Конспект урока "Знакомство с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" ("Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Чиркова Анастасия Сергеевна

Цели деятельности учителя:

  • знакомство учащихся с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»;
  • расширение знаний о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка;
  • отработка навыка правильного, выразительного чтения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 27 февраля 2018г., вторник

Школа: МАОУ СОШ №148

Класс: 4 «г»        

Кабинет: 203

Время: 09:10 – 09:50

ФИО учителя: Симинихина Ю.А.

ФИ студента: Гурьянова А.

ФИО методиста: Воронова М.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Знакомство с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»

Цели деятельности учителя:

  • знакомство с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»;
  • расширение знаний о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка;
  • отработка навыка правильного, выразительного чтения.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • познакомиться с биографией писателя;
  • отработать навыки правильного выразительного чтения;
  • уметь анализировать характер и поступки героев.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник: Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс (2 часть, «Школа России»), презентация.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

-  Здравствуйте, ребята!

-  Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-  Проверьте, все ли вы приготовили к уроку. -  Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.

-  Садитесь.

Приветствуют учителя

Слушают учителя

Показывают готовность к уроку

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

5 мин

А начнем мы наш урок с речевой разминки. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

- Что вы видите?

Подарили собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока…

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках.

Подрастет щеночек мой –

Он поправдашний, живой.

(И. Токмакова.)

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Прочитайте, разделив на слоги.

- Прочитайте с интонацией удивления.

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте выразительно. Молодцы!

- Скажите, пожалуйста,  как вы понимаете чувства рассказчика?

- Дарили вам когда-нибудь такие подарки?

- Что вы при этом испытывали?

- Да, когда животные маленькие – они все хорошие и милые. Но когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице.

- Что же делать, чтобы этого не произошло?

- Слушают учителя

- На экране представлено стихотворение

- Читают стихотворение про себя

- Читают стихотворение, разделив на слоги

- Читают с интонацией удивления

- Читают стихотворение шепотом

- Рассказчик очень рад подарку

- Да, дарили

- Я был счастлив, ведь маленькие животные такие хорошие

Слушают учителя

- Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное – не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Словесный:

учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

5 мин

- А сейчас, ребята, откройте учебник на стр. 75 и прочитайте название нового раздела.

- Как вы понимаете это название? Что мы будем в нём изучать?

- Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.

- Чему научимся?

- А чему будем учиться?

- Хорошо.

- Чтобы узнать о ком мы будем говорить на уроке, вам в парах нужно разгадать кроссворд.

1. Дед в шубу одет, наружу мех.

2. Не говорит, не поет,

    А кто к хозяину  идет –

    Она знать дает.

3. В лесу у пня

 Суетня, беготня:

 Народ рабочий

 Весь день хлопочет,

 Себе город строит.

4. Лежит под плетнем

 И крутит хвостом.

 Ничего не болит,

 А все стонет.

5. Дикая свинья, а также самец дикой свиньи.

- Какое слово получилось по горизонтали?    - Кто это?

- А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Что мы узнаем?

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

Слушают учителя

- Я думаю, мы будем изучать природу и влияние человека на неё

- Мы познакомимся с произведениями писателей-натуралистов Е.Чарушина, М.Пришвина, А.Куприна, В.Астафьева, Д.Мамина-Сибиряка.

Мы научимся:

- внимательно читать произведения, наблюдать, как авторы описывают животных, птиц, природу;

- определять тему, которая объединяет рассказы в разделе;

- находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления.

- Мы будем учиться:

- познавать мир и себя благодаря чтению произведений о природе;

- составлять самостоятельно научно-познавательный текст.

1. Медведь

2. Собака

3. Муравей

4. Свинья

5. Кабан

- Получилось слово Мамин

- Я думаю, это русский писатель

- Мы познакомимся с биографией Мамина-Сибиряка, почитаем его произведения

Слушают учителя

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Р: целеполагание

Р: планирование

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

Динамическая пауза

Практический: выполнение физических упражнений

5 мин

2 мин

- Скажите, что вы уже знаете об авторе?

- Какие произведения читали?

- Но перед тем как мы начнем знакомиться с произведением, мы познакомимся с самим автором.

- Русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г. Настоящая фамилия писателя Мамин. Обратите внимание, родился на Урале в заводском поселке в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. Он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Публикуя свои произведения, он подписывался Д.Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов.

- Что нового вы узнали об авторе?

- Сейчас мы  с вами немного отдохнём. Встаём все.

