одна фамилия. Я попрошу выйти к доске: мальчика, у которого в имени есть эта (П) буква
девочку, у которой эта буква (Л) в имени вторая
мальчика, у которого имя начинается на эту букву (Е)
девочку у которой имя начинается на эту букву(Е)
мальчика, у которого эта буква (Е) в имени вторая
мальчика, у которого имя начинается на эту букву (В)
ученик, которому нравится эта буква (Щ)
- А теперь из предложенных букв составьте фамилию поэта.
(На экране портрет А. Н. ПЛЕЩЕЕВА.)
- Алексей Николаевич Плещеев.
-Итак, сформулируйте тему урока, продолжив предложение.
(Мы познакомимся … с произведением А. Н. Плещеева)
- Как вы думаете, для чего нам нужно знакомиться с новым автором и его произведением?
- Ребята, а что вы знаете о самом поэте?
- ....... расскажет нам об этом поэте.
Алексей Николаевич Плещеев родился 1825 году.
Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома.
Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.
Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета.
В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.
Умер Плещеев в 1893году.
Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. В литературном мире он пользовался общим уважением как старейший и честный писатель.
Итог: Спасибо за такой интересный рассказ.
Прочитайте пословицы и отгадайте, о ком они говорят
- Всякая она сети боится.
- Всякая она пером красуется.
- Где она ни летает, а своё гнездо знает.
- Ей даны крылья, а человеку – разум.
- О ком пословицы? Как связаны птицы с уроком ?
- Определите задачи урока, используя опорные слова.
(На доске запись:
Мы научимся…
Мы будем учиться…)
- Мы познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева.
- Мы научимся самостоятельно определять интонацию, которая соответствует произведению; находить в тексте средства художественной выразительности.
- Мы будем учиться наслаждаться поэзией, понимать ее
- Мы будем учиться читать произведение по ролям, передавая настроение героя.
Прослушивание аудиозаписи
- Сейчас мы с вами прослушаем произведение в исполнении актера театра. Вы могли бы конечно и сами прочитать, но почему важно услышать это произведение в исполнении актера?
(ответы ребят)
(слушание аудиозаписи)
Проверка первичного восприятия
-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
-Чем оно необычно? (Написано в форме диалога.)
-Назовите собеседников. (Дети и птичка.)
-Какой вы представили себе птичку?
-А детей? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать.)
Итог: Молодцы! Внимательно слушали.
Вторичное восприятие стихотворения
Чтение и работа по тексту
- Откройте учебники на стр. 145
-Прочитайте стихотворение про себя.
Для чего вам нужно прочитать это произведение?
(чтобы понять, глубже прочувствовать)
-Отметьте карандашом, какие слова и выражения вам не понятны.
-Проведём словарно-лексическую работу.
ПРОЧЬ – подальше от кого-либо
ПОНЕСЁМСЯ - следовать очень быстро, стремительно одно за другим
СТУЖА - сильный холод, мороз
ВЕШНЕЕ – весеннее. Вешнее солнце означает весеннее солнце.
-Подберите синонимы к словам: «детки» (малыши, ребятки)
-Подберите антоним к слову «звонкий» (глухой.)
- Почему улетает птичка?
- Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.
- Можем ли мы с помощью текста определить, куда улетает птичка? Прочитайте.
- Почему птичка выбрала именно юг для спасения от холода?
- Как говорит она об этом, прочитайте.
- Получается, ради спасения своей жизни птичка покидает свою Родину. Как вы думаете, будет ли она там счастлива?
- Как бы не было сыто и тепло на чужбине, родная сторонка милее.
- С каким чувством птичка рассказывает о своем возвращении?
- Прочитайте, передав это настроение.
- Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?
(хотел показать, что все в природе взаимосвязано, научить доброму душевному общению) Итог: Молодцы! Правильно ответили на все вопросы.
Работа в парах
-Ребята! Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? (Олицетворения, эпитеты.)
-Что такое олицетворение? (Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.)
-Что такое эпитет? (Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)
-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.
-Ребята 1 варианта ищут олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ
ветер не срывает
солнышко не прячется
ЭПИТЕТЫ
песенки звонкие
милые крошки
новые песни
вешнее солнце
- С какой целью использует поэт эти приёмы? (Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички.)
-Скажите, как автор относится к птичке? Докажите.
IV. Физкультминутка
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
Работа над выразительным чтением стихотворения
-Будем учиться читать стихотворение выразительно.
-С каким настроением будете читать 1 часть? (С грустным настроением, с болью и печалью.)
-Какой будет темп? (Быстрый)
-Прочитайте 1 часть.
-Меняется ли настроение во 2 части стихотворения? С каким чувством вы будете её читать?
( Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти.)
-Какой темп? (Темп плавный, неспешный.)
-Прочитайте 2 часть.
-Почему меняется ритм стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.)
-А теперь вы будете читать стихотворение по ролям.
-Сначала отметьте слова детей и птички, потом расставьте паузы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом.
(Дети работают в парах на листочках с текстом стихотворения.)
-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание по слайду.
Итог: -Кто выполнил задание правильно?
-А теперь послушаем вас. (Дети слушают и анализируют, как читают одноклассники.)
-Дайте оценку актерам.
-Как вы считаете, кому более точно удалось передать содержание, настроение героев.
V. Подведение итогов урока
-Ребята, наш урок подходит к концу.
-Давайте подведём итоги.
-Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Удалось ли нам их достигнуть?
-Что запомнили о Плещееве?
-Какое стихотворение читали?
-Что автор хотел показать вам своим стихотворением?
VI. Домашнее задание
-Откройте дневники, запишите домашнее задание.
стр.145
выучить стихотворение наизусть;
нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Выставление отметок
VII. Рефлексия
-Ребята, у нас появился маленький уголок леса, где могла произойти встреча детей и птички. Здесь есть дерево. На столах лежат птички. Выберите цвет карандаша и покажите своё настроение, раскрасив птичку. Красный – у вас хорошее, радостное, веселое настроение. Жёлтый – вам и не грустно, и невесело. Синий – вам грустно.
Прикрепите их к дереву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка"для чувашских школ 4 класс
Развёрнутый план-конспект урока составлен по литературному чтению (4 класс чувашских школ) на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка". Цель урока: формирование умения осмысленного чтения литературных произве...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Птичка"
Урок литературного чтения с презентацией по теме:"Рассказ Л.Н.Толстого "Птичка"....
Урок по литературному чтению "Плещеев "Птичка и дети" 4 класс
Урок по литературному чтению в 4 «А» классепо теме: «А. Н. Плещеев «Дети и птичка»». Тип урока: освоение нового материала...
Конспект урока по литературному чтению Плещеев А.Н. «Дети и птичка» 4 класс
Конспект урока по литературному чтению Плещеев А.Н. «Дети и птичка» 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Адыгейская сказка «Девочка-птичка»
Данный урок разработан с интересными заданиями....