Разработка урока внеклассного чтения Р.Киплинг "Маугли"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Дуркина Тамара Федоровна

Разработка представлена к уроку внеклассного чтения по сказке Р. Киплинга "Маугли" (4 класс). На данном уроке дети познакомятся с биографией писателя, будут работать над содержанием, языком сказки, выполняя различные задания, игры, тесты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_skazke_maugli.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения                                                      Класс: 4

Тема урока:Р. Киплинг  «Маугли».

Цели: Познакомить учащихся с биографией писателя.

Работать над содержанием, языком сказки.

Прививать уважительное отношение друг к другу, умение заботиться о близких, родных людях, приходить на помощь в трудные моменты.

Демонстрационный материал: презентация к уроку, детские книги со сказкой  «Маугли», карточки с играми, тестом.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Основная часть.
  1. Объявление темы, целей урока.
  2. Сообщение учащихся о писателе.

       Джозеф Редьярд Киплинг — английский поэт и писатель, родился 30 декабря 1865 года в Индии в городе Бомбее. Имя Редьярд он получил в честь английского озера Редьярд, где познакомились его родители.

      Няня-индианка научила маленького Редьярда говорить на хинди, познакомила с индийскими сказками о животных.   Но в 5 лет вместе со своей сестрой он отправляется на учёбу. В Англии Р.Киплинг учился в пансионе, где к нему относились очень жестоко. Он все время вспоминал свое счастливое время в Индии, поэтому Киплинг пронес любовь к ней через всю жизнь.

     Киплинг общался с туземцами, наблюдал их быт, слушал их рассказчиков, изучал природный мир Индии. По возвращению из этого путешествия он написал «Книги Джунглей», в которые входят рассказы о Маугли - человеческом детеныше.

        В 1907 году Киплинг стал первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе «за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя».

     "Расспрашивайте про меня лишь у моих же книг", - обратился к своим читателям Р. Киплинг. После его смерти жена и дочь уничтожили весь архив писателя, и действительно не осталось от него ничего, кроме его книг.

  1. Работа над содержанием сказки.

1 часть сказки «Братья Маугли»

Игра «Плюс – минус» (детям выдаются карточки с заданием, учащиеся выполняют самостоятельно, затем идёт взаимопроверка)

Высказывание

+, -

1.

Действие сказки происходило в Сионийских горах.

2.

В стае волков было 5 волчат.

3.

Волки боялись Табаки за то, что он был разносчиком бешенства.

4.

Табаки принёс новость о том, что тигр Шер - Хан пришёл охотиться к ним в долину.

5.

Человеческого детёныша Волчица назвала Маугли.

6.

Вожаком стаи волков был большой серый волк – одиночка, сильный и ловкий Арго.

7.

 Тигр Шер – Хан просил, чтобы ему отдали человеческого детёныша.

8.

В защиту человеческого детёныша встали бурый медведь Балу и питон Каа.

9.

Багира посоветовала Маугли сходить в долину, в хижину людей и принести оттуда Красный Цветок.

10.

Акела был вожаком стаи волков 13 лет.

11.

На Скале Советов Маугли встал на защиту вожака стаи Акелы.

2 часть сказки «Охота Каа»

Работа по вопросам:

  1. Кто учил Маугли Закону Джунглей? (Медведь  Балу)
  2. Каким Великим Словам Джунглей научил Балу Маугли? (Мы одной крови, вы и я)
  3. Кого просил Балу остерегаться в Джунглях Маугли? (Обезьян)
  4. Что сделали обезьяны? (Они похитили Маугли)
  5. Как Маугли решил сообщить свой путь Багире и Балу? (Он увидел в небе коршуна Ракка и попросил его запомнить путь, по которому несли его обезьяны и передать Балу и Багире)
  6. Что предложил Балу, чтобы спасти Маугли? (Идти за помощью к питону Каа)
  7. Почему Каа согласился помочь Балу и Багире? (Багира и Балу сказали, что обезьяны называли его жёлтым дождевым червём. Он очень рассердился на них)

3 часть сказки «Тигр, тигр…»

Тест

  1. В индийской деревне Маугли приняла семья..

а) Меленды            б) Марго             в) Мессуи

  1. Маугли не выходил за ворота деревни в течение ….   месяцев

а) 2                             б) 3                       в) 5

  1. Деревенский староста приказал Маугли …

а) уйти из деревни       б) стеречь буйволов на пастбище

в) верить богам

  1. Маугли попросил Серого Брата ….