Наклонилась сперва

Книзу наша голова

(наклон вперёд)

Вправо-влево мы с тобой

Покачаем головой.

(наклоны в стороны)

Ручки за голову, вместе

Начинаем бег на месте.

(имитация бега)

Уберём и я, и вы

Руки из-за головы.

Тихонечко сели на свои места

- Я знаю, что это русский писатель. Его настоящая фамилия Мамин.

Слушают учителя

Слушают биографию писателя

- Я узнал, что его настоящая фамилия Мамин.

Выполняют физические упражнения

Садятся на свои места

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: управление поведением партнёра

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Первичное закрепление

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

3 мин

- В тексте нам встретятся незнакомые слова. Попробуйте объяснить значение слов:

ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.

ПРОТОКА - 1)  боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.

САЙМА - рыбацкая стоянка.

МУШТИРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.

МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.

- А теперь подберите синонимы к словам: ОТЧАЯННЫЙ (безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий).

ГОРДЫЙ (горделивый, самолюбивый, высокомерный).

- Подберите антонимы к словам:

ОРИГИНАЛЬНЫЙ (банальный)

ОСОБЕННЫЙ (обыкновенный)

Слушают учителя

- ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.

- ПРОТОКА - 1)  боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.

- САЙМА - рыбацкая стоянка.

- МУШТИРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.

- МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.

ОТЧАЯННЫЙ (безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий).

ГОРДЫЙ (горделивый, самолюбивый, высокомерный).

ОРИГИНАЛЬНЫЙ (банальный)

ОСОБЕННЫЙ (обыкновенный)

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

12 мин

- А сейчас давайте прочитаем рассказ «Приёмыш».

- Начну читать я, а вы все следите.

- Продолжим читать по цепочке.

1 часть.

- Ребята, а кто знает, что такое ДОСПЕХИ? 1) в старину: воинское снаряжение.

 2) тяжеловесное снаряжение.

- А что такое ПРОТОКА?

1)  боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема.

2) узкая соединительная полость, канал.

- Ребята, о чем мы  с вами прочитали в этой части рассказа?

-  Кто плыл перед лодкой Тараса?

2 часть.

- Кто знает значение слова САЙМА? рыбацкая стоянка.

- О чём говорится в этой части?

- Что случилось с Приёмышем?

- Почему Тарас взял лебедя к себе домой?

- С какими чувствами Тарас говорил о Приёмыше?

3 часть.

- Что вы можете сказать о Тарасе?

- Скучно ли ему живётся одному в лесу?

4 часть.

- Подберите, пожалуйста, синонимы к слову

ГОРДЫЙ

(горделивый, самолюбивый, высокомерный).

- Подберите антонимы к слову ОРИГИНАЛЬНЫЙ

 (банальный)

- Как Тарас относился к Приёмышу?

- Почему Старик называл птицу гордой?

- Как Соболько относился к лебедю?

5 часть.

- О чём говорится в этой части?

- Что случилось с лебедем?

- Как вы думаете, Тарас расстроился, когда потерял Приёмыша?

6 часть.

Кто знает, что значит МУШТРУЮТ? обучать, подвергать муштре.

МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.

- Что сделал Тарас с Приёмышем?

- Почему старик говорил, что лебедь пропадёт на свободе?

7 часть.

- Подберите антонимы к слову ОСОБЕННЫЙ

 (обыкновенный)

- Почему старик назвал лебедя особенной птицей?

- Выпустил ли Тарас Приёмыша?

- Что сделал Приёмыш  в знак благодарности?

- Тосковали ли старик и Соболько по лебедю?

- Слушают учителя

- Внимательно слушают рассказ, следят по тексту

- ДОСПЕХИ –

 1) в старину: воинское снаряжение;

2) тяжеловесное снаряжение.

- ПРОТОКА –

 1)  боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема;

2) узкая соединительная полость, канал.

- В этой части рассказчик пришёл в гости к старому товарищу, его встретил пёс старика. Товарища дома не было, а когда он вернулся, рассказчик заметил, что перед лодкой Тараса плыл лебедь.

- САЙМА - рыбацкая стоянка.

- В этой части Тарас рассказал, откуда у него появился Приёмыш.

- Лебедя с лебёдушкой пристрелили, а этот остался. Летать приёмыш не умеет. Поэтому Тарас взял лебедя к себе домой. О Приёмыше старик говорил необыкновенно любовно.

