Урок по литературному чтению по теме "Дети и птичка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок по литературному чтению по теме "Дети и птичка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roshchina_s_s.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Серпухов

     Конспект  урока по литературному чтению

  в 4  классе на тему: «А.Н. Плещеев

«Дети и птичка»»

Составитель: Рощина Светлана Сергеевна,

                          учитель начальных классов

2019 год

                        Урок по литературному чтению в 4 классе

по теме: «А. Н. ПЛЕЩЕЕВ «ДЕТИ И ПТИЧКА»».

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: 

  • продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева;
  • добиться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки выразительного чтения, творческие способности учащихся;
  • помочь вспомнить определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения);
  • прививать любовь к природе, работать над развитием выразительной речи, мышления

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся с творчеством А. Н. Плещеева и содержанием его произведения «Дети и птичка»;

научатся: выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения)

Метапредметные:

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания

Личностные:называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о природе; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к живому

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Психологическая установка.

- Улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу. Сядьте удобно. 

II.          Проверка домашнего задания

- Посмотрите, какое чудо-дерево вырастили мы.  

(На доске дерево с осенними листочками , на которых написаны фамилии поэтов: Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Евгений Абрамович Баратынский, Иван Саввич Никитин )  

- Что вы видите?

(на листочках этого дерева написаны фамилии поэтов)

 - Какие произведения написаны этими поэтами?

– К какому разделу относятся эти произведения? (Поэтическая тетрадь)

– К этому уроку вы готовили  выразительное чтение стихотворения Е. А. Баратынского

 « Весна, весна! Как воздух чист!..»

-Что значит прочитать выразительно? (Это значит целыми словами, без ошибок, соблюдая паузы, выделяя голосом нужные слова, передать интонацией чувства и настроение).


III.        Изучение нового материала

Сообщение темы и постановка целей урока

МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ


Ребята! Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.

-У вас на партах лежат листочки.

-Зачеркните только одинаковые слоги.

-Какую фамилию вы прочитали? (Плещеев)

-Молодцы!

-А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.

Непоседы маленькие,

Прыгают, как заиньки,

Конфеты сладкие едят,

Смеются громко и кричат! (Дети)

Есть два крыла и голова,
Две лапки, клюв и перья.

Это что за невеличка?

Отгадали? Это … (Птичка)

-Назовите тему урока. (А.Н. Плещеев «Дети и птичка»)

- Предлагаю провести разминку речевого аппарата.

Упражнение для дикции

Сел сокол на гол ствол.

- Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.

– Прочитайте, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, спрашиваете.

- Сегодня на нашем дереве появится еще одна фамилия. Я попрошу выйти к доске: мальчика, у которого в имени есть эта (П) буква

           девочку, у которой эта буква (Л) в имени вторая

           мальчика, у которого имя начинается на эту букву (Е)

           девочку у которой имя начинается на эту букву(Е)

           мальчика, у которого эта буква (Е) в имени вторая

           мальчика, у которого имя начинается на эту букву (В)

           ученик, которому нравится эта буква (Щ)

- А теперь из предложенных букв составьте фамилию поэта.

(На экране портрет А. Н. ПЛЕЩЕЕВА.)

- Алексей Николаевич Плещеев.

-Итак, сформулируйте тему урока, продолжив предложение.

(Мы познакомимся … с произведением А. Н. Плещеева)

- Как вы думаете, для чего нам нужно знакомиться с новым автором и его произведением?

- Ребята, а что вы знаете о самом поэте?

- .......   расскажет нам об этом поэте.

Алексей Николаевич Плещеев родился 1825 году.

     Алексей Николаевич Плещеев  родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома.

     Детство Алёши Плещеева прошло  в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.

    Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.

    Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в Петербургский  университет, на  восточное отделение  историко – филологического университета.

    В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.

Умер Плещеев в 1893году.

    Современники вспоминали Плещеева как  исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. В литературном мире он пользовался общим уважением как старейший и честный писатель.

Итог: Спасибо  за такой интересный рассказ.

Прочитайте пословицы и отгадайте, о  ком они говорят

  • Всякая она сети боится.
  • Всякая она пером красуется.
  • Где она ни летает, а своё гнездо знает.
  • Ей даны крылья, а человеку – разум.

- О ком пословицы?  Как связаны птицы с уроком ?

- Определите задачи урока, используя опорные слова.

(На доске запись:

 Мы научимся…

 Мы будем учиться…)

  1. Мы познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева.
  2. Мы научимся самостоятельно определять интонацию, которая соответствует произведению; находить в тексте средства художественной выразительности.
  3. Мы будем учиться наслаждаться поэзией, понимать ее
  4. Мы будем учиться читать произведение по ролям, передавая настроение героя.

Прослушивание аудиозаписи

- Сейчас мы с вами прослушаем произведение в исполнении актера театра. Вы могли бы конечно и сами прочитать, но почему важно услышать это произведение в исполнении актера?