а) помочь ему пасти буйволов                б) передать привет Балу и Багире

в) сообщить ему, когда вернётся Шер –Хан

  1. Серый брат привёл на помощь Маугли…

а) Акелу            б) Балу            в) Багиру

  1. Маугли вернулся со шкурой Шер – Хана на Скалу Советов и стал …

а) вожаком стаи                              б) охотиться в джунглях один

в) охотиться в джунглях  с четырьмя волками

4 часть сказки «Как страх пришёл в джунгли»

Найди правильный ответ. Соотнеси героев сказки и их действия.

Дикобраз Сахи                             Остался во время засухи в джунглях и разжирел

Коршун Чиль                               Объявил Водяное Перемирие

Слон  Хатки                                Один из древнейших народов  Индии

Гонды                                            Рассказал новость о том, что дикий ямс подсыхает

Слон  Тха                                       Сделал Первого из Тигров  властелином и судьёй

                                                       над     джунглями

5 часть сказки «Нашествие Джунглей»

Игра «Найди ошибки»

  1. – Не в моём обычаи терпеть, чтобы моих волчат гоняли, как шакалов! Я бы заставила  человечью стаю поплатиться за это, но пощадила бы женщину, которая кормила тебя молоком. Да, я пощадила бы только её одну!- сурово сказала Багира. (Мать Волчица)

  1. – Я знал, что люди погонятся за нами,- торжествуя, сказал Маугли.- Недаром я был Вожаком Стаи. (Акела)

  1. – Я кормила тебя молоком, Нанху, ты помнишь? – робко спросила Мать Волчица. – Потому что ты мой сын, которого унёс тигр, и потому что я крепко тебя люблю. (Мессуа)

  1. - Брр!- принюхалась Мать Волчица. – Здесь пахнет человеком, но кровать как раз такая, на какой я  лежала в княжеском зверинце в Удайпуре. А теперь я лягу! (Багира)

6 часть сказки «Княжеский анкус»

Игра «Назови число»

  1. Каа, большой горный удав, переменил кожу  в ….. раз со дня своего рождения (200раз).
  2. Белая кобра была длиной ….. футов (8 футов).
  3. В княжеском Сокровище заброшенного города …. раз поднимали камень для того, чтобы пополнить его  новыми богатствами (5 раз).
  4. В княжеском Сокровище заброшенного города всё подземелье было  устлано слоем золотых и серебряных монет толщиной в …. футов, золота и серебра тут было не меньше …….    тонн  чистым весом (в 5-6 футов, 200 или 300 тонн).
  5. Бирюзовый анкус приносил смерть жителям джунглей. За одну ночь он убил …людей (6 людей)

Словарная работа: фут.

Фут- английская мера длины. Слово по-английски обозначает «ступня».

1 фут = 30см48мм

7 часть сказки «Дикие собаки»

Игра «Узнай героя»

1.- Жили-были Волк, мой отец, и Волчица, моя мать, а ещё жил-был старый серый Волк, который был для меня отцом и матерью. Когда собаки придут, я и Свободный Народ будут заодно в этой охоте. (Маугли)

2. – Я, может быть, и мудр. А что глух, так это верно. Не то я услышал бы пхиал.   забывай, что ты человек. Нет, не плыви сам- я двигаюсь быстрее. На спину ко мне, Маленький Брат! (Каа)

3. –Разве я не говорил, что это будет моя последняя битва? Славная была охота! А как ты, Маленький Брат? Ты человек, Маленький Брат, волчонок, взращённый мною. Тебе я обязан жизнью, а сегодня ты спас Стаю, как я когда-то спас тебя. (Акела)

8 часть сказки «Весенний бег»

Краткий пересказ части.

  1. Итоги урока. – Понравилась ли вам сказка «Маугли»?

                                   - Чему учит нас эта сказка?

                                  - Составьте синквейн о Маугли.

Маугли

Одинокий, смелый

Растёт, защищает, борется

Джунгли его дом

Вожак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: •    выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; •   ...

Разработка урока внеклассного чтения "А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"

Цели урока:1.      Формировать у обучающихся представление о творчестве А.С. Пушкина2.      Познакомить с историей создания «Сказки о попе…»3....

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Разработка урока внеклассного чтения "Какие вопросы задают сказки?"

Урок внеклассного чтения для 3класса в рамках раздела "Сказки народов мира"...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....

Разработка урока внеклассного чтения

Разработка урока внеклассного чтения по произведениям Н.Носова в коррекционной школе 8 вида...