- У Тараса когда-то была семья. Дети перемёрли и жена умерла.

- Тарасу не скучно живётся в лесу, он там князь князей, всё  у него есть.

- ГОРДЫЙ (горделивый, самолюбивый, высокомерный).

- ОРИГИНАЛЬНЫЙ (банальный)

- Старик ужасно был доволен своим Приёмышем.

- Гордая птица, свой характер имеет, с Собольком себя гордо держит.

- Лебедь с Собольком вместе играли.

- Рассказчик попал на Светлое озеро уже поздней осенью.

- Приёмыш затосковал по лебедям, которые прилетали к нему.

- Да, Тарас очень расстроился. Приёмыш для него был, как близкий человек.

- МУШТИРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.

МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.

- Старик запер Приёмыша в избушку на целый день.

- Старик говорил, что приёмыш один вырос, никуда не летал. Непривычен он к дальнему лёту.

ОСОБЕННЫЙ

 (обыкновенный)

- Тарас назвал лебедя особенной птицей, потому что, если «его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет».

- Да, Тарас выпустил Приёмыша.

- Приёмыш остановился на берегу и по-своему крикнул: «Спасибо за хлеб, за соль!..»

- Старик и Соболько первое время сильно тосковали по Приёмышу.

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: поиск и выделение необходимой информации

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

 

Словесный: учебный диалог

3 мин

- Ваши впечатления о прочитанном?

- Почему Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш»? Объясни.

Доброта – это богатство, щедрость души человека.

- Докажите, что добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов прийти на помощь?

- Почему Тарас решил приютить птицу?

- Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу?

- Почему старик назвал лебедя особенной птицей?

- Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел?

- Почему герой отпустил лебедя?

- Как он сам объяснил свой поступок?

 - Рассказ очень интересный, поучительный, мне он очень понравился

- Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ "Приёмыш", потому что в нём идет речь о молодом диком лебеде, которого подобрал старый сторож Тарас

 - Он его решил приютить,  потому что его родителей пристрелили охотники и лебедь остался один,  даже не умея летать.

Тарас хорошо относился к приёмышу. Приёмыша он назвал особенной птицей, потому что тот  всё понимал, что старик скажет.

- Тарасу было обидно: «Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним!» 

- Тарас не мог не отпустить Приемыша, потому что был мудрым человеком с добрым сердцем и понимал, что лебедь в неволе вряд ли выживет, хотя может пропасть и на свободе, так как «непривычен к дальнему лету».

- «Ежели удержу его на зиму, затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил».

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознание и произвольное

построение речевого высказывания в устной форме

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог 

Практический: выполнение задания

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

3 мин

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома вы подготовите пересказ произведения «Приёмыш».

- Кому не понятно задание?

- Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.

- Над какой темой мы работали?

- А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока?

- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

- О чем это произведение?

- А сейчас давайте выставим отметки за урок. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и назовите мне свою фамилию и  количество.

- Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось...

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Записывают домашнее задание

- Всем понятно

Мы работали над темой: «Знакомство с произведением Мамина-Сибиряка «Приёмыш»»

- Мы знакомились с произведением Мамина-Сибиряка «Приёмыш»

- В произведении идет речь о молодом диком лебеде, которого подобрал старый сторож Тарас, он решил его приютить,  потому что родителей пристрелили охотники и лебедь остался один,  даже не умея летать.

Выполняют задание

Дополняют фразы

Отвечают на вопросы

Р: оценка

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Тема: "Образ дедушки Тараса" в произведении Д. Н. Мамина-Сибиряка "Приёмыш"

Литературное чтение 3 классТема  «Образ дедушки Тараса» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-ой урок по произведению) Урок литературного чтения в 3 классе с использованием педагогических тех...

Учебно-методический комплект по литературному чтению за 4 класс на тему" Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»." (Школа России)

Расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка;  формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения....

План-конспект урока по окружающему миру «Что такое хвоинки?» УМК «Школа России» Класс: 1

Цель:         Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений,  научить  по  хвое  определять  породу  дерева.        ...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" 4 класс

Цель: расширить знания учащихся о творчестве Д. Н. Мамина-Сибирика и познакомить с произведением «Приёмыш».Тип урока: открытие нового знания.Планируемые результаты:ü Личностные: развитие мотивации уче...

Тема: Характеристика героя произведения . Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Предмет: Литературное чтение        Класс: 4 классТема: Характеристика  героя произведения . Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»...