(ответы ребят)

(слушание аудиозаписи)

Проверка первичного восприятия

-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

-Чем оно необычно? (Написано в форме диалога.)

-Назовите собеседников. (Дети и птичка.)

-Какой вы представили себе птичку?

-А детей? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать.)

Итог: Молодцы! Внимательно слушали.

Вторичное восприятие стихотворения

Чтение и работа по тексту

- Откройте учебники на стр. 145

-Прочитайте стихотворение про себя.

Для чего вам нужно прочитать это произведение?

(чтобы понять, глубже прочувствовать)

-Отметьте карандашом, какие слова и выражения вам не понятны. 

-Проведём словарно-лексическую работу.

ПРОЧЬ – подальше от кого-либо

ПОНЕСЁМСЯ - следовать очень быстро, стремительно одно за другим

СТУЖА - сильный холод, мороз

ВЕШНЕЕ – весеннее. Вешнее солнце означает весеннее солнце.

-Подберите синонимы к словам: «детки» (малыши, ребятки)

-Подберите антоним к слову «звонкий» (глухой.)

- Почему улетает птичка?

- Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.

- Можем ли мы с помощью текста определить, куда улетает птичка? Прочитайте.

- Почему птичка выбрала именно юг для спасения от холода?

- Как говорит она об этом, прочитайте.

- Получается, ради спасения своей жизни птичка покидает свою Родину. Как вы думаете, будет ли она там счастлива?

- Как бы не было сыто и тепло на чужбине, родная сторонка милее.

- С каким чувством птичка рассказывает о своем возвращении?

- Прочитайте, передав это настроение.

- Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?

(хотел показать, что все в природе взаимосвязано, научить доброму душевному общению) Итог: Молодцы! Правильно ответили на все вопросы.

Работа в парах

-Ребята! Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? (Олицетворения, эпитеты.)

-Что такое олицетворение? (Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.)

-Что такое эпитет? (Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)

-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.

-Ребята 1 варианта ищут олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

ветер не срывает

солнышко не прячется

ЭПИТЕТЫ

песенки звонкие

милые крошки

новые песни

вешнее солнце

- С какой целью использует поэт эти приёмы? (Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички.)

-Скажите, как автор относится к птичке? Докажите.

IV.      Физкультминутка

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

Работа над выразительным чтением стихотворения

-Будем учиться читать стихотворение выразительно.

-С каким настроением будете читать 1 часть? (С грустным настроением, с болью и печалью.)

-Какой будет темп? (Быстрый)

-Прочитайте 1 часть.

-Меняется ли настроение во 2 части стихотворения? С каким чувством вы будете её читать?

( Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти.)

-Какой темп? (Темп плавный, неспешный.)

-Прочитайте 2 часть.

-Почему меняется ритм стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.)

-А теперь вы будете читать стихотворение по ролям.

-Сначала отметьте слова детей и птички, потом расставьте паузы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом.

(Дети работают в парах на листочках с текстом стихотворения.)

-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание по слайду.

Итог: -Кто выполнил задание правильно?

-А теперь послушаем вас. (Дети слушают и анализируют, как читают одноклассники.)

-Дайте оценку актерам.

-Как вы считаете, кому более точно удалось передать содержание, настроение героев.

V.        Подведение итогов урока

-Ребята, наш урок подходит к концу.

-Давайте подведём итоги.

-Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Удалось ли нам их достигнуть?

-Что запомнили о Плещееве?

-Какое стихотворение читали?

-Что автор хотел показать вам своим стихотворением?

VI.       Домашнее задание

-Откройте дневники, запишите домашнее задание.

стр.145

выучить стихотворение наизусть;

нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Выставление отметок

VII.       Рефлексия

-Ребята, у нас появился маленький уголок леса, где могла произойти встреча детей и птички. Здесь есть дерево.  На столах лежат птички. Выберите цвет карандаша  и покажите своё настроение, раскрасив птичку. Красный – у вас хорошее, радостное, веселое настроение. Жёлтый – вам и не грустно, и невесело. Синий – вам грустно.

Прикрепите их к дереву.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка"для чувашских школ 4 класс

Развёрнутый план-конспект урока составлен по литературному чтению (4 класс чувашских школ) на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка". Цель урока: формирование умения осмысленного чтения литературных произве...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Птичка"

Урок литературного чтения с презентацией по теме:"Рассказ Л.Н.Толстого "Птичка"....

Урок по литературному чтению "Плещеев "Птичка и дети" 4 класс

Урок по литературному чтению в 4 «А» классепо теме: «А. Н. Плещеев «Дети и птичка»». Тип урока: освоение нового материала...

Конспект урока по литературному чтению Плещеев А.Н. «Дети и птичка» 4 класс

Конспект урока по литературному чтению Плещеев А.Н. «Дети и птичка» 4 класс...