Конспект урока "Знакомство с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" ("Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя:
- знакомство учащихся с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»;
- расширение знаний о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка;
- отработка навыка правильного, выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта "Знакомство с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" | 36.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 27 февраля 2018г., вторник Школа: МАОУ СОШ №148 Класс: 4 «г» Кабинет: 203 Время: 09:10 – 09:50 | ФИО учителя: Симинихина Ю.А. ФИ студента: Гурьянова А. ФИО методиста: Воронова М.В. |
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Знакомство с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»
Цели деятельности учителя:
- знакомство с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»;
- расширение знаний о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка;
- отработка навыка правильного, выразительного чтения.
Планируемые результаты
Предметные:
- познакомиться с биографией писателя;
- отработать навыки правильного выразительного чтения;
- уметь анализировать характер и поступки героев.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: учебник: Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс (2 часть, «Школа России»), презентация.
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 2 мин | - Здравствуйте, ребята! - Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Проверьте, все ли вы приготовили к уроку. - Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. - Садитесь. | Приветствуют учителя Слушают учителя Показывают готовность к уроку | Р: выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация Практический: чтение учащихся Словесный: учебный диалог | 5 мин | А начнем мы наш урок с речевой разминки. Посмотрите, пожалуйста, на экран. - Что вы видите? Подарили собаку Нет, не просто подарили, В день рожденья подарили Очень славного щенка! Он малюсенький пока… Он идет смешной-смешной, Путается в лапках. Подрастет щеночек мой – Он поправдашний, живой. (И. Токмакова.) - Прочитайте стихотворение про себя. - Прочитайте, разделив на слоги. - Прочитайте с интонацией удивления. - Прочитайте шепотом. - Прочитайте выразительно. Молодцы! - Скажите, пожалуйста, как вы понимаете чувства рассказчика? - Дарили вам когда-нибудь такие подарки? - Что вы при этом испытывали? - Да, когда животные маленькие – они все хорошие и милые. Но когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. - Что же делать, чтобы этого не произошло? | - Слушают учителя - На экране представлено стихотворение - Читают стихотворение про себя - Читают стихотворение, разделив на слоги - Читают с интонацией удивления - Читают стихотворение шепотом - Рассказчик очень рад подарку - Да, дарили - Я был счастлив, ведь маленькие животные такие хорошие Слушают учителя - Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное – не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили. | П: анализ объектов с целью выделения признаков П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог | 5 мин | - А сейчас, ребята, откройте учебник на стр. 75 и прочитайте название нового раздела. - Как вы понимаете это название? Что мы будем в нём изучать? - Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе. - Чему научимся? - А чему будем учиться? - Хорошо. - Чтобы узнать о ком мы будем говорить на уроке, вам в парах нужно разгадать кроссворд. 1. Дед в шубу одет, наружу мех. 2. Не говорит, не поет, А кто к хозяину идет – Она знать дает. 3. В лесу у пня Суетня, беготня: Народ рабочий Весь день хлопочет, Себе город строит. 4. Лежит под плетнем И крутит хвостом. Ничего не болит, А все стонет. 5. Дикая свинья, а также самец дикой свиньи. - Какое слово получилось по горизонтали? - Кто это? - А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? - Что мы узнаем? - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением Мамина-Сибиряка «Приёмыш». | Слушают учителя - Я думаю, мы будем изучать природу и влияние человека на неё - Мы познакомимся с произведениями писателей-натуралистов Е.Чарушина, М.Пришвина, А.Куприна, В.Астафьева, Д.Мамина-Сибиряка. Мы научимся: - внимательно читать произведения, наблюдать, как авторы описывают животных, птиц, природу; - определять тему, которая объединяет рассказы в разделе; - находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления. - Мы будем учиться: - познавать мир и себя благодаря чтению произведений о природе; - составлять самостоятельно научно-познавательный текст. 1. Медведь 2. Собака 3. Муравей 4. Свинья 5. Кабан - Получилось слово Мамин - Я думаю, это русский писатель - Мы познакомимся с биографией Мамина-Сибиряка, почитаем его произведения Слушают учителя | П: выдвижение гипотез и их обоснование К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: анализ объектов с целью выделения признаков Р: целеполагание Р: планирование |
4. | Открытие детьми нового знания Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя Наглядный: демонстрация Словесный: учебный диалог Динамическая пауза Практический: выполнение физических упражнений | 5 мин 2 мин | - Скажите, что вы уже знаете об авторе? - Какие произведения читали? - Но перед тем как мы начнем знакомиться с произведением, мы познакомимся с самим автором. - Русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г. Настоящая фамилия писателя Мамин. Обратите внимание, родился на Урале в заводском поселке в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. Он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Публикуя свои произведения, он подписывался Д.Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов. - Что нового вы узнали об авторе? - Сейчас мы с вами немного отдохнём. Встаём все. Наклонилась сперва Книзу наша голова (наклон вперёд) Вправо-влево мы с тобой Покачаем головой. (наклоны в стороны) Ручки за голову, вместе Начинаем бег на месте. (имитация бега) Уберём и я, и вы Руки из-за головы. Тихонечко сели на свои места | - Я знаю, что это русский писатель. Его настоящая фамилия Мамин. Слушают учителя Слушают биографию писателя - Я узнал, что его настоящая фамилия Мамин. Выполняют физические упражнения Садятся на свои места | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: управление поведением партнёра К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
5. | Первичное закрепление Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог | 3 мин | - В тексте нам встретятся незнакомые слова. Попробуйте объяснить значение слов: ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение. ПРОТОКА - 1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал. САЙМА - рыбацкая стоянка. МУШТИРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре. МУШТРА - суровая система воспитания, обучения. - А теперь подберите синонимы к словам: ОТЧАЯННЫЙ (безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий). ГОРДЫЙ (горделивый, самолюбивый, высокомерный). - Подберите антонимы к словам: ОРИГИНАЛЬНЫЙ (банальный) ОСОБЕННЫЙ (обыкновенный) | Слушают учителя - ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение. - ПРОТОКА - 1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал. - САЙМА - рыбацкая стоянка. - МУШТИРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре. - МУШТРА - суровая система воспитания, обучения. ОТЧАЯННЫЙ (безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий). ГОРДЫЙ (горделивый, самолюбивый, высокомерный). ОРИГИНАЛЬНЫЙ (банальный) ОСОБЕННЫЙ (обыкновенный) | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: чтение учащихся Словесный: учебный диалог Практический: чтение учащихся Словесный: учебный диалог Практический: чтение учащихся Словесный: учебный диалог Практический: чтение учащихся Словесный: учебный диалог Практический: чтение учащихся Словесный: учебный диалог Практический: чтение учащихся Словесный: учебный диалог | 12 мин | - А сейчас давайте прочитаем рассказ «Приёмыш». - Начну читать я, а вы все следите. - Продолжим читать по цепочке. 1 часть. - Ребята, а кто знает, что такое ДОСПЕХИ? 1) в старину: воинское снаряжение. 2) тяжеловесное снаряжение. - А что такое ПРОТОКА? 1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема. 2) узкая соединительная полость, канал. - Ребята, о чем мы с вами прочитали в этой части рассказа? - Кто плыл перед лодкой Тараса? 2 часть. - Кто знает значение слова САЙМА? рыбацкая стоянка. - О чём говорится в этой части? - Что случилось с Приёмышем? - Почему Тарас взял лебедя к себе домой? - С какими чувствами Тарас говорил о Приёмыше? 3 часть. - Что вы можете сказать о Тарасе? - Скучно ли ему живётся одному в лесу? 4 часть. - Подберите, пожалуйста, синонимы к слову ГОРДЫЙ (горделивый, самолюбивый, высокомерный). - Подберите антонимы к слову ОРИГИНАЛЬНЫЙ (банальный) - Как Тарас относился к Приёмышу? - Почему Старик называл птицу гордой? - Как Соболько относился к лебедю? 5 часть. - О чём говорится в этой части? - Что случилось с лебедем? - Как вы думаете, Тарас расстроился, когда потерял Приёмыша? 6 часть. Кто знает, что значит МУШТРУЮТ? обучать, подвергать муштре. МУШТРА - суровая система воспитания, обучения. - Что сделал Тарас с Приёмышем? - Почему старик говорил, что лебедь пропадёт на свободе? 7 часть. - Подберите антонимы к слову ОСОБЕННЫЙ (обыкновенный) - Почему старик назвал лебедя особенной птицей? - Выпустил ли Тарас Приёмыша? - Что сделал Приёмыш в знак благодарности? - Тосковали ли старик и Соболько по лебедю? | - Слушают учителя - Внимательно слушают рассказ, следят по тексту - ДОСПЕХИ – 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение. - ПРОТОКА – 1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал. - В этой части рассказчик пришёл в гости к старому товарищу, его встретил пёс старика. Товарища дома не было, а когда он вернулся, рассказчик заметил, что перед лодкой Тараса плыл лебедь. - САЙМА - рыбацкая стоянка. - В этой части Тарас рассказал, откуда у него появился Приёмыш. - Лебедя с лебёдушкой пристрелили, а этот остался. Летать приёмыш не умеет. Поэтому Тарас взял лебедя к себе домой. О Приёмыше старик говорил необыкновенно любовно. - У Тараса когда-то была семья. Дети перемёрли и жена умерла. - Тарасу не скучно живётся в лесу, он там князь князей, всё у него есть. - ГОРДЫЙ (горделивый, самолюбивый, высокомерный). - ОРИГИНАЛЬНЫЙ (банальный) - Старик ужасно был доволен своим Приёмышем. - Гордая птица, свой характер имеет, с Собольком себя гордо держит. - Лебедь с Собольком вместе играли. - Рассказчик попал на Светлое озеро уже поздней осенью. - Приёмыш затосковал по лебедям, которые прилетали к нему. - Да, Тарас очень расстроился. Приёмыш для него был, как близкий человек. - МУШТИРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре. МУШТРА - суровая система воспитания, обучения. - Старик запер Приёмыша в избушку на целый день. - Старик говорил, что приёмыш один вырос, никуда не летал. Непривычен он к дальнему лёту. ОСОБЕННЫЙ (обыкновенный) - Тарас назвал лебедя особенной птицей, потому что, если «его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет». - Да, Тарас выпустил Приёмыша. - Приёмыш остановился на берегу и по-своему крикнул: «Спасибо за хлеб, за соль!..» - Старик и Соболько первое время сильно тосковали по Приёмышу. | П: самостоятельное создание способов решения проблем К: управление поведением партнёра К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: поиск и выделение необходимой информации К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: поиск и выделение необходимой информации К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: поиск и выделение необходимой информации |
7. | Включение в систему знаний, повторение Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация
Словесный: учебный диалог | 3 мин | - Ваши впечатления о прочитанном? - Почему Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш»? Объясни. Доброта – это богатство, щедрость души человека. - Докажите, что добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов прийти на помощь? - Почему Тарас решил приютить птицу? - Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу? - Почему старик назвал лебедя особенной птицей? - Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? - Почему герой отпустил лебедя? - Как он сам объяснил свой поступок? | - Рассказ очень интересный, поучительный, мне он очень понравился - Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ "Приёмыш", потому что в нём идет речь о молодом диком лебеде, которого подобрал старый сторож Тарас - Он его решил приютить, потому что его родителей пристрелили охотники и лебедь остался один, даже не умея летать. Тарас хорошо относился к приёмышу. Приёмыша он назвал особенной птицей, потому что тот всё понимал, что старик скажет. - Тарасу было обидно: «Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним!» - Тарас не мог не отпустить Приемыша, потому что был мудрым человеком с добрым сердцем и понимал, что лебедь в неволе вряд ли выживет, хотя может пропасть и на свободе, так как «непривычен к дальнему лету». - «Ежели удержу его на зиму, затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил». | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П: поиск и выделение необходимой информации П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Практический: выполнение задания Наглядный: демонстрация Словесный: учебный диалог | 3 мин | - А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома вы подготовите пересказ произведения «Приёмыш». - Кому не понятно задание? - Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. - Над какой темой мы работали? - А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока? - С каким рассказом мы сегодня познакомились? - О чем это произведение? - А сейчас давайте выставим отметки за урок. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и назовите мне свою фамилию и количество. - Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.
– Вы сегодня замечательно потрудились. – Какое настроение у вас в конце урока? – Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. | Записывают домашнее задание - Всем понятно Мы работали над темой: «Знакомство с произведением Мамина-Сибиряка «Приёмыш»» - Мы знакомились с произведением Мамина-Сибиряка «Приёмыш» - В произведении идет речь о молодом диком лебеде, которого подобрал старый сторож Тарас, он решил его приютить, потому что родителей пристрелили охотники и лебедь остался один, даже не умея летать. Выполняют задание Дополняют фразы Отвечают на вопросы | Р: оценка Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Тема: "Образ дедушки Тараса" в произведении Д. Н. Мамина-Сибиряка "Приёмыш"
Литературное чтение 3 классТема «Образ дедушки Тараса» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-ой урок по произведению) Урок литературного чтения в 3 классе с использованием педагогических тех...
Учебно-методический комплект по литературному чтению за 4 класс на тему" Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»." (Школа России)
Расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка; формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения....
План-конспект урока по окружающему миру «Что такое хвоинки?» УМК «Школа России» Класс: 1
Цель: Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений, научить по хвое определять породу дерева. ...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" 4 класс
Цель: расширить знания учащихся о творчестве Д. Н. Мамина-Сибирика и познакомить с произведением «Приёмыш».Тип урока: открытие нового знания.Планируемые результаты:ü Личностные: развитие мотивации уче...
Тест по произведению Д.Н.Мамина-Сибиряка "Приёмыш"
Тест по произведению...
Тема: Характеристика героя произведения . Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Предмет: Литературное чтение Класс: 4 классТема: Характеристика героя произведения . Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